Научная статья на тему 'Мотивации личности студента в учебном процессе'

Мотивации личности студента в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1754
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / СПОСОБНОСТИ / РЕФЛЕКСИЯ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦіЯ / ПОТРЕБИ / ЗДАТНОСТі / РЕФЛЕКСіЯ / СПРЯМОВАНіСТЬ ОСОБИСТОСТі / MOTIVATION / REQUIREMENTS / ABILITIES / REFLECTION / AN ORIENTATION OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томашевский Н. И., Гринчишин Л. А., Кириллов А. Н., Завражная И. М., Кучеренко Н. М.

В работе представлен анализ особенностей формирования мотиваций и влияние их на качество учебной деятельности студентов, получающих профессиональное образование. Студенты по отношению к учёбе и своей будущей профессии отличаются по степени развития у них профессиональной мотивации. Способности не являются значимым фактором учебной деятельности. В учебно-воспитательном процессе большое значение обретает мотивационная направленность учебной деятельности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivations of the students in educational process

In work is submitted the analysis of formation features of motivations and their influence on quality of the students receiving a professional education. Students in relation to study and the future trade differ on extent of development at them professional motivation. Abilities are not the significant factor of educational activity. In teaching and educational process the big value is found with a motivational directedness of educational activity of the student.

Текст научной работы на тему «Мотивации личности студента в учебном процессе»

МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Томашевский Н.И., Гринчишин Л. А., Кириллов А.Н., Завражная И.М., Кучеренко Н.М.

Открытый международный университет развития человека «У краина»

Г орловский филиал, кафедра физической реабилитации

Аннотация. В работе представлен анализ особенностей формирования мотиваций и влияние их на качество учебной деятельности студентов получающих профессиональное образование. Студенты по отношению к учёбе и своей будущей профессии отличаются по степени развития у них профессиональной мотивации Способности не являются значимым фактором учебной деятельности В учебно-воспитательном процессе большое значение обретает мотивационная направленность учебной деятельности студента Ключевые слова: мотивация, потребности, способности, рефлексия, направленность личности.

Анотація. Томашевський М.І., Гринчишин Л.А., Кириллов О.М., Завражна І.М., Кучеренко Н.М.

Мотивації особистості студента в навчальному процесі. У роботі представлений аналіз особливостей формування мотивацій і вплив їх на якість навчальної діяльності студентів що одержують професійну освіту. Студенти стосовно навчання й своїй майбутній професії відрізняються по ступені розвитку в них професійної мотивації. Здатності не є значимим чинником навчальної діяльності. У навчально-виховному процесі велике значення знаходить мотиваційна спрямованість навчальної діяльності студента Ключові слова: мотивація, потреби, здатності, рефлексія, спрямованість особистості.

Annotation. Tomashevskij N.I., Grinchishin L.A., Kirillov A.N., Zavrazhnaya I.M., ^cherenko N.M. Motivations of the students in educational process. In work is submitted the analysis of formation features of motivations and their influence on quality of the students receiving a professional education. Students in relation to study and the future trade differ on extent of development at them professional motivation. Abilities are not the significant factor of educational activity. In teaching and educational process the big value is found with a motivational directedness of educational activity of the student.

Key words: motivation, requirements, abilities, reflection, an orientation of the person.

Актуальность Успешность учебной деятельности зависит от многих факторов социально-психического и социально-педагогическогопорядка, а также от психофизических характеристик самой личности студента

На протяжении многих лет исследователи говоря об учебной деятельности студента и её успешности, прежде всего, подразумевали ведущую роль интеллектуальногоуровня личности. Безусловно, значение этого фактора нельзя недооценивать Но сегодня уже не приходится сомневаться и в том, что успеваемость учащихся зависит также и от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. Способности и мотивация находятся в диалектическом единстве, и каждая из них определённым образом влияет на уровень успеваемости

Исследования проводились по плану НИР кафедры физической реабилитации Г орловского филиала университета «У краина».

Формулирование целей работы.

