Ю. С. ЕЛОНОВА
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ
УДК 378.1:37.015.323
Предлагается направление педагогического сопровождения одаренных детей на этапе взросления в системе среднего профессионального туристского образования. Целью такого сопровождения полагается становление на базе одаренности компетентного, а возможно, и талантливого специалиста. Как особенность одаренного ребенка выделен интровертивный склад личности, что и определим стратегии обучения — формирование коммуникативной и социальной компетенций.
Ключевые слова: среднее профессиональное туристское образование, менеджер по туризму, одаренность, компетентность, талантливость, социальная и коммуникативная компетенции.
In this article we propose a direction of pedagogical support of a gifted children at the stage of maturation in the system of secondary-vocational tourism education. The purpose of this support is primarily based on the formation of a competent and possibly gifted and talented specialist. As a feature of the gifted child, is isolated introverted personality’ type, subsequently determined the learning strategy the formation of communicative and social skills.
Key words: secondary-vocational education, tourism manager, talent, competence, ability, social and communicative competence.
Среднее звено профессионального образования сегодня переживает не лучшие времена. С одной стороны, на государственном уровне декларируется перепроизводство в России специалистов с высшим образованием, утверждается, что стране нужны квалифицированные рабочие и грамотные управленцы среднего звена, с другой — переход на двухуровневое образование заставляет бывшие техникумы осваивать программы вузовского бакалавриата.
Можно констатировать, что среднее профессиональное образование находится на стадии поиска не только методологических основ, но и идеальной модели выпускника. В связи с этим хочется предложить несколько штрихов к портрету выпускника среднего профессионального звена, будущего менеджера сферы туризма.
Актуальность проблемы (кроме общественно-политических и социально-
экономических аспектов) заключается еще и в том, что для нашей страны подобная область профессиональной занятости сравнительно новая. Хотя сфера туризма получила достаточно широкое распространение в последние годы, к сожалению, нельзя утверждать, что уровень сервиса соответствует предъявляемым требованиям. Очевидно, что туристская индустрия XXI века нуждается в гармонично развитых, активных, широко образованных, коммуникативных и способных к управлению специалистах. Решению этой непростой проблемы, на наш взгляд, будет способствовать опора на личностную одаренность и формирование на ее основе успешности в избранной сфере деятельности.
Выявление, исследование и сопровождение юношеской одаренности — достаточно разработанная тема в общей педагогике. Этой проблемой многие годы занимаются отечественные и зарубежные
ученые. Созданы и функционируют государственные программы поддержки одаренных детей. Однако есть здесь и свои сложности. Невозможно не заметить, что при значительном количестве выявленных, занесенных в базы всевозможного учета и вовлеченных в программы развития одарснныхдстсй, почти нет информации об их успехах в период взросления и в их дальнейшей профессиональной деятельности. Незначительность такой информации связана не только с отсутствием должного мониторинга, но и с насущной педагогической проблемой: дефицитом существующих и недостаточной разработанностью новых технологий педагогической поддержки детской одаренности при переходе в юношеский возраст и формировании на этой основе успешности, а возможно, и талантливости в профессиональной сфере. Выходя из детского возраста, большая часть сверхспособных людей перестает демонстрировать значительные достижения во многом из-за отсутствия должного педагогического сопровождения и поддержки на последующих этапах возрастного развития.
В рамках нашего исследования предлагается рассмотреть особенности педагогического сопровождения талантливой молодежи на этапе среднего профессионального образования в туристской сфере. Прежде всего необходимо уточнить основные понятия: «одаренность», «задатки», «способности», «специалист», «талант» и «гений». Проблемой определения понятий «способности», «одаренность», «талантливость», «гениальность», а также изучением структуры одаренности занимались A.J1. Готсдинер,
Э.А. Голубева, ВЛ.Дранков, А.М. Ма-тюшкин, А.М.Мслик-Пашаев, М.А.Хо-лодная, В.Э. Чудновский, В.Д. Шадри-ков, B.C. Юркевич и др. Анализ пси-холого-педагогических исследований позволяет говорить о наличии следующих подходов к трактовке одаренности: рассмотрение одаренности как высокого
уровня развития умственных и специальных способностей |1|; как высокого уровня умственного развития, который является следствием природных задатков и благоприятных условий воспитания |2; 6|; как индивидуатьно-своеобразного сочетания взаимодействующих и допол-няющихдруг друга способностей в функциональной системе деятельности, обеспечивающих возможный успех в деятельности 131; как степень выраженности способности на какой-либо момент, общая способность, выступающая как степень интеллектуально-мотивационного развития [8]; как итог системного образования личности, являющегося координатором, стимулятором творческой деятельности |7|.
Результатом исследований стало отнесение термина «одаренность» только к детям. В ситуации взросления необходимо говорить о сопровождении одаренности и формировании на ее основе компетентного, а затем талантливого специалиста.
