Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов в туристском вузе'

Педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов в туристском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕНЕДЖЕР ПО ТУРИЗМУ / ОДАРЕННОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТАЛАНТЛИВОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИИ / SECONDARY-VOCATIONAL EDUCATION / TOURISM MANAGER / TALENT / COMPETENCE / ABILITY / SOCIAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елонова Ю. С.

Предлагается направление педагогического сопровождения одаренных детей на этапе взросления в системе среднего профессионального туристского образования. Целью такого сопровождения полагается становление на базе одаренности компетентного, а возможно, и талантливого специалиста. Как особенность одаренного ребенка выделен интровертивный склад личности, что и определило стратегии обучения — формирование коммуникативной и социальной компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елонова Ю. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical assistance of the training of students in the tourism institute

In this article we propose a direction of pedagogical support of a gifted children at the stage of maturation in the system of secondary-vocational tourism education. The purpose of this support is primarily based on the formation of a competent and possibly gifted and talented specialist. As a feature of the gifted child, is isolated introverted personality type, subsequently determined the learning strategy the formation of communicative and social skills.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов в туристском вузе»

Ю. С. ЕЛОНОВА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ

УДК 378.1:37.015.323

Предлагается направление педагогического сопровождения одаренных детей на этапе взросления в системе среднего профессионального туристского образования. Целью такого сопровождения полагается становление на базе одаренности компетентного, а возможно, и талантливого специалиста. Как особенность одаренного ребенка выделен интровертивный склад личности, что и определим стратегии обучения — формирование коммуникативной и социальной компетенций.

Ключевые слова: среднее профессиональное туристское образование, менеджер по туризму, одаренность, компетентность, талантливость, социальная и коммуникативная компетенции.

In this article we propose a direction of pedagogical support of a gifted children at the stage of maturation in the system of secondary-vocational tourism education. The purpose of this support is primarily based on the formation of a competent and possibly gifted and talented specialist. As a feature of the gifted child, is isolated introverted personality’ type, subsequently determined the learning strategy the formation of communicative and social skills.

Key words: secondary-vocational education, tourism manager, talent, competence, ability, social and communicative competence.

Среднее звено профессионального образования сегодня переживает не лучшие времена. С одной стороны, на государственном уровне декларируется перепроизводство в России специалистов с высшим образованием, утверждается, что стране нужны квалифицированные рабочие и грамотные управленцы среднего звена, с другой — переход на двухуровневое образование заставляет бывшие техникумы осваивать программы вузовского бакалавриата.

Можно констатировать, что среднее профессиональное образование находится на стадии поиска не только методологических основ, но и идеальной модели выпускника. В связи с этим хочется предложить несколько штрихов к портрету выпускника среднего профессионального звена, будущего менеджера сферы туризма.

Актуальность проблемы (кроме общественно-политических и социально-

экономических аспектов) заключается еще и в том, что для нашей страны подобная область профессиональной занятости сравнительно новая. Хотя сфера туризма получила достаточно широкое распространение в последние годы, к сожалению, нельзя утверждать, что уровень сервиса соответствует предъявляемым требованиям. Очевидно, что туристская индустрия XXI века нуждается в гармонично развитых, активных, широко образованных, коммуникативных и способных к управлению специалистах. Решению этой непростой проблемы, на наш взгляд, будет способствовать опора на личностную одаренность и формирование на ее основе успешности в избранной сфере деятельности.

Выявление, исследование и сопровождение юношеской одаренности — достаточно разработанная тема в общей педагогике. Этой проблемой многие годы занимаются отечественные и зарубежные

ученые. Созданы и функционируют государственные программы поддержки одаренных детей. Однако есть здесь и свои сложности. Невозможно не заметить, что при значительном количестве выявленных, занесенных в базы всевозможного учета и вовлеченных в программы развития одарснныхдстсй, почти нет информации об их успехах в период взросления и в их дальнейшей профессиональной деятельности. Незначительность такой информации связана не только с отсутствием должного мониторинга, но и с насущной педагогической проблемой: дефицитом существующих и недостаточной разработанностью новых технологий педагогической поддержки детской одаренности при переходе в юношеский возраст и формировании на этой основе успешности, а возможно, и талантливости в профессиональной сфере. Выходя из детского возраста, большая часть сверхспособных людей перестает демонстрировать значительные достижения во многом из-за отсутствия должного педагогического сопровождения и поддержки на последующих этапах возрастного развития.

В рамках нашего исследования предлагается рассмотреть особенности педагогического сопровождения талантливой молодежи на этапе среднего профессионального образования в туристской сфере. Прежде всего необходимо уточнить основные понятия: «одаренность», «задатки», «способности», «специалист», «талант» и «гений». Проблемой определения понятий «способности», «одаренность», «талантливость», «гениальность», а также изучением структуры одаренности занимались A.J1. Готсдинер,

Э.А. Голубева, ВЛ.Дранков, А.М. Ма-тюшкин, А.М.Мслик-Пашаев, М.А.Хо-лодная, В.Э. Чудновский, В.Д. Шадри-ков, B.C. Юркевич и др. Анализ пси-холого-педагогических исследований позволяет говорить о наличии следующих подходов к трактовке одаренности: рассмотрение одаренности как высокого

уровня развития умственных и специальных способностей |1|; как высокого уровня умственного развития, который является следствием природных задатков и благоприятных условий воспитания |2; 6|; как индивидуатьно-своеобразного сочетания взаимодействующих и допол-няющихдруг друга способностей в функциональной системе деятельности, обеспечивающих возможный успех в деятельности 131; как степень выраженности способности на какой-либо момент, общая способность, выступающая как степень интеллектуально-мотивационного развития [8]; как итог системного образования личности, являющегося координатором, стимулятором творческой деятельности |7|.

