ДК 378.6
СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ПРИМЕНЕНИЮ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
NATURE, CONTENT AND STRUCTURE OF PSYCHO-PHYSICAL READINESS OF INTERNAL AFFAIRS OFFICERS TO EMPLOY FIREARMS
А. И. Орлов1, О. В. Логачев2, К. Н. Доронин2 A. I. Orlovi, O. V. Logachev2, K. N. Doronin2
1ФГБОУВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», г. Чебоксары
2ФГКОУ ВПО «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Нижний Новгород
Аннотация. С учетом положений психологической теории деятельности обосновано, что правомерность и эффективность применения сотрудниками органов внутренних дел (ОВД) огнестрельного оружия в значительной мере определяются сформированностью у них конвергентных интеллектуальных способностей, развитостью специфических свойств внимания и способности преодолевать наступающее утомление. Выявленные элементы в совокупности образуют психофизическую готовность к применению данной меры пресечения противоправных действий, которая с позиций общей теории систем рассмотрена и как структурный элемент системы общей готовности к правоохранительной деятельности, и как сложное системное образование с наличием координационных связей взаимодействия между структурными элементами.
Abstract. From the standpoint of the psychological theory of activity, it has been grounded that lawfulness and effectiveness of internal affairs officers employing firearms is largely determined by their level of development of converged intellectual abilities, specific attention properties and the ability to overcome fatigue occurring. The identified elements combine to form the psycho-physical readiness to employ the discussed preventive punishment for illegal actions. This readiness is considered from the viewpoint of general systems theory, both as a structural element of the general readiness for law enforcement activity and as a complex system with coordination interactions between structural elements.
Ключевые слова: психофизическая готовность, сущность, содержание, структура, сотрудники ОВД, правомерность.
Keywords: psycho-physical readiness, nature, content, structure, internal affairs officers, lawfulness.
Актуальность исследуемой проблемы. Проводимые инспекторские проверки подразделений ОВД [2], [11] и результаты целого ряда исследований [3], [21], [22] свидетельствуют о недостаточном уровне огневой подготовленности личного состава. Согласно полученным данным, одной из причин неоправданных потерь и грубых ошибок сотрудников правопорядка является недостаточная сформированность навыков правомерного применения огнестрельного оружия в экстремальных условиях оперативной обстановки [20].
Осуществляя ретроспективный анализ работ, посвященных особенностям организации огневой подготовки как действующих сотрудников ОВД, так и курсантов вузов МВД, мы выявили, что исследуемая проблема не является принципиально новой. Не оспаривая научной значимости проведенных исследований, следует отметить, что в большинстве из них преимущественно рассматривались социальные, уголовно-правовые и тактические аспекты применения огнестрельного оружия (Г. И. Калмыков, 2003 г.; С. Ф. Милюков, 2000 г.; М. М. Переверзев, 2001 г.; И. М. Уразалин, 2001 г.), вопросы формирования эмоциональной устойчивости при его применении (И. Н. Коно-плева, 2005 г.; О. И. Котнев, Н. В. Андреев, Н. Г. Хохлова, С. В. Долгополов, 2001 г.; В. Н. Смирнов, 2002 г.; А. С. Хромова, 2008 г.), особенности реализации современных образовательных технологий при первоначальном обучении навыкам стрельбы (А. Н. Афанасьев, 2011 г.; С. В. Белицкий, 2005 г.; Ф. М. Гимазетдинов, 2000 г.; Ю. В. Дмитриева, 2006 г.; С. В. Науменко, 2008 г.; Д. Е. Скворцов, 2006 г.), идеи конверсии положений спортивной тренировки (О. В. Железнов, 2009 г.; Р. А. Солоницин, 2011 г.; Е. В. Флу-сов, 2009 г.). Вопросы же, связанные с формированием психофизической готовности сотрудников ОВД к применению огнестрельного оружия как условия эффективного осуществления правоохранительной деятельности, не нашли достойного освещения. На наш взгляд, эффективный поиск ответов на данные вопросы возможен при условии конкретизации сущности, содержания и структурного строения исследуемого феномена. Только в этом случае появляется возможность определить соответствующие средства и особенности организации процесса его формирования. С учетом сказанного, проблема предпринятого теоретического исследования сформулирована следующим образом: каковы сущность, содержание и структурное строение психофизической готовности сотрудников ОВД к применению огнестрельного оружия? Разрешение этой проблемы составляет цель и определяет актуальность исследования.
