МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ
COMPETENCE MODEL OF ACTIVITY OF LAW ENFORCEMENT OFICERS AT INPLEMENTING SPECIAL MEASURES OFADMINISTRATIVE PUNISHMENT
УДК 342.9:34.038
\t1
А.И. КАРАНКЕВИЧ
(Могилевский институт МВД Республики Беларусь, Республика Беларусь, Могилев) [email protected]
ALEXANDER I. KARANKEVICH
(Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs, Republic of Belarus, Mogilev)
В.А. БАРТАШ,
доцент
(Белорусский государственный университет физической культуры, Республика Беларусь, Минск) [email protected]
VICTOR A. BARTASH,
associate professor (Belarusian State University of Physical Culture, Republic of Belarus, Minsk)
В.В. ТРИФОНОВ,
кандидат биологических наук, доцент (Могилевский институт МВД Республики Беларусь, Республика Беларусь, Могилев) [email protected]
VLADIMIR V. TRIFONOV,
candidate of biological sciences, associate professor (Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs, Republic of Belarus, Mogilev)
Ю.П. ШКАПЛЕРОВ,
кандидат юридических наук, доцент (Могилевский институт МВД Республики Беларусь, Республика Беларусь, Могилев) [email protected]
JURIY P. SHKAPLEROV,
candidate of law, associate professor (Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs, Republic of Belarus, Mogilev)
Аннотация: в статье рассматривается компетентностная модель деятельности сотрудников ОВД при реализации специальных мер административного пресечения. Показано, что основными компетентностями модели являются правовая, психофизическая, психофизиологическая.
Ключевые слова: компетентностная модель, правовая ситуация, конфликтность, психофизическая готовность, стрессоустойчивость.
Abstract: the article considers the competence model of activity of law enforcement officers at implementing special measures of administrative punishment. It is shown that the basic competencies of the model are: legal, psychophysical, psychophysiological.
Keywords: competence model, legal situation, proneness to conflict, psychophysical readiness, stress resistance.
В системном и целостном понимании различных аспектов деятельности человека важную роль играют модели, выступающие системообразующим фактором, объединяющим закономерные связи разнообразных процессов и явлений. Под моделью в широком смысле понимают аналог (макет), заместитель оригинала (фрагмента действительности), который при определенных условиях отображает и воспроизводит в обобщенном виде интересующие исследователя структуру и свойства оригинала, взаимосвязи и отношения между его элементами [1].
Особенностью содержания компетентностной модели деятельности является описание того, каким набором компетенций должен обладать специалист, к выполнению каких профессиональных функций он подготовлен и какова степень его подготовленности [2]. Компетентностный подход, выступающий в качестве концептуального ядра государственных образовательных стандартов нового поколения, к предполагаемым результатам профессионального образования относит определение и перечень компетенций, которые должны предъявляться работодателями и обществом в виде специфических ожиданий, связанных с профессиональной деятельностью выпускника [3]. Также отмечается, что в рамках открытого современного образования компетенции, являясь ключевыми категориями единого языка общения, должны выступать в качестве основного конструкта модели специалиста.
В данной связи следует различать понятия «компетенция» и «компетентность». В рекомендациях международной научно-практической конференции [4] отмечается, что для разведения этих близких понятий необходимы определения в сопоставлении друг с другом, и если компетенция - это совокупность знаний, умений и качеств личности, необходимых, но недостаточных для ее творческой и продуктивной деятельности, то компетентность есть результат качественного диалектического скачка, когда количество необходимых качеств личности переходит в новое качество - владение человеком компетенциями, позволяющее проявлять творческий подход для
разрешения возникающих проблем. Указывается, что именно введение такого понятия компетентности позволило осознать, что простая совокупность знаний и умений не решает проблемы формирования специалистов высокого класса. Необходима целостная система личностно осмысленных знаний, умений и ценностей, обладающая свойством саморазвития, способная в процессе своего функционирования осуществлять творческий подход в нестандартных условиях.
Компетентность также может представляться как интегративный показатель интеллектуальной и навыковой составляющей, в который заложена идея интерпретации содержания образования, формируемого исходя из результата. И в таком понимании компетентность выступает как готовность очень высокого уровня к осуществлению какой-либо деятельности [5].
