Научная статья на тему 'Компетентностный набор стандарта как ценностный ориентир для педагогического сопровождения потенциально талантливых учащихся среднего туристского образования'

Компетентностный набор стандарта как ценностный ориентир для педагогического сопровождения потенциально талантливых учащихся среднего туристского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СФЕРА ТУРИЗМА / ПОТЕНЦИАЛЬНО ТАЛАНТЛИВЫЕ УЧАЩИЕСЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРО ВОЖДЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА / VOCATIONAL EDUCATION / TOURISM INDUSTRY / POTENTIALLY TALENTED STUDENTS / FEDERAL EDUCATIONAL STANDARDS / EDUCATIONAL SUPPORT GRADUATE COMPETENCE MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елонова Ю. С.

Рассматриваются особенности развития среднего профессионального образования в сфере туризма. Выявлены проблемы современного уровня стандартизации содержания образования и определены направления их решения. Предметом анализа стало компе тентностное наполнение стандартов в туристской сфере образования. Предложена компетентностная модель выпускника среднего профессионального туристского обра зования. Определены возможности педагогического сопровождения потенциально та лантливых учащихся в этой сфере образования, имеющих сложности в сфере общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елонова Ю. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence standard sete as a valuable reference for pedagogical support potentially talented students the average of tourism education

The article considers the peculiarities of secondary vocational education. The problems of modern standardization of educational content and the directions of their solutions. The subject of analysis was competence content standards in tourism education. A graduate of a competence model of vocational tourism education. Possibilities pedagogical support potentially talented students in the field of education, have difficulty in communication.

Текст научной работы на тему «Компетентностный набор стандарта как ценностный ориентир для педагогического сопровождения потенциально талантливых учащихся среднего туристского образования»

УДК 377.1

Ю.С. ЕЛОНОВА

КОМПЕТЕНТНОСТНЫИ НАБОР СТАНДАРТА

КАК ЦЕННОСТНЫЙ ОРИЕНТИР ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ТАЛАНТЛИВЫХ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются особенности развития среднего профессионального образования в сфере туризма. Выявлены проблемы современного уровня стандартизации содержания образования и определены направления их решения. Предметом анализа стало компе-тентностное наполнение стандартов в туристской сфере образования. Предложена компетентностная модель выпускника среднего профессионального туристского образования. Определены возможности педагогического сопровождения потенциально талантливых учащихся в этой сфере образования, имеющих сложности в сфере общения. Ключевые слова: среднее профессиональное образование, сфера туризма, потенциально талантливые учащиеся, федеральные образовательные стандарты, педагогическое сопровождение, компетентностная модель выпускника.

The article considers the peculiarities of secondary vocational education. The problems of modern standardization of educational content and the directions of their solutions. The subject of analysis was competence content standards in tourism education. A graduate of a competence model of vocational tourism education. Possibilities pedagogical support potentially talented students in the field of education, have difficulty in communication.

Keywords: vocational education, tourism industry, potentially talented students, the federal educational standards, educational support graduate competence model.

Среднее звено профессионального об- чения, обусловленное интеграцией образования сегодня находится в центре разования и науки [12]. внимания. Государством и обществом В соответствии с Концепцией пер-на него возложены качественно новые спективного развития российского об-задачи, среди которых подготовка высо- разования до 2020 г. среднее специаль-коквалифицированного персонала сред- ное образование должно пройти се-него звена, способного поднять эконо- рьезную модернизацию, результатом мику страны; освоение программ при- которой станет такое унифицирование кладного бакалавриата, призванное образовательных программ, при кото-разгрузить систему высшего образо- ром среднее специальное образование вания и обеспечить социальную вос- будет своеобразной «пробой пера» пе-требованность выпускников; измене- ред поступлением в профессиональ-ние стиля работы в связи с изменени- ное учебное заведение высшего уров-ем законодательной базы в области об- ня. Целью среднего профессионально-разования [8]; изменение методов обу- го учреждения в современных условиях становится освоение учебных про© Елонова Ю С 2016 грамм прикладного бакалавриата на-

