Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение потенциально талантливых учащихся в условиях среднего профессионального туристского образования (итоги экспериментальной работы)'

Педагогическое сопровождение потенциально талантливых учащихся в условиях среднего профессионального туристского образования (итоги экспериментальной работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОТЕНЦИАЛЬНО ТАЛАНТЛИВАЯ МОЛОДЕЖЬ / ИМИДЖЕЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИМИДЖ-КОМПЕТЕНЦИИ / VOCATIONAL TOURISM EDUCATION / POTENTIALLY TALENTED YOUTH / IMAGEOLOGY / SOCIAL ORGANIZATIONAL COMPETENCE / IMAGE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елонова Ю. С.

Раскрываются особенность и результаты формирующего эксперимента по осуществлению педагогического сопровождения потенциально талантливых учащихся, обучающихся по программам среднего профессионального туристского образования «Туризм» и «Гостиничный сервис». Инструментом осуществления поддержки является авторский спецкурс «Имиджелогия». Мерой эксперимента стали коммуникативные, социально-организационные и имидж-компетенции, отобранные на основе анализа ФГОС СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational support for potentially talented students in secondary vocational tourism education (results of experimental work)

The article describes the features and results of the formative experiment to implement pedagogical support of potentially talented students enrolled in secondary vocational tourism education «Tourism» and «Hotel service». The instrument of support is special course «Imageology» created by the author. The measures of the experiment were communicative, social, organizational and image competences, selected on the basis of analysis of the state Standards in Education.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение потенциально талантливых учащихся в условиях среднего профессионального туристского образования (итоги экспериментальной работы)»

Ю.С. ЕЛОНОВА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНО ТАЛАНТЛИВЫХ УЧАЩИХСЯ В 'УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

(ИТОГИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ)

УДК 377.5:376.545

Раскрываются особенность и результаты формирующего эксперимента по осуществлению педагогического сопровождения потенциа,1ьно та.шнпиивых учащихся, обучающихся по программам среднего профессионального туристского образования • Туризм» и *Гостиничный сервис». Инструментом осуществления поддержки несется авторский спецкурс * Имиджелогия». Мерой эксперимента стали коммуникативные, социально-органтационные и имидж-компетенции, отобранные на основе анализа ФГОС СПО.

Ключевые слова: среднее профессиональное туристское образование, потенциально талантливая молодежь, имиджелогия. социально-организационные компетенции, имидж-компетенции.

The article describes the features and results of the formative experiment to implement pedagogical support of potentially talented students enrolled in secondary vocational tourism education «Tourism» and «Hotel service». The instrument of support is special course kImageology» created by the author. The measures of the experiment were communicative, social, organizational and image competences, selected on the basis of analysis of the state Standards in Education.

Key words: vocational tourism education, potentially talented youth, imageology, social organizational competence, image competence.

В Федеральной программе «Развитие образования на 2013—2020 гг.» значительное место отводится выявлению и развитию способностей молодых россиян. Д.А. Медведев, комментируя цели развития современного российского образования, подчеркнул, что «задача государства заключается в том, чтобы создать все возможности, все условия для самореализации настолько, насколько это возможно. Тем самым мы должны обеспечить приток в нашу экономику, науку и культуру высокоинтеллектуальной силы, столь необходимой для динамичного развития нашей страны, чтобы она была одним из лидеров в глобальной конкуренции» |3|. Работа с учащимися, имеющими определенные задатки, проявляющи-

ми способности или одаренность, таким образом поднимается на новый уровень— педагогического сопровождения раскрытия потенциального таланта.