Материал и методика исследований. Теоретической основой исследования послужили фундаментальные положения материалистической диалектики о наиболее общих закономерностях развития природных и социальных явлений, о диалектическом соотношении формы и содержания как внутреннем источнике развития; основополагающие идеи общей теории систем об иерархической организации сложных системных образований; положения психологической теории деятельности о многоуровневом ее строении; исследования, посвященные определению сущности и содержания психофизической готовности к трудовой деятельности.
Достижение поставленной цели осуществлялось посредством реализации следующих методов исследования: теоретического анализа философской, общенаучной, психолого-педагогической и служебной литературы; синтеза полученной информации и обобщения передового педагогического опыта. Применяемые методы позволили осуществить феноменологический анализ исследуемого понятия, теоретически обосновать сущность, содержательный состав и структурное строение психофизической готовности сотрудников ОВД к применению огнестрельного оружия.
Результаты исследований и их обсуждение. Безусловно, феноменология исследуемого понятия самым непосредственным образом связана с анализом проблемы формирования общей готовности к осуществлению профессиональной деятельности сотрудниками ОВД.
Как свидетельствует анализ философской и психологической литературы, несмотря на различия в трактовке исследуемого понятия, всеми авторами оно рассматривается как
взаимодействие различных видов готовности. В обобщенном виде их можно представить таким образом: психологическая готовность (ценностно-мотивационный [14], психологический [24], эмоционально-волевой [4] компоненты и т. д.); теоретическая готовность (когнитивный [14], интеллектуальный [24], познавательный [4] компоненты и т. д.); практическая готовность (деятельностный [14], [24], поведенческий [4] компоненты и т. д.). Из этого следует, что готовность к деятельности, во-первых, есть сложное системное образование и при ее исследовании целесообразно опираться на положения общей теории систем. Во-вторых, ввиду того, что взаимодействие данных видов готовности обусловливает эффективность осуществления деятельности, то и аналитическое ее изучение предполагает опору на положения психологической теории деятельности, согласно которой человеческая деятельность состоит из нескольких «слоев», или уровней [12], самым низким из которых является уровень психофизиологических функций [5]. Другими словами, психофизическая готовность есть не что иное, как структурный элемент системы общей готовности субъекта деятельности к ее осуществлению. В рамках проводимого исследования это означает, что эффективность и своевременность применения сотрудником ОВД огнестрельного оружия в значительной мере определяются его психофизической готовностью к осуществлению данного вида деятельности. При этом в соответствии с системным мышлением, суть которого заключается в том, что окружающая нас действительность представляет собой бесконечную систему систем [30], выявленный элемент также должен представлять из себя сложное системное образование. В этой связи представляют интерес результаты исследований, в которых данный вид готовности состоит из двигательных способностей, соматического (телесного) здоровья и индивидуальных особенностей личности [6]; резервов физических и функциональных возможностей, степени сформированности мотивационной сферы [29]; общей выносливости, статической силы, активной гибкости, координации движений, быстроты мышления, оперативной памяти, концентрации внимания, стрессоустойчивости, коммуникабельности, инициативности и ответственности [25].
Трудно не согласиться с мнением авторов о том, что к числу структурных элементов психофизической готовности следует относить те, которые отражают двигательно-физические и функциональные возможности организма. Однако вызывает сомнение обозначение среди них индивидуальных особенностей личности [6], сформированности мотивационной сферы [29], [30], коммуникабельности, инициативности, ответственности [25]. В соответствии с пониманием системы общей готовности к деятельности их следует относить скорее к психологической составляющей. На наш взгляд, предлагаемые трактовки содержания исследуемого феномена явились следствием того, что в некоторых научных работах он рассматривался как изолированное, автономно существующее системное образование, а в ряде других работ понимался как некий фрактал (от лат. /гаМш -фигура, повторяющаяся в последовательно уменьшающемся масштабе [27]) системы. По нашему убеждению, дословное понимание идеи о фрактальности систем при определении их содержательного наполнения не всегда оправдано. Убедительным примером может служить анатомо-физиологическое строение живых организмов, в котором каждая из физиологических систем, выполняя свою специфическую функцию, имеет отличительное содержательное наполнение. По аналогии со сказанным можно предположить, что и психофизическая готовность как структурный элемент системы общей готовности к деятельности имеет свое специфическое содержание.
