УДК 378.6
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРИМЕНЕНИИ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
THEORETICAL BASES OF FORMATION OF COMPETENCE IN FIREARMS EMPLOYMENT AMONG CADETS OF THE MIA ACADEMIES
К. Н. Доронин1, А. И. Орлов2, О. В. Логачев1 K. N. Doronini, A. I. Orlov2, O. V. Logachevi
1ФГКОУ ВПО «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Нижний Новгород
2ФГБОУВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», г. Чебоксары
Аннотация. В рамках феноменологического анализа компетентность в применении огнестрельного оружия рассмотрена и как структурный элемент профессиональной готовности будущих сотрудников правопорядка, и как динамически развивающееся, сложноорганизованное взаимодействие сформированных ранее компетентностей по огневой, юридической и тактико-специальной подготовке, каждая из которых представляет собой иерархически выстроенную совокупность частных способов деятельности. С учетом положений общей теории систем обоснована необходимость реализации в образовательном процессе идей компетентностного, проблемно-развивающего, контекстного и межпредметного интегрирования учебных дисциплин, выявлена последовательность педагогических этапов, обеспечивающих формирование и развитие компетентности в применении огнестрельного оружия.
Abstract. As a result of the phenomenological analysis the competence in firearms employment is considered both as a structural element of professional readiness of future internal affairs officers and as dynamically developing sophisticated interaction of the formed competences in firearm, law and special tactical training, each of which represents a hierarchical set of particular ways of activity. Considering the theses of the general systems theory, the necessity of the implementation in the educational process of the ideas of competency, problem-developmental, contextual and interdisciplinary integration of academic disciplines is substantiated, the sequence of stages to ensure the formation and development of competence in firearms employment is revealed.
Ключевые слова: теоретические основы, компетентность, системный, деятельностный, контекстный, проблемно-развивающий и междисциплинарный подходы.
Keywords: theoretical bases, competence, systemic, activity, context, problem-developmental, interdisciplinary approaches.
Актуальность исследуемой проблемы. Как свидетельствует практика правоохранительной деятельности, ежегодно при выполнении служебных обязанностей сотрудники правопорядка применяют огнестрельное оружие в среднем до 800 раз, при этом почти в 35 % случаях неправомерно [6]. В то же время, согласно данным Э. В. Кубурнеева, практически 50 % сотрудников ОВД при задержании лиц, совершивших преступления, пред-
почитают вовсе не применять табельное оружие, руководствуясь возможной позицией работников суда и прокуратуры [14]. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что традиционное содержание и процесс огневой подготовки курсантов вузов МВД не содействует формированию компетентности в применении огнестрельного оружия на необходимом уровне. В свою очередь, это вызвано относительной неразработанностью теоретических основ, позволяющих наиболее эффективно реализовать компетентностный подход в образовательном процессе по огневой подготовке курсантов вузов МВД.
Несмотря на то, что в теории и методике профессионального образования проведено немало исследований в области компетентностного подхода, следует отметить, что при подготовке будущих сотрудников правопорядка рассмотрены лишь особенности формирования у них коммуникативной [13], риторической [4] и социальной [15] ком-петентностей. В свете проводимой реформы МВД и не снижающейся угрозы криминализации общественных отношений [9] проведенных исследований явно недостаточно, о чем свидетельствует существование ряда противоречий: на социально-практическом уровне - между изменившимися реалиями правоохранительной деятельности, предполагающими проявление компетентности в применении сотрудниками ОВД огнестрельного оружия, и недостаточным уровнем ее сформированности у выпускников образовательных учреждений МВД; на учебно-методическом уровне - между необходимостью формирования у курсантов вузов МВД компетентности в применении огнестрельного оружия и относительной неразработанностью теоретических основ организации процесса ее формирования. Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: выявление теоретических основ формирования у курсантов вузов МВД компетентности в применении огнестрельного оружия. Решение обозначенной проблемы составило цель предпринятого исследования, для достижения которой предполагалось последовательное решение следующих задач:
- осуществить феноменологический анализ понятия «компетентность в применении огнестрельного оружия»;
- выявить теоретические основы формирования у курсантов вузов МВД компетентности в применении огнестрельного оружия.
