Научная статья на тему 'Психопрофилактика и коррекция профессионального стресса сотрудников ОВД'

Психопрофилактика и коррекция профессионального стресса сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4076
420
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / ПРОГРАММА ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ / КОРРЕКЦИЯ / СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ / КОПИНГ-СТРАТЕГИЯ / КОПИНГ-РЕСУРС / PSYCHOPREVENTION / PROFESSIONAL STRESS / PROGRAM OF PSYCHOPREVENTION / CORRECTION / STRESS MANAGEMENT / KOPING STRATEGY / KOPING RESOURCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кобозев Игорь Юрьевич

В статье анализируется содержание понятия «психопрофилактика профессионального стресса», приводится описание структуры, целей, задач и компонентов программы психопрофилактики и коррекции профессионального стресса сотрудников органов внутренних дел. Психопрофилактика профессионального стресса предполагает обучение эффективным навыкам преодоления стресса и оказания поддержки, формирование эффективного личностного и социального копинг ресурса на всех уровнях профилактической работы, включая формирование потребности к постоянному саморазвитию и личностному росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychoprevention and correction of a professional stress of staff of Department of Internal Affairs

The article analyzes the concept of psychological prevention of occupational stress, describes the structure, goals, objectives and components of the program of psychological prevention and correction of occupational stress of employees of internal Affairs bodies. Mental prevention of occupational stress involves learning effective skills for coping with stress, recovery, preservation and development of effective personal and social coping resource at all levels of prevention work, including the formation of the need for constant self-development and personal growth.

Текст научной работы на тему «Психопрофилактика и коррекция профессионального стресса сотрудников ОВД»

УДК 351.74 : 159.9.07 : 159.944.4 И.Ю. Кобозев*

Психопрофилактика и коррекция профессионального стресса сотрудников ОВД

В статье анализируется содержание понятия «психопрофилактика профессионального стресса», приводится описание структуры, целей, задач и компонентов программы психопрофилактики и коррекции профессионального стресса сотрудников органов внутренних дел. Психопрофилактика профессионального стресса предполагает обучение эффективным навыкам преодоления стресса и оказания поддержки, формирование эффективного личностного и социального копинг ресурса на всех уровнях профилактической работы, включая формирование потребности к постоянному саморазвитию и личностному росту.

Ключевые слова: психопрофилактика, профессиональный стресс, программа психопрофилактики, коррекция, стресс-менеджмент, копинг-стратегия, копинг-ресурс.

I.Y. Kobozev*. Psychoprevention and correction of a professional stress of staff of Department of Internal Affairs. The article analyzes the concept of psychological prevention of occupational stress, describes the structure, goals, objectives and components of the program of psychological prevention and correction of occupational stress of employees of internal Affairs bodies. Mental prevention of occupational stress involves learning effective skills for coping with stress, recovery, preservation and development of effective personal and social coping resource at all levels of prevention work, including the formation of the need for constant self-development and personal growth.

Keywords: psychoprevention, professional stress, program of psychoprevention, correction, stress management, koping strategy, koping resource

Проблема профессионального стресса сотрудников ОВД остаётся одной из наиболее актуальных среди проблем, связанных с организацией психологической работы в территориальных подразделениях органов внутренних дел. Актуальность, в первую очередь, связана с, зачастую, экстремальным характером службы полицейского, постоянным увеличением нагрузки на сотрудников в силу проводимых оргштатных мероприятий в системе ОВД, а также высокой общественной значимостью и сопряжённой с ней высокой ответственностью, присущим профессиональной деятельности полицейского.

Для наиболее полного раскрытия проблемы психопрофилактики профессионального стресса сотрудников ОВД необходимо остановиться на раскрытии сущности и содержания понятий «профилактика» и «психопрофилактика».

Профилактика (от греч. prophylaktikos - предохранительный) - это совокупность мероприятий по предупреждению заболеваний, предотвращению неполадок механизмов и т.п. [2]. В свою очередь, под психопрофилактикой В.Л. Марищук и В.И. Евдокимов понимают систему приёмов, методов и мероприятий, направленных на предотвращение возникновения у людей личностной и социальной дезадаптации, болезней психосоматической этиологии [11].

