Научная статья на тему 'Компетентность студентов в мире опасностей необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности человека'

Компетентность студентов в мире опасностей необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности человека Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
146
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентность студентов в мире опасностей необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности человека»

В процессе теоретического и практического освоения курса студенты получают знания, умения и навыки, которые выступают базисом, фундаментом адекватного отношения человека к экологическим проблемам.

Процесс формирования экологической культуры многогранен, и охватить его весь при изучении курса невозможно, поэтому акцентируем внимание студентов на наиболее важных аспектах. Так, в теме «Мероприятия по борьбе с загрязнением окружающей среды» рассматриваются материально производственные аспекты экологической культуры: создание разнообразных очистительных систем, внедрение экологически щадящих способов производства, рост внимания к безотходному производству, его замкнутым циклам, соз-

дание специальных служб контроля за качеством окружающей среды.

Проблему нарушения экологического равновесия на планете невозможно рассматривать без знаний экологических проблем конкретного региона. Поэтому важная составляющая курса БЖД призвана заложить основы индивидуальной экологической культуры, дать экологические знания, воспитать любовь к родному краю.

Таким образом, понимание насущной необходимости формирования экологической культуры личности, т. е. уважительного отношения к природе как непременного условия выживания, в рамках курса БЖД определяет реализацию принципов устойчивого развития цивилизации.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ В МИРЕ ОПАСНОСТЕЙ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

© Е.А. Васильева

Понятие «компетентность» личности выражает единство ее теоретической и практической готовности к осуществлению какой-либо целенаправленной деятельности в различных жизненных обстоятельствах. Компетентность в области безопасности жизнедеятельности заключается в осознании личной ответственности за благополучие окружающего мира и собственное благополучие; в жизнедеятельности, не создающей и предотвращающей ситуации, опасные для человека и окружающей среды. Она опирается на систему мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, нравственных норм, научных знаний, практических умений и навыков, а также закладывает основы здорового образа жизни, адекватного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, безопасной личной деятельности (не создающей и предотвращающей опасные и чрезвычайные ситуации на всех уровнях).

Исследование проведено среди студентов третьего курса института культуры и искусства в течете нескольких лет. Мы использовали анкету, позволяющую выявить уровень компетентности студентов в области безопасности жизнедеятельности (всего охвачено около трехсот человек).

I уровень - предполагает наличие у студентов теоретических знаний из школьной программы по основам безопасности жизнедеятельности и личного опыта. Например, к вопросу I уровня относится:

- подчеркните ответ, характеризующий группу факторов, к которой относятся воздействия человека на органический мир Земли:

а) экологический, б) антропогенный, в) абиотический, г) биотический.

П уровень - предполагает наряду с теоретическими знаниями наличие у студентов практических умений и навыков. Например:

- дайте алгоритм оказания первой медицинской помощи при вывихах:

?) дать аналгстик,

?) наложить тугую повязку,

?) пострадавшего уложить,

?) приложить холод к поврежденной конечности,

?) доставить пострадавшего в больницу,

?) вызвать скорую помощь.

Результаты проведенного исследования позволили констатировать, что только 19,1% смогли правильно ответить на вопросы I и П уровней сложности; 45,6% затруднялись ответить правильно в том или ином случае; 35,3% не смогли ответить правильно ни на один вопрос П уровня.

Анализ данных свидетельствует о том, что компетентность в области безопасности жизнедеятельности отсутствует у большинства студентов (80,9 %), что затрудняет реализацию основных принципов безопасности жизнедеятельности в процессе вузовской подготовки и требует улучшения ее эффективности на подлинно научных основах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.