Материал и методика исследований. Теоретическим материалом исследования явились фундаментальные положения общей теории систем, раскрывающие особенности организации сложных системных образований и механизмы их функционирования; узловые вопросы психологической теории деятельности, касающиеся ее многоуровневой организации; передовые педагогические идеи компетентностного подхода.
При решении поставленных задач применялись такие методы исследования, как анализ и обобщение общенаучной, психолого-педагогической и служебной литературы, изучение передового педагогического опыта.
Результаты исследований и их обсуждение. Ретроспективный анализ работ в области компетентностного подхода свидетельствует о том, что при характеристике какой-либо компетентности наиболее перспективным является деятельностный подход. Взяв его за основу, ряд исследователей [1], [2] рассматривают компетентность как формируемое личностное качество, основанное на знаниях и личном практическом опыте деятельности. По отношению к субъекту деятельности оно понимается как интериоризованное, функциональное качество, тогда как компетенция характеризуется как социальное, институциональное требование к уровню образовательной подготовки специалиста. Однако при этом авторы, несмотря на различия в трактовке выявляемых структурных элементов компетент-ностей, по своей сути характеризуют их как функциональные характеристики деятельно-
сти: мотив, ориентировочная основа (ОО), исполнительная часть (ИЧ) и контрольно-корректировочная часть (ККЧ). Несомненно, деятельность, вне зависимости от вида, побуждается соответствующим мотивом или даже группой мотивов. Ее результативность обусловливается полнотой ОО и сформированностью ИЧ, а процесс ее реализации находится под непосредственным контролем со стороны сознания. При этом в случае рассогласования принимаются соответствующие решения по корректировке осуществляемых действий. Из этого следует, что выявляемые авторами компоненты как характеристики деятельности могут быть рассмотрены в качестве структурных элементов компетентности. В то же время, исходя из положений материалистической диалектики, развитие объекта есть не только изменение его элементов, их увеличение или уменьшение, но и переход от одного структурного строения к другому, от одного количества и типов взаимосвязей между структурными элементами к другому [25]. Жесткая детерминация одних функциональных характеристик деятельности другими не позволяет проследить за развитием формируемой компетентности, т. к. характер связей между элементами остается неизменным. Ввиду этого снижается возможность управления процессом ее формирования. Необходимость выявления особенностей структурного строения исследуемого феномена обусловливается еще и тем, что именно оно определяет функциональные свойства объекта.
С учетом сказанного в содержании компетентности следует определить то, что позволило бы судить об изменении структурного строения формируемого способа деятельности, т. е. проследить за динамикой ее развития.
Как отмечает А. Н. Леонтьев, деятельность человека имеет многоуровневое строение и состоит из цепи действий, которые по мере своего совершенствования переходят из категории сознательно контролируемых действий в категорию автоматизированных операций [16]. Другими словами, каждый вид деятельности состоит из частных видов деятельности, обеспечивающих решение отдельных частных задач. В свою очередь, последние, обладая своим внутренним содержанием, также состоят из видов деятельности, направленных на решение еще более мелких задач. При этом обязательным условием к переходу на следующий уровень организации является автоматизация текущего уровня деятельности. Сказанное позволяет заключить, что компетентность как способность осуществлять деятельность определенного уровня образована последовательной совокупностью сформированных ранее частных компетентностей более низкого порядка. По линии «господство - подчинение» они находятся в субординационных связях между собой, т. к. от автоматизации деятельности одного уровня зависит эффективность деятельности следующего, вышестоящего уровня.
Наряду с выявлением субординационных связей взаимодействия в структуре компетентности следует отметить, что ряд исследователей понимают ее и как обобщенный способ деятельности [22], [26]. На основании этого появляется возможность заключить, что эффективность сложноорганизованной деятельности, к которой безусловно относится и деятельность по поддержанию общественного порядка, определяется не только связями первого типа, между «подчиненными» частными способами деятельности, но и связями второго типа, координационными связями взаимодействия между «равнозначными» способами деятельности. К примеру, при планировании многолетнего учебно-тренировочного процесса и выборе его содержания спортивный педагог должен не только опираться на положения теории и методики физического воспитания, но и учитывать психологические закономерности этапов возрастного развития подопечных, особенности протекания физиологических механизмов, общедидактические и методические требования к организации педагогического процесса и т. д. В противном случае говорить об эффективности учебно-тренировочного процесса и достижении подопечными высоких спортивных результатов не приходится.
