Научная статья на тему 'Реализация компетентностного подхода при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе высшего образования'

Реализация компетентностного подхода при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СИТУАТИВНО-ИМИТАЦИОННОЕ / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / PEDAGOGICAL CONDITIONS / SITUATIONAL-SIMULATION MODELING / COMPONENTS OF SAFE LIVING / POTENTIAL HAZARDS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шуайбова Меседо Омаровна, Минбулатова Изахат Сайпудиновна, Багандов Магомедкамиль Ибрагимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностного подхода при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе высшего образования»

УДК 6(07):378 ББК 74.266.8:74.480

М.О. Шуайбова, И.С. Минбулатова, М.К.-И. Багандов

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются проблемы и перспективы применения компетентностного подхода при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе высшего образования. Суть данного исследования выражена в решении задач развития профессиональных компетенций посредством формирования безопасного мышления и здоровьесберегающего поведения, экологического сознания, подготовки студентов к упреждающим комплексным действиям по защите жизни и здоровья от опасностей природного, техногенного и социального характера, приобретении необходимых навыков оказания первой помощи в экстремальных ситуациях, повышении психологической устойчивости и т.д.

Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, педагогические условия, ситуативно-имитационное моделирование, компоненты безопасной жизнедеятельности, потенциальные опасности.

M.O. Shuaibova, I.S. Minbulatova, M.K.-1. Bagandov

PROBLEMS AND PROSPECTS OF COMPETENCE-BASED APPROACH TO THE "STUDY OF LIFE SAFETY" IN HIGHER EDUCATION

This article examines the problems and prospects of usage of a competence approach in the study of discipline "life Safety" in higher education. The essence of this study is expressed in the development of professional competencies through the formation of safe thinking and ' healthy behavior, environmental awareness, preparation of students for a comprehensive pre-emptive actions to protect life and health from hazards of natural, technogenic and social character, with the necessary skills in first aid in extreme situations, improving psychological stability, etc.

Key words: competence, competence approach, pedagogical conditions, situational-simulation modeling, components of safe living, potential hazards.

Социально-экономические преобразования в обществе влияют на систему образования, требуя модернизации содержания образования и компонентов профессиональной подготовки, в котором компетентностный подход способен изменить результативно-целевую основу образования, задающую цели, критерии и процедуры диагностики, объединяя интеллектуальную и практическую составляющие результата образования и интегрируя в себе теоретические умения и знания, относящиеся к широким сферам деятельности.

Процесс модернизации профессиональной подготовки специалистов вписывается в общую стратегию образовательной политики России, где в качестве одной из основных задач рассматривается повышение качества образовательного процесса и защита интересов личности, общества и государства в области образования [1].

Различные аспекты безопасного поведения личности, готовности будущих учителей к формированию безопасного поведения школьников исследованы в научных работах В.Н. Кузнецо-

= I

s 5

с 10

ЕЕ о

о

го

ю и о

ф 1 3

to m ф

s S

Q. ф С I-

ГО

О

X CÛ ^ s g i ei

0 -û

ÊS

1 <u

1 ф

И i* о £

к о

§- is

го го

2 с

ц °

ГО Ф <ULÛ CL »

ш о ч

X

го го ш

го ш о н го

£ ю

X

о

го ш о ю

го

ва, Л.А. Моссоулина, В.В. Полякова и др., где определены основные подходы принципы, и условия подготовки личности к безопасному поведению. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» реализуется в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата, что свидетельствует о признании необходимости изучения будущим учителем вопросов безопасности человека в современном мире [3].

Безопасность жизнедеятельности является интегрированной дисциплиной, которая возникла на основе промышленной экологии, охраны труда, гражданской обороны, экологии человека и др. и изучает общие свойства и закономерности возникновения опасностей, а также разрабатывает наиболее эффективные методы защиты от них.

Целью изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в высшем учебном заведении является развитие профессиональной компетенции студентов посредством формирования безопасного мышления и здоровьесберегающего поведения, экологического сознания, подготовка студентов к упреждающим комплексным действиям по защите жизни и здоровья от опасностей природного, техногенного и социального характера.

ОПОП профилей бакалавриата педагогического образования отводит на изучение курса БЖД 2 зачетных единицы (72 учебных часа). Из них 50% (36 часов) приходится на аудиторную работу, столько же часов уделяется на самостоятельную работу студентов. Реализация ком-петентностного подхода с учетом требований ФГОС третьего поколения предполагает следующий характер распределения видов занятий: лекции - не более 40% от общего количества аудиторных часов, интерактивные формы занятий -не менее 20% от общего количества аудиторных часов. При разработке рабочей программы курса БЖД нами учитывались рекомендации ФГОС 3+ ВО, поэтому структура дисциплины выглядит следующим образом: аудиторные занятия -

36 часов, в том числе: лекции - 18 часов, практические занятия - 18 часов, из них занятий в интерактивной форме - 10 часов, самостоятельная работа - 36 часов.

