Научная статья на тему 'Компетентностные подходы к обучению: сравнительный анализ'

Компетентностные подходы к обучению: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
579
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE COMPARATIVE ANALYSIS / THE COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL SPHERE / COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сень Ольга Александровна

В статье анализируются понятия и различные виды, классификации компетенций, как профессиональных, так и общих, необходимых для формирования у учащихся. Цель данной статьи: анализ подходов к этому вопросу отечественных педагогов и зарубежных авторов. Отмечается, что профессиональная компетентность в основном выражена в готовности и способности специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности; характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, личностных качеств, позволяющих эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACHES TO TRAINING: THE COMPARATIVE ANALYSIS

In paper the author considers concepts and various kinds, classifications of competences necessary for pupils. The purpose of this paper is the analysis of approaches to this question of Russian and foreign authors. Professional competence of the basic is expressed in readiness and ability of the expert to make effective decisions in realization of professional work; it is characterized by set of the integrated knowledge, skills and experience, the personal qualities allowing effectively to project and carry out professional work.

Текст научной работы на тему «Компетентностные подходы к обучению: сравнительный анализ»

УДК 372.016+373.3/.5+37.0

О.А. Сень

соискатель кафедры информатики и дискретной математики

ФГБОУВПО «Новосибирский государственный

педагогический университет»

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

В статье анализируются понятия и различные виды, классификации компетенций, как профессиональных, так и общих, необходимых для формирования у учащихся. Цель данной статьи: анализ подходов к этому вопросу отечественных педагогов и зарубежных авторов. Отмечается, что профессиональная компетентность в основном выражена в готовности и способности специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности; характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, личностных качеств, позволяющих эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность.

Ключевые слова: сравнительный анализ, компетентностный подход, профессиональная сфера, познавательная деятельность.

В наше время компетентностный подход активно внедряется в образование, включая средние общеобразовательные учреждения. Везде в средствах массовой информации широко и громко произносят заветные слова «формирование компетенций у учащихся». Поэтому и появилась необходимость осмысления вопроса самих компетенций. Целью данной статьи, считаю анализ подходов к этому вопросу отечественных педагогов и зарубежных авторов.

Конечно, можно ссылаться на общество, на его проблемы и недостатки, но пути решения я вижу в поиске возможностей для развития компетенций, и прежде всего самого педагога.

Во многих школах новое веяние и переход к компетентностному образованию определили как «те же ЗУНы, только по-другому названные». Не это ли происходит в действительности? Действуют по старым принципам и нормам, называя их другими модными словами, тогда как ученик продолжает сталкиваться с огромными и сложными задачами: вхождение в социальный мир, адаптация в этом мире, использование полученных компетенций в школе в

совокупности с умением самостоятельно получать и вырабатывать нужные компетенции.

Так что же такое компетентность? В «Толковом словаре русского языка» Ушакова под компетенцией [латин. competentia] (книжн.) понимают круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

В «Кратком словаре иностранных слов» [2] приводится следующее определение: «компетентный (лат competens, competentis - надлежащий, способный) - знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем- либо».

Материал из Википедии — свободной энциклопедии (Интернет-ресурс):

• Компетенция (от лат. competere - соответствовать, подходить) - это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников).

• Компетенция - это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

• Компетенция - совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления).

• Общая компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач общего рода деятельности.

• Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.

На Западе к вопросам компетенции обращались еще в 70-х годах прошлого века, тогда и сложилось ориентированное на компетенции образование (competence-based education) (Д. Хаймс, Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен).

В России в период 1970 - 1990-х годов разрабатываются различные классификации компетенций, признанные педагогической общественностью. Е.В. Бондаревская, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.В. Мясищев, А.Ш. Палферова, Л. А. Петровская и другие авторы используют понятия «компетентность» и «компетенция» как для описания конечного

результата обучения, так и для описания различных свойств личности (присущих ей или приобретенных в процессе образования).

П.Ф. Каптерев внес большой вклад в разработку компетентностного подхода к профессиональной подготовке учителей. Он подразделял все качества личности педагога на объективные (степень знания учителем своего предмета, степень владения методологией науки и глубина его научных знаний, владение общими дидактическими и методическими принципами, способность проникать и комплексно воспринимать особенности детской психологии) и субъективные (преподавательское искусство, педагогический талант, творчество и т.п.) [4].

В 1990 году вышла книга Н.В. Кузьминой «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения», где на материале педагогической деятельности компетентность рассматривается как «свойство личности». Профессионально-педагогическая компетентность, по Н.В. Кузьминой, включает пять элементов, или видов, компетентности [5, с. 90].

1. Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины.

2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся.

3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.

4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся.

5. Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности [5, с. 90].

Немного позже, в 1993году, в книге «Психология труда учителя» А.К. Маркова выделяет четыре блока в структуре профессиональной компетентности учителя:

а) профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;

б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;

в) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;

г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями [7, с. 7].

Но при этом она говорит, что при оценке компетентности важно учитывать как степень приближения учителя к требованиям профессии (стандартам), так и уникальность и неповторимость каждого учителя как профессионала [7, с. 10].

В некоторых работах прослеживается применение термина «профессиональная компетентность». К.В.Шапошников понимает категорию «профессиональная компетентность» как готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности [11]. Профессиональная компетентность «в целом характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром» [11,с.13]. К.В. Шапошников и А.Н.Дорофеев считают, что в основу показателей субъектной профессиональной компетентности могут быть положены характеристики актуальной и потенциальной деятельности специалиста [там же].

