УДК 616.89
Владимир Васильевич ТРИФОНОВ,
заместитель начальника кафедры тактико-специальной подготовки Могилевского института МВД Республики Беларусь, кандидат биологических наук, доцент
Александр Игоревич КАРАНКЕВИЧ,
старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Могилевского института МВД Республики Беларусь
karankevich2010@rambler. ш
СТРЕССОУСТОИЧИВОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
(СИЛОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ)
RESISTANCE TO STRESS AS AN ELEMENT OF READINESS OF A LAW ENFORCEMENT OFFICER TO EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF SPECIAL MEASURES OF ADMINISTRATIVE COERCION
В статье обосновывается самостоятельное место психофизиологической готовности, основным маркером которой может выступать стрессоустойчивость, в структуре профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел к реализации специальных мер административного принуждения (силового воздействия).
An independent position of psycho-physiological readiness in the structure of professional readiness of law enforcement officers to implementation of special measures of administrative coercion are substantiated in the article. The author considers the resistance to stress as the main marker of the psycho-physiological readiness.
Ключевые слова: профессиональная готовность, стресс, стрессоустойчивость, ситуация.
Keywords: professional readiness, stress, resistance to stress, situation.
Специфический характер правоохранительной деятельности органов внутренних дел (ОВД) проявляется в том, что она носит универсальный характер, на-
чиная с профилактики правонарушений и заканчивая привлечением виновных к ответственности, а также обеспечением условий для привлечения виновных к уголовной ответственности. [13]
Вестник Сибирского юридического института МВД России —
Сотрудник ОВД при пресечении административного правонарушения в случае противодействия его законным требованиям со стороны лица, совершающего правонарушение, применяет специальные меры принуждения. Традиционно в отраслевой юридической литературе под специальными мерами административного принуждения понимают применение сотрудниками ОВД физической силы, специальных средств, оружия и боевой специальной техники. [13, с. 63] Предметом нашего исследования является такой вид специальных мер административного принуждения, как применение физической силы (силового воздействия).
В ходе применения физической силы [8] часто возникают ситуации, которые протекают на фоне сильного эмоционального и нервного напряжения - в условиях стресса. На связь профессиональной деятельности со стрессом указывается в работах многих авторов. [2; 4; 16] Так, В.А. Бодров [2], связывая экстремальную ситуацию со стрессом, считает, что прежде всего факторы рабочего процесса, связанные с экстремальными ситуациями, являются причиной возникновения стресса в профессиональной деятельности.
Г.С. Чавдырова [14], классифицируя стрессогенные факторы, на первое место ставит стресс-факторы повседневной напряженной профессиональной деятельности, касающиеся особенностей различных сфер деятельности силовых структур. На втором месте в этом списке - стресс-факторы, относящиеся к деятельности в экстремальных ситуациях.
Б.Ф. Водолазский [4] указывает, что конфликтные ситуации, возникающие при выполнении служебных обязанностей, необходимо расценивать как стрессогенные.
Вышеизложенное дает основание рассматривать профессиональную деятельность сотрудников ОВД при применении физической силы как стресс-фактор, оказывающий на организм специфическое воздействие.
Стрессовая ситуация как раздражитель в результате его когнитивной интерпрета-
ции, то есть значения, которое придает ему человек, может стать стресс-фактором и вызвать психологический стресс. [3]
Согласно мнению Г. Селье, стресс - это неспецифический ответ организма на любое требование, которое к нему предъявляется.
Неспецифичность ответа означает одинаковую (однотипную) физиологическую реакцию организма на действие раздражителей различного характера, при этом поведение человека может быть разным. Различие внешнего поведения указывает на определенную роль психологического фактора в формировании и развитии стрессовой реакции.
В современной психологической науке стресс определяется как эмоциональное напряжение организма, возникшее вследствие воздействия эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью. [1]
В. А. Бодров психологический стресс рассматривает как "функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы (угроза, опасность, сложность или вредность условий жизни и деятельности)" [2, с. 21].
О.В. Лозгачева под стрессоустойчиво-стью понимает "комплексное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных и (или) кумулятивных внешних и внутренних факторов в процессе жизнедеятельности, обусловленное уровнем активации ресурсов организма и психики индивида, проявляющееся в показателях его функционального состояния и работоспособности" [12, с. 158].
Таким образом, в развитии стрессовой ситуации, так же как и в формировании стрессоустойчивости, можно выделить два аспекта - физиологический и психологический. Соответственно, и среди факторов, определяющих готовность сотрудника
к выполнению своих служебных обязанностей в условиях воздействия стресс-факторов, можно выделить физиологическую и психологическую стрессоустойчивость.
Данное заключение согласуется с мнением других исследователей. [2; 15] Так, А.Е. Томилова [15] в основе обеспечения стрессоустойчивости как возможности противостоять действию стресс-факторов выделяет три составляющие: 1) физиологическая устойчивость, которая определяется состоянием физиологических и физических качеств организма; 2) психическая устойчивость, определяемая как уровень профессиональной подготовки и общий уровень качеств личности; 3) психологическая готовность.