Отдавая должное проведенным ранее исследованиям и несмотря на различия в трактовке содержательного наполнения психофизической готовности, отметим, что всеми без исключения авторами признается, что оно (содержание) определяется качественным своеобразием и специфическими условиями предстоящей деятельности. Соответственно, это вызывает необходимость его определения в каждом конкретном случае.
Как следует из анализа служебной и научно-методической литературы, как крайняя мера административно-правового пресечения противоправных действий огнестрельное оружие применяется в сложной динамически изменяющейся оперативной обстановке [15], зачастую характеризующейся отсутствием исчерпывающей информации [9]. При этом эмоциональная напряженность, усиливаемая необходимостью соблюдения правовой регламентации и повышенной моральной ответственностью за последствия его применения, предъявляет высокие требования к эффективности протекания психических процессов (памяти, внимания, мышления) [10], [16]. Безусловно, в идеале, в условиях силового задержания сотрудник ОВД должен в полном объеме помнить все требования нормативных документов, регламентирующих применение огнестрельного оружия. Однако принятие соответствующего решения в значительной мере обусловливается его способностью правильно оценить оперативную обстановку [8], т. е. во многом зависит от скорости его мышления. В свою очередь, сама по себе скорость мышления не гарантирует его качества, т. к. быстро принятые решения на поверку не всегда являются верными. Это дает основание утверждать, что эффективность мышления является основой для достижения успеха в том или ином виде деятельности [19]. В то же время во многих практических случаях значимость эффективности мышления определяется своевременностью принятия решения. К примеру, если в различных абстрактно-логических играх ведущее значение приобретает эффективность мышления, то результативность в спортивных играх напрямую зависит от своевременности принятия правильного решения. Экстраполируя сказанное в сферу правоохранительной деятельности, получаем возможность заключить, что при применении сотрудником ОВД огнестрельного оружия в динамически изменяющихся условиях оперативной обстановки определяющими являются его способности к эффективной и быстрой переработке поступающей информации, т. е. его конвергентные интеллектуальные способности.
Говоря о конвергентных интеллектуальных способностях как о структурных элементах психофизической готовности к применению огнестрельного оружия, следует помнить, что качество мышления детерминируется степенью искажения объективной реальности в сознании познающего субъекта [18], т. е. качество мышления в определенной мере обусловливается способностью субъекта деятельности к удержанию в фокусе внимания как можно большего количества деталей окружающей действительности. Чем больше деталей окружающей оперативной обстановки способен обхватить своим вниманием сотрудник ОВД, тем адекватнее будет приятое им решение о способе применения огнестрельного оружия. Значит, объем внимания как свойство одновременно охватывать определенное количество однородных объектов с одинаковой интенсивностью [23] является не менее значимым компонентом рассматриваемого вида готовности. При этом возможное противодействие со стороны группы правонарушителей, как и участие в силовом задержании других сотрудников правопорядка или случайное появление посторонних лиц, обосновывает необходимость отнесения к числу рассматриваемых компонентов такого свойства внимания, как распределение, обусловливающее способность к одновременному выполнению различных по характеру действий и слежению за несколькими независящими процессами [23]. Динамическое развитие оперативной обстановки требует
от сотрудника ОВД переключения внимания, обеспечивающего переход от одного вида деятельности к другому, от одного объекта - на иной [17]. При этом результативность предпринимаемых действий будет зависеть от способности к концентрации внимания как условия обеспечения точности, ясности и глубины отображения в сознании выполняемых действий в самых неблагоприятных условиях [17].
Перечисленные свойства внимания (объем, распределение, переключение и концентрация) в совокупности с конвергентными интеллектуальными способностями (скорость и эффективность мышления) все-таки не позволяют говорить о полном раскрытии содержания исследуемого феномена, несмотря на то что образуют психологическую составляющую рассматриваемого вида готовности и выступают в качестве наиболее важных ее компонентов.
Если рассматривать применение сотрудником ОВД огнестрельного оружия как определенную последовательность двигательных действий, то необходимо определить те физические качества, от которых в наибольшей степени зависит эффективность выполнения данных действий.