Анализируя мнения других авторов, можно заключить, что психопрофилактика стресса должна включать в себя предотвращение воздействий стресс-факторов (психологическое просвещение и формирование жизненных стратегий), подготовку людей к неизбежному стрессогенному воздействию (формирование стрессоустойчивости, обучение методам внутренней регуляции) [14]. В рамках такого подхода различные приёмы психопрофилактического воздействия можно разделить на две основные группы: внешние и внутренние. К внешним методам психопрофилактики стресса относят воздействие на рефлексогенные зоны и биологически активные точки, назначение и соблюдение режима питания, терапию лекарственными препаратами, музыкотерапию и цветомузыкальные воздействия, библиотерапию и т.п. К методам внутренней психопрофилактики относят: аутотренинг, самокодирование, различные релаксационные техники, идеомоторную тренировку, сенсорную репродукцию, поведенческую психотерапию, групповые тренинги [8]. В настоящее время по этой проблеме существует огромное количество разного рода материалов и публикаций. В большинстве из них рассматриваются вопросы психопрофилактики в разного рода профессиях, обычно связанных с высокой стрессогенностью. Проблема психопрофилактики профессионального стресса чаще всего при этом рассматривается в рамках проблемы комплексной оптимизации и совершенствования всей профессиональной деятельности.

С. Гремлинг и С. Ауэрбах предложили системный метод преодоления и совладания со стрессом, независимо от сферы деятельности или отношений человека. Их подход к преодолению стресса

* Кобозев, Игорь Юрьевич, заместитель начальника кафедры юридической психологии, кандидат психологических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, д. 1. Тел.: 8-951-663-46-77. E-mail: igorkobozev@yandex.ru.

* Kobozev, Igor Yurievich, Deputy hand of the Department of Legal Psychology, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ph.D. in Psychology, lecturer. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tal.: 8-951-663-46-77. E-mail: igorkobozev@yandex.ru.

© Кобозев И.Ю., 2016

Психология

предполагает подбор психотерапевтических методов с обязательным учётом вида стрессового воздействия. В табл. 1 приводится соотношение видов стрессоров с техниками и методами их преодоления, предложенное С. Гремлингом и С. Ауэрбахом [3].

Таблица 1

Соотношение видов стрессоров и методов преодоления их воздействия

В1ЦДЫ стрессоров Методы преодоления Техники преодоления

Стрессоры, которые неподвластны Эмоцпонально-орпентнрованные Глубокое дыхание. треншйц1 прогрессирующей мышечной] релаксации, визуализация

Стрессоры, которые можно контролировать Проблемно-ориентированные Тренинг уверенности в себе. 1 управление временем. тренинг социальных навыков (

Стрессор интерпретация Когнитивные стратегии Изменение неадекватных сужденн^! нежелательных мыслей, третий" инокуляции стресса |

Многие отечественные психологи также занимались исследованием проблемы психопрофилактики профессионального стресса. В частности, И.Б. Лебедев разработал концептуальную модель психопрофилактики профессионального стресса сотрудников спецподразделений ОВД. Предложенная им модель основана на использовании психологических механизмов преодоления стресса с опорой на использование в первую очередь личностно-средовых ресурсов [7].

В свою очередь, В.Я. Апчел и В.Н. Цыган выделили два пути профилактики и коррекции профессионального стресса: фармакологический и немедикаментозный [1]. Но наиболее полно, по их мнению, решить проблему психопрофилактики стресса позволяет лишь комплексный подход, объединяющий в себе оба указанных пути профилактики. Об успешном опыте применения именно комплексного подхода в психопрофилактике негативных последствий стресса говорится в трудах Ц.П. Короленко [6], В.И. Копанева и В.А. Егорова [5].

Учитывая специфику профессионального стресса сотрудников ОВД, можно выделить следующие основные принципы психопрофилактической работы:

- комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);

- адресность (учёт возрастных, половых и социальных характеристик);

- массовость (приоритет групповых форм работы);

- позитивность информации;

- минимизация негативных последствий;

- личная заинтересованность и ответственность участников;

- устремлённость в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей) [9].