равне с вузами. Ректор национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Я. Кузь-минов сказал: «80% нынешнего высшего образования - профанация. От которой страдают и работодатели, лишенные нужных кадров, и безработные выпускники вузов. Решить проблему должен прикладной бакалавриат. В отличие от академического срок обучения там будет не четыре года, а три. Затем выпускник может идти работать. Или, если захочет, перевестись в академический бакалавриат, а затем поступить в магистратуру... Выпускники российского прикладного бакалавриата получат право восстановиться на третьем курсе бакалавриата академического в любой момент - даже проработав какое-то время после вуза. Выгода очевидна. Для государства прикладной бакалавриат станет основной формой создания рабочей аристократии: высококвалифицированных исполнителей и рабочих» [11]. Таким образом, осваивая программы прикладного бакалавриата наравне с вузами, средние профессиональные учебные заведения смогут разгрузить вузы, помочь абитуриентам, не до конца определившимся со спецификой своих профессиональных интересов, а также реализовать принцип образовательной мобильности, давая возможность студентам вовремя поменять выбранную профессиональную сферу.

Такое понимание целей и задач среднего специального образования, во-первых, поднимает его на новый качественный уровень, во-вторых, позволяет России сохранить образовательную самобытность и войти в единое европейское образовательное пространство, в-третьих, поднять престиж и значение высшего образова-

ния, в-четвертых, уменьшить количество людей, которые неверно выбрали профессию и значительную часть жизни занимаются «коллекционированием дипломов». Безусловно, изменения в среднем профессиональном образовании, вызванные к жизни «Концепцией 2020», требуют значительного пересмотра целеполагания, содержательных и процессуальных характеристик, а также уровня контроля качества образования на всех его этапах.

Можно констатировать этот уровень образовательной системы Российской Федерации находится на стадии поиска не только методологических основ, но и идеальной модели выпускника. В связи с этим хочется предложить несколько штрихов к портрету выпускника среднего профессионального звена туристской сферы.

Сегодня сфера социального и промышленного производства ждет от выпускника среднего специального учреждения не человека, натасканного на определенные виды деятельности, а творческого специалиста, активно создающего новые интеллектуальные и реальные продукты. Образовательные инновации во многом определяются вхождением России в Болонский процесс, требованиями единого европейского образовательного пространства и основанными на этих началах государственными образовательными стандартами третьего поколения и так называемыми стандартами 3+.

Основным отличием стандартов второго поколения от стандартов третьего поколения является не знаниевый, а компетентностный подход к результатам обучения. Под компетентностью подразумевается интегративная характеристика специалиста, проявляющаяся в уровне способностей специали-

ста на основе приобретенных знаний и сформированных затем умений творчески решать возникающие в профессиональной деятельности нестандартные проблемы. При этом компетентность представлена определенным набором компетенций, которые отражают сферу реализации специалиста. Эти понятия соотносятся как категории общего и частного, где «компетенция - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [9, 5]. Таким образом, компетенция - это сочетание характеристик, относящихся к знанию и его применению в определенной предметной или социальной области, а компетентность указывает на уровень или степень успешности, с которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать

при решении практических задач в профессиональной сфере в целом. Важной инновацией представляется понимание компетентности как личностного качества, а не как простого энциклопедического и инструментального набора знаний и умений.

Предметом нашего рассмотрения стал компетентностный набор стандартов по специальностям 100401 и

43.02.10 «Туризм», а также 101101 и

43.02.11 «Гостиничный сервис». Обе специальности ориентированы на туристскую индустрию, поэтому в квалификационных требованиях к ним много общего.

Предметный анализ смыслового наполнения стандартов позволил представить содержательную компетент-ностную модель выпускника, общую для этих специальностей (рис.).

Компетентный, потенциально талантливый выпускник системы СПО

Рис. Модель потенциально талантливого специалиста туристской сферы деятельности

Компетентность специалиста в модели представлена обобщенно, независимо от конкретной области применения знаний и подразумевает лишь в целом сферу реализации - туристскую индустрию. Мы предполагаем, что модель универсальна и в той или иной степени отвечает актуальному состоянию любого выпускника среднего профессионального учреждения по этим специальностям.

Компетенция профессиональных знаний подразумевает наличие у учащегося теоретических представлений об области последующей профессиональной реализации в соответствии с избранной траекторией (туризм или гостиничный сервис). Компетенция основных умений - это также необходимый фундамент, но не теоретический, а деятель-ностный. Это практические действия, которые учащийся производит на основе полученных на первом этапе знаний. Инструментальная компетенция призвана актуализировать умения в различных, в том числе и нестандартных ситуациях, заменить навыки - статичный компонент образовательной деятельности. Она позволяет создавать знания и умения-трансформации, т.е. преломлять и творчески изменять изученное, создавая не ре-продукт, а новый интеллектуальный и реальный продукт.

