го «восстановление в правах») впервые применен легендарным спартанским законодателем Ликургом (9-8 в.в. до н.э.) к лицам, совершившим преступление, и имеет юридический смысл только в контексте с понятием репрессии [14]. В ряде западных стран «реабилитации» подвергаются больные, страдающие алкоголизмом и наркоманией. Таким образом, с точки зрения медицинской этики, подавляющее большинство современных стран отказались от «медицинской реабилитации», заменив этот термин на «качество жизни».
В настоящее время в Украине при подготовке бакалавров в области «Физическое воспитание, спорт и здоровье человека» формируется направление «Здоровье человека» взамен специальности «Физическая реабилитация». Это расширяет поле деятельности специалистов и соответствует современной тенденции возрождения здоровья нации. Мы разделяем такой подход, как наиболее адекватный физическому, душевному и социальному благополучию человека.
Выводы:
1. Рассмотрены определенные аспекты многопрофильной, т.е. комплексной реабилитации инвалидов в процессе профессиональной подготовки специалистов по физической реабилитации.
2. Предлагается актуализировать вопросы объединения усилий государственных и общественных организаций Донецкого региона, исполнительной власти на местах, бизнес-структур, международных фондов, а также Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта с целью создания спортивно-реабилитационного комплекса в Донбассе для Донецкого областного центра инвалидного спорта «Инваспорт» в контексте осуществления идеи «равных прав - равных возможностей» молодых людей-инвалидов.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем многопрофильной реабилитации инвалидов в процессе профессиональной подготовки специалистов по физической реабилитации.
Литература
1. Вища освіта інвалідів: рівні права - рівні можливості: Матеріали наук. - практ. конф., Ялта (9-11 жовт. 2006 р.).
- Ялта: РВВ КГУ, 2006.-124с.
2. Соціально - психологічні, педагогічні, фізичні, юридичні та медичні проблеми підготовки фахівців в сучасних умовах: Матеріали Першої Всеукр. наук. - практ. конф. в 2-х т./ Горлівська філія відкритого міжнарод. ун-ту розвитку людини “Україна”. - Горлівка, 2006.- Т.2. -143 с.
3. Актуальні проблеми навчання та виховання людей с особливими потребами: Тези доповідей 7-ої міжнарод. наук.-практ. конф. - К.: Університет “Україна”, 2006. - 600 с.
4. Кушнир, С. Нові шляхи соціальної реабілітації дітей -інвалідів/ С. Кушнир// Обрій ПІБ. -2006.-14-20 вересня.
5. Комплексная модель решения проблем инвалидов в сфере образования и социализации/ А.Г Селезнев, О.К. Зенин,
В.Г. Калоерова, Н.И. Томашевский// Вища освіта інвалідів: рівні права - рівні можливості: Матеріали наук. - практ. конф., Ялта (9-11 жовт. 2006 р.). - Ялта, 2006.- С.33-41.
6. Практический опыт решения некоторых вопросов обучения студентов инвалидов/ А.Г Селезнев, О.К. Зенин, В.Г Калоерова и др.// Соціально - психологічні, педагогічні,
фізичні, юридичні та медичні проблеми підготовки фахівців в сучасних умовах: Матеріали Першої Всеукр. наук. - практ. конф. - Горлівка, 2006. - Т.2. - С.71-73.
7. Мурза, В.П. Фізична реабілітація: Навч. посіб./ В.П. Мурза. - К.: Олан, 2004.- 559 с.
8. Технология социальной работы: Учеб. пособ. для вузов / Под ред. И.Г Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 240с.
9. Калоерова, В.Г. Греческие паремические языковые формы с русскими соответствиями как средство обучения новогреческому языку / В.Г.Калоерова, М.ГСенив // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: Зб.наук.праць / За ред.
С.С.Єрмакова. - Харків - Донецьк: ХДАДМ. - 2003. - .№23.
- С.154-161.
10. Калоерова, В.Г. Идея гуманизации в системе образования: греческий лингвиносрановедческий комментарий как один из механизмов ее реализации / В.Г.Калоерова, Е.С. Калое-рова, М.Г.Сенив // Педагогіка, психологія та медико-біо-логічні проблеми фізичного виховання і спорту: Зб.наук.-праць / За ред. С.С.Єрмакова. - Харків - Донецьк: ХДАДМ. - 2006. - №10. - С.46-51.
11. Учение о питании: Монография. В 2-х т. / В.В. Ванханен, В.Д. Ванханен, В.И. Циприян и др.; Под ред. В.Д. Ванха-нена. - 2-е изд., перераб. и доп. - Донецк: Донеччина, 2003.
- Т.1. Питание здорового и больного человека. - 620с.