В качестве теоретико-методологической основы создания подобной комплексной программы возможно использовать поведенческую психотерапию, которая в полной мере интегрирует в себе оба вышеназванных направления. Кроме того, использование в качестве основы методов поведенческой психотерапии позволяет осуществлять психокоррекционное воздействие на всех структурных уровнях личности сотрудника.

В основе поведенческой терапии лежат теория обусловливания И.П. Павлова и Дж. Уотсона, теория инструментального (оперантного) обусловливания Э. Торндайка и Б. Скиннера, теория научения через наблюдение за моделью А. Бандуры, теория рационально-эмотивной психотерапии А. Эллиса и когнитивной психотерапии К. Бека [13].

Таким образом, в основу создания комплексной программы психопрофилактики профессионального стресса можно включить основные методы и методики поведенческой психотерапии, которые направлены на формирование способности к самостоятельным действиям, обучение способам самоуправления и самоконтроля, что позволяет модифицировать поведение человека, устранить дезадаптивные мысли, чувства и поведенческие стереотипы.

Поведенческая психотерапия в первую очередь направлена на изменение поведенческих установок, связанных с восприятием, осознанием и выражением эмоций и чувств, возникающих в процессе построения взаимоотношений, формирование способности к сопереживанию, коммуникативной компетентности, способностей справляться с тревогой и негативными переживаниями, преодолевать стресс. Вследствие подобной терапии формируются уверенность в себе, способность самостоятельно принимать решения, умение и желание управлять своей жизнью как в бытовой, так и профессиональной сферах.

Разработанная нами комплексная программа психопрофилактики профессионального стресса, в отличие от классической поведенческой психотерапии, опирается на то, что психопрофилактические мероприятия проводятся не только в связи со стрессовыми реакциями сотрудника на проблемные ситуации его жизнедеятельности, но и в связи со стрессовыми реакциями на стресс-факторы, свойственные профессионально-служебной деятельности сотрудников полиции. При последовательной реализации программы у сотрудников формируется индивидуальный адаптивный поведенческий

арсенал, включающий в себя активные адаптивные копинг-стратегии, умения и навыки самостоятельно и сознательно регулировать своё поведение. Сформированный на групповых тренинговых занятиях поведенческий арсенал фиксируется групповым одобрением и помогает сотрудникам в возникающих стрессовых ситуациях эффективно справляться с ними, снижая тем самым уровень стрессогенности профессионально-служебной деятельности [4].

Помимо опоры на методы поведенческой психотерапии, в разработанной нами комплексной программе психопрофилактики профессионального стресса сотрудников органов внутренних учитывалось введённое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) разделение профилактики на первичную, вторичную и третичную [12]. Первичная профилактика предполагает максимальное по возможности устранение стресс-факторов, приводящих к негативным последствиям. Кроме того, она предполагает повышение психологической устойчивости сотрудников к воздействию этих факторов. В ходе вторичной профилактики необходимо максимальное широкое скрининговое обследование с целью своевременного выявления и устранения негативных последствий воздействия стресс-факторов профессионально-служебной деятельности сотрудников и работа с «группой повышенного психолого-педагогического внимания». Третичная профилактика направлена в первую очередь на решение таких специальных задач, как восстановление утраченного здоровья и корректировку дезадаптивного поведения. Помимо этого, третичная профилактика ориентирована на предотвращение возникновения рецидивов у сотрудников с психосоматическими болезнями стрессовой этиологии.

Система проводимых мероприятий на всех трёх этапах профилактики должны включать в себя работу по психопрофилактике и коррекции профессионального стресса. По мнению многих исследователей, психопрофилактическое воздействие на начальных стадиях возникновения проблем наиболее эффективно с учётом устранения стресс-факторов, вызывающих профессиональный стресс [4].

Таким образом, на этапе первичной психопрофилактики профессионального стресса решаются следующие основные задачи: 1) акцентирование внимания сотрудников на существовании проблемы профессионального стресса и необходимости развития индивидуальной стрессоустойчивости путём управления своей когнитивной оценкой воздействующего стресс-фактора и включения в свой поведенческий арсенал активных адаптивных копинг-стратегий; 2) восстановление, сохранение и приумножение личностных и средовых копинг-ресурсов (развитие позитивного отношения к себе, поддержание и развитие благоприятных, поддерживающих отношений в семье, с близкими друзьями и родственниками, формирование интернального локуса контроля, стремления к самоконтролю, саморефлексии и саморазвитию).