Образовательные стандарты третьего поколения предусматривают самостоятельную разработку вузами учебных и рабочих программ дисциплин, предлагая лишь перечень общекультурных и профессиональных компетенций (ОК и ПК), которыми должен обладать выпускник вуза.

Результатом освоения программы бакалавриата по профилю подготовки «Безопасность жизнедеятельности» выступает сформированность общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Компетенция в переводе с лат. сотре1епйа означает круг вопросов, которыми человек свободно владеет, обладает определенными познаниями и способностями, позволяющими ему давать обоснованные суждения.

Суть компетентностного подхода согласно стандартам третьего поколения заключается в достижении результатов обучения в виде требований к уровню подготовленности по изучаемым дисциплинам не в формате «знать, уметь», «владеть», а в виде способности выполнять заданные требования в определенной последовательности, которая в свою очередь предполагает совершенствование технологии методического обеспечения. Следовательно, компетентност-ный подход в образовательном процессе ориентирован на разработку системы понятий для оценки продукта деятельности, подлежащего формированию, моделирование результатов образования и предоставления норм качества профессионального образования, являющихся базовыми звеньями в реализации ФГОС ВО. В связи с этим появляется необходимость в исправлении учебных и рабочих программ, преобразовании их согласно требованиям ФГОС третьего поколения; программы дисциплин должны быть ориентированы на эффективное формирование у студентов знаний, умений и навыков, способных обеспечить им высокий профессионализм в своей будущей

деятельности. Необходимо отметить, что если раньше в учебных программах дисциплин представляли основные цели, задачи, общее количество часов и др., то в нынешние входит еще и перечень результатов обучения с указанием этапов формирования и критериев оценивания компетенции, список образовательных технологий, необходимых для формирования компетенций, перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы, фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации и др.

Следует отметить, что при реализации компетентностного подхода, направленного на эффективное формирование профессиональных компетенций, по нашему мнению, целесообразно придерживаться следующего алгоритма:

• выбор компетенции в качестве структурно-функциональной единицы измерения результатов образовательного процесса;

• дополнение компонентов компетенции, позволяющих оценивать уровень сформированности профессионально-важных качеств будущего специалиста;

• разработка учебных и рабочих программ в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования;

• разработка и внедрение в образовательный процесс модели на основе учета индивидуально-психологических особенностей студентов, интеграции профессиональной и социальной сред для создания единого образовательного пространства для подготовки высококвалифицированного специалиста [1; 2].

Содержание и методология образования в области безопасности жизнедеятельности должны быть направлены не на ликвидацию последствий экстремальных ситуаций, а на активизацию деятельности студента, связанной с прогнозированием и предупреждением опасностей различного характера. При этом обучающийся должен иметь представление о физической, химической, биологической, информационно-психологической сущности опасности, научиться самостоятельному принятию решений в не-

штатных ситуациях, выходящих за рамки программы обучения, формируя, таким образом, мировоззрение, устойчивые компетенции, заставляя себя мыслить, действовать, принимать рациональные решения, исходя из приоритетов безопасности.

Проанализировав вышеуказанное, мы пришли к выводу, что в результате изучения курса БЖД у студента должна быть сформирована общекультурная компетенция (ОК-9) - способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций [3].

В процессе изучения дисциплины студент должен знать: основные методы оказания первой помощи пострадавшим, природные, техногенные, социальные, экологические опасности, причины их возникновения и механизмы воздействия на организм человека и окружающую среду, способы и методы прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций и их последствия. На базе полученных теоретических сведений обучающийся должен уметь: идентифицировать потенциальные опасности, использовать современные средства и способы защиты людей в критических ситуациях, проводить мероприятия по пропаганде населения и их подготовке к действиям в ЧС, содействовать при выполнении аварийно-спасательных работ и т.д.

Исходя из требований к результатам освоения содержания дисциплины, студент должен владеть навыками оказания первой помощи пострадавшим, способами транспортировки пострадавших из зоны поражения, методами защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и др.

Современные условия требуют повышения уровня готовности к профессиональной деятельности будущих учителей, соединения интеллектуальной активности, высокого уровня психофизической и функциональной готовности, владения умениями и навыками и личностными качествами, способствующими выполнению функций педагога. Следовательно, профессиональная подготовка будущих

к

И

с