ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКОВ ОВД, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Ю.В. НИКОЛАЕВА,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии Московского университета МВД России
Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected]
Аннотация. Способность личности к результативной деятельности в экстремальных ситуациях во многом определяется уровнем ее психологической готовности, включающей в себя совокупность специальных профессиональных знаний, умений, навыков и необходимых личностных качеств, обеспечивающих выполнение функций, адекватных потребностям соответствующей деятельности. В структуре необходимых психологических качеств четко выделяются эмоционально-волевой, интеллектуальный и психомоторный компоненты.
Ключевые слова: экстремальные ситуации, психологическая готовность, психологические качества, мотивация, самооценка, интеллект, воля, ценности, нервная система, эмоциональная устойчивость.
PSYCHOLOGICAL QUALITIES OF THE COLLEAGUES OF OVD
WHICH FACILITATE THE EFFECTIVENESS OF PROFESSIONAL ACTIVITY
IN THE EXTREME SITUATIONS
YU.V. NIKOLAEVA,
candidate of pedagogical sciences, senior lecturer department of psychology Moscow university of the Interior ministry of Russia
Annotation. The capability of personality for successful activity in the extreme situations is in many respects determined by the level of its psychological readiness, which includes the body of special professional knowledge, skills, habits and the necessary personal qualities, which ensure the fulfillment of the functions, adequate to the needs of the corresponding activity. In the structure of the necessary psychological qualities 3 components sufficiently clearly are separated: emotional-volitional, intellectual and psycho-motor.
Keywords: extreme situations, psychological readiness, psychological qualities, motivation, self-appraisal, intellect, will, value, nervous system, emotional stability.
Каждая профессия предъявляет к организму человека конкретные требования: к типологическим особенностям нервной деятельности (сила, подвижность, уравновешенность и др. нервных процессов), к анализаторам (тактильной чувствительности, вестибулярной устойчивости и др.), к уровню развития физических качеств (выносливость, ловкость и др.). Требования к развитию этих качеств повышаются, когда дело касается деятельности сотрудников ОВД, которым часто приходится применять огнестрельное оружие.
Результаты анкетирования практических сотрудников ОВД позволяют выделить следующие необходимые психофизические качества опрашиваемых для успешного обучения стрельбе: быстрота — 24,7%, ловкость — 25,9%, устойчивость внимания — 18,1%, устойчивость (способность сохранять равновесие при стрельбе) — 23,3%. Респонденты отмечают важность оценки обстановки, своих сил и сил противника (оперативные работники — 40,7%, специальные подразделения — 39,2%), влияние быстроты мышления (23,5% и 20,7% соответственно), находчивости и правильности выбора решения, объема внимания и па-
мяти) [5]. По результатам опроса в структуре необходимых психологических качеств достаточно четко выделяются три компонента: эмоционально-волевой, интеллектуальный и психомоторный. Эмоциональная устойчивость и волевая организация личности позволяют сохранять ясность мысли и хладнокровие в критических ситуациях, твердо быть уверенным в правоте своих действий. Интеллектуальный процесс обеспечивается теоретической подготовленностью, четким знанием своих прав и обязанностей, направленностью личности на борьбу с антиобщественными проявлениями. Психомоторные проявления связаны с высоким уровнем двигательной реакции.
Прогнозу деятельности человека в экстремальных условиях придается большое значение. Многочисленные исследования показывают, что разные люди в условиях нервно-психического напряжения демонстрируют различную степень результативности своей деятельности (К.М. Гуревич, 1970; В.Д. Небылицын, 1976; В.С. Мерлин, 1986). Для прогноза успешности деятельности в профессиях, связанных с экстремальными и наряженными ситуациями необходимо опре-
делить адаптацию к стрессу, будет ли состояние субъекта в трудных условиях деятельным активным или заторможенным, пассивным. Прогноз пригодности к «критическим профессиям» должен базироваться на определении индивидуальных психофизиологических особенностей высшей нервной деятельности и особенностей функционирования нервной системы.
Многочисленные исследования (И.П. Бондарев, 1983; А.П. Самсонов, 198;, Г.С. Никифоров, 1989 и др.) доказывают, что с экстремальными ситуациями, возникающими в процессе профессиональной деятельности, успешнее справляются лица с сильной нервной системой и подвижностью нервных процессов. Не случайно В.Д. Небылицын [6] ввел понятие «оперативной надежности человека», базирующейся на типологических особенностях свойств нервной системы и включающей в себя выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению, помехоустойчивость. Лица с сильной нервной системой более устойчивы к состоянию фрустрации, стрессу, но менее устойчивы к состояниям монотонии и утомления. Лица со слабой нервной системой, наоборот, более устойчивы к состояниям монотонии и утомления, но менее устойчивы к состояниям фрустрации и стресса.
