Научная статья на тему 'Качественный анализ мнений студентов университета по вопросу культуры безопасности жизнедеятельности'

Качественный анализ мнений студентов университета по вопросу культуры безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
533
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Немкова И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качественный анализ мнений студентов университета по вопросу культуры безопасности жизнедеятельности»

трудничества в учебно-воспитательном процессе.

Таким образом, в результате анализа особенностей взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса в вузе можно констатировать, что важным условием развития ИСПД преподавателя является приоритет субъект-субъектиых отношений, обеспечивающих взаимное индивидуальное развитие субъектов образовательного процесса и позволяющих рассматривать студентов как фактор изменения ИСПД преподавателя.

I. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: В 2 кн. Кн. 1. Казань, 1996.

2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997.

3. Макарова Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность: В 2 ч. Ч. 1. М.-Тамбов, 2000.

4. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М., 1997.

5. Шаршов И.А. Педагогические условия профессионально- творческого саморазвития личности студента: Дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2000.

6. Шиянов ЕН. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М. -Ставрополь, 1991.

7. Шострем Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск, 1992.

Поступила в редакцию 15.10.2002.

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ МНЕНИЙ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ПО ВОПРОСУ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.Н. Немкова

Достигнутый в результате научно-техни-ческой революции прогресс стремительно изменяет окружающую человека среду и формирует многочисленные опасные и вредные факторы антропогенного характера. Негативное воздействие техносферы и рост травматизма, числа и тяжести заболеваний, количества аварий и катастроф делают актуальным изучение вопросов безопасности жизнедеятельности личности на сегодняшний день.

С целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков по вопросам безопасности жизнедеятельности мы провели констатирующий этап эксперимента в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина. В исследовании приняли участие студенты института права (1 группа - 4 курс, 72 человека) и студенты института математики, физики и информатики (2 группа -2 курс, 65 человек), приступающие к изучению курса «Безопасность жизнедеятельности».

В констатирующем эксперименте мы использовали следующие методы: анкетирование, опрос, включенное наблюдение. Нами была разработана анкета, включающая следующие вопросы.

Анкета

1. Что Вы вкладываете в понятие «безопасность жизнедеятельности»?

2. Какие вопросы, на Ваш взгляд, будут рассмотрены при изучении дисциплины БЖД?

3. Хотели бы Вы принимать правильное решение, действуя в чрезвычайной ситуации?

4. Считаете ли Вы необходимыми знания об изменении окружающей среды (глобальном потеплении; загрязнении атмосферы, гидросферы, почвы; истощении запасов пресной воды, разрушении озонового слоя и т. д.)?

5. Хотели бы Вы знать о влиянии современных физических, химических, биологических технологий на организм человека?

6. Считаете ли Вы необходимым умение правильно действовать в чрезвычайной или экстремальной ситуации?

7. Знаете ли Вы, как поступить для сохранения собственной безопасности в случае:

а) аварии на заводе «Пигмент», мясокомбинате, хладокомбинате;

б) заражении территории города Тамбова и области радиоактивными веществами (осадками);

в) возникновении очага инфекционного заболевания?

8. Можете ли Вы в случае необходимости (опасности техногенного характера) правильно:

а) надеть противогаз, респиратор, ватномарлевую повязку;

б) ввести инъекцию противоядия (себе, близкому, постороннему);

в) укрыться от опасности.

9. Умеете ли Вы:

а) остановить кровотечение (повязка, жгут, пальцевое прижатие);

б) сделать искусственное дыхание;

в) провести непрямой массаж сердца?

10. Какие знания, умения и навыки необходимы Вам, чтобы быть уверенным в своей безопасности?

I

Качественная обработка полученных данных показала, что подавляющее большинство респондентов 1 и 2 группы не могут сформулировать определение понятия «безопасность жизнедеятельности». Они либо не знают, что это такое, либо предлагают общие суждения, не отражающие целостную структуру и компоненты данной дисциплины. 17,02 % опрошенных, определяя сущность понятия, называют отдельные компоненты; действия в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, безопасность на производстве, в быту и т. д.