Задачи психопрофилактики на первом этапе реализуются с помощью обучения навыкам преодоления профессионального стресса, а также путём оказания сотрудникам социально-психологической поддержки психологами территориальных подразделений ОВД. Обучение навыкам преодоления профессионального стресса может быть осуществлено в формах социально-психологического тренинга, формирующего активные адаптивные копинг-стратегии поведения, тренинга навыков восприятия и оказания социальной поддержки, индивидуальных и групповых занятий, направленных на повышение самооценки, формирование навыков самонаблюдения и самоуправления и т.д. [4].

Вторичная психопрофилактика строится с учётом специфики профессиональных задач, реализуемых сотрудниками ОВД в ситуациях воздействия стресс-факторов различной этиологии.

В ходе осуществления мероприятий вторичной психопрофилактики достигается решение следующих задач: 1) формирование поведенческого арсенала на основе использования копинг-стратегии «ассертивные действия» (активное разрешение возникающих проблем), совершенствования умений и навыков реализации копинг-стратегии «поиск социальной поддержки», снижения частоты использования дезадаптивных копинг-стратегий («избегание», «манипулятивные действия», «агрессивные действия», «асоциальные действия»); 2) восстановление и наращивание личностно-средовых копинг-ресурсов.

Выполнение задач вторичной психопрофилактики может достигаться в рамках самостоятельного изучения различных методик контроля и управления своим психическим состоянием, а также в ходе участия сотрудника в различных тренингах (тренинг осознания и разрешения проблем, тренинг управления когнитивной оценкой стресс-факторов, тренинг развития коммуникативных навыков на основе развития чувства эмпатии, навыков соперживания и сочувствия, формирование психологической направленности на достижение успеха и др.) [12].

Третичная психопрофилактика ориентирована на сотрудников ОВД, страдающих различными хроническими заболеваниями, и поэтому не может в чистом виде считаться профилактикой.

Специфика третичной психопрофилактики предполагает прежде всего медицинское воздействие с учётом индивидуально-психологических качеств сотрудника, уровня его социальных и личностных ресурсов. Оно должно быть сосредоточено на предотвращении перехода имеющегося хронического заболевания в более тяжёлую форму, предотвращении его обострений, сокращении длительности связанных с ним сроков временной нетрудоспособности, снижении вторичной психологической травматизации вследствие имеющегося заболевания. Третичная психопрофилактика реализуется за счёт обучения больных активным адаптивным стратегиям преодоления стресса, опоры на социально-поддерживающие сети (воспитательный аппарат, психологи), обязательным привлечением к лечению специально подготовленных психотерапевтов, психологов и т.д. [4].

В качестве специфической психологической особенности третичной психопрофилактики можно выделить необходимость формирования у сотрудника не только активного адаптивного копинг-поведения, но и формирования специальных копинг-стратегий, направленных на устранение аддиктивного поведения, на соблюдение режима труда и отдыха, соблюдение диеты, снятие болевых

Психология

ощущений и т.д. Несформированность активного адаптивного поведения вынуждает использовать для борьбы с болезнью пассивное потребительское копинг-поведение, что помогает на время справиться с симптомами болезни и осуществлять жизнедеятельность на более низком функциональном уровне, с более низким качеством жизни и профессиональной деятельности [12].

В целом психопрофилактическое воздействие на социально-психологическом и психологическом уровнях осуществляется путём отработки навыков уверенного самостоятельного поведения (тренинги структурных ролевых игр, самостоятельного решения проблем), а также путём когнитивного реструктурирования (перестройки) проблемных стереотипов мышления (когниций). На физиологическом и психофизиологическом уровнях психопрофилактическое воздействие осуществляется с использованием методов телесной психотерапии (массаж, палсинг, танатотерапия и др.) и биологической обратной связи (обучение способам самостоятельной мышечной релаксации) [10].