В.А. Бодров [2] считает, что стрессоу-стойчивость кроме адаптации к действию экстремальных факторов внешней и внутренней среды определяется также формированием физиологических, психических, и социальных регуляторных механизмов функционального состояния и поведения в стрессовых ситуациях.
В настоящее время очень трудно определить, какой из факторов (физиологический или психологический) играет основную роль в формировании стрессоустойчивос-ти как одного из элементов готовности сотрудника к действию в стрессовых ситуациях. Специалистами отмечается, что они тесно взаимосвязаны между собой, организм на действие стресс-факторов реагирует как единое целое и возникновение состояний психической дезадаптации происходит при нарушении функциональных возможностей всей адаптационной системы организма, а не отдельных его подсистем. В связи с этим следует вести речь о психофизиологической готовности сотрудников к деятельности в условиях стрессового характера.
Сегодня понимание психофизиологической готовности базируется на основных законах системного подхода. Однако в психофизиологии системный подход далеко не однородное направление, и общим для специалистов оказывается главным образом признание того, что функция ре-
ализуется не отдельными структурами или клетками, а их системами. В этом понимании психофизиология развивает теорию функциональных систем, разработанную академиком П.К. Анохиным [1], которая базируется на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, объединенных в комплексы, действие которых направлено на достижение полезного, приспособительного результата. Одну из главных составляющих этого сложного процесса составляет принцип саморегуляции физиологических функций.
Психофизиологические механизмы готовности изучены достаточно подробно. Показано, что готовность как своеобразное состояние субъекта не может возникнуть вне общего повышения активности работы его мозга, различных систем и органов, так как нужен биохимический и физиологический сдвиг, обеспечивающий настраивание организма на активную предстоящую деятельность (состав крови, кислородный обмен, эндокринные и сосудистые изменения мышечного тонуса и т.д.). В то же время готовность личности отличается от мобилизационного состояния организма как такового. Психические явления -это функции мозга, и поэтому в общем смысле можно сказать, что физиологическим механизмом готовности является определенный функциональный уровень коры и подкорки головного мозга. Готовность же организма - это определенное состояние всех его систем и органов (дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной и т.д.). Однако следует понимать, что такое разделение проводится лишь с целью уяснения разных сторон единого целостного состояния человека. Реально готовность личности и готовность организма находятся в единстве, их возникновение и протекание обеспечивается работой центральной нервной системы. [7]
Стрессовый характер ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности сотрудников ОВД, предъявляет повышенные требования к их профессиональной подготовке в плане готовности к действиям в условиях конфликтного характера.
Вестник Сибирского юридического института МВД России
Применительно к успешности выполнения действий в стрессовых ситуациях различают профессиональную, психологическую, физическую и боевую готовность. [7] В.И. Лебедев [11] выделяет три вида готовности к деятельности в стрессовых условиях: профессиональную, физическую и психологическую. Отдельные специалисты психологическую готовность рассматривают как составную часть профессиональной готовности к деятельности.
В.Л. Марищук [14] под термином "готовность" понимает состояние, которое обеспечивает способность к успешному выполнению какой-либо деятельности и связано с сознательной направленностью на эту деятельность. Необходимо отметить, что речь идет о готовности не к деятельности вообще, а к конкретному виду деятельности. Аналогичное определение понятию "готовность" дается и другими исследователями. [10]
Учитывая разнообразие стрессовых ситуаций, возникающих в процессе применения мер административного принуждения, структура готовности, ее компоненты будут определяться предстоящим видом деятельности. Данное заключение согласуется с исследованиями Г.С. Дунина [6], который под готовностью понимает сложное, временно возникающее образование с определенными функциональными зависимостями между его компонентами. В исследованиях также указывается, что готовность, это состояние человека в определенный момент времени, то есть, состояние готовности не является постоянным. Специалисты выделяют кратковременную и долговременную готовность [7], указывая при этом, что компоненты готовности формируются заранее, в процессе профессиональной подготовки, а не непосредственно перед выполнением определенного задания.
В работе П.П. Горностая [5] понятие "готовность" рассматривается как результат накопления индивидуального опыта, необходимых знаний, умений и навыков. В таком понимании готовность к деятельности отождествляется с понятием подготов-
ленности к ней, что может быть принято только в сфере обычной (не связанной с экстремальными условиями) трудовой деятельности.
В связи с этим исследованиями показано, что сотрудник, имеющий хорошую профессиональную подготовленность, то есть обладающий определенным набором знаний, умений, навыков и физических качеств, не всегда может успешно выполнить стоящую перед ним задачу, особенно, если это касается стрессовых ситуаций. [8; 10]
Так, некоторые сотрудники ОВД в первом конфликте, возникающем при осуществлении специальных мер административного (силового) принуждения, проявляют негативно-эмоциональные качества -страх, растерянность и тревогу, которые мешают успешному выполнению служебных обязанностей. [8] Также исследованиями отмечается, что в стрессовой ситуации нарушаются сложные формы целенаправленного поведения, ухудшается качество восприятия.