12. Екотрофологія. Основи екологічно безпечного харчування: Навч. посіб./ Т.М. Димань, М.М. Барановський, Г.О. Білявський та ін.; За ред. Т.М. Димань. - К.: Лібра, 2006.304с.
13. Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации/ Авт.-сост. А.В. Царик. - 3е изд.- М. : Сов. Спорт, 2004.-576 с.
14. Краткий словарь социального медика// Черносвитов, Е.В. Прикладные методы социальной медицины: Учеб. пособ./ Е.В. Черносвитов.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- С.245-248.
Поступила в редакцию 10.03.2007г.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В АДАПТИВНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ
Кириллов А. Н.
Горловский филиал высшего учебного заведения «Открытый международный университет развития человека «Украина»
Аннотация. В статье отражены педагогические аспекты организации учебно-воспитательного процесса в адаптивном воспитании студентов инвалидов дисциплин «Физическое воспитание и физическая реабилитация» в условиях высшего учебного заведения. Учебновоспитательный процесс, построенный в соответствии с принципом образовательной рефлексии и сопровождающийся рефлексивным осознанием субъектами своей деятельности, обеспечивает более высокую эффективность образовательного процесса.
Ключевые слова: адаптивная реабилитация, личностно-ориентированное обучение, рефлексия.
Анотація. Кириллов О. М. Особистісно-орієнтоване навчання в адаптивній реабілітації студентів. В статті відображені педагогічні аспекти організації учбово-виховного процесу в адаптованому вихованні студентів інвалідів з дисциплін «Фізичне виховання і фізична реабілітація» в умовах вищого навчального закладу. Навчально-виховний процес, побудований відповідно до принципу освітньої рефлексії та супроводжуваний рефлексивним усвідомленням суб’єктами своєї діяльності, забезпечує більш високу ефективність освітнього процесу.
Ключові слова: адаптивна реабілітація, особистісно-
орієнтоване навчання, рефлексія.
Annotation. Kirillov A.N. Individually-oriented study in adopted after treatment of physically handicapped students. Pedagogical aspects of studying in adopted upbringing of physically handicapped students are reflected in this article due to the disciplines “Physical Training and Physical After treatment” in the higher educational establishment. Educational process is constructed according to a principle of an educational reflection. It is accompanied by reflective comprehension by subjects of the activity. It provides higher efficiency of educational process.
Key words: adopted after treatment, individually-oriented study, reflection.
Введение.
Болонская Декларация формирования единого образовательного и научного пространства предполагает внедрение инновационных педагогических, методических систем организации учебного процесса. В системе непрерывной реабилитации инвалидов, реабилитационная педагогика направлена на помощь ребёнку в определении индивидуального развития и самореализации в различных сферах творческой и социально-адаптивной деятельности с учётом психофизических особенностей, состояния физического, психического и морального здоровья. Ориентация на личностные качества, обеспечение оптимальных условий самореализации каждого ученика наиболее перспективное направление образования в современных условиях. Особенно актуален вопрос использования дидактических методик, которые влекут изменения целеполагания студентов к обучению, в организации самостоятельной деятельности, управлении и осознании своей собственной деятельности, объективного оценивания учебной деятельности.
Доминирующий признак современной реабилитационной педагогики - личностно-ориентированное образование - образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности» [2]
- это совместная деятельность ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов.
В соответствии с планом НИР и сквозной программы учебной научно-исследовательской работы студентов с ограниченными физическими возможностями, приобретающих специальность физического реабилитолога в Горловском филиале высшего учебного заведения «Открытый международный университет развития человека «Украина», проводится исследование проблем обеспечения более высокой эффективности образовательного процесса. С этой целью, учебная деятельность студентов, учебно-воспитательный процесс строится в соответствии с принципом образовательной рефлексии, сопровождая его рефлексивным осознанием субъектами своей деятельности.
Формулирование целей работы.
Личностно-ориентированный подход в обу-
чении предполагает возможность создания знаний самим учеником, т. е. знания конструируются, добываются, генерируются им в собственной деятельности. Образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования. Получаемые учеником образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются им самим [1, 3-5]. Именно такой характер взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса является педагогически целесообразным, так как он отражает, прежде всего, сущность новой парадигмы образования - развитие тех качеств личности, которые нужны для продвижения к цели, поставленной самим студентом.
Результаты исследований.
Рефлексия (от лат. гейехю - обращение назад) процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексия - способ самопознания и необходимый инструмент мышления, - это осознание собственной деятельности.