Наличие реального продукта имеет особое значение, так как важно, чтобы идеи учащихся нашли отражение в реальности. Не секрет, что выдвижение идей зачастую вызывает больший интерес, чем их реальное воплощение. Для воплощения идей необходимы различные, в первую очередь коммуникативные, социально-организационные и имидж-компетенции, так как они в значительной мере отвечают за успех взаимодействия с другими людьми.

Коммуникативная компетенция определяет способности к коллективной работе в команде, грамотному, деловому взаимодействию с людьми. Отвечает за способность логически верно выстраивать устную и письменную речь, способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики, владение основами речевой профессиональной культуры, готовность к взаимодействию с коллегами, социальными партнерами. Социально-организационная компетенция отвечает за включенность личности в социальную деятельность, способность справляться с социальным окружением, заинтересованность в общественных проблемах. Обеспечивает способность организовывать сотрудничество, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность и творческие способности. Имидж-компетенция подразумевает умение преподнести себя должным образом в процессе взаимодействия с другими людьми в самом широком понимании, это и культура речи, поведения, общения, эстетика одежды и деловой этикет. Она способствует созданию собственного коммуникативного стиля поведения, обеспечивая осознание социальной значимости будущей профессии, формированию мотивации к успешному осуществлению профессиональной деятельности, способности использовать систематизированные теоретические знания и практические умения в гуманитарных, социальных, юридических и экономических областях знания при решении профессиональных задач.

Ранее нами были выявлены основные проблемы среднего туристского образования, возникающие у потенциально одаренных учащихся [3; 2], к которым в основном были отнесены слож-

ности в организации общения и социального взаимодействия. Методологически наши исследования опирались на труды проф. Л.П. Крившенко [6, 5].

Таким образом, в сферу нашего исследовательского интереса попадают не все компетенции представленной модели. Компетенции профессиональных знаний, базовых умений, а также актуализирующая их в деятельности инструментальная компетенция имеют непосредственное отношение к основной профессиональной подготовке, обеспеченной процессом обучения в среднем профессиональном учебном учреждении сферы туризма. Нас интересует педагогическое сопровождение одаренных учащихся с целью раскрытия потенциальной талантливости на этапе взросления - реализации этой цели способствует формирование коммуникативных, социально-организационных и имидж-компетенций.

При анализе ФГОС СПО и ФГОС СПО 3+ по направлениям «Туризм»

и «Гостиничный сервис» было установлено, что выпускник должен обладать общими компетенциями (ОК), отражающими общекультурную гуманитарную подготовку, и профессиональными компетенциями (ПК), отражающими специфику профессиональной подготовки в избранной сфере деятельности [13].

Нами были выбраны общие и профессиональные компетенции выпускников направлений «Туризм» и «Гостиничный сервис», максимально соответствующие содержательному наполнению коммуникативных, социально-организационных и имидж-компетенций. Они представлены в таблице. Компе-тентностные ориентации стандартов похожи, основное отличие заключается в большем акценте на руководящую роль специалиста, из объекта управления он становится субъектом управления среднего звена. Новым стандартом его полномочия несколько расширяются, а уровень ответственности возрастает.

Соответствие компетенций, предусмотренных ФГОС СПО, ФГОС СПО 3+, и направлений педагогического сопровождения потенциально талантливых учащихся

Компетенции, сопровождения

Компетенции, предусмотренные ФГОС СПО и ФГОС СПО 3+ для выпускников по направлениям

Туризм 101401

Туризм 43.02.10

1

2

3

Коммуникативные

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ПК 1.1. Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации. ПК 1.2. Информировать потребителя о туристских продуктах.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ПК 1.1. Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации.

Продолжение табл.