Психопрофилактика профессионального стресса может осуществляться и на основе проблемно-ориентированных методов, связанных с ведущими стресс-факторами профессиональной деятельности различных категорий сотрудников, например, тренинг уверенности в себе (для молодых сотрудников), тайм-менеджмент и стресс-менеджмент (для руководителей разного уровня), тренинг коммуникативной компетентности, позволяющей предотвращать стрессовые ситуации, связанные с общением, как в бытовой, так и служебной сферах.

Основные элементы разработанной нами программы психопрофилактики профессионального стресса сотрудников ОВД и характер связей между ними были определены в ходе эмпирического исследования различных категорий сотрудников, находящихся под воздействием служебных и общесоциальных стресс-факторов, которые также учитывались при разработке программы психопрофилактики [4; 7].

Поскольку профессиональный стресс имманентно присущ служебной деятельности сотрудников полиции независимо от их профессиональной специализации, мероприятия первичной психопрофилактики рекомендуется осуществляется со всеми категориями сотрудников ОВД [4].

На этапе первичной психопрофилактики наиболее эффективно использование следующих форм и методов занятий, проводимых в рамках морально-психологической подготовки: информирование сотрудников о причинах и последствиях профессионального стресса, обучение аутотренингу, релаксационным методикам, дыхательным упражнениям и т.д. Кроме того, психологам территориальных подразделений рекомендуется проводить индивидуальные консультации по методам управления профессиональным стрессом для сотрудников, консультации сотрудников совместно с членами их семей, а также консультации в форме кризисной помощи (организация работы телефона доверия).

Вторичная психопрофилактика направлена прежде всего на своевременное выявление сотрудников с высоким уровнем профессионального стресса, ещё не приведшего к возникновению существенных негативных психосоциальных последствий и так называемых «болезней стресса». На этом этапе психопрофилактики усилия психологов территориальных подразделений, сотрудников подразделений по работе с личным составом, руководителей разного уровня должны быть направлены на выявление стресс-факторов профессиональной деятельности сотрудников в конкретных подразделениях и, по возможности, устранение выявленных стресс-факторов, что, в конечном итоге, должно привести к снижению риска возникновения психосоматических заболеваний, установлению благоприятного социально-психологического климата в служебном коллективе как фактора, способствующего росту социальных ресурсов сотрудников подразделения.

Среди форм и способов работы психолога на этом этапе психопрофилактики необходимо выделить: обучение сотрудников навыкам практического применения активных адаптивных копинг-стратегий, коррекцию пассивных копинг-стратегий, восстановление, сохранение и развитие личностно-средовых копинг-ресурсов, помощь в преодолении дезадаптивных настроений, мыслей и убеждений, семейное консультирование, разработку индивидуальных рекомендаций сотрудникам с учётом специфики их профессиональной деятельности, обучение навыкам динамического самонаблюдения и саморефлексии [4].

Третичная психопрофилактика прежде всего направлена на сотрудников с учётом их конкретных заболеваний, для предупреждения рецидивов заболеваний, коррекции имеющихся нарушений поведения. Основными объектами третичной психопрофилактики являются сотрудники, использующие для преодоления негативных переживаний, связанных с профессиональным стрессом, так называемые псевдоресурсы (алкоголь, наркотики и т.п.) [4]. Психопрофилактика должна проводиться с учётом имеющейся социальной среды и включать в себя: информирование о психофизиологических механизмах возникновения стресса и его последствиях, влияющих на здоровье, тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию, тренинг формирования и поддержания здорового образа жизни, восстановление и активизацию личностных ресурсов, минимизацию стресса, не связанного с профессиональной деятельностью, оказание своевременной медицинской помощи.

Исходя из вышесказанного, комплексная программа психопрофилактики профессионального стресса сотрудников ОВД ориентирована на сохранение, поддержание и восстановление личностных и социальных ресурсов на всех выделенных уровнях психопрофилактической работы. Кроме того, она включает в себя мероприятия, направленные на формирование потребности к постоянному саморазвитию и личностному росту, как ещё одного мощного личностного ресурса стресспреодолевающего поведения. Комплексный характер программы подразумевает активное вовлечение в качестве субъектов профилактической деятельности командный состав подразделений, психологов, преподавателей, врачей, психофизиологов, психотерапевтов, ближайшее

Половинкина А.В. Актуальные вопросы предупреждения и устранения явлений профессиональной...