Исходя из физических параметров и технических характеристик закрепленного табельного оружия, а также специфических условий правоохранительной деятельности, становится понятным, что его применение не предполагает чрезмерного проявления сотрудником ОВД силовых качеств, максимально возможной амплитуды движений и т. д. В свою очередь, на точность стрельбы существенное влияние оказывает увеличение тремора рук, спровоцированного утомлением, наступившим в результате преследования правонарушителя или противоборства с ним [22]. Негативное влияние физического утомления проявляется еще и в том, что физиологические механизмы основных видов утомления (умственного, эмоционального, сенсорного и физического [7]) едины и заключаются в нарушении нормального взаимодействия процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий [13], т. е. наступление одного вида утомления провоцирует наступление других и снижает эффективность протекания нервно-психических процессов. Из этого следует, что общая физическая выносливость как способность противостоять наступающему утомлению [28] представляет собой важный компонент в структуре рассматриваемого вида готовности. Ее выделение наряду с обозначенными выше конвергентными интеллектуальными способностями и свойствами внимания позволяет представить исследуемый феномен как целостную, органичную систему, в которой каждый элемент, занимая свое определенное место и выполняя специфическую функцию, детерминирует эффективность функционирования других.
Вслед за обозначением содержательного наполнения исследуемого феномена в соответствии с идеями материалистической диалектики предполагается конкретизация его формы (структуры) [1], [26], т. е. необходимо определиться с характером связей между составляющими его элементами. В рамках проводимого исследования это позволит определить последовательность этапов формирования выявленных структурных элементов, т. к., например, в системе с ярко выраженными субординационными связями взаимодействия функционирование элемента вышестоящего уровня возможно только в случае предварительно сформированного компонента нижележащего уровня (как невозможно обучить ребенка чтению без предварительного усвоения им алфавита). В системе же с преобладанием связей координационного взаимодействия само функционирование системы возможно только при условии параллельного взаимодействия структурных элементов (функционирование и развитие живого организма возможно только на основе одновременного взаимодействия составляющих его физиологических систем).
Как следует из анализа условий применения сотрудником ОВД огнестрельного оружия, успешность силового задержания не может определяться за счет преимущественного развития конвергентных способностей, т. к. их эффективность обусловливается степенью искажения объективной реальности в его сознании. В свою очередь, эффективность протекания психических процессов мышления и внимания в ходе решения слу-жебно-боевой задачи во многом будет определяться способностью сотрудника ОВД к преодолению наступающего утомления. Следовательно, структурные элементы психофизической готовности к применению огнестрельного оружия находятся между собой в тесных координационных связях взаимодействия, и формирование каждого из них должно осуществляться одновременно, а ее развитие должно представлять собой совокупность параллельно разворачивающихся процессов, обеспечивающих повышение конвергентных интеллектуальных способностей, соответствующих свойств внимания (объема, распределения, переключения и концентрации) и общей физической выносливости. Только в этом случае появляется возможность эффективно реализовать выбранную меру пресечения правонарушения и избежать целого ряда негативных последствий.
Резюме. Полученные результаты научно-теоретического анализа феномена психофизической готовности сотрудников ОВД к применению огнестрельного оружия позволили сформулировать ряд выводов:
1) эффективность решения сотрудником ОВД служебно-боевых задач, предполагающих применение огнестрельного оружия в динамически изменяющихся условиях оперативной обстановки, в значительной степени обусловливается его психофизической готовностью к реализации данной меры пресечения, соответственно, она может быть рассмотрена как структурный элемент общей готовности к осуществлению правоохранительной деятельности, что и составляет ее сущность;
2) в качестве структурных элементов психофизической готовности сотрудника ОВД к применению огнестрельного оружия следует рассматривать его конвергентные интеллектуальные способности, специфические свойства внимания (объем, распределение, переключение, концентрация), а также его способность противостоять наступающему утомлению, что в совокупности с особенностями структурного строения составляет ее содержание;
3) выявленные элементы психофизической готовности к применению огнестрельного оружия находятся в координационном взаимодействии, что не только детерминирует эффективность и надежность функционирования системы рассматриваемого вида готовности, но и обусловливает необходимость одновременного их формирования в процессе огневой подготовки действующих сотрудников ОВД. В противном случае, оперируя категориями общей теории систем, тот или иной несформированный элемент будет выступать в качестве лимитирующего фактора в функционировании системы психофизической готовности, которая, в свою очередь, будет сдерживать развитие еще более сложной системы - компетентности в применении огнестрельного оружия как совокупности знаний, умений и навыков по различным составляющим правоохранительной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия : учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ТК Велби ; Проспект, 2003. - 608 с.