В структуре модели подготовки специалиста в основном различают два вида компетенций: профессиональные компетенции как способность и готовность специалиста применять результативные решения в ходе своей профессиональной деятельности на основе совокупности интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств [6], и ключевые компетенции как способность специалиста решать задачи, которые возникают перед ним в процессе профессионализации и не зависят от конкретной профессии или специальности, они универсальны и применимы в самых разных ситуациях. Так, например, в качестве ключевых компетентностей сотрудников органов внутренних дел (ОВД) отдельные исследователи [7] называют регулятивную, морально-нормативную (правовую), коммуникативно-социальную, организационно-аналитическую (информационную) компетентности. Также наряду с указанными авторы выделяют [6] физическую компетентность как умение использовать физическую подготовленность для выполнения служеб-но-боевых задач, заботиться о своем здоровье и физической форме.
Таким образом, с позиций компетентностно-го подхода в самом обобщенном виде модель специалиста интерпретируется как гибкая с опре-
деленным набором основных профессиональных компетенций личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.
В настоящем исследовании предлагается рассмотреть в рамках правовой ситуации компе-тентностную модель деятельности сотрудников ОВД по реализации принудительных административно-правовых норм, предусматривающих физическое (силовое) воздействие. В юридической литературе не вызывает серьезных разногласий мнение о том, что применение физической силы относится к специальным мерам административного пресечения.
В данной связи следует уточнить, что нас интересует не ретроспектива правовой ситуации, а ее настоящее, «здесь и сейчас», при нахождении в ней. Данную правовую ситуацию следует рассматривать как экзистентную (экзистенциализм от лат. exsistentia - существование, основной идеей которого является ситуационно-динамическое исследование как самой личности, так и ее бытия).
Экзистентная правовая ситуация в механизме реализации ОВД принудительных административно-правовых норм выступает в форме социального взаимодействия сотрудника и гражданина, в отношении которого применяется конкретная мера. Характер этого взаимодействия в силу его правовой урегулированности является правовым, т.е. здесь возникают правоотношения между двумя субъектами, которые, выражаясь в форме взаимных прав и обязанностей, определяют их соотнесенное друг с другом поведение. Учитывая, что эти социальные связи урегулированы главным образом нормами административного права, то они носят административно-правовой характер. Иными словами, экзистентная правовая ситуация - это явление правовой действительности, в котором объективное и субъективное право претворяются в жизнь, воплощаются в фактическом поведении субъектов [8].
В экзистентной правовой ситуации определяют следующие элементы: субъекты (участники) процесса пресечения, среди которых выделяют как тех, кто применяет пресечение, так и тех, в отношении кого применяется пресечение; объект пресечения, т. е. то, по поводу чего оно возникает и к чему применяется (поведение одного из субъектов); содержание пресечения, т.е. правоотношение - взаимные, корреспондирующие друг другу права и обязанности субъектов (юридическая сторона) и конкретные действия по реализации принудительных мер (материальная сторона); среда (место); время; способ (предупреждение, пресечение, обеспечение, взыскание); результат (ликвидация исходной воли и формирование новой воли, закрепленной в законе [9]).
Отмечается, что субъекту права для дачи правовой оценки в условиях изменяющихся обстоятельств требуется постоянное осмысление быстро меняющихся ситуаций для принятия юридически правильных решений. Также показано, что поведению правоприменителя в экзистентной правовой ситуации, основанному на ее оценке, присущи черты будущего (планируемого) поведения [8]. Это обстоятельство подчеркивает возможность типологизации экзистентных правовых ситуаций и позволяет создавать на этой основе алгоритмы поведения ее участников в условиях моделирования административно-правовых динамических ситуаций.
Конфликтность - еще один признак экзистентной правовой ситуации. Аспект конфликтности проявляется в стремлении сторон убедить правоприменителя в обоснованности своих доводов, в том числе относительно правового значения тех или иных обстоятельств [8]. Кроме этого, элемент конфликтности может сохраняться, а в отдельных случаях перерастать в противодействие законным требованиям сотрудника ОВД на любой из стадий реализации пресечения правонарушений [10].
