Научная статья на тему 'Компетентностно рефлексивный подход в обучении студентов реабилитологов'

Компетентностно рефлексивный подход в обучении студентов реабилитологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / МЕТОДИКА / РЕАБіЛіТАЦіЯ / КОМПЕТЕНТНіСТЬ / РЕФЛЕКСіЯ / REHABILITATION / COMPETENCE / REFLECTION / METHOD / PERFECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллов А. Н., Томашевский Н. И., Смотров В. А., Гринчишин Л. А.

В статье отражены педагогические аспекты повышения качества учебного процесса. Предлагается к использованию в обучении студентов и последующей профессиональной деятельности реабилитологов компетентностно рефлексивные подходы. Проблема оценивания сформированности основных групп компетентностей принадлежит к менее всего разработанным и наиболее важных проблем, связанных с анализом развития и саморазвития личности. Значительные преимущества предоставляет экспертно рейтинговая методика оценивания учебных достижений студентов по проектно-рефлексивной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириллов А. Н., Томашевский Н. И., Смотров В. А., Гринчишин Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competent reflection approach is in teaching of students of rehabilitation

Competent and reflective approach in training of rehabilitator students. In article are reflected pedagogical aspects of improvement quality of educational process. Competent and reflective approaches are offered to use in training of students and in the subsequent professional work of rehabilitator. The problem of an estimation of forming of basic groups competent belongs to less all designed and the most important problems connected to analysis of development and self-development of the person. Appreciable advantage the expert rating procedure of an estimation of educational reachings of students on design reflexive technology gives.

Текст научной работы на тему «Компетентностно рефлексивный подход в обучении студентов реабилитологов»

Академия, 2003. - 336 с.

6. Костюк Г.С. Развитие и воспитание. «Советская педагогика», 1956, №7.

7. Ленин В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч., т. 29.

8. Мороз О.ГМолодий учитель і шкільний колектив. - К.: т-во «Знання» УРСР, 1981. - 48 с.

9. Паврозин А.В. Профессиональная адаптация преподава-телей-служащих российской армии к педагогической деятельности в военном ВУЗе: Автореф. дисс. канд. пед. наук.

- Ставрополь: СГУ, 2003. - 25 с.

10.Хатунцева С.М. Педагогические условия адаптации начинающего преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в вузе: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Х., 2004. - 201 с.

11.Хахула Л.П. Професійно-педагогічна адаптація молодих викладачів вищих аграрних навчальних закладів: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Національний аграрний університет. - К., 1998. - 196 с.

12.Arends R.I. Learning to teach. - New York: McGraw-Hill, Inc., 1991. - 2-nd ed., 534 p.

13.McDonald F., and Ellias P. Study of induction programs for beginning teachers. Princeton, N.J.: Educational testing services, 1980.

14.Ryan K., Newman K., Mager G., Applegate J., Lasley T., Flora R., and Johnston J. Biting the apple: Accounts of first year teachers. New York: Longman, 1980.

15.Isaacson N.S. Secondary teachers’ perceptions of personal and organizational support during induction to teaching. (Doctoral dissertation). Eugene, Ore.: University of Oregon, 1981.

Поступила в редакцию 01.11.2007г.

КОМПЕТЕНТНОСТНО РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ РЕАБИЛИТОЛОГОВ

Кириллов А.Н., Томашевский Н.И., Смотров В. А., Гринчишин Л. А.

Горловский филиал открытого международного университета развития человека «Украина»

Аннотация. В статье отражены педагогические аспекты повышения качества учебного процесса. Предлагается к использованию в обучении студентов и последующей профессиональной деятельности реабилитологов компетентностно рефлексивные подходы. Проблема оценивания сформиро-ванности основных групп компетентностей принадлежит к менее всего разработанным и наиболее важных проблем, связанных с анализом развития и саморазвития личности. Значительные преимущества предоставляет экспертно рейтинговая методика оценивания учебных достижений студентов по проектно-рефлексивной технологии.

Ключевые слова: реабилитация, компетентность, рефлексия, методика.