Результатом исследований стало отнесение термина «одаренность» только к детям. В ситуации взросления необходимо говорить о сопровождении одаренности и формировании на ее основе компетентного, а затем талантливого специалиста.

Под задатками понимают врожденные анатомо-фнзиологическис и психологические особенности, предрасполагающие индивида к успешности в определенных видах деятельности. «Задатки — это подарок природы и наследственности, неосуществленное чудо, их можно пли развить, или потерять, не заметить» [4]. Способности — это развиваемые на основе задатков и/или формируемые с опорой на мотивационно-потребностную сферу личности свойства индивида, отображающие его успешность, реализованную в определенных видах деятельности. Различие между развитыми и сформированными способностями мы видим в том, что развитие имеет дело с задатками, а формирование есть процесс создания новообразовании [4]. Ближе к понятию одаренности лежит развитие, являющееся использованием некоего природного дара. Задатки, как и способности, делят на общие (выделяющие успешность в общих видах деятельности.

прежде всего в усвоении опыта предыдущих поколений) и специальные (предопределяющие успешность в специфических видах деятельности — музыка, поэзия И Т.Д.).

Под одаренностью понимают совокупность общих и специальных способностей [5]. Средняя образовательная школа ставит задачу развития академических успехов учащихся, се идеальной целью является равное развитие познавательного интереса и способностей. Однако разносторонне развитая личность является скорее утопической целью, если считать ее развитие необходимым у каждого ученика. В случае одаренности эта цель становится реальной и даже необходимой, ее реализация отвечает на вопрос: «Сможем ли мы развить задатки, которыми одарила ребенка природа?»

Под академическими успехами мы подразумеваем освоение естественнонаучного и гуманитарного цикла дисциплин. Специальные способности развиваются преимущественно в системе дополнительного и профессионального образования, отражая необычные индивидуальные свойства личности и предполагая ее успехи при специализации в определенной предметной области. Именно специальные способности, по нашему мнению, несут в себе заряд для развития будущего таланта в условиях специального педагогического сопровождения среднего профессионального образования.

Развитие личности предполагает се подготовку к производительному труду, которая завершается становлением специалиста — человека компетентного в выбранной им сфере деятельности. Формирование специалиста является в нашем случае всего лишь раскрытием одной грани одаренности — специальных способностей.

Как было отмечено выше, мы настаиваем, что понятие «одаренность» можно применять только к детям, однако целью работы с одаренными детьми является формирование успешного взросло-

го. Важной частью этой работы является сопровождение среднего профессионального обучения. Сохранить детскую одаренность и помочь ей перейти в категории, которые принято употреблять по отношению к взрослым (талантливость и гениальность) — задача педагогического сопровождения. Естественно, что ставить целью формирование талантов, а тем более гениев было бы слишком самонадеянно, однако не дать пропасть выдающимся качествам личности одаренного ребенка — вполне посильная задача для педагогического сопровождения среднего профессионального обучения.

В нашем рассмотрении талантливость — это высшая степень успешности, реализованная в одном виде деятельности, т.е. талант — это свсрхспособный, уникальный специалист. Гениальность — высшая степень успешности, реализованная как минимум в двух видах деятельности. Гений имеет положительное и историческое значение, т.е. имя гения всегда на слуху, а имя таланта чаще занесено в энциклопедические словари, чем является общеизвестным. Гении обычно вписывают себя в историю нескольких областей науки или искусства [5].

Обращаясь к характеристикам личности компетентного менеджера по туризму, можно заметить некоторые особенности большинства одаренных детей, которые нередко становятся препятствием для их реализации в системе отношений «человек — человек». Одаренные дети часто являются интровертами по своему психологическому складу, что не может не вызывать определенных трудностей в общении и формировании отношений с социальной средой. Можно утверждать, что при переходе в юношеский возраст одаренные дети будут отличаться высокими учебными достижениями, но низкими коммуникативными характеристиками, что недопустимо в выбранной профессиональной сфере — туризме.

Таким образом, нами выделяется основное направление педагогического

сопровождения одаренных детей на этапе взросления в системе среднего профессионального образования — формирование коммуникативной и социальной компетенций.

Цель подобной работы — сопровождение одаренности и становление на се основе талантливого специалиста в сфере туризма.Коммуникативная компетен-

ция определяет способности к коллективной деятельности, работе в команде, грамотному, деловому взаимодействию с людьми. Социальная компетенция отвечает за включенность личности в социальную активность, способность справляться с социальным окружением, заинтересованность в общественных проблемах.

ЛИТЕРАТУРА

/. Гсиыпон Ф. Наследственность таланта: Законы и последствия. М.: Мысль, 1996. 269 с.

2. Гильбурх Ю.З., Гарнец О.И.. Коробко С.Л. Феномен умственной одаренности // Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 147—155.

3. Джумагулова Т.Н..Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. СПб.: Речь; М.: С4>ера. 2009. 160 с.

4. Кун Д. Все тайны поведения человека. М.: Олма Пресс, 2002. 864 с.

5. Махотин Д.А., Зорина Г.И. Современные требования к подготовке специалиста среднего звена // Проблемы современной организации и содержания профессионального образования в России: теория, методологии, методика: материалы Всероссийской научно-практической конферен-

ции. М.: Финансы и статистика, 2011. С. 567-574.

6. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 86-95.

7. Одаренность как основа подготовки специалиста будущего / Л. П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева, С.С. Хапаева и др. М.: Диона, 2009. 98 с.

8. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976. 308 с.

9. Теория и практика психолого-педа-гогического сопровождения одаренных учащихся / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева, С. С. Хапаева и др. М.: Изд-во МГОУ, 2010. 110 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.