Многообразие связей координации и субординации между иерархически выстроенными частными способами деятельности обусловливает необходимость конкретизации понятия «структурный элемент» компетентности. На наш взгляд, это достаточно удобно осуществить в рамках положений общей теории систем на примере живого организма как целостной и единой биологической системы. В масштабах всего организма каждая его клетка как наименьшая его составляющая не может быть рассмотрена как структурный элемент системы «организм». В данном качестве принято понимать отдельные физиологические системы (нервная, дыхательная, выделительная и т. д.). По отношению к организму в целом их дополнительно обозначают как «подсистема». При этом, будучи элементом системы, они выступают системой для составляющих ее элементов, которые в соответствии с принципом иерархического строения также делятся на более мелкие составляющие [8]. Другими словами, в зависимости от уровня рассмотрения системы, понятия «система» и «элемент» переходят друг в друга, а для удобства рассмотрения образующие подсистему элементы по отношению к системе в целом принято называть ее компонентами.
С учетом сказанного выше компетентность в применении огнестрельного оружия можно представить и как структурный элемент профессиональной компетентности сотрудника правопорядка, и как системное взаимодействие частных способов деятельности, находящихся между собой в определенных субординационных и координационных взаимоотношениях. Причем именно данное взаимодействие обусловливает эффективность ее функционирования. При этом, как следует из анализа специальной и служебной литературы [7], [20], в качестве структурных элементов следует рассматривать формируемые компетентности по огневой, юридической и тактико-специальной подготовке, а в качестве компонентов - формируемые в рамках различных разделов перечисленных учебных дисциплин соответствующие знания, умения и навыки. Так, например, по огневой подготовке будущий сотрудник ОВД наряду с прочим должен знать материальную часть огнестрельного оружия, меры безопасного обращения с ним, приемы и правила стрельбы, уметь безопасно и эффективно обращаться с оружием, выполнять упражнения учебных стрельб, владеть устойчивыми навыками стрельбы и т. д. [18]. В рамках изучения юридических дисциплин он должен знать условия и пределы применения огнестрельного оружия, уметь юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства применения огнестрельного оружия, принимать правовые решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом и т. д. [7], [20]. По тактико-специальной подготовке должен знать особенности проведения специальных операций по задержанию вооруженных и иных особо опасных преступников, специфику ведения переговоров с преступниками при проведении специальных операций, тактику индивидуальных и групповых действий в процессе выполнения оперативно-служебных задач с применением огнестрельного оружия, уметь осуществлять защиту безопасности личности и общественного порядка, пресекать противоправные действия, в том числе с применением и использованием огнестрельного оружия, владеть тактикой индивидуальных и коллективных действий в составе служебных нарядов, тактикой личной безопасности в типичных ситуациях правоохранительной деятельности сотрудников ОВД и т. д. [18].
Выявленное многообразие структурных компонентов исследуемой компетентности, в особенности специфика их взаимодействия, обеспечивающая результативность, своевременность и правомерность применения табельного оружия, не только позволяет ответить на первую поставленную задачу, но и актуализирует проблему поиска теоретических основ организации образовательного процесса, обеспечивающего объединение их в единую, целостную и органичную систему и создание условий к дальнейшему ее развитию.
Ввиду того, что компетентность в применении огнестрельного оружия носит ярко выраженный системный характер, то и поиск научно обоснованных механизмов ее преобразования следует вести в русле положений общей теории систем. Несмотря на то, что она берет свое начало из термодинамики, многочисленные исследования, проведенные в дальнейшем, привели к мысли о возможности применения ее положений при описании механизмов функционирования различных систем вне зависимости от их природы [27].
В рамках системного подхода для того, чтобы получить новое качество системы, необходимо изменить свойства окружающей среды [19], в нашем случае - среды образовательной, т. к. она является внешней средой по отношению к формируемой компетентности. Как отмечает А. Н. Леонтьев, учебная деятельность должна воспроизводить в себе черты предстоящей деятельности [17], т. е. осуществляться в ее контексте, когда основными составляющими учебной деятельности должны становиться предметный и социальный контекст будущей профессиональной деятельности [3].