Если эти компетенции относились к профессиональной сфере, то для учащихся формирование компетенций - еще более сложный процесс, также многогранно представленный в современной литературе. Освоение четырех типов опыта (на основе целей общего образования) позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять сложные культуросообразные виды действий, которые в современной педагогической литературе носят название компетентностей:

1) опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний;

2) опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу;

3) опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;

4) опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций.

Определение компетентности у учащихся широко представлено во многих работах, что затрудняет ее измерение и оценку результата обучения, на что обращают внимание и сами разработчики. Об этом же свидетельствует и приводимое А.В. Хуторским содержание основных, ключевых компетенций, в перечень которых входят ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенции [10].

В работах И.А. Зимней проанализированы все подходы к компетентности, как профессиональной, так и компетентности учащихся, с точки зрения трех основных групп компетентностей:

• компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;

• компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;

• компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах, представленных в таблице 1 [1].

Таблица 1

Годы Субъект - личность Субъект - субъектное взаимодействие Деятельность

Дж. Равен 1984 39 мотивированных способностей (ценностей), или видов компетентностей, типа «уверенность в себе», «поиск и использование обратной связи», «адаптивность», «настойчивость», «использование ресурсов» и т.д. Трудно классифицируемые по этим трем основаниям, ибо преимущественно они личностные

Н.В. Кузьмина 1990 аутопсихологические дифференциально-психологические; социально-психологические методические; специальные и профессиональные компетенции

А.К. Маркова 1990 профессиональные позиции, личностные особенности профессиональные знания, профессиональные умения

1996 личностная, индивидуальная социальная специальная

Г.Э. Белицкая (зарубежн. опыт) 1995 способность интегрировать знания; концептуальная; эмоционально-перцептивная компетенция в определенных сферах деятельности

Совет Европы 1996 способность учиться; саморазвитие социально- политическая; способность жить в многокультурном обществе; коммуникативная работа с информацией

B.А. Кальней, C.Е. Шишов* 1998 бытовая гражданская профессиональная

«Стратегия модернизации» 2001 познавательная; бытовая; культурно-досуговая гражданско-общественная социально-трудовая

А. В. Хуторской 2002 ценностно-смысловая; общекультурная; личностная коммуникативная учебно-познавательная; информационная; социально-трудовая

Н.В.Кузьмина 2001 знание достоинств и недостатков собственной деятельности дифференциально-психологическая; социально-психологическая знание предмета; знание методов

Клаус Скала 2003 самовоспитание и саморефлексия; способность социального диагноза ведение разговора; способность работать в команде; управление рабочими процессами; организационная компетенция в коммуникации (работе) с новыми медийными средствами internet, E-mail и др.

Всего И.А. Зимняя выделяет 10 основных компетенций (видов). Представим их в таблице 2.

Изучая эти работы, можно убедиться, что научные и теоретические подходы к рассмотрению компетенций растут и развиваются. Однако в действительности очень плохо доходят все эти научные разработки на места, так сказать, в массы.

Таблица 2

« к 1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения - компетенции здоровьесбережения; - компетенции самосовершенствования; - компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире;

я к <и н <и а а - компетенции интеграции; - компетенции гражданственности

о 2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы - компетенции социального взаимодействия; - компетенции в общении

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека - компетенция познавательной деятельности; - компетенции деятельности; - компетенции информационных технологий

Хочется поставить два насущных вопроса о современном образовании. Первый: «Какими все же компетенциями должен обладать учитель (педагог)?». И второй: «Какие и как в действительности могут быть сформированы и развиты компетенции у учащихся?»

Кажется, между теоретическими вопросами о компетенциях и настоящей педагогической деятельностью лежит целая пропасть.

Следует определить итоговые стандарты и оценки, практическое значение цели изучения как отдельного предмета, так и образования в целом. Обновление учебных планов и образовательных программ за последние годы во многих странах свидетельствует о значительных усилиях по изменению целей по многим предметам и определению более ясной позиции в отношении компетенций, которые должны «распространяться» среди учащихся. Данный компетентностный подход, где предметы, знания рассматриваются и формируются как часть компетенции, гораздо продуктивнее, чем традиционное обучение отрывочным предметным знаниям. Однако в таком подходе есть свои недостатки, теряется очень много теоретико - научных знаний (особенно в естественнонаучных областях) [3].

При рассмотрении учеников с точки зрения разнообразия их когнитивных возможностей, интересов и потребностей можно определить два подхода: во-первых, обучение должно осуществляться в рамках «традиционной академической» средней школы; во-вторых, требуется создание условий для самообразовательной деятельности, а также расширение связи с внешкольным окружением, введение в учебные планы и образовательные программы образовательного пространства, предназначенного для реализации учениками своих возможностей и способностей.

Сейчас прилагаются усилия, чтобы перейти от центрально-учительского, дидактически-педагогического подхода к активным методам обучения, предполагающим, прежде всего, обучение учащегося и развитие его способности организовывать свой образовательный процесс и свое образовательное пространство. Это необходимо внедрять уже на начальном уровне. Но это не всегда представляется возможным по причине инертности школ. Необходимо сформировать единые требования не только к академическим знаниям, но и выделить значимые для учащихся компетентностные знания, которые могут быть культивированы и передаваемы. Хотелось бы, чтобы в этих разработках участвовали реальные учителя и педагоги. И надеюсь, что наше образование переживет сложные периоды в становлении компетентностного подхода.

Список литературы

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 5 мая.

http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm. В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

2. Краткий словарь иностранных слов. М., 1952 .

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

4. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.

5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

6. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. - 1990. - № 8.

7. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

8. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.

9. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. (англ. 1984).

10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос», http://www.eidos.ru/iournal/2002/0423.htm

11. Шапошников К.В. Контекстный подход в процессе формирования профессиональной компетентности будущих лингвистов-переводчиков: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.