В полученных ответах также прослеживается тенденция смешивания близких отраслей знаний, особенно у респондентов 2-ой группы. Незначительная часть студентов определяет «безопасность жизнедеятельности» как набор необходимых правил, предписа-

ний, фактических знаний поведения в экстремальной ситуации, почти однозначно ожидая помощь извне (9,99 %). Кроме этого, анализ полученных результатов показал, что студенты затрудняются в формулировке отдельных тем дисциплины, несмотря на то, что они должны были бы иметь необходимый минимум знаний из школьного курса дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», являющейся инвариантной частью Базисного учебного плана. Следует отметить, что прослеживается функциональная однобокость восприятия понятия «безопасность жизнедеятельности». Студенты прежде всего рассматривают такую функцию, как необходимость защиты жизни и здоровья при возникновении чрезвычайных ситуаций, и абсолютно забывают о превентивных мерах. Проведенные наблюдения показали, что респонденты не знают и не осознают многие источники опасностей повседневной жизни. Даже конкретизируя чрезвычайные ситуации, они акцентирую! свое внимание только на тех, которые имеют естественное происхождение (стихийные бедствия). Обобщенные полученные результаты представлены на диаграмме 1.

Необходимо отметить, что студенты I группы дали больше неопределенных, неконкретных. общих рассуждений об изучаемых вопросах, что, на наш взгляд, связано со следующими причинами:

- отношением к курсу, идущим со школы, где предмет рассматривают как второстепенный и легкий в усвоении. Завышенные школьные оценки формируют у учащихся иллюзию получения ими знаний, умений и навыков и негативное отношение к даль-

15.38 10,77

«7,24

1. не знаю

2. общие

понятия

3. действия в

ЭСиЧС

4. смешение

понятий

5. свод правил

I труппа 2 группа

Диаграмма 1. Определение студентами понятия «безопасность жизнедеятельности»

нейшему изучению вопросов безопасности жизнедеятельности;

- значительным дефицитом квалифицированных педагогов по «Основам безопасности жизнедеятельности». В настоящее время на 65 тысяч общеобразовательных учреждений страны приходится около 25 тысяч учителей и преподавателей-организаторов курса «ОБЖ». Распределение часов ОБЖ в нагрузку разным предметникам, не владеющим содержанием курса, влечет за собой отсутствие знаний учащимися отдельных тем и целых разделов дисциплины. Говорить же о формировании у школьников понятия «безопасность жизнедеятельности», как комплексной системы мер защиты от негативного воздействия различных опасностей естественного и антропогенного происхождения, после такого обучения вовсе не приходится;

- рекомендательным характером нормативных документов по преподаванию в общеобразовательных учреждениях курса «ОБЖ». В соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ. введенным с 1 сентября 1998 г., курс ОБЖ включен в образовательную область «Физическая культура» и на ею изучение в 10-11 классах отводится по 1 часу в неделю за счет времени инвариантной часги плана. Для изучения курса ОБЖ в остальных классах рекомендуется использовать время вариативной части Базисного учебного плана и интегрировать вопросы безопасности жизнедеятельности в другие школьные дисциплины. Это является одной из причин необоснованного сокращения в некоторых средних школах субъектов РФ учебных часов по данному курсу;

- слабой общеобразовательной базой по ряду предметов. Поскольку БЖД является интегративной дисциплиной, то для усвоения отдельных тем и разделов курса, учащимся просто необходимы знания по физике, химии. биологии, математике, которые недостаточны или отсутствуют у школьников, ориентированных на получение в будущем гуманитарных специальностей.

Формулируя темы и вопросы, необходимые для изучения дисциплины БЖД, 18.05 % респондентов 1 группы назвали «Действия населения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях», 13,88 % выделили изучение

«Первой медицинской помощи», 13,88 % отмечают необходимость знаний об окружающей среде и 2,77 % опрошенных считают важным знания о поражающих факторах различных видов оружия.

В отличие от них респонденты 2 группы относительно четко сгруппировали темы дисциплины в отдельные блоки: экология, гражданская оборона, экстремальные и чрезвычайные ситуации, оказание первой помощи и даже здоровый образ жизни. Возможно, что ответы студентов младших курсов отражают изменившийся школьный подход к дисциплине БЖД (от набора конкретных правил к безопасному мышлению, образу жизни, культуре безопасности жизнедеятельности).

Несмотря на отсутствие или неопределенность в формулировке самого понятия безопасности жизнедеятельности, мотивация к овладению теоретическими знаниями и практическими навыками существует у подавляющего большинства опрошенных (96,4 % - данные по двум группам).