Анотація. Кириллов О.М., Томашевський М.І., Смотров В.А., Гринчишин Л.А. Компетентісний підхід рефлексії в навчанні студентів реабілітологів. Компетентісно рефлексивний підхід в навчанні студентів реабілітологів. В статті відображені педагогічні аспекти підвищення якості учбового процесу. Пропонується до використання в навчанні студентів і подальшій професійній діяльності реабілітологів компетентісно рефлексивні підходи. Проблема оцінювання сформованості основних груп компетентностей належить до найменше розроблених і найбільш важливих проблем, пов’язаних з аналізом розвитку й саморозвитку особистості. Значні переваги надає экспертно-рейтингова методика оцінювання навчальних досягнень студентів за проектно-рефлексивною технологією. Ключові слова: реабілітація, компетентність, рефлексія, методика.

Annotation. Kirillov A.N., Tomashevskiy N.I., Smotrov V.A., Grinchishin L.A. Competent reflection approach is in teaching of students of rehabilitation. Competent and reflective approach

in training of rehabilitator students. In article are reflected pedagogical aspects of improvement quality of educational process. Competent and reflective approaches are offered to use in training of students and in the subsequent professional work of rehabilitator. The problem of an estimation of forming of basic groups competent belongs to less all designed and the most important problems connected to analysis of development and self-development of the person. Appreciable advantage the expert rating procedure of an estimation of educational reachings of students on design - reflexive technology gives. Key words: rehabilitation, competence, reflection, method, perfection.

Введение.

Процесс становления национальной высшей школы Украины характеризуется поисками таких педагогических технологий, которые максимально способствовали бы формированию социально активной, творческой личности, способной для самостоятельной регуляции собственной жизнедеятельности.

Реформирование высшего образования в соответствии с требованиями Болонского процесса предусматривает методологическую переориентацию процесса учебы на развитие личности студента, формирования его основных компетентностей.

Одним из основных заданий современного образования в Украине есть подготовка молодого человека к моральному и профессиональному определению в системе общественных отношений, к самостоятельному самоопределению взаимоотношения с динамическим миром профессионального труда. Потому большое значение уделяется способности преподавателя помочь студенту осознать и развить свои способности, личностные качества и, в первую очередь, те качества, которые необходимы для его личностной и профессиональной реализации. Инновационным направлением повышения качества учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях образования - есть технологический подход к учебе, главными преимуществами которого является полное управление учебным процессом, воссоздание всех учебных действий, оперативная обратная связь и коррекция учебного процесса.

Современный преподаватель ВУЗа должен владеть педагогическими технологиями и уметь их внедрять в учебный процесс для его последующего совершенствования. «Педагогическая технология -это комплексный, непрерывный процесс, который охватывает людей, идеи, средства организации деятельности из анализа проблем, которые относятся ко всем аспектам усвоения знаний», - так определяет сущность педагогической технологии Ассоциация научных работников по педагогическим коммуникациям и технологиям (США) [ 1].

В литературе выделяется следующие классификации образовательных технологий:

• по ведущему фактору психического развития (биогенные, социогенные, психогенные, идеалистические);

• по научной концепции усвоения опыта (ассоциативно рефлекторные, суггестивные, нейролингвистического программирования и др.); ориентации на личностные структуры (информационные,

операционные, эмоционально-моральные, эвристические, саморазвития и др.);

• по характеру содержания образования (учебные, воспитательные, общеобразовательные, светские, религиозные, предметные, профессионально ориентированные, гуманитарные, технократические, отраслевые и др.);

• по типу организации и управления познавательной деятельностью (лекционное обучение, консультативное, с помощью технических средств, самостоятельная работа, групповое, дифференцированное, компьютерное обучение, монодидактические системы, творческого, суггестивного, превентивного, проектного, концентрированного обучения, классноурочная Я. А. Коменского и др.);

• по отношению к ученику (авторитарные, личностно-ориентированные, сотрудничества, гуманноличностные, свободного воспитания и др.);

• по названию методов, способов, средств обучения (догматичные, репродуктивные, развивающие, саморазвития, коммуникативные, диалоговые, игровые, творческие и др.);

• по категориям учебных дисциплин: массовые, углублённого обучения, компенсаторного, адаптивного, педагогической деятельности с имеющими отклонения (трудными, одарёнными).