Цель исследования - выявить особенности влияния мотивационных установок в учебном процессе студентов в условиях высшего учебного заведения. На основе анализа психолого-педагогических исследований, определить современные, эффективные подходы улучшения качества учебной деятельности в образовательном процессе специалистов реабилитологов. Определить факторы, влияющие на успеваемость студентов

Результаты исследо ваний.

Исследователи отмечают, что больше всего довольны избранной профессией студенты первого курса. Однако в течение последующего времени учебной деятельности, показатель удовлетворённости профессией неуклонно снижается, вплоть до последних семестров и становится наименьшей, хотя само отношение к профессии остаётся положительным [1].

Такая картина наблюдается во многих вузах, однако если взять новые, молодые профессии, востребованность общества в которых ещё низкая, например: физический реабилитолог, социальный работник и др. Здесь удовлетворённость избранной профессией ещё низкая, и это оказывает прямое влияние на мотивацию и успешность учёбы.

С первых семестров учебной деятельности студентов одну из ведущих ролей формирования «отличников) и «троечников») начинает играть система внутренних побуждений личности к учебнопознавательной деятельности в вузе.

В самой сфере профессиональной мотивации важную роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения

Студенты первокурсники в оценке профессии, как правило, опираются на свои идеальные представления о ней которые сталкиваясь с реалиями, подвергаются болезненным изменениям.

Следует обратить внимание на то, что в ответах на вопрос: «Почему нравится профессия?», ведущей причиной выступает представление о творческом содержании будущей профессиональной деятельности. Например, студенты упоминают возможность самосовершенствования, возможность заниматься творчеством и т.п. Что же касается реального учебного процесса, то менее 20 % студентовкафедры физической реабилитации

ориентируются на творческие методы обучения даже когда предлагаются наиболее современные оптимальные интерактивные технологии, компетентно-рефлексивные подходы в организации процесса обучения

Реально, намерение заниматься творчески учебной и профессиональной деятельностью у первокурсников высокое. Однако с другой стороны знания и навыки приобретаются преимущественно в процессе репродуктивной учебной деятельности В психологическомплане эти позиции несовместимы, так как творческие стимулы могут формироваться только в соответствующейтворческой среде, в том числе и учебной

Таким образом, формирование положительного отношения является важным фактором повышения учебной успеваемости студентов Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо связано со способами овладения ею. Так что вряд ли обучение пройдёт удачнц если строить его только по принципу, высказанному В. Маяковским в стихотворении «Кем быть?» - «Я бы в доктора пошёл - пусть меня научат».

Очевидно, в круг проблем, связанных с изучением отношения студентовк избранной профессии, должен учитываться и быть включён целый ряд вопросов, это:

1. У довлетворённостьпрофессией

2. Динамика у довлетворённостиот курса к курсу

3. Факторы, влияющие на формирование удовлетворённости педагогические, психологические; гендерные, экологические, возрастные.

4. Проблемы профессиональной мотивации, в частности - система иерархии мотивов, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии

Эти отдельные моменты влияют на эффективность учебной деятельности студентов Учитывая стратегический переход к новой, модернизированной системе образования, в свете требований Болонского процесса, где предпочтение отдаётся акцентам, построенным на творческом подходе к учебному процессу. Безусловно, новые стратегии, технологи, методы и подходы к обучению, переход от прежнего к новому отношению, смена иерархий и их модификаций, ценностных ориентиров в сердцах и душах не только студентов но и преподавательскогосостава вузов, окажут позитивное влияние.

Закон Йеркса-Додсона, сформулированный несколько десятилетий назад утверждает, что эффективность деятельности человека зависит от силы мотивации Иными словами, чем сильнее побуждение к действию, тем выше результативность деятельности. Но прямая связь сохраняется лишь до определённого предела. Если какие-то результаты достигнуты, а сила мотивации продолжает увеличиваться, то эффективность деятельности начинает падать [1].

Без мотивации нет и волевой активности, Д.М.Узнадзе в своей теории о потребностях как источнике активности, указывает, что мотивация является обязательным условием возникновения волевого поведения Такая активность, направлена на удовлетворение потребностей. Когда удовлетворена потребность, тогда исчезает зависимость от неё [2].

Потребность - это недостаток субъекта в чём-то конкретном а мотив - обоснованное решение удовлетворитьили не удовлетворить потребность в данной объективной и субъективнойсреде. Схема перехода потребности в мотив представлена на рисунке 1.

Рис.1. Переход потребности в мотив

Мотивом становится только осознанная потребность, и только в том случае, если удовлетворениеэтой конкретной потребности, многократно проходит через этап мотивации и переходит в действие.

Различные потребности могут существовать и могут находиться в противоречии друг к другу. Одна профессия, может интересовать человека с чисто познавательной точки зрения, другая - с материальной; с позиции престижа - третья.

Мотивы деятельности человека связаны с желаниями, целями, долгом - могут совпадать или не совпадать. В отличие от целей, далеко не все мотивы осознаются человеком Рядом из хорошо осознанных интересов, стремлений, убеждений в психической жизни человека имеют место личностные тенденции и установки, которые недостаточно адекватно осознаются, что обуславливает деформацию в мировоззрении и в поведении.

Интересы личности студента непосредственно влияют на мотивировку, т.е. принятие обоснованного решения учиться.

Непосредственные интересы, прежде всего, связаны с эмоциональной окраской деятельности и направлены на определённый объект.

К количественной характеристике интересов относится их широта, глубина и стойкость

Широта интересов определяется количеством объектов сфер деятельности, которые имеют для личности определённое значение. Но если они широки и поверхностны, то это характеризуется как негативная черта личности.

Глубина интересов показывает степень проникновения человека в содержание объекта, который познаётся.

Стойкость интересов проявляется в длительности сохранения относительно интенсивного интереса. Направленность, устремлённость личности - одна из существенных её сторон, которая характеризует её мотивационную сферу, её инициативное поведение. Под направленностью личности понимают систему доминирующих мотивов. Ведущие мотивы подчиняют себе все другие и характеризуют построение всей мотивационной сферы человека. Возникновение иерархической структуры мотивов выступают предусловием стойкости личности. Главные компоненты направленности личности - осознанные мотивы поведения: цели, интересы, идеалы, убеждения.

С учётом доминирующей деятельности и поведения человека, обусловленными мотивацией, различают три вида направленности:

1. Направленность на взаимодействие, обусловленная стойким интересом к совместной деятельности, хотя её фактический взнос в эту деятельность может быть минимальным.

2. Направленность на задание, т.е. интерес к процессу труда, бескорыстное стремление к овладению новыми знаниями и умениями для наиболее продуктивной работы с коллективом

3. Направленность на себя характеризуется преобладанием мотивов на достижение личного благополучия, благоустройства желание утвердить своё первенство и престиж. Такой человек занят собой, своими чувствами, переживаниями мало реагирует на потребности окружающих людей, безразличен к коллегам и своим обязанностям [3].

Модель механизма мотивации достижения (рисунок 2) позволяет понять, что одного интеллекта для успешной учебной деятельности недостаточно [4].

Рис. 2. Модель механизма мотивации достижения

Исследования ряда психологов (Реан А.А., Якунин В.А., Мешков Н.И., Хекхаузен Х., Узнадзе Д.М. и др.) помогают выявить любопытные результаты При сопоставлении данных психологического тестирования с данными об уровне учебной успеваемости студентов было выявлено, что никакой значимой связи интеллекта с успеваемостью ни по специальным предметам, ни по общеобразовательномублоку дисциплин нет. Выявилась и другая закономерность: «сильные» и «слабые» студенты отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по силе, качеству и типу мотивации учебной деятельности Для «сильных» студентовхарактерна внутренняя мотивация: им необходимо освоить профессию на высоком уровне, они ориентируются на получение прочных профессиональных знаний и практических умений Что касается «слабых» студентов то их мотивы в основном внешние, ситуативные: для них, в первую очередь важно избежать осуждения наказания за плохую учёбу не лишиться каких-то благ и т.п.[1].

Это позволяет с уверенностью утверждать, что высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, умений, навыков, играя роль

компенсаторногофактора, но в обратном направлении компенсаторный механизм не работает. Иными словами, каким бы способным и эрудированным ни был студент; без желания и толчка к учёбе, успехов он не добьётся. Те, кто заинтересованы в учёбе, создают более оригинальные модели, чем их сокурсники с высоким уровнем специальных способностей, но с низкой мотивацией к данной деятельности.

От силы и структуры мотивации в значительной мере зависят как учебная активность студентов так и их успеваемость Осознав, значение мотивации для учебной деятельности, исследователи сформулировали принцип мотивационного обеспечения учебного процесса [5].

Без целенаправленного рефлексивного формирования у студентов мотиваций к учебно-трудовой деятельности, модифицировать образовательный процесс невозможно [6]

Управлять формированием мотивов учебной деятельности - трудная задача, по сравнению с насыщением знаниями интеллекта и памяти. Поэтому, прежде чем формировать учебную мотивацию студентов преподавателю необходимо инициировать рефлексию. Осмыслить и осознать, установить для себя характер реальности, с которой придётся иметь дело, найти пути её адекватного описания. Затем создавать рефлексивную, мотивационную модель занятия, урока, модуля дисциплины, курса [7]. Форма потребности и мотива не определяет их содержание. Это содержание усваивается в реальных жизненных отношениях, которые складываются в рамках учебной деятельности на протяжении семестра и взаимоотношений «учитель -ученик». Речь идет о двух различных и взаимодополняемых уровнях содержания мотива: по отношению к миру познаний, учебных дисциплин, предметов, профессиональной деятельности и по отношению к миру людей, студентам преподавателям, - как индивидуалистическая и коллективная направленность.

Выводы.

Анализ исследований показал, что «сильные» и «слабые» студенты по отношению к учёбе и своей будущей профессии, отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по степени развития у них профессиональной мотивации.

Способности не являются значимым фактором учебной деятельности.

В учебно-воспитательном процессе большое значение обретает мотивационная направленность учебной деятельности студента, приобретающего профессиональное образование. Для этого необходимо:

1. Выявлять интересы, склонности и внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанной с удовлетворениемпотребностей.

2. Проводить психолого-педагогическую коррекцию мотивов для успешного усвоения учебного материала дисциплин будущейпрофессии

3. Использовать в обучении современные технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения осуществляя в учебном процессе компетентностно рефлексивные подходы

4. Осуществляя принцип мотивационного обеспечения образовательной деятельности, инициировать преподавательскуюи учебную студенческуюрефлексию, направленную на осмысление и осознание своей деятельности.

Такой подход к образовательному процессу обеспечит заметное улучшение качества обучаемости студентов

Дальнейшие исследования предполагается вести на создание мотивационной модели в условиях современного учебного процесса.

Литература

1. Реан А., Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика С-Пб.: Питер, 2005.- С. 155, 350-351.

2. Цимбалюк І.М., Яницька О.Ю. Загальна психологія - К.:ВД Професіонал, 2004.- С.176.

3. Селиванов Л.И. Воля и её воспитание. - М.: Знание, 1976.-64 с.

4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2-х томах, пер. с нем. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 1. - 408 с.

5. Дусавецкий А.К. О мотивационной модели урока в системе развивающего обучения // Практична психологія та соціальна робота-2007.- № 10 - С.1-4.

6. Кириллов А.Н. Личностно-ориентированное обучение в адаптивной реабилитации студентов //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту /зб. наук праць за редакцією проф. Єрмакова С.С.-Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2007. - № 5. - С. 213-216.

7. Кириллов О.М. Гринчишин Л.А. Компетентнісно рефлексивні підходи в особистісне орієнтованому навчанні студентів реабілітологів. Матеріали V Міжнародної науково-практичної конференції (15-16 листопада 2007 р.) - Кіровоград: Вид-во КІРоЛ «Україна», 2007. - С. 35-43.

Поступила в редакцию 07.04.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.