Формулируя вопросы анкеты, мы исходили из предположения о наличии в структуре культуры безопасности жизнедеятельности мотивационного, когнитивного и технологического компонентов. Констатирующий эксперимент полностью подтвердил наши предположения. Так, в необходимости знаний об изменении окружающей среды уверены 91,7 % и 90,77 % студентов 1 и 2 групп соответственно. Важность изучения воздействия на организм человека современных химических, радиоактивных, биологических веществ осознают подавляющее большинство респондентов; 93,05 % - I группы и 87,69 % - 2 группы.

Качественный анализ необходимых, по мнению студентов, знаний, умений и навыков, обеспечивающих их индивидуальную безопасность, привел нас к результатам, отраженным в таблице 1.

Графическое изображение полученных данных позволило констатировать существенное расхождение мнений респондентов по выявленным в исследовании компонентам дисциплины БЖД (диаграмма 2).

В результате анализа полученных данных подтвердилось выдвинутое нами предположение об отсутствии у студентов пони-

Таблица 1

Знания, умения и навыки, обеспечивающие индивидуальную безопасность

Знания, умения, навыки Ответы респондентов 1 группы, в % Ответы респондентов 2 группы, в %

Все ЗУН 37,5 23,08

Не знаю 36,11 13,85

Оказание первой помощи _ 8,33 41,53

Общие мсдицинскис знания 8,33 7,69

Психологическая подготовка - 4,61

Действия в ЭС и ЧС 1,38 4,61

Защита от ОМП ■ 1.38 4.61

Основы экологии 1,38 -

Отработка практических навыков 1,38 -

Физическая подготовка 1,38 -

Никакие 2,77 -

Диаграмма 2. Распределение ранговых мест знаний, умений и навыков, обеспечивающих, по мнению студентов, индивидуальную безопасность

мания целостной структуры курса БЖД и неопределенность понимания входящих в него компонентов. В зонах общих интересов обеих групп находятся, по мнению респондентов, общие медицинские знания (8,33 % опрошенных в 1 группе и 7,69 % во 2 группе), действия в экстремальных и чрезвычайных

ситуациях (1,38 % и 4,61 % студентов I и 2 групп соответственно) и защита от оружия массового поражения (1,38 % - 1 группа и 4,61 % - 2 группа). Ряд знаний, умений и навыков дисциплины не выделяется одной или другой группой (студенты 1 группы считают не обязательной психологическую подготов-

ку, 2 группы - не актуальными экологические знания, отработку практических навыков, физическую подготовку), а совпадающие имеют разную степень важности. Определяя умение оказания первой медицинской помощи, как наиболее важное, студенты показывают необходимость его отработки на всех ступенях образовательного процесса и подтверждают логичность и целесообразность включения нами в вузовский курс БЖД темы: «Оказание первой помощи при возникновении экстремальных и чрезвычайных ситуаций».

Однако наибольшее расхождение при определении знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения индивидуальной безопасности, также имеет оказание первой медицинской помощи (+ 33,2 % со стороны респондентов 2 группы). По мнению студентов института права, основное внимание следует уделить всем (+ 14,42 %) и пока еще не известным для них знаниям, умениям, навыкам (+ 22,26 %). Анализируя полученные результаты, мы наблюдаем различный уровень мотивации к формированию культуры безопасности жизнедеятельности студентов 4 и 2 курсов.

Для определения уровня имеющихся у студентов знаний по безопасности жизнедеятельности, мы попросили их ответить на вопрос: «Знаете ли Вы, как поступить в случае

а) аварии на химически опасных объектах;

б) аварии на радиационно опасных объектах;

в) возникновения очага инфекционного заболевания». Обобщенные полученные ответы можно представить графически (диаграмма 3).

Анализ данных показывает, что 32,05 % и 30,83 % респондентов знают как действовать при заражении территории города радиоактивными веществами, а также возникновении очага инфекционных заболеваний, и лишь 17,72 % опрошенных представляют, что необходимо предпринять при утечке аварийно химически опасных веществ, и такая ситуация складывается в городе с преобладанием предприятий химической промышленности.