Классификации современных технологий модернизации и модификации существующих традиционных систем включают:

• технологии гуманизации и демократизации педагогических отношений: технологии на основе эффективности организации и управления процессом учебы: дифференциальное обучение, программируемое обучение; технологии индивидуализации обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, перспективно опережающее обучение с использованием опорных схем при комментирующем управлении, групповые и коллективные способы учебы, информационные, компьютерные, игровые педагогические технологии и др.;

• педагогические технологии на основе методического совершенствования и дидактичного реконструирования учебного материала: укрупнение дидактичных единиц, технология проектирования учебного процесса и др.;

• природоцелесообразные технологии (методы народной педагогики);

• альтернативные технологии: технология раннего умственного развития Г Монтессори, школа Л.Н. Толстого, технология полного усвоения и др.;

• авторские технологии, школы: педагогика сотрудничества; технология развивающего обучения, направленная на развитие творческих качеств личности), технология интенсификации учебы на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, где используются принципы составления опорных конспектов, технология урока группового контроля; технология коллективного способа учебы, работа с текстами учебника; технология личностно ориентированной обучения и др.;

• интерактивные технологии (организация познавательной деятельности, которая предусматривает создать комфортные условия учебы, за которых каждый ученик чувствовал свою успеваемость, интеллектуальную возможность), модульно-рейтинговая система обучения и контроля учебной деятельности, компьютерные системы и др.

Используя новейшие технологии и их модификации в педагогической деятельности преподаватель повышает качество учения студента, способствует приобретению им достаточно знаний, умений и навыков для профессиональной деятельности.

Современная модернизация и модификация учебного процесса помогает студентам стать самостоятельными в разных сферах деятельности, создаёт условия для их самореализации, саморегуляции, социальной зрелости. Решение этой цели обеспечивается преимуществами личностно ориентированной учебы, ориентиром для оценки результатов которой, являются не образовательные стандарты и нормативы, а степень личностного образовательного роста. Контролируется, при этом, не степень достижений заданных результатов, а творческое отклонение от них[2].

Работа выполнена по плану НИР Горловского филиала открытого международного университета развития человека «Украина».

Формулирование целей работы.

Цель работы - исследовать классификации, характеристики образовательных технологий. Обобщить достижения в педагогической науке и практике. Изучить возможности внедрения в учебный процесс современных модернизаций и модификаций методов, способов, средств обучения студентов реабилитоло-гов в условиях кафедры физической реабилитации.

Результаты исследований.

Заслуживает внимания внедрение личностно ориентированной системы обучения, с использованием компетентностно рефлексивного подходов в учебно-воспитательный процесс, кафедрой физической реабилитации Горловского филиала открытого международного университета развития человека «Украина» [3,4,5].

Современное образование для человека - это воспитание ответственной личности, которая способна к самообразованию и саморазвитию, умеет критически мыслить, прорабатывать разнообразную информацию, использовать приобретенные знания и умения для творческого решения проблем, стремится изменить на лучше свою жизнь и жизнь своей страны. С целью реализации таких существенных изменений в образовании Украины утвержден Государственный стандарт высшего образования, который есть, кроме того, средством оценивания формирования разных видов компетентностей учеников [2].

На достижение нового образовательного результата учебной деятельности студентов, наиболее приемлемой базой показана технология личностно ориентированного обучения, основанная на компе-тентностно рефлексивном подходе [6].

Личностно ориентированный подход - это методологическая направленность в педагогической деятельности, что позволяет с помощью опоры на систему взаимозависимых понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самого проявления, саморазвития и самореализации личности студента, развития его индивидуальности.

Компетентность - это определена сумма знаний у лица, которые позволяют ему судить о чем-либо, выражать убедительное, авторитетное мнение. Компетентный - это знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиями делать или решать что-либо, судить о чем-либо (Словарь иностранных слов, К.,1951).

Определение уровня учебных достижений студентов является особенно важным ввиду того, что учебная деятельность в конечном итоге должна не просто дать человеку сумму знаний, умений и навыков, а сформировать ее компетентность как общую способность, которая базируется на знаниях, опыте, ценностях, способностях, приобретенных благодаря учебе.

Научные работники определяют разные виды компетентностей.

Советом Европы было принято определение пять ключевых компетентностей, которыми „могут быть оснащены молодые европейцы”:

1 - политические и социальные компетентности;

2 - компетентности, связанные с жизнью в условиях существования разных культур в обществе;

3 - компетентности, связанные с овладением устной и письменной коммуникацией;

4 - компетентности, связанные с ростом информатизации общества;

5 - возможность учиться в течение жизни, в качестве основы непрерывной учебы.