Решение задачи обогащения педагогическим сопровождением среднего профессионального туристского образования возложено на авторскую элективную дисциплину «Имиджелогия». В рамках классической подготовки менеджеров по туризму и специалистов по гостиничному сервису вопросам формирования коммуникативной культуры уделяется большое внимание. В стандартах этих специальностей имеется обязательный предмет «Психология общения».Однако проведенное в мае 2011 г., т.е. уже после прохождения этой дисциплины, исслс-

дование показало недостаточность коммуникативных инструментальных умений у учащихся. В исследовании приняли участие учащиеся (29 человек), отобранные в группу одаренных, требующих педагогического сопровождения для преодоления проблемных точек личностного профиля и формирования у них на этапе взросления состояния потенциальной талантливости. Курс «Имиджелогия» рекомендован в качестве дисциплины по выбору студента для учащихся 2-го курса специальностей «Туризм» и «Гостиничный сервис». Программа включает цикл лекционных и семинарских занятий общим объемом 24 часа (6 лекций и 6 семинаров). Условно формирующий эксперимент по организации педагогического сопровождения потенциально талантливых учащихся можно разделить на три этапа.

Первый этап — ориентировочный. В ходе этого этапа учащиеся осваивают лекционный курс программы имидже-логии.Эта работа приводит к осознанию сильных и слабых сторон своей личности. признанию проблемных точек личностного профиля, которые способны помешать успешной реализации учащегося в туристской индустрии. В ходе знакомства с теоретическим материалом, описывающим различные аспекты выстраивания собственного коммуникативного стиля, учащийся намечает образ-цель. Для этой работы студенты заводят имидж-дневник, где описывают прохождение учебной программы по имиджело-гии, планируемые изменения личностных черт и фиксируют произошедшие изменения, а затем делают вывод о построении собственного ИМИДЖ-СТИЛЯ поведения и общения. Образ-цель намечает, какие личностные черты собирается сформировать в себе студент при помощи программы педагогического сопровождения. Для облспсния работы обучающихся им в качестве справочного материала предлагается таблица с инструментальной характеристикой показате-

лей профессиональной компетентности специалиста туристской индустрии.

Второй этап — формирующий. Он охватывает подготовку и работу на семинарских занятиях. В ходе второго этапа в процессе активного участия студента в играх, тренингах, дискуссиях и выполнении проектных заданий происходит формирование коммуникативных и социально-организационных компетенций. Большинство учащихся уверенно выходит на средний профессиональный уровень. Путем сравнения личностных характеристик с образом-целью установлено совпадение характеристик на 60-75%.

Показателями сформированности коммуникативных компетенций являются:

• умение быстро установить контакт и взаимопонимание даже с малознакомыми людьми;

• умение выслушать и понять других, а также аргументировать свое мнение;

• умение убеждать и мотивировать;

• умение выступать публично даже перед малознакомыми людьми;

• владение вербальной и невербальной кул ьтуро й взаи модействия;

• умение определять личные свойства и качества собеседников по их габитар-ному имиджу.

Показателями сформированности социально-организационных компетенций являются:

• умение брать на себя ответственность, в том числе за результаты групповой деятельности;

• умение организовать, сплотить группу и мотивировать ее на определенную деятельность;

• умение понять интересы членов группы и строить поведение с учетом различных, иногда противоречивых тенденций;

• умение определять последовательность действий группы, объединившей противоречивые интересы;

• умение разделить обязанности, спланировать работу, организовать взаимодействие, подвести итоги деятельности и, ес-

ли нужно, провести коррекцию совместной работы подотчетного персонала;

• построение тактики взаимодействия с различными собеседниками для достижения профессионально значимых целей.

Третий этап — заключительный. Он охватывает самостоятельную подготовку и сдачу зачета по курсу «Имиджсло-гия». В ходе самостоятельной подготовки и в процессе участия в сдаче зачета студент актуализирует коммуникативные и социально-организационные компетенции и в результате их использования формирует собственный имидж-стиль поведения и общения, что свидетельствует о формировании имидж-компетенции. На этом этапе констатируется 75—95%-ного совпадение черт личности учащегося и образа-цели. Большинство учащихся в ходе этого этапа выходят на высокий профессиональный уровень.