Объяснить полученный уровень знаний об инфекционных заболеваниях и проведение необходимых мероприятий при их возникновении можно наличием у ряда студен-

тов личного опыта (перенесенные ранее заболевания, городские мероприятия, проводимые при сезонных вспышках гриппа, ОРВИ). Имеющиеся знания о радиационной безопасности обусловлены, на наш взгляд, потоком информации из различных телевизионных программ и печатных изданий. Необходимо отметить, что при отсутствии определенной теоретической базы, восприятие разных точек зрения на проблемы радиационного контроля формирует у учащихся и студентов не всегда адекватное представление и отношение к вопросам получения и использования атомной энергии. Одновременно, отсутствие информации местных служб ГО и ЧС о потенциальных опасностях родного города создает иллюзию их отсутствия и затрудняет формирование у молодежи интереса к получению знаний по безопасности жизнедеятельности.

Анализ соотношений полученных данных приводит нас к неутешительному выводу, что процесс формирования знаний, умений и навыков по безопасности жизнедеятельности сегодня осуществляется не столько преподавателями курса ОБЖ и дисциплины БЖД, другими образовательными структурами. сколько средствами массовой информации. не всегда объективно и грамотно комментирующими возникающие чрезвычайные ситуации, и нередко негативным личным опытом. Отсюда следует формальное, непрофессиональное отношение к получаемым знаниям индивидуальной, общественной и национальной безопасности.

Предполагая в структу ре культуры безопасности жизнедеятельности наличие технологического компонента, мы включили в анкету вопросы, выявляющие у студентов умения и навыки действовать в случае возникновения экстремальной и чрезвычайной ситуаций. В необходимости таких умений убеждены все респонденты 2 группы (100 %) и 98,6 % 1 группы. В ходе констатирующею этапа экспериментального исследования студенты оценили свой практический опыт использования индивидуальных и коллективных средств защиты, введения противоядия при отравлении следующим образом (диаграмма 4).

Анализируя полученные данные, можно констатировать, что в 1 группе подавляющее

1. Да

2. Нет

1 группа

21.54

2 группа

1- Да 2. Нет

1. Да

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Нет

Обобщенные результаты двух групп

Диаграмма 3. Уровень имеющихся исходных знаний студентов по безопасности жизнедеятельности (%): а) при аварии на химически опасном объекте; б) при заражении территории радиоактивными веществами; в) при возникновении очага инфекционного заболевания

большинство студентов, по их собственному мнению, умеет пользоваться индивидуальными средствами защиты (противогаз, респиратор, ватно-марлевая повязка) и не имеет полного представления о способах коллективной защиты. 40,28 % респондентов данной группы не только знают, что такое антидот, но и в случае необходимости могут ввести противоядие в организм пораженного человека.

Практически одинаковое количество студентов 2 группы сможет воспользоваться при необходимости индивидуальными и коллективными средствами защиты (53,85 % и 50,77 %), и также одинаковое количество не имеет такого практического опыта

(46,15 % и 49,23 %). Введение противоядия в случае поражения человека аварийно химически опасными или отравляющими веществами затруднит 66,15 % опрошенных.

Обобщенные данные двух групп (диаграмма 5) показали, что из всех умений и навыков, необходимых при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера, наиболее отработанным является использование индивидуальных средств защиты. Становится понятной реакция студентов, когда на вопрос: «Что такое БЖД?», они отвечают; «Противогаз». Результаты опроса свидетельствуют, что количество респондентов, не умеющих пользоваться средствами

80 -7^

66,15

53,85

50.77 * .

_49.2? дда

1 группа 2 группа

Диаграмма 4. Умения студентов действовать в ЧС техногенного характера

Использование СИЗ Введение антидота Использование СКЗ

Диаграмма 5. Умения студентов действовать в ЧС техногенного характера, обобщенные результаты двух групп

коллективной защиты и вводить противоядие при отравлении аварийно химически опасными и отравляющими веществами, сравнимо с умеющими пользоваться индивидуальными средствами защиты (64,2 % и 62,94 %; 66,5 % соответственно). Напрашивается вывод, что весь школьный курс ОБЖ сводится к отработке единственного умения - надевания противогаза. Важность и необходимость умений и навыков оказания первой медицинской помощи пострадавшим при возникновении экстремальных и чрезвычайных ситуаций, уже отмеченная нами ранее, корре-

лирует с полученными результатами (диаграмма 6).