В содержание Государственного стандарта высшего образования в Украине заложены требования до формирования образовательных компетентностей, которые можно объединить в три основных группы компетентностей:

1. компетентности личности, как субъекта де-

ятельности, общения: (личностные, обеспечения здоровья, ценностной ориентации в мире; ценностей культуры, науки, производства; истории цивилизации, религии); компетентности самосовершенствования; овладение культурой родного языка, иностранным языком; компетентности

гражданственности, соблюдения прав и обязанностей гражданина.

2. компетентности взаимодействия человека с другими людьми (социальные): компетентности социального взаимодействия с обществом, коллективом, семьей, друзьями; толерантности; социальной мобильности; компетентности в общении; знаний и соблюдения традиций, ритуала, этикета.

3. компетентности деятельности человека (деятельностные): компетентности познавательной деятельности; исследование; интеллектуальной деятельности; компетентности деятельности; ориентация в

разных видах деятельности; компетентности информационных технологий [2].

В основе формирования компетентностей ставится задача развития универсальных умений: познавательных, деятельностных и коммуникативных

Личностно ориентированная технология широко использует метод рефлексии. Работа с повседневным сознанием человека невозможна без опоры на рассуждение студента, полное сомнений и колебаний. Педагог сам должен демонстрировать образцы рефлексии по поводу организации собственного мышления: передавать не только готовые образцы правильных решений, выводов, но и показать, как он этого достигал. Сдвиг акцентов от полученного результата на рефлексию процесса его достижения - отличительная черта личностно ориентированного образования по проектно-рефлексивной технологии [8].

В соответствии с этим изменяются и подходы к оцениванию учебных результатов. Оценивание дол -жно основываться на позитивном принципе, который, прежде всего, предусматривает учет уровня достижений студента, а не степени его неудач. Оценивание стимулирует учебную деятельность, социальную активность студента, контролирует и учит. Творческий рефлексивный характер деятельности, поэтапно на базе наблюдения, самоанализа, самоконтроля и самооценки формирует и развивает самосознание студента [6,7].

Выводы.

Современная школа должна помочь студентам стать самостоятельными в разных сферах деятельности, создать условия для их самореализации, саморегуляции, социальной зрелости. Достижение этой цели обеспечивается преимуществами личностно ориентированной обучения, ориентиром для оценки результатов, учебы которого являются не образовательные стандарты и нормативы, а степень личностного образовательного роста. И проверяется не степень достижений внешних заданных результатов, а творческое отклонение от них. Объем личностного творчества студента в учебном процессе не должен быть меньше объема минимальных образовательных стандартов.

Проблема оценивания сформированности основных групп компетентностей принадлежит к менее всего разработанным и наиболее важных проблем, связанных с анализом развития и саморазвития личности.

Значительные преимущества предоставляет экспертно рейтинговая методика оценивания учебных достижений студентов по проектно-рефлексивной технологии.

Малые или большие достижения при создании ситуации успеха предоставляют студенту возможность самоутверждения и открывают пространство последующего его личностного роста.

Поиск эффективных технологий, систем, способов и методов педагогической деятельности со студентами, будущими реабилитологами, на кафедре физической реабилитации, продолжается.

Литература

1. Педагогічні технології: Навчально-методичний посібник

- Донецьк: ДІПО ІПП, 2004 - 80 с.

2. Регіональна програма „Впровадження компетентнісно орієнтованого підходу в навчально - виховний процес” / Журнал „ Педагогічна скарбниця Донеччини”, 2005. - №1.

3. Кириллов А.Н. Некоторые аспекты воспитания осознанной потребности систематически заниматься физической культурой //Педагогіка, психологія та медико-біо-логічні проблеми фізичного виховання і спорту /зб. наук. праць за редакцією проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ(ХХПІ), 2006. - № 10. - С.108-110.

4. Кириллов А.Н. Личностно-ориентированное обучение в адаптивной реабилитации студентов //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту /зб. наук. праць за редакцією проф. Єрмакова С.С.

- Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2007. - № 5. - С. 213-216.