2. Антипов В. Г. Проблемы и практика применения огнестрельного оружия сотрудниками милиции : лекция. - М. : Домодедово, 2000. - 58 с.
3. Афанасьев А. В. Обучение сотрудников органов внутренних дел приемам стрельбы из пистолета после перемещений в секторах : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - Красноярск, 2011. - 165 с.
4. Витун Е. В. Формирование готовности к здоровому образу жизни у студентов нефизкультурных вузов на основе ценностных ориентаций : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - Магнитогорск, 2007. - 24 с.
5. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию : курс лекций - М. : ЧеРо ; Юрайт, 2002. - 336 с.
6. Егорычев А. О. Теория и технология управления психофизической подготовкой студентов к профессиональной деятельности : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04. - Ярославль, 2005. - 317 с.
7. Залесский М., Табачник Е. Лики выносливости [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://nauka.relis.ru/08/0011/08011035.html.
8. Калмыков Г. И. Правовые, организационные и тактические основы применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14. - М., 2003. - 172 с.
9. Князьков А. С. Применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками милиции как мера административно-правового пресечения : дис.... канд. юрид. наук : 12.00.02. - Томск, 1998. - 260 с.
10. Котов Д. П., Шиханцов Г. Г. Психология следователя. - Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. -
134 с.
11. Лавров В. Н. О совершенствовании системы физической и огневой подготовки сотрудников милиции // Профессионал. - 2002. - № 2. - С. 25-27.
12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.
13. Медицинская энциклопедия. Утомление [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://mediinfa.ru/terms/y/utomlenie.html.
14. Моторина С. В. Формирование иноязычной готовности к профессиональной деятельности у студентов гуманитарных специальностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Чита, 2006. - 24 с.
15. Основы профессиональной психодиагностики. - Л. : Медицина, 1984. - 206 с.
16. Петров Д. А. Формирование психологической готовности к действиям в экстремальных условиях у сотрудников подразделений специального назначения МВД РФ средствами физической подготовки : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - СПб., 2005. - 150 с.
17. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов пед. инст. / под ред. Л. И. Щербакова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1990. - 288 с.
18. Психология человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://psichel.ru/skorost-i-effektivnost-myshleniya.html.
19. Саморазвитие и успех: эффективное мышление [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.samorazwitie.ru/2010/effeknivnoe-myshlenie.html.
20. Семенов Е. Н. Диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук на спецтему / Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2001. - 214 с.
21. Сибирко М. А. Формирование морально-психологической устойчивости курсантов образовательных учреждений МВД России в экстремальных ситуациях : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Воронеж, 2012. - 196 с.
22. Солоницин Р. А. Направленное развитие двигательных способностей курсантов вузов ФСИН России для точной стрельбы в условиях утомления : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - Набережные Челны, 2011. - 196 с.
23. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. 100 экзаменационных ответов по психологии. - Ростов н/Д. : МарТ, 2002. - 256 с.
24. Тихонова В. К. Формирование готовности студентов вуза к физическому самовоспитанию : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - М., 2000. - 165 с.
25. Федотова Л. В. Методика развития профессионально важных психофизических качеств у будущих менеджеров государственной службы средствами физической культуры : дис. . канд. пед. наук : 13.00.04. - Хабаровск, 2006. - 153 с.
26. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина. - М. : Политиздат, 1963. - 554 с.
27. Фрактал. Мир словарей. Научно-технический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.mirslovarei.cjm/content_naukteh/fractal-14489.html.
28. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов вузов. - М. : Издат. центр «Академия», 2000. - 480 с.
29. Шаропин К. А. Информационная система оценки психофизической готовности студентов к профессиональной деятельности : дис. ... канд. техн. наук : 05.13.01. - Томск, 2007. - 203 с.
30. De Rosnay, J. The Macroscope: A New World Scientific System. - NY. : Harper & Row, Publishers, Inc., 1979. - 236 p.