Согласно данным нашего исследования, студенты считают, что в подавляющем большинстве (83,46 %) они смогут остановить различные виды кровотечений при травмах, 58,72 % провести искусственную вентиляцию легких и 33,2 % опрошенных сумеют поддерживать циркуляцию объема крови пострадавшего необходимое время, выполняя непрямой массаж сердца. Следует отметить, что включенное наблюдение позволило подтвердить наши предположения о завышенных данных, полученных от респон-

1 группа

2 группа

Диаграмма 6. Умения оказания первой помощи при ЭС и ЧС

-аз.46

Использование СИЗ Введение антидота Использование СКЗ

Диаграмма 7. Умения оказания первой помощи при ЭС и ЧС, обобщенные результаты двух групп

дентов 2 группы, 40 % которых утверждают, что они сумеют вывести пострадавшего из состояния клинической смерти.

Анализ полученных результатов позволил выявить противоречие, наблюдаемое между высокой мотивацией овладения навыками безопасного поведения в стремительно развивающейся техносфере, и недостаточным уровнем знаний и умений по безопасности жизнедеятельности, имеющихся сегодня у школьников и студентов.

Таким образом, можно констатировать, что в существующей системе образования по безопасности жизнедеятельности сложился

преимущественно информационно-рецептивный подход к обучению, при котором значительное время подготовки отводится для пассивного восприятия определенного объема готовых выводов и рекомендаций. Готовые советы специалистов экстремальных профессий не заменят полученный личный опыт, умение оценить и просчитать ситуацию, предвидеть и избежать, проанализировать и найти выход.

На основании экспериментальных данных, мы можем констатировать наличие у респондентов отрывочных знаний и отдельных умений выхода из сложных, трудных,

экстремальных и чрезвычайных ситуаций, тогда как система обеспечения безопасности жизнедеятельности представляет собой целостную, комплексную систему мер зашиты абсолютно любой деятельности человека: производства, бытовой сферы, транспорта, отдыха, развлечений. Студенты осознают реальность сложившейся ситуации, но недостаточность знаний и умений вызывает у них чувство безвыходности, неверия в себя и специальные службы, что в свою очередь влечет негативное отношение к предмету и не желание получения знаний. Порочный замкнутый круг может разорвать только осознание того, что, владея и умея, ты мо-

жешь предупредить, избежать, уменьшить опасность, оказать помощь, а значит обезопасить себя, близких, общество, обеспечить безопасность жизнедеятельности. Знания, умения и навыки должны быть подкреплены внутренней готовностью к рациональным действиям и безопасным стилем мышления. Поэтому сегодня одной из важных проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности становится не только получение знаний, умений и навыков, а формирование безопасного сознания, мышления, типа поведения -культуры безопасности жизнедеятельности.

Поступила в редакцию 03.09.2002.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ВУЗА*

Л.А. Пронина

В условиях информационного общества роль и значение информации резко возрастает. В этом случае одно из фундаментальных прав человека - это материально и организационно закрепленный доступ к ней. Государство должно приобщать своих граждан к ресурсам знания. Главное средство, которое целесообразно использовать, — это система образования, позволяющая человеку толково воспользоваться информацией и обратить ее в знание. Но с середины XX века существенно возрос динамизм информационной сферы, а увеличивающиеся документальные потоки привели к информационному взрыву. С каждым годом растет объем неиспользуемого знания из-за опережающей скорости появления и накопления новых знаний, недостатков терминологического и лингвистического обеспечения, языковых барьеров, географической неравномерности в накоплении и распределении информации. В связи с этим методы передачи и использования знаний требуют коренных преобразований. Поэтому мы являемся свидетелями изменений системы образования, в том числе и высшей школы.

Одним из условий эффективности процесса модернизации образования является создание единой информационной среды для обеспечения образовательной, научной и инновационной деятельности. Она может считаться качественной, если соответствует целям и нормам информационного общества. Такая среда должна обеспечивать доступность информации, разнообразие форм и качества информационных ресурсов, полноту, оперативность и доступность получаемой информации, комфортность ее получения.

Важнейшим ориентиром для системы образования. идеалом, к которому она стремится, выступает гармоничное развитие личности. В данном случае значительное внимание уделяется сочетанию гуманитарной подготовки с глубокими знаниями в области точных наук. А это означает использование совершенно различных, отдаленных по своему содержанию, регионов и полей информационного пространства общества. Кроме того, значительные объемы документальных потоков и массивов требуют соблюдения определенных пропорций в разнородной информации, вовлекаемой в процессы обучения.

Работа выполнена при поддержке Министерства образования РФ. НТП, грант № 1822

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.