Успешность реализации принудительных административно-правовых норм, предусматривающих физическое (силовое) воздействие, специалисты в том числе связывают с профилированием физической подготовки в ОВД. Несмотря на определенные отличительные особенности и функции различных служб и подразделений ОВД, существует круг служебных задач, к решению которых должен быть готов каждый сотрудник милиции. Они связаны с пресечением преступлений и правонарушений в условиях непосредственного противоборства с правонарушителем. Именно это направление деятельности предъявляет наиболее высокие требования к уровню физической подготовленности сотрудника. Так, в различных исследованиях, выполненных преимущественно методами анкетирования, установлено, что от 50% до 80% сотрудников ОВД за период своей служебной деятельности вступали в противоборство с правонарушителями или применяли физическую силу. Установлено, что в случаях оказания сопротивления правонарушители, как правило, используют приемы единоборств, а также холодное оружие и его разновидности, другие виды подручных средств и оружия.
В других исследованиях отмечается большое количество случаев пассивного неповиновения правонарушителей [11], характеризующихся уклонением правонарушителя от физического принуждения со стороны сотрудника ОВД.
Результаты анкетного опроса, проведенного нами ранее среди сотрудников служб милиции общественной безопасности со средним стажем
работы от 5 до 15 лет, показывают, что наиболее типичными местами, в которых происходит задержание, являются участки открытой местности (80,9%), подъезды домов (22,9%), общественные учреждения (16,5%) и транспорт (15,3%), менее часто задержания проводятся в квартире (3,0%), на стройплощадках (1,7%), различных подсобных помещениях (1,3%). По мнению специалистов, различные факторы (время суток, погодные условия, место задержания) оказывают существенное влияние на характер ситуации, в которой происходило задержание [10].
Проведенный анализ исследований показывает, что среди профессионально важных качеств, необходимых для успешной реализации физической силы (силового воздействия), специалисты выделяют в зависимости от содержания профессиональной деятельности традиционный набор физических качеств (сила, быстрота (скорость), выносливость, ловкость (координация), гибкость) и психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоциональная устойчивость). Однако в последнее время в исследованиях деятельности, отнесенной к экстремальной, всё чаще рассматривают психофизические качества как интегральное проявление вышеупомянутых качеств и процессов.
Термин «психофизические качества» широко использовали в своих работах отечественные классики: Н.А. Бернштейн (1947), который отмечал, что во всех двигательных качествах присутствует в определенной степени психический компонент и А.Д. Новиков (1949), обосновавший данный термин с позиций целостного развития человека. По его мнению, под психофизическим качеством необходимо понимать определенную способность человека выполнять не одну какую-нибудь двигательную задачу, а широкий круг задач, объединенных психофизиологической общностью.
Основными компонентами психофизической подготовленности авторы выделяют психомоторные, кондиционные и координационные способности [12], причем последним отводится весьма важная роль в обеспечении связи между психической и физической составляющей. В данной связи координационные способности следует определять не просто как некую структуру с совокупностью психических и физических качеств, а как совокупность сознательно управляемых действий специалиста определенной области.
Обобщая результаты исследований по изучению проблем физической подготовки с учетом особенностей служебной деятельности сотрудников ОВД, С.Н Баркалов [13] констатирует, что помимо навыков применения боевых приемов борьбы и развития физических способностей
сотрудников крайне необходимы определенные психические качества, наиболее важными из которых являются рассудительность, быстрота реакции, решительность; уверенность в своей правоте, осторожность, умение влиять на эмоционально-волевую сферу людей на основе знаний психологии поведения в конфликтных ситуациях; мужество, находчивость, ясность мысли; уверенность в своих силах и устойчивость к стрессу (психоэмоциональная устойчивость).
Большинство ситуаций, которые возникают на стадии применения физической силы (силового воздействия) носят стрессогенный характер. Ситуация в результате ее когнитивной интерпретации как раздражителя, то есть значения, придаваемого ей человеком, в отдельных случаях порождает психологический стресс [14], вызывающий нарушение сложных форм целенаправленного поведения и ухудшение качества восприятия окружающей действительности. Более того, отдельными исследованиями [15] показано, что некоторые стрессовые ситуации у сотрудников ОВД не только изменяют психофизиологическое состояние организма, выводя его за пределы физиологической нормы, но и вызывают посттравматические стрессовые состояния.
Здесь важно отметить, что некоторые исследователи [16] в развитии психологического стресса выделяют два компонента - психический и физиологический. В настоящее время нет единого мнения относительно того, какой из этих факторов играет ведущую роль в формировании стрессоустойчивости. На основании анализа исследований по стрессоустойчивости можно только утверждать, что эти два фактора очень тесно взаимосвязаны, и организм в стрессовых ситуациях реагирует как единое целое. При этом психическая дезадаптация может возникать как следствие физиологических изменений, и наоборот, изменения психики отражаются на динамике физиологических показателей [17]. В связи с этим необходимо говорить не о психической или физиологической стрессоустойчивости, а о психофизиологической стрессоустойчивости как об одной из основных (ключевых) профессиональных компетенций сотрудника ОВД.
Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что на оценку и действия сотрудника ОВД в эк-зистентной правовой ситуации при реализации принудительных административно-правовых норм, предусматривающих физическое (силовое) воздействие, оказывают влияние следующие факторы:
• личностные качества субъектов, участвующих в ситуации;
• правовая культура и уровень правопонимания субъектов ситуации;
• психофизическая подготовленность субъектов ситуации;
• степень стрессоустойчивости субъектов ситуации.
Таким образом, компетентностную модель деятельности сотрудников ОВД при реализации принудительных административно-правовых норм, предусматривающих физическое (силовое) воздействие, образуют взаимосвязи необходимых
социально-личностных и профессиональных ком-петентностей. В качестве основных следует выделять правовую - как способность правомерного использования правовых знаний, и отношений; психофизическую - как способность использовать психическую и физическую подготовленность; психофизиологическую - как способность проявлять стрессоустойчивость в конфликтных и экстремальных ситуациях.
Литература
1. Ломакина Т.Ю. Современные требования к разработке модели специалиста II Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Том 3. 2009. № 1. С. 100-113.
2. Шаврук С.В., Петрович М.В. Компетентностная модель преподавателя в системе подготовки специалиста для государственного управления II Весц БДПУ. 2012. № 2 (72). С. 10-17.
3. БулахК.В., Банщикова Т.Н., Шнейдер Е.М. Проблема выявления и оценки развития личностного компонента в структуре компетентностной модели будущего специалиста II Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 131-137.
4. Компетентностный подход в системе современного образования: Рекомендации международной научно-практической конф. (Горно-Алтайск, 18-23 августа 2010 г.). - Горно-Алтайск: РМНКО, 2010. 35 с.
5. Усачева О.В. Роль и место компетентности в структуре модели подготовки специалиста II Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2007. № 6. С. 7-16.
6. Бурцева Е.В. Развитие профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел: монография. - Хабаровск: ФГКОУ ВПО ДВЮИ МВД России, 2013. 176 с.
7. Акулин С.В. Формирование профессиональной готовности обучающихся в вузах силовых ведомств к оперативно-боевой деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Нижний Новгород, 2014. 191 с.
8. Лубенков А.В. Правовая ситуация в механизме реализации административного принуждения органами внутренних дел Республики Беларусь I Борьба с преступностью: теория и практика: тезисы докладов IV Международной научно-практической конференции (Могилев, 25 марта 2016 года): в 2-х ч. Ч. 2 I редкол. Ю.П. Шкаплеров (отв. ред.) [и др.]. - Могилев: Могилев. институт МВД, 2016. С. 58-61.
9. Лубенков А.В. Административное принуждение в деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь по охране общественного порядка I под ред. Т.В. Телятицкой. - Минск: Право и экономика, 2013. 149 с.
10. Каранкевич А.И., Барташ В.А. Психофизическая готовность курсантов учреждений образования МВД Республики Беларусь к эффективной профессиональной двигательной деятельности: монография. - Могилев: Могилев. институт МВД, 2016. 200 с.
11. Кодзоков А.Х. Модель деятельности сотрудников полиции по применению средств физического воздействия на правонарушителей II Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7. Часть 1. 2015. № 6. С. 144-148.
12. Михута И.Ю. Повышение координационных способностей учащихся суворовских училищ на этапе начальной профессионально-прикладной физической подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. -Минск, 2013. 24 с.
13. Баркалов С.Н. Задачи и содержание физической подготовки с учетом особенностей служебно-боевой деятельности сотрудников органов внутренних дел II Наука и практика. 2012. № 3. С. 121-125.
14. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Флинта, 2001.400 с.
15. Колос И.В., Вахов В.П., Назаренко Ю.В. Психическое состояние сотрудников правоохранительных органов, переживших землетрясение II Военно-медицинский журнал. 1991. № 1. С. 27-33.
16. Лозгачева О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации: на примере юридического вуза: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03. - Екатеринбург , 2004. 222 л.
17. Федоров Б.М. Головной мозг и сердце. К проблеме поля человека II Физиология человека. 2001. Т. 27. № 4. С. 42-49.