социальное окружение. Для реализации программы может быть использован широкий спектр психопрофилактических и психокоррекционных методик.

Список литературы

1. Апчел, В. Я., Цыган, В. Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. - СПб., 1999. - 86 с.

2. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Большая Рос. энцикл., 1998. - 1456 с.

3. Гремлинг, С., Ауэрбах, С. Практикум по управлению стрессом. - СПб.: Питер, 2002. - 246 с.

4. Кобозев, И. Ю. Профессиональный стресс руководителей ОВД и его психопрофилактика : дис. ... канд. психол. наук. 19.00.06. - СПб., 2011. - 208 с.

5. Копанев, В. И., Егоров, В. А. Коррекция функционального состояния летчиков-инструкторов авиационных училищ в период интенсивных полетов // Воен.-мед. журн. - 1988. - № 10. - С. 54-56.

6. Короленко, Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. - Л.: Медицина, 1978. - 272 с.

7. Лебедев, И. Б. Психологические механизмы, стратегии и ресурсы стресс преодолевающего поведения (копинг-поведения) специалистов экстремального профиля (на примере сотрудников МВД России) : автореф. дис. ... докт. психол. наук. - СПб., 2002. - 31 с.

8. Леонова, А. Б., Кузнецова, А. С. Психопрофилактика стрессов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. - 230 с.

9. Маклаков, А. Г. Психология профессионального здоровья. / Маклаков А.Г., Никифоров Г.С., Шостак В.И. - М.: Речь, 2006. - 480 с.

10. Маклаков, А. Г. Военная психология. - СПб.: Питер, 2005. - 360 с.

11.Марищук, В. Л., Евдокимов, В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса.

- СПб.: Дом, 2004. - 260 с.

12. МКБ (10-й пересмотр). Класс Y. Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). - Ч. II. Перечень диагностических рубрик. Переходная таблица из МКБ-9 в МКБ-10. ВОЗ. - Ростов н/Д.: ЛРНЦ «Феникс», 1999. - 112 с.

13. Пажильцев, И. В. Психологическая коррекция и психологическая реабилитация посттравматических стрессовых расстройств у сотрудников ОВД : дис. ... канд. психол. наук. 19.00.06.

- СПб., 2007. - 161 с.

14. Психодиагностические методы выявления дезадаптационных нарушений в практике клинических психологов / под ред. Рыбникова В.Ю., Чермянина С.В. - СПб.: Айсинг, 2009. - 216 с.

15. Психология здоровья : учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.. Питер, 2006. - 607 с.

УДК 159.9:34.01 А.В. Половинкина*

Актуальные вопросы предупреждения и устранения явлений профессиональной деформации следователей ОВД

Статья посвящена анализу различных проявлений профессиональной деформации следователей органов внутренних дел. Уточняется содержание понятия «профессиональная деформация». Рассматриваются причины девиантного поведения сотрудников правоохранительных органов. Автор акцентирует внимание на мерах по профилактике данного явления и успешной адаптации следователей к служебной деятельности.

Ключевые слова: следователь, профессиональная деформация, девиантное поведение, социально-психологическая адаптация, морально-психологическая устойчивость.

A.V. Polovinkina*. Current issues of prevention and elimination of signs of professional deformation of investigators of agencies of internal affairs. The article concentrates on the analysis of the various manifestations of professional deformation of the investigators of agencies of internal affairs. It clarifies the concept of «professional deformation». The causes of deviant behavior of law enforcement officials. The author focuses on measures for the prevention of this phenomenon and of successful adaptation to the investigators' performance.

Keywords: investigator, professional deformation, deviant behavior, social and psychological adaptation, moral and psychological stability.

Любая профессия может способствовать как гармоничному развитию человека, совершенствуя его личные качества и принося пользу обществу, так и вызывать профессиональную деформацию,

* Половинкина Алиса Валерьевна, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.

* Polovinkina Alisa Valeriyevna, adjunct faculty of preparation of scientific-pedagogical and scientific personnel of the St. Petersburg University of MIA of Russia.. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1.

© Половинкина А.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.