5. Митюков В.А. (с соавт.) Принцип рефлексивной позиции

- оптимальная стратегия в современной реабилитологии и профилактике метаболического синдрома //Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. научн. тр. под ред. проф. Ермакова С.С. - Харьков: ХГА-ДИ (ХХПИ), 2007. - № 4.- С. 38-45.

6. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? - М. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.- 383 с.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Сборник научных трудов. - М., 2002. - С. 135-157.

8. Башинська Т. Проектувальна діяльність - основа взаємодії вчителя та учнів, журнал „Початкова школа”, 2003. - №7.

Поступила в редакцию 05.11.2007г.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ВВЕДЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ДИСЦИПЛИНЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОБУЧЕНИЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ

Кисиленко Е. А.

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Аннотация. В данной работе практически доказана необходимость введение учебной дисциплины, которая направлена на привитие инженерных навыков для конструирования уже существующих или собственных технических устройств. Для создания собственных технических устройств нужно иметь творческие способности и инженерные навыки. Этому необходимо учить. Иначе лишь незначительная часть выпускников спортивных и педагогических высших учебных заведений начнут в своей тренерской деятельности использовать технические устройства.

Ключевые слова: технические устройства, конструирование, учебная дисциплина.

Анотація. Кісіленко К. Обґрунтування необхідності введення до учбового процесу дисципліни, що напрямлена на навчання конструювання технічних пристроїв. В даній роботі практично доведена необхідність введення учбової дисципліни, що має спрямованість на прищеплення студентам інженерних навичок для конструювання вже існуючих або власних технічних пристроїв. Для створення власних технічних пристроїв потрібно мати творчі здатності й інженерні навички. Цьому необхідно вчити. Інакше лише незначна частина випускників спортивних і педагогічних вищих навчальних закладів почнуть у своїй тренерській діяльності використати технічні пристрої.

Ключові слова: технічні пристрої, конструювання, учбова дисципліна.

Annotation. Kisilenko. K. Substantiation necessity of introduction of study discipline that directed on teaching of constructing of

technical devices in the educational process. In the given work is proved a necessity of practical introduction of educational discipline which is directed on teaching to engineering skills for constructing of already existent or own technical devices. For building own technical devices it is necessary to have creative abilities and engineering skills. It is necessary for this to learn. Otherwise only insignificant part of graduates of sports and pedagogical higher educational institutions will start to use in the trainer’s activity technical devices.

Keywords: technical devices, constructing, educational discipline.

Введение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональная подготовка учителя физической культуры осуществляется в процессе изучения психолого-педагогических, медико-биологических и специальных дисциплин. Каждая из учебных дисциплин имеет свой предмет изучения и объект исследования. Однако профессиональная деятельность учителя физической культуры требует использования совокупности интегрированных знаний и умений из разных отраслей наук. Ряд специальных учебных дисциплин направленных на обучение навыкам тренерской и преподавательской деятельности (обучение и совершенствование технических элементов, развитие физических качеств и т.д.).

В законах Украины: «Про освіту», «Про фізичну культуру і спорт», «Державній програмі розвитку фізичної культури і спорту України», обращается внимание на необходимость подготовки современных специалистов и повышение их профессионального уровня.

Проблеме подготовки учителя физической культуры посвящены множество работ отечественных и иностранных авторов, таких как Л. А. Г алайдюк (1996), Л.Я. Иващенко, Н.Н. Чесноков (2001).

Совершенствование технического мастерства спортсменов является одним из самых важных компонентов тренировочного процесса, который в значительной мере обусловливает рост спортивного результата. Техническая подготовка спортсменов включает ряд специальных средств и методов. Применение данных средств и методов целесообразно поставленным задачам и обучают студентов в высших учебных заведениях.

В современной системе подготовке спортсменов можно выделить несколько основных направлений повышения технической подготовленности и работоспособности спортсменов, таких как рациональное использование известных законов биохимии, физиологии, физики, биомеханики и разнообразных инженерных наук.

К вышеупомянутым направлениям также относятся биомеханические эргогенные средства, которые согласно классификации В.М.Платонова (2005) разделяются на средства прямого (спортивные сооружения, спортивная экипировка) и отставленного действия (автоматизированные системы управления тренировочным процессом, гравитационные биомеханические стимуляторы, тренажерные средства).

В спортивной подготовке применения вспомогательных технических средств способствует дос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.