Под задатками понимают врожденные анатомо-фнзиологическис и психологические особенности, предрасполагающие индивида к успешности в определенных видах деятельности. «Задатки — это подарок природы и наследственности, неосуществленное чудо, их можно пли развить, или потерять, не заметить» [4]. Способности — это развиваемые на основе задатков и/или формируемые с опорой на мотивационно-потребностную сферу личности свойства индивида, отображающие его успешность, реализованную в определенных видах деятельности. Различие между развитыми и сформированными способностями мы видим в том, что развитие имеет дело с задатками, а формирование есть процесс создания новообразовании [4]. Ближе к понятию одаренности лежит развитие, являющееся использованием некоего природного дара. Задатки, как и способности, делят на общие (выделяющие успешность в общих видах деятельности.
прежде всего в усвоении опыта предыдущих поколений) и специальные (предопределяющие успешность в специфических видах деятельности — музыка, поэзия И Т.Д.).
Под одаренностью понимают совокупность общих и специальных способностей [5]. Средняя образовательная школа ставит задачу развития академических успехов учащихся, се идеальной целью является равное развитие познавательного интереса и способностей. Однако разносторонне развитая личность является скорее утопической целью, если считать ее развитие необходимым у каждого ученика. В случае одаренности эта цель становится реальной и даже необходимой, ее реализация отвечает на вопрос: «Сможем ли мы развить задатки, которыми одарила ребенка природа?»
Под академическими успехами мы подразумеваем освоение естественнонаучного и гуманитарного цикла дисциплин. Специальные способности развиваются преимущественно в системе дополнительного и профессионального образования, отражая необычные индивидуальные свойства личности и предполагая ее успехи при специализации в определенной предметной области. Именно специальные способности, по нашему мнению, несут в себе заряд для развития будущего таланта в условиях специального педагогического сопровождения среднего профессионального образования.
Развитие личности предполагает се подготовку к производительному труду, которая завершается становлением специалиста — человека компетентного в выбранной им сфере деятельности. Формирование специалиста является в нашем случае всего лишь раскрытием одной грани одаренности — специальных способностей.
Как было отмечено выше, мы настаиваем, что понятие «одаренность» можно применять только к детям, однако целью работы с одаренными детьми является формирование успешного взросло-
го. Важной частью этой работы является сопровождение среднего профессионального обучения. Сохранить детскую одаренность и помочь ей перейти в категории, которые принято употреблять по отношению к взрослым (талантливость и гениальность) — задача педагогического сопровождения. Естественно, что ставить целью формирование талантов, а тем более гениев было бы слишком самонадеянно, однако не дать пропасть выдающимся качествам личности одаренного ребенка — вполне посильная задача для педагогического сопровождения среднего профессионального обучения.
В нашем рассмотрении талантливость — это высшая степень успешности, реализованная в одном виде деятельности, т.е. талант — это свсрхспособный, уникальный специалист. Гениальность — высшая степень успешности, реализованная как минимум в двух видах деятельности. Гений имеет положительное и историческое значение, т.е. имя гения всегда на слуху, а имя таланта чаще занесено в энциклопедические словари, чем является общеизвестным. Гении обычно вписывают себя в историю нескольких областей науки или искусства [5].
Обращаясь к характеристикам личности компетентного менеджера по туризму, можно заметить некоторые особенности большинства одаренных детей, которые нередко становятся препятствием для их реализации в системе отношений «человек — человек». Одаренные дети часто являются интровертами по своему психологическому складу, что не может не вызывать определенных трудностей в общении и формировании отношений с социальной средой. Можно утверждать, что при переходе в юношеский возраст одаренные дети будут отличаться высокими учебными достижениями, но низкими коммуникативными характеристиками, что недопустимо в выбранной профессиональной сфере — туризме.
Таким образом, нами выделяется основное направление педагогического
сопровождения одаренных детей на этапе взросления в системе среднего профессионального образования — формирование коммуникативной и социальной компетенций.
Цель подобной работы — сопровождение одаренности и становление на се основе талантливого специалиста в сфере туризма.Коммуникативная компетен-
ция определяет способности к коллективной деятельности, работе в команде, грамотному, деловому взаимодействию с людьми. Социальная компетенция отвечает за включенность личности в социальную активность, способность справляться с социальным окружением, заинтересованность в общественных проблемах.
ЛИТЕРАТУРА
/. Гсиыпон Ф. Наследственность таланта: Законы и последствия. М.: Мысль, 1996. 269 с.
2. Гильбурх Ю.З., Гарнец О.И.. Коробко С.Л. Феномен умственной одаренности // Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 147—155.
3. Джумагулова Т.Н..Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. СПб.: Речь; М.: С4>ера. 2009. 160 с.
4. Кун Д. Все тайны поведения человека. М.: Олма Пресс, 2002. 864 с.
5. Махотин Д.А., Зорина Г.И. Современные требования к подготовке специалиста среднего звена // Проблемы современной организации и содержания профессионального образования в России: теория, методологии, методика: материалы Всероссийской научно-практической конферен-
ции. М.: Финансы и статистика, 2011. С. 567-574.
6. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 86-95.
7. Одаренность как основа подготовки специалиста будущего / Л. П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева, С.С. Хапаева и др. М.: Диона, 2009. 98 с.
8. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976. 308 с.
9. Теория и практика психолого-педа-гогического сопровождения одаренных учащихся / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева, С. С. Хапаева и др. М.: Изд-во МГОУ, 2010. 110 с.