Показателями сформированности имидж-компетенции являются:

• умение выражать свои мысли и чувства;

• согласованное использование средств вербального и невербального общения;

• решительность в подходе к новым ролям и функциональным обязанностям;

• умение формулировать и отстаивать свою позицию;

• умение уважать другие позиции и строить линию поведения с учетом этих различий;

• склонность к импровизации и проявлению нестандартных подходов к общению и групповой деятельности;

• умение завоевать авторитет и доверие у членов группы;

• умение составить представление об особенностях собеседника и выбрать траекторию взаимодействия на этом основании;

• изменение поведения и манеры общения для фасилитации группового взаимодействия.

Для оценки результатов эксперимента был использован комплекс методов: самооценка воспитанника нашла отра-

жение в имидж-дневнике; экспертная оценка проводилась в виде анкетного опроса, в котором выбранным случайным образом экспертам (трем учащимся) было предложено охарактеризовать членов группы по предложенным выше показателям. Экспертная оценка проводилась в начале и в конце эксперимента. Каждый показатель мог быть максимально оценен в пять баллов. Состав экспертной группы в начале и в конце эксперимента был различным; в качестве независимого метода применено психологическое тестирование Б.А. Федориши-на на выяалснис коммуникативных]! организационных способностей 111. В этом опроснике под коммуникативностью и организационными склонностями понимаются умения четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, уменне влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т.д.

Практически ни по каким показателям не были зафиксированы нулевые значения, что подтверждает результативность и необходимость в структуре обучения обязательного курса «Психология общения». Однако видно, что начальные показатели, которые были зафиксированы перед прохождением программы «Имиджелогия», недостаточны для обеспечения профессиональной успешности и достижения цели нашего исследования — педагогического сопровождения детской одаренности на этапе обучения в среднем профессиональном учебном заведении для трансформации ее в потенциальную талантливость. Результативность программы подтверждена многоуровневым контролем, который показал следующие результаты. У одаренных учащихся, обучающихся по специальности «Туризм», зафиксированы более высокие значения показателей, чем у учащихся специальности «Гостиничный сервис», что в принципе логично, так как коммуникативная, социальная

и организаторская активность менеджеров по туризму значительно выше, чем у специалистов по гостиничному сервису. Обучающиеся по специальности «Туризм» достигли 88%-ного значения коммуникативной компетенции, 85%-ного значения социально-организационной компетенции и 89%-ного значения имидж-компетенции, в целом показав 87%-ный уровень профессиональной компетентности.Обучающиеся по специальности «Туризм» достигли 76%-ного значения коммуникативной компетенции, 76%-но-го значения социально-организационной компетенции и 89%-ного значения имидж-компетенции, в целом показав 80%-ный уровень профессиональной ком петентности.

Все конечные значения показателей по обеим специальностям, участвовавшим в эксперименте, подтверждают актуальность темы исследования и работоспособность предложенной модели педагогического сопровождения потенциально талантливой молодежи на этапе обучения в среднем профессиональном учреждении туристической сферы. Важно отмстить, что в эксперименте участвовали также студенты, не принадлежащие к группе потенциально талантливых, которые проявили заинтересованность в прохождении данной элективной программы и сочли этот курс обогащающим их профессиональную компетентность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности. Избранные психологические труды / под ред. А. В. Брушлинского и Т.Н. Ушаковой. М.: Московский психологосоциальный ин-т; Воронеж: НПО « МО-ДЭК», 2002.

2. Елонова Ю.С. Педагогическое сопровождение потенциально талантливой молодежи как социально-педагогическая про-

блема // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2012. № 4. С. 32-36.'

3. Медведев Д.А. Одаренным детям нужно создать все уоювия для творческой са-мореализации [Электронный ресурс! // Общественно-экономическое издание. Краснодарский край. 1ШЬ: Ьпр://м\\’\\’.к/тпос1аг-region.com/component/content/article/25/2256-gossovet-po-detyam.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.