Результат пребывания человека в экстремальной ситуации во многом зависит от того, какой интеллект сформировался у него к тому времени, как он, оказавшись в экстремальной ситуации, оценивает ее параметры, прогнозирует последствия и часто в условиях дефицита времени планирует и реализует свои действия. Интеллект — важный компонент личности сотрудника ОВД; от него зависит степень сформирован-ности конкретных конструктивных, проектировочных и гностических профессиональных умений. Исследования, проводимые под руководством А.А. Деркача [4] показали, что без общих интеллектуальных способностей и свойств невозможно эффективно решать профессиональные задачи. В свою очередь, высокий уровень интеллектуальных способностей и свойств обеспечивает целенаправленность профессиональной деятельности, позволяет своевременно диагностировать и корректировать психические состояния сотрудников при решении ими профессиональных задач. Сформированность взаимосвязанных интеллектуальных свойств — это одна из психологических предпосылок успешного осуществления профессиональной деятельности в особых и экстремальных условиях и один из критериев готовности к ней.
Столь же очевидной личностной характеристикой человека, которая конструктивно влияет на его поведение в целом и на отдельные действия в условиях экстремальной ситуации, служит его уверенность в себе и непосредственно связанная с ней самооценка. Стойкое состояние неуверенности в себе, низкая самооценка человека делает его неспособным собраться на действительное преодоление экстремальной ситуации, обрекая его на пассивность, мешают ему быть стратегом в смысле планирования и осуществления своих действий на более длительный срок в расчете на получение кардинально значимого результата при устранении негативных последствий экстремальной ситуации. И, наоборот, высокая и стойкая уверенность в себе и такая же самооценка помогают человеку не пасовать перед трудностями и не пугаться неожиданностей, которые часто присутствуют в экстремальных ситуациях, а находить решение, снимающее после его осуществления характеристику экстремальности с ситуации, в которой пришлось человеку действовать.
Как показывают многочисленные исследования, ведущим компонентом в структуре готовности к профессиональной деятельности выступает ее мотива-ционный компонент. Мотивационная сфера занимает одно из главных мест в профессиональной деятельности сотрудника ОВД. Исследования по проблеме мотивации, проведенные Е.А. Климовым (1968), В.Г. Асеевым (1976), В.И. Ковалевым (1982), Э.С. Чу-гуновой (1986), А.К. Марковой (1990) и др., показывают тесную связь между характеристиками моти-вационной сферы и эффективностью профессиональной деятельности. Отражая нравственно-психологическое содержание профессиональной деятельности, мотивационный компонент несет в себе мотивы выбора профессии сотрудника ОВД и удовлетворенность ею, устойчивый интерес к выбранной специальности, установку на продуктивную, высокоэффективную деятельность, высокий эмоционально-волевой статус, стремление к преодолению трудностей, возникающих в процессе служебной деятельности, комплекс представлений о себе как о профессионале.
Поведение людей в экстремальных ситуациях в значительной степени определяются индивидными, личностными и субъектными характеристиками, которые успели сформироваться во временной промежуток, предшествующий возникновению на их жизненном пути той или иной экстремальной ситуации. Психологической инстанцией, опосредующей актуа-
лизацию этих особенностей в условиях экстремальной ситуации, выступает сформировавшаяся у человека система ценностей. Ценности, конкретизирующиеся в убеждениях и отношениях людей, влияя на направленность функционирования мотивационной сферы каждого из них, определяют характер их поведения в экстремальных для них ситуациях.
Каждая деятельность требует своего набора волевых качеств личности, поэтому чрезвычайно важно формирование личности с устойчивой позицией, системой общих потребностей и мотивов, через которую человек воспринимает и оценивает действительность, выбирает адекватное поведение и регулирует его в соответствии с устойчивой общей позицией. Воля — это не врожденная или генетически заданная способность; она формируется прижизненно в реальной деятельности человека, требующей определенных волевых качеств и навыков волевой регуляции. Развитие данного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности зависит от характерологических особенностей личности. Интенсивность волевых усилий связана со степенью трудности препятствий и значимостью действий (Н.Ф. Добрынин), с отношением к действию (Е.И. Игнатьев, В.Н. Мясищев, 1962), с побудительной силой мотивов (П.А. Рудик, 1969; О.В. Дашкевич, О.А. Черникова, 1971; М.Н. Ильина, 1974; В.И. Селиванов, 1974, 1982, и др.). Эффективность волевых усилий более высока на фоне повышенного уровня активности, высокого тонуса человека, в то время как утомление, стресс, страх, ужас снижают интенсивность волевых усилий (Ю.А. Аргентов, 1972).
Значимый фактор регуляции действий — эмоциональная устойчивость, которая зависит от морально-волевых качеств человека, умения сдерживать нежелательные эмоциональные реакции, общей тренированности человека в произвольной саморегуляции различных процессов. Не меньшее значение в поддержании эмоциональной устойчивости имеют тип нервной системы, владение профессиональными навыками, готовность к действиям в неожиданно изменяющейся ситуации, умение быстро ориентироваться в сложных и опасных ситуациях, знание способов адекватного разрешения сложившихся ситуаций, физическое состояние человека и другие факторы. Эмоциональное возбуждение сказывается на мышечном тонусе и координации движений. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения зависит от индивиду-
альных особенностей человека так же, как и от объективных условий профессиональной деятельности.
В экстремальных и напряженных условиях деятельности, по мере нарастания психофизических нагрузок, у человека может наблюдаться снижение адаптационных способностей организма. Нервно-психическая устойчивость показывает дезадаптацию личности в условиях стресса. Понятие нервно-психической устойчивости целенаправленно разрабатывалось в интересах военной практики (В.И. Барабаш, 1979; Л.И. Спивак, 1981 и др.). Под нервно-психической неустойчивостью понимается склонность к срывам нервной системы при значительных физических и психических нагрузках. Это понятие включает в себя патологические и предпатологические состояния со скрытой формой течения, которые снижают возможности адаптации человека к усложненным, стрессовым условиям существования и деятельности [3].
Для компенсации негативного влияния нервно-психической неустойчивости в особых условиях профессиональной деятельности может оказаться недостаточно наличия опыта, знаний и навыков аналогичной деятельности в нормальных условиях, где проявления нервно-психической неустойчивости могут отсутствовать, либо не оказывать значимого влияния на ход решения профессиональной задачи. Наличие признаков нервно-психической неустойчивости у субъекта деятельности может рассматриваться как фактор риска срыва выполнения профессиональной задачи.
Важной характеристикой личности, показателем ее дискретности и зрелости выступает способность к результативной деятельности в экстремальных ситуациях, которая во многом определяется уровнем ее психологической готовности.
Литература
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.
2. Голованов Ю.Н. Оценка и формирование психологической готовности сотрудников спецподразделений МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях: на примере ОМОН МВД России: автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 2001.
3. ГуревичК.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.
4. Деркач А.А. Психологические оставляющие готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности. М., 2003.
5. Золотницкий И.А. Психофизические качества, необходимые для успешного обучения стрельбе // Совершенствование учеб.-воспит. процесса по боевой подготовке со слушателями учебных заведений МВД России: тез. межвуз. науч.-практ. конф. Орел, 1998.
6. Небылицын В.Д. Надежность работы оператора в сложных системах управления // Инженерная психология. М., 1964.
7. Ушаков А.И. Действия сотрудников правоохранительных органов в экстремальных условиях: науч.-практ. пособие. Калининград, 2001.
8. Щипин А.И. Действия сотрудников органов внутренних дел в экстремальных ситуациях, связанных с применением и использованием огнестрельного оружия: фонд. лекция. М., 2001.
ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА ИНСПЕКТОРОВ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Ю.В. НИКОНОРОВА,
кандидат юридических наук, докторант ФПН и НПК Московского университета МВД России Научная специальность: 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры E-mail: [email protected]
Аннотация. Обосновывается необходимость изучения и экспериментального обоснования методики подготовки специалистов-педагогов для работы с детьми подросткового возраста, предрасположенных к асоциальному поведению. Ключевые слова: личность; социальный педагог; несовершеннолетние; инспектор по делам несовершеннолетних.
FEATURES OF INSTITUTE OF INSPECTORS ON AFFAIRS OF MINOR LAW-ENFORCEMENT BODIES
YU. V. NIKONOROVA,
the candidate of jurisprudence, doctoral candidate FPN and NPK the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. In article necessity of studying and an experimental substantiation of a technique of preparation of experts-teachers for work with children of the teenage age, predisposed to wrong behavior is proved. Keywords: the person; the social teacher; minors; the inspector on affairs of minors.
Государственный образовательный стандарт РФ «Об образовании» и Приказ МВД России № 569 от 26 мая 2000 г. «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» (с изм., внесенными Приказами МВД РФ № 639 от 9 октября 2004 г., и № 338 от 6 апреля 2007 г.) предполагают преподавание учебной дисциплины «Социальная педагогика» в образовательных учреждениях системы МВД России. Данное обстоятельство обусловлено социальными факторами общественного развития, главный из которых — изменение ориентации развития личности человека на всесторонность и гармонизацию [1].
Сегодня огромное внимание уделяется состоянию физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Это обусловлено неблагоприятными социально-экономическими факторами, нарушением норм здорового образа жизни, интенсификацией современного школьного образования, ор-
ганизацией и методикой преподавания физической культуры [2]. Показ многочисленных сцен убийств и насилия, жестокости и разврата, транслируемых телеканалами и воплощаемых в компьютерных играх, усугубляют общую ситуацию, поскольку воспринимаются школьниками как руководство к действию [3]. Свидетельством тому служат неудовлетворительные статистические данные МВД России за 2009 г., которые отражают тенденции к росту правонарушений среди несовершеннолетних школьников. В структуре этих правонарушений преобладают такие преступления, как кражи — 58,6%; разбои и грабежи — 11,2%; вымогательство — 1,6%; хулиганство — 6,8%; преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков — 3,8%; иные — 15%. Рост преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в десять раз выше, чем у взрослых, каждое седьмое преступление совершается несовершеннолетними и страдающими нервно-психическими отклонениями.