1 2 3

ПК 2.2. Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте. ПК 3.4. Взаимодействовать с тур-агентами по реализации и продвижению туристского продукта ПК 1.2. Информировать потребителя о туристских продуктах. ПК 2.2. Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте. ПК 3.4. Взаимодействовать с тур-агентами по реализации и продвижению туристского продукта

Социально-организационные ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ПК 1.3. Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта. ПК 2.1. Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут. ПК 2.3. Координировать и контролировать действия туристов на маршруте ОК З. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ПК 1.3. Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта. ПК 2.1. Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут. ПК 2.3. Координировать и контролировать действия туристов на маршруте. ПК 2.4. Обеспечивать безопасность туристов на маршруте

Имидж-компетенции ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Продолжение табл.

1 2 3

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ПК 4.1. Планировать деятельность подразделения. ПК 4.2. Организовывать и контролировать деятельность подчиненных ПК 4.1. Планировать деятельность подразделения. ПК 4.2. Организовывать и контролировать деятельность подчиненных

Гостиничный сервис 101101 Гостиничный сервис 43.02.11

Коммуникативные ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ПК 1.3. Информировать потребителя о бронировании. ПК 2.1. Принимать, регистрировать и размещать гостей. ПК 2.2. Предоставлять гостю информацию о гостиничных услугах. ПК 2.3. Принимать участие в заключении договоров об оказании гостиничных услуг. ПК 3.1. Организовывать и контролировать работу обслуживающего и технического персонала хозяйственной службы при предоставлении услуги размещения, дополнительных услуг, уборке номеров и служебных помещений. ПК 4.1. Выявлять спрос на гостиничные услуги. ПК 4.2. Формировать спрос и стимулировать сбыт OK 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ПК 1.3. Информировать потребителя о бронировании. ПК 2.1. Принимать, регистрировать и размещать гостей. ПК 2.2. Предоставлять гостю информацию о гостиничных услугах. ПК 2.3. Принимать участие в заключении договоров об оказании гостиничных услуг. ПК 3.1. Организовывать и контролировать работу обслуживающего и технического персонала хозяйственной службы при предоставлении услуги размещения, дополнительных услуг, уборке номеров и служебных помещений. ПК 4.1. Выявлять спрос на гостиничные услуги. ПК 4.2. Формировать спрос и стимулировать сбыт

Социально-организационные ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Окончание табл.

2

3

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ПК 2.4. Обеспечивать выполнение договоров об оказании гостиничных услуг.

ПК 2.5. Производить расчеты с гостями, организовывать отъезд и проводы гостей.

ПК 2.6. Координировать процесс ночного аудита и передачи дел по окончании смены. ПК 3.1. Организовывать и контролировать работу обслуживающего и технического персонала хозяйственной службы при предоставлении услуги размещения, дополнительных услуг, уборке номеров и служебных помещений. ПК 3.2. Организовывать и выполнять работу по предоставлению услуги питания в номерах (room-service)

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ПК 2.4. Обеспечивать выполнение договоров об оказании гостиничных услуг.

ПК 2.5. Производить расчеты с гостями, организовывать отъезд и проводы гостей.

ПК 2.6. Координировать процесс ночного аудита и передачи дел по окончании смены. ПК 3.1. Организовывать и контролировать работу обслуживающего и технического персонала хозяйственной службы при предоставлении услуги размещения, дополнительных услуг, уборке номеров и служебных помещений. ПК 3.2. Организовывать и выполнять работу по предоставлению услуги питания в номерах (room-service)

Имидж-компетенции

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ПК 4.3. Оценивать конкурентоспособность оказываемых гостиничных услуг.

ПК 4.4. Принимать участие в разработке комплекса маркетинга

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ПК 4.3. Оценивать конкурентоспособность оказываемых гостиничных услуг.

ПК 4.4. Принимать участие в разработке комплекса маркетинга

1

Конечно, представленные в таблице компетенции выпускника формируются и в традиционном образовательном процессе, однако, как было показано [4], такое формирование является недостаточным и не обеспечивает образовательные потребности одаренных детей на этапе среднего профессионального образования и раскрытия потенциальной талантливости. Для формирования нужного на-

бора компетенций мы предлагаем внедрить в вариативный компонент учебного плана курс «Имиджелогия» [1] и широко использовать проектные формы работы [10, 7]. Представленный набор компетенций иллюстрирует также и выбор меры нашего эксперимента - готовность к успешному осуществлению профессиональной деятельности в сфере туризма.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Елонова Ю.С. Имиджелогия: учебная программа. М.: РМАТ, 2011. 17 с.