Формы образовательной рефлексии различны - устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое (граф логическое) изображение происходящих изменений. Рефлексивные ученические записи - необходимое условие для того, чтобы ученик и учитель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали ее в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты. Учащийся не просто осознает сделанное, он ещё осознает способы деятельности, т. е. то, как это было сделано.
В личностно-ориентированном обучении оцениваются реальные знания студента: то, что он прочитал, осмыслил и проговорил. Конспект, в его классической форме с полновесными собственными комментариями по рассматриваемым вопросам, является необходимым условием. В качестве конспектируемых предлагаются лекционные работы, главы из работ, наиболее известных современных мыслителей. Конспект пишется по определенной форме с указанием рассматриваемых вопросов, мнение самого автора по данному вопросу (собственно конспект) и собственное мнение по данной теме с аргументацией и выводами. Эффект от такой формы работы студентов превосходит все ожидания.
При проведении лекций-рефлексий используются задания, вопросы студентам для осмысления и контроля своей деятельности при получении теоретических знаний и дальнейшего практического их применения. Лектору необходимо инициировать у студента анализировать и сравнивать вопросы плана со своим видением, признаками сходства и расхождений между явлениями, понятиями, правилами, рассматриваемыми на лекции, а именно:
- придумать и поставить свои вопросы по содер-
Та Карта образовательной рефлексии студента на учебном занятии № тема студент групп; блица 1 1
№ пп Содержание вопроса, задания Отношение к вопросу Са- мо- оцен ка оцен ка
Рефлексивные ответы студента Соответ- ствие
1 Ключевые рефлексивные вопросы лекции: 1. Почему нужна нам физкультура? 2. Что дают организму занятия физ- культурой? 3. Какие средства физкультуры необходимы для полноценной здоровой жизни? Правиль- ное Непра- вильное
2 Вопросы, задаваемые в ходе семинарского занятия:
Рефлексивные вопросы: 1. Что, на мой взгляд, происходило сегодня на занятии? В чем его смысл? Делали опыт, наблюдали, записывали, анализировали впечатления. Старались понять, что такое факт, почему мы видим так, а не иначе. Спорили. Рассматривали явление. Отделяли видимое от домысла. Давали простым, элементарным вопросам сложную форму. Эти занятия - повод для размышлений, самооценки, тренировка речи, умения выражать свои мысли.
2. В чем выражалось мое личное участие в занятии? Что я понял(а), чему научился(ась)? Обдумывал, рассуждал. Вынес с занятий термины, понятия. Научился смотреть на вещи с другой стороны. Понял, многообразие мнений. Получилось отойти от общеизвестных догм, которые мешают в осознании чего-либо. Понял чему научился, не научился.
3. Что я чувствовал(а), ощущал(а)? Чувствовал, понимаю, не понимаю. Оригинальность. Интерес. Удивление и радость. Равнодушие, заинтересованность, усталость. Неуверенность. Восторг. Где логика? Понравилось. Нормально, интересно.
4. Замечания и предложения: а) учителю, б) себе, в) всем нам. Что сделать? Больше, меньше. Раскрыть, обсудить, пройти, опереться, заметить, уйти, наметить, перейти, объяснить, оценить контролировать, предложить.
3 Изобразить граф логической структуры темы занятия самостоятельно
Итоговая оценка, самооценка
жанию лекции;
- схематично отобразить структуры темы и их логические взаимосвязи;
- отобразить своё видение данной проблемы (составить план, методику собственных двигательных действий; комплексы средств, используемых в методиках по проблемам лекций);
- сформулировать проблемы, вопросы, вынесенные на семинарские и практические занятия.
Графическое изображение структур, логических связей, взаимосвязей, изменений, происходящих со студентом на занятии при изучении темы, (граф логической структуры темы) предлагается вы-
полнить самостоятельно в домашних условиях к предстоящему семинару, коллоквиуму, практикуму и пр.
Элементы рефлексии по итогам учебного занятия позволяют в дальнейшем выполнить каждому студенту график самостоятельной работы, а преподавателю получать подробную информацию для анализа и оценивания.
В качестве примера приводим, разработанную карту контроля образовательной рефлексии студентов на учебном занятии дисциплины «Теория и методика физического воспитания, физической реабилитации», где приведены примерные рефлексивные вопросы и ответы, дающие представление об
осознании студентом происходящего, и возможность оценить его учебную деятельность (табл. 1).
Приведенные фрагменты ответов отражают лишь некоторые элементы начального этапа рефлексивного восприятия студентами окружающего мира.