Л.А. Китаев-Смык [9] все многообразие "отрицательной" поведенческой активности, проявляющейся в экстремальных ситуациях, сводит к двум общим формам: активно-эмоциональной и пассивно-эмоциональной.
Для первой формы характерны импульсивные несвоевременные действия на фоне потери выработанных навыков и неадекватных двигательных реакций. Крайнее проявление второй формы - ступорозное состояние.
Другими исследованиями подтверждено, что экстремальные ситуации у сотрудников правоохранительных органов в отдельных случаях не только изменяют психофизиологическое состояние организма, выходящее за пределы нормы, но и могут вызывать посттравматические стрессовые состояния. [1 0]
Указанные факты дают основание считать, что высокая профессиональная подготовленность сотрудника ОВД не всегда гарантирует успешность эффективных действий в стрессовых ситуациях, которые возникают при реализации специальных мер административного принуждения (си-
лового воздействия). В то же время стрес-соустойчивость является одним из компонентов психофизиологической готовности, обеспечивающей успешность действий сотрудника ОВД в стрессовых ситуациях.
Таким образом, в структуре профессиональной готовности сотрудников ОВД к реализации специальных мер административного принуждения (силового воздей-
ствия) психофизиологическая готовность занимает значимое место. Основным маркером данного вида готовности может выступать стрессоустойчивость как интегра-тивное состояние организма, характеризующееся психологическими и физиологическими показателями, позволяющими успешно решать оперативно-служебные задачи в условиях стрессового характера.
Библиографический список
1. Анохин, П.К. Проблемы принятия решения в психологии и физиологии / П.К. Анохин // Вопросы психологии. - 1974. - № 4. - С. 21-29.
2. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.
3. Бодров, В. А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора / В.А. Бодров, А.А. Обознов // Психологический журнал. - 2000. - № 4. -С. 32-40.
4. Водолазский, Б.Ф. Конфликты и стрессы в деятельности работников органов внутренних дел / Б.Ф. Водолазский, М.Н. Гутерман. - Омск, 1976. - 35 с.
5. Горностай, П.П. Готовность личности к самореализации как психологическая проблема / П.П. Горностай // Проблемы саморазвития личности: методология и практика : сборник научных трудов / Ин-т науч. информации по общественным наукам. - Луцк, 1990. - С. 126-138.
6. Дунин, Г.С. Проблемы и результаты оценки психологической готовности сотрудников МВД России к деятельности в чрезвычайных ситуациях / Г. С. Дунин // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2006. - № 1 (25). - С. 33-38.
7. Дьяченко, М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко. - Мн. : Университетское, 1985. - 206 с.
8. Каранкевич, А.И. Психофизическая готовность курсантов учреждений образования МВД Республики Беларусь к эффективной профессиональной двигательной деятельности : монография / А.И. Каранкевич, В.А. Барташ ; МВД Респ. Беларусь ; Могилевс-кий институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь. - Могилев : Могилев. институт МВД, 2016. - 200 с.
9. Китаев-Смык, Л. А. О некоторых информационных аспектах этиопатогенеза / Л.А. Китаев-Смык // Психология и медицина. - М.: Медицина, 1978. - С. 428-431.
10. Котенев, И.О. Психологические последствия воздействия чрезвычайных обстоятельств на личный состав органов внутренних дел / И.О. Котенев. - М., 1994. - 56 с.
11. Лебедев, В. И. Личность в экстремальных условиях / В. И. Лебедев - М.: Политиздат, 1989.
12. Лозгачева, О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации: на примере юридического вуза : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03 / О.В. Лозга-чева. - Екатеринбург, 2004.
^Р" Вестник Сибирского юридического
«»ь^®^ института МВД России -
13. Лубенков, А.В. Административное принуждение в деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь по охране общественного порядка / А.В. Лубенков // Выявление проблем регламентации и осуществления сотрудниками органов внутренних дел отдельных мер административного принуждения : сб. ст. / МВД Респ. Беларусь ; Могилевский институт Министерства внутренних дел республики Беларусь ; редкол.: И.Л. Федчук (отв. ред.) [и др.]. - Могилев : Институт МВД, 2016. - С. 33-37.
14. Марищук, В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств : дис. ... докт. психол. наук : 13.00.08 / В.Л. Марищук. - Л., 1982.
15. Томилова, А.Е. Психологическая подготовка и боевая готовность сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях / А.Е. Томилова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1998. - № 1 (7). - С. 54-57.
16. Чавдырова, Г.С. Проблемы стресса, психической дезадаптации и повышения стрес-соустойчивости личности в условиях социальной изоляции / Г.С. Чавдырова. - М.: Новый дом, 2000. - 287 с.