= References =
1. Lomakina T.Yu. Sovremennye trebovaniya k razrabotke modeli spetsialista II Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. Tom 3. 2009. № 1. S. 100-113.
2. Shavruk S.V., Petrovich M.V. Kompetentnostnaya model' prepodavatelya v sisteme podgotovki spetsialista dlya gosudarstvennogo upravleniya II Vestsi BDPU. 2012. № 2 (72). S. 10-17.
3. Bulakh K.V., Banshchikova T.N., Shneider E.M. Problema vyyavleniya i otsenki razvitiya lichnostnogo komponenta v strukture kompetentnostnoi modeli budushchego spetsialista II Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 5. S. 131-137.
4. Kompetentnostnyi podkhod v sisteme sovremennogo obrazovaniya: Rekomendatsii mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konf. (Gorno-Altaisk, 18-23 avgusta 2010 g.). - Gorno-Altaisk: RMNKO, 2010. 35 s.
5. Usacheva O.V. Rol' i mesto kompetentnosti v strukture modeli podgotovki spetsialista II Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: gumanitarnye nauki. 2007. № 6. S. 7-16.
6. Burtseva E.V. Razvitie professional'noi kompetentnosti sotrudnikov organov vnutrennikh del: monografiya. - Khabarovsk: FGKOU VPO DVYul MVD Rossii, 2013. 176 s.
7. Akulin S.V. Formirovanie professional'noi gotovnosti obuchayushchikhsya v vuzakh silovykh vedomstv k operativno-boevoi deyatel'nosti: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. - Nizhnii Novgorod, 2014. 191 s.
8. LubenkovA.V. Pravovaya situatsiya v mekhanizme realizatsii administrativnogo prinuzhdeniya organami vnutrennikh del Respubliki Belarus' I Bor'ba s prestupnost'yu: teoriya i praktika: tezisy dokladov IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Mogilev, 25 marta 2016 goda): v 2-kh ch. Ch. 2 I redkol. Yu.P. Shkaplerov (otv. red.) [i dr.]. - Mogilev: Mogilev. institut MVD, 2016. S. 58-61.
9. Lubenkov A.V. Administrativnoe prinuzhdenie v deyatel'nosti organov vnutrennikh del Respubliki Belarus' po okhrane obshchestvennogo poryadka I pod red. T.V. Telyatitskoi. - Minsk: Pravo i ekonomika, 2013. 149 s.
10. Karankevich A.I., Bartash V.A. Psikhofizicheskaya gotovnost' kursantov uchrezhdenii obrazovaniya MVD Respubliki Belarus' k effektivnoi professional'noi dvigatel'noi deyatel'nosti: monografiya. - Mogilev: Mogilev. institut MVD, 2016. 200 s.
11. Kodzokov A.Kh. Model' deyatel'nosti sotrudnikov politsii po primeneniyu sredstv fizicheskogo vozdeistviya na pravonarushitelei II Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'. Tom 7. Chast' 1. 2015. № 6. S. 144-148.
12. Mikhuta I.Yu. Povyshenie koordinatsionnykh sposobnostei uchashchikhsya suvorovskikh uchilishch na etape nachal'noi professional'no-prikladnoi fizicheskoi podgotovki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.04; Belorus. gos. un-t fiz. kul'tury. - Minsk, 2013. 24 s.
13. Barkalov S.N. Zadachi i soderzhanie fizicheskoi podgotovki s uchetom osobennostei sluzhebno-boevoi deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennikh del // Nauka i praktika. 2012. № 3. S. 121-125.
14. Maryutina T.M., Ermolaev O.Yu. Vvedenie v psikhofiziologiyu. 2-e izd., ispr. i dop. - Moskva: Flinta, 2001.400 s.
15. Kolos I.V., Vakhov V.P., Nazarenko Yu.V. Psikhicheskoe sostoyanie sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov, perezhivshikh zemletryasenie // Voenno-meditsinskii zhurnal. 1991. № 1. S. 27-33.
16. Lozgacheva O.V. Formirovanie stressoustoichivosti na etape professionalizatsii: na primere yuridicheskogo vuza: dis. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.03. - Ekaterinburg , 2004. 222 l.
17. Fedorov B.M. Golovnoi mozg i serdtse. K probleme polya cheloveka // Fiziologiya cheloveka. 2001. T. 27. № 4. S. 42-49.
(статья сдана в редакцию 10.04.2017)