Следующим основополагающим положением системного подхода является то, что процессы преобразования системы возможны только в неравновесном ее состоянии, которое принято определять разницей потенциалов между входом в систему и выходом из нее [10]. Применительно к предмету проводимого исследования это следует понимать как разницу между состояниями «знаю» и «не знаю», «умею» и «не умею». Только в момент снятия неопределенности относительно способов осуществления деятельности (понимаемый как акт получения информации [5]) происходит изменение тезауруса субъекта учебной деятельности, т. е. система знаний, умений и навыков приобретает новое качественное состояние. При этом, если рассматривать компетентность в виде развивающейся открытой нелинейной системы [21], [24], то следует помнить, что эволюционное ее усложнение возможно только при наличии так называемого «спектра путей развития». Это обусловлено тем, что в природе не существует универсального перехода от одного состояния системы к другому, многое зависит от исходных значений каждой конкретной системы [10], в нашем случае - от специфического соотношения объемов ранее сформированных знаний, умений и навыков по различным учебным дисциплинам, обеспечивающим правомерное применение огнестрельного оружия.
Положения о неравновесности и нелинейности развития обусловливают необходимость реализации идей проблемно-развивающего обучения в процессе формирования у курсантов вузов МВД компетентности в применении огнестрельного оружия, т. е. разработку комплекса учебно-проблемных заданий в контексте предстоящей правоохранительной деятельности.
В свою очередь, интегративный характер исследуемой компетентности обязывает к реализации идей межпредметного интегрирования учебных дисциплин. Именно соблюдение данного условия обеспечит формирование желаемой компетентности в виде целостной, органичной системы, характеризующейся ярко выраженными координационными связями взаимодействия, обеспечивающими правомерность применения огнестрельного оружия. Другими словами, разрабатываемый комплекс контекстных учебно-проблемных заданий должен быть междисциплинарным.
Исходя из особенностей структуры рассматриваемой компетентности, содержащей в себе иерархически выстроенную совокупность частных способов деятельности, и согласно системному подходу, в соответствии с которым появление нового качества системы предполагает предварительное накопление элементов и последующее образование связей взаимодействия между ними [12], видится логичным представить образовательный процесс как многоуровневую педагогическую систему, в которой последовательно
бы чередовались этапы накопления структурных элементов (формирование частных способов деятельности) и этапы образования связей взаимодействия между ними (формирование «обобщенного способа деятельности»). При этом необходимо помнить, что развитие системы представляет собой единство противоречивых процессов дифференциации и интеграции, являющееся обязательным условием ее эволюционного развития [11]. Применительно к проводимому исследованию это означает, что интегрированный этап формирования желаемой компетентности не является заключительным, он представляет собой переход на следующий этап дифференцированного накопления дополнительных частных способов деятельности и совершенствования усвоенных. На последующем интегрированном этапе происходит образование связей взаимодействия между вновь сформированными частными и уже освоенными способами. Другими словами, при чередовании дифференцированного и интегрированного подходов к формированию компетентности в применении огнестрельного оружия у курсантов вузов МВД создаются условия для совершенствования формируемого способа деятельности и его развития. Дополнительным подтверждением необходимости последовательной реализации данных образовательных этапов служат представления о том, что активный субъект учебно-познавательной деятельности как носитель формируемой компетентности представляет собой открытую познавательную систему, соответственно и ее функционирование осуществляется на основе диалектического единства форм познания, анализа и синтеза [23].
Из сказанного следует, что опора на положения системного подхода способствует снятию психологических барьеров при выборе соответствующих теоретических основ организации процесса формирования у курсантов вузов МВД компетентности в применении огнестрельного оружия; формирует представление о последовательности реализации средств, методов и форм организации учебно-познавательной деятельности курсантов вузов МВД; позволяет разработать модель педагогического процесса с учетом фундаментальных естественнонаучных позиций, основанных на всеобщих законах эволюционного развития, конкретизировать и детализировать ее, избегая при этом чрезмерного усложнения.
Резюме. Результаты проведенного теоретического исследования дали основание сформулировать ряд выводов:
1) феноменологический анализ понятия «компетентность в применении огнестрельного оружия» свидетельствует о том, что она, будучи структурным элементом профессиональной компетентности будущих сотрудников ОВД, представляет собой взаимодействие частных способов деятельности (компетентностей), находящихся между собой в субординационных и координационных взаимоотношениях, что и обеспечивает эффективность и надежность ее функционирования.