2. Елонова Ю.С. Общие вопросы моделирования педагогического сопровождения потенциально талантливых учащихся на этапе среднего профессионально туристического образования // Вестник МГОУ. Сер. Педагогика. 2013. № 1. С. 28-32.

3. Елонова Ю.С. Педагогическое сопровождение потенциально талантливой молодежи как социально-педагогическая проблема // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 4. С. 32-36.

4. Елонова Ю.С., Елонова А.Я. Возможности среднего профессионального образования в сфере организации педагогического сопровождения потенциально талантливой молодежи // Вестник МГОУ. Сер. Педагогика. 2014. № 4. С. 149-155.

5. Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е., Хапаева С.С. и др. Одаренность как основа подготовки специалиста будущего. М.: Дио-на, 2009. 98 с.

6. Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е., Хапаева С.С. и др. Теория и практика психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся. М.: МГОУ, 2010. 110 с.

7. Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысое-ва М.Е., Хапаева С.С. и др. Технологии работы с одаренными учащимися: обучение и воспитание. М.: МГОУ, 2010. 88 с.

8. Крившенко Л.П., Юркина Л.В. Некоторые аспекты внедрения новелл ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник МИТХТ. Сер. Социально-гуманитарные науки и экология. 2014. Т. 1, № 2. С. 27-31.

9. Крившенко Л.П., Юркина Л.В. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015.364 с. С. 5.

10. Крившенко Л.П., Юркина Л.В., Вайндорф-Сысоева М.Е. Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся учреждений общего, начального и среднего профессионального образования. М.: МГОУ, 2007. 132 с.

11. Лемуткина М. Даешь бакалавров, хороших и разных//МК. 23.03.12. № 73.

12. Юркина Л.В. Интеграция науки и образования: тенденции и возможности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. С. 147-149.

13. Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: Ьйр://мин-обрнауки.рф/ (дата обращения: 23.09.2016).

УДК 378.1

И.Э. АЛЕКБЕРОВА, А.Ю. СУВИРОВА

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА С ПОЗИЦИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ ПЕРЕВОДЧИКОВ

Переводческая наука состоит из нескольких направлений. Переводческий процесс предполагает, что в его ходе происходит построение некоторого концептуального представления содержания данного текста, который не зависит от особенностей и различных нюансов обоих языков. Полную и краткую схемы называют когнитивными стратегиями перевода. Вопрос прямого и обратного перевода информативных текстов различного ориентирования достаточно четко обозначен в современной лингвистике. Переводы не совпадают как виды деятельности, так как не совпадают условия функционирования механизмов языкового, речевого и когнитивного сознания переводчика. Ключевые слова: коммуникативная ситуация, когнитивная стратегия, прямой и обратный перевод, тактика обучения, переводческая наука, теория перевода.

The science of translation consists of several directions among which translation theory, analysis of the translation and technique of training in the translation are presented. The question of a direct and reverse translation of informative texts of various orientations is rather accurately designated in modern linguistics. It is also known that the average length of the sentence varies from language to language. Both full and short schemes are called cognitive strategy of the translation as they are chosen by cognitive system of the person that depends on character of a communicative situation.

Keywords: communicative situation, cognitive strategy, direct and reverse translation, technique of training, science of translation, translation theory.

Как известно, термин «перевод» многозначен. С одной стороны, он обозначает деятельность, которая заключается в передаче содержания информации на одном языке средствами другого языка, однако, с другой стороны, перевод представляет собой сами результаты этой деятельности. Во всем мире перевод стал универсальной деятельностью. Билингвизм как понятие основан в рамках психолингвистики различными учеными, которые имеют расходящиеся представления о ее роли в теории перевода. Что такое деятельность перевода? Что такое билингвизм? Есть ли какие-либо специфические отноше-

© Алекберова И.Э., Сувирова А.Ю., 2016

ния между этими двумя понятиями? Каковы определенные функции билингвизма в общей теории перевода? В данной работе попробуем дать ответ на поставленные вопросы. Следует отметить, что рассмотрены и исследованы условия, такие как естественный перевод, социальный билингвизм, профессиональный билингвизм и родной перевод. Есть ли какая-либо потребность в обучении переводчика? Какова роль металингвистического знания в деятельности перевода двуязычного?

Переводческая наука состоит из нескольких направлений, среди которых доминирующее место занимают теория перевода, анализ перевода и методика обучения переводу [4, с. 12].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.