На следующем после лекции-рефлексии занятии, полученные знания используются в дальнейшем на семинаре-рефлексии, где обговариваются основные вопросы полученных теоретических знаний на лекции, основные результаты прошедших занятий, анализируются способы и особенности учебной деятельности. Материалом анализа, контроля и оценивания этой важнейшей части обучения являются графики, планы, методики, комплексы, структурные изображения и их логические взаимосвязи темы прошедшей лекции, отражающие само-осознанные изменения. Здесь студенты фиксируют общие и систематизированные результаты рефлексии, после чего проходит коллективное обсуждение ключевых проблем, выявленных во время индивидуальных выступлений, определяют пути практического их использования.
На практикуме-рефлексии анализируются особенности практического выполнения двигательных действий, высказываются собственные суждения по определённым вопросам физической реабилитации и здорового образа жизни.
Выводы.
В результате взаимодействия с образовательной средой ученик приобретает опыт, рефлексивно трансформируемый им в знания. Общее отрефлек-сированное знание ученика включает в себя, таким образом, совокупность следующих компонентов:
■ «знаю что» (информация о содержании своего знания и незнания);
■ «знаю как» (информация об усвоенных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования знания);
■ «знаю зачем» (понимание смысла информации и деятельности по ее получению);
■ «знаю я» (самоопределение себя относительно данного знания и соответствующей информации).
Так происходит личностное усвоение знаний, норм и способов социальной, физической, научной деятельности. Учебно-воспитательный процесс, построенный в соответствии с принципом образовательной рефлексии и сопровождающийся рефлексивным осознанием субъектами своей деятельности, обеспечивает более высокую эффективность образовательного процесса.
Дальнейшие исследования проводятся в направлении изучения и совершенствования образовательного процесса, социальной защиты и адаптивной реабилитации инвалидов.
Литература
1. Маковецька Н.В. Формування фізичної культури і
здорового образу життя особистості: Теоретичний аспект проблеми //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту /зб. наук. праць за редакцією проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2006. - №10. - С. 117-121.
2. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов: Вып. 1 / ред. Сост. Н.Б. Крылова. -М. - C. 55.
3. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. /Пособие для учителя. - М. Издательство «ВЛА-ДОС-ПРЕСС», 2005. - 383 с.
4. Щелкова А.И., Сменова Е., Нескреба О. Гуманизация личностно-ориентированного образования как фактор развития профессиональной компетентности студентов института физической культуры //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту /зб.наук.праць за редакцією проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2006. - №10. - С. 145-148.
5. Яценко Н.В. Моральш якості особистості у структурі морального виховання студентів //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту /зб.наук.праць за редакцією проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2006. - №11. - С. 131-134.
Поступила в редакцию 04.04.2007г.
ІНВАСПОРТ ЯК НАПРЯМОК РОЗВИТКУ РУХУ „СПОРТ ДЛЯ ВСІХ” СЕРЕД ОСІБ З ОСОБЛИВИМИ ПОТРЕБАМИ
Макущенко І. В., Новиков В. А., Пристинський В.М., Пристинська Т.М. Слов’янський державний педагогічний університет
Анотація. У статі розглянуто використання регіонального досвіду в застосуванні інноваційних форм фізичного виховання, доцільність впровадження систематичних фізкультурно-оздоровчих заходів для інвалідів, а також значимість отриманих знань у професійній підготовці майбутніх фахівців з галузі фізичної культури і спорту.
Ключові слова: рух „Спорт для всіх”, інваспорт, реабілітаційні заходи, люди з особливими потребами. Аннотация. Макущенко И. В., Новиков В.А., Пристинс-кий В.Н., Пристинская Т.Н. Инваспорт как направление развития движения «Спорт для всех» среди лиц с ограниченными возможностями. В статье рассматривается применение регионального опыта в использовании инновационных форм физического воспитания, целесообразность внедрения систематических физкультурно-оздоровительных мероприятий для инвалидов, а также значимость полученных знаний в профессиональной подготовке будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта.
Ключевые слова: движение „Спорт для всех”, инваспорт, реабилитационные мероприятия, люди с ограниченными возможностями.
Annotation. Makushchenko I.V., Novikov V.A., Pristinski V.N., Pristinskaya T.N. Invasport (sport for invalids) as a line of development of “Sport for all” movement among persons with hindered capabilities. The article illustrates the application of experience in the district in exercise of innovative forms of physical training, expediency of introduction of regular physical-improving actions for invalids, and also the significance of the acquired knowledge in vocational training of the future experts in the area of physical training and sports.
Key words: movement „ Sports for all”, invasport, rehabilitation actions, people with hindered capabilities.
Вступ.
Проблема підвищення якості організації спортивно-масових і реабілітаційно-відновлюваль-них заходів у спеціалізованих навчально-виховних, фізкультурно-реабілітаційних та санаторно-ліку-