2) теоретической основой выбора содержания и форм организации учебно-познавательной деятельности курсантов вузов МВД, обеспечивающей формирование компетентности в применении огнестрельного оружия, являются положения общей теории систем, позволяющей научно обосновать необходимость:
- реализации в образовательном процессе идей проблемно-развивающего, контекстного и междисциплинарного подходов к обучению;
- разработки образовательного процесса в виде многоуровневой педагогической системы, обеспечивающей накопление структурных элементов формируемого способа деятельности, образование связей взаимодействия между ними и условий к эволюционному ее развитию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байденко В. И., Оскарсон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста : сборник статей. - М., 2002. - С. 22-46.
2. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
3. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М. : Высшая школа, 1991. - 206 с.
4. Горобец Л. Н. Формирование риторической компетенции студентов-нефилологов в системе профессиональной подготовки в педагогическом вузе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - СПб., 2008. - 38 с.
5. Грачев Н. Н., Шевцов М. А. Информационные технологии для госслужащих [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://grachev.distudy.ru/Uch_kurs/Gosslugba/Chapter1/Chapter12.html.
6. Калмыков Г. И. Правовые, организационные и тактические основы применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14. - М., 2003. - 172 с.
7. Карпов В. С. Специальная методика психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел к выполнению задач в условиях вооруженного конфликта : учеб.-метод. материалы. - М. : Б. и., 1997. - 35 с.
8. Келин Ю. Е. Общая теория систем: к вопросу о системообразующих признаках [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://server.eabc.edu.ee/~jurikelin/OTC.html.
9. Киселев А. М. Система совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России к действиям в экстремальных ситуациях : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - СПб., 2009. - 31 с.
10. Климонтович Н. Воздушные замки синергетики? [Электронный ресурс] // Знание - сила. - 1983. -№ 7. - Режим доступа : http://sins.xaoc.ru/articles/articles_r010.html.
11. Клир И. Исследования по общей теории систем. - М. : Прогресс, 1997. - 290 с.
12. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика и принципы коэволюции сложных систем [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://spkurdyumov.narod.ru/SINIPREVOLSLOGNSISTEM.html.
13. Косянова О. М. Интегративный подход к формированию профессионально-коммуникативной компетентности студентов правовых специальностей : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - М., 2008. - 49 с.
14. Кубурнеев Э. В. К вопросу о факторах, снижающих эффективность деятельности сотрудников подразделений ОВД по задержанию лиц, совершивших преступления // Российский следователь. - 2007. -№ 3. - С. 2-3.
15. Леднева И. В. Формирование социальной компетентности курсантов вуза МВД России : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Кострома, 2009. - 234 с.
16. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.
17. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - 4-е изд. - М. : МГУ, 1981. - 584 с.
18. Лукутин А. А., Ураков И. В., Доронин К. Н. Рабочая программа дисциплины «Огневая подготовка». - Н. Новогород : НА МВД РФ, 2012. - 40 с.
19. Малинецкий Г. Г. Воплощение одной мечты [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.keldysh.ru/departments/dpt_17/vom.html.
20. Милюков С. Ф. Полномочия милиции по применению и использованию огнестрельного оружия: изменения и дополнения // Уголовное право. - 2000. - № 2. - С. 91-93.
21. Ольнева А. Б. Современные подходы к формированию математического образования в высшей технической школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа : /http://spkurdyumov.narod.ru.
22. Папуткова Г. А. Компетентностно-ориентированное профессионально экологическое образование студентов в вузе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - Н. Новгород, 2008. - 51 с.
23. Примерная программа учебной дисциплины «Огневая подготовка» для образовательных учреждений МВД России. - М. : ДКО МВД России, 2011. - 40 с.
24. Солодова Е. А. Эволюционный подход к проблеме управления научными проектами в вузе [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://spkurdyumov.narod.ru.
25. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева и др. - М. : Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
26. Хрусталькова Н. А. Формирование педагогической компетентности родителей профессионально-замещающей семьи : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - Саранск, 2009. - 39 с.
27. ШилейкоА., Шилейко Т. Информация или интуиция? - М. : Молодая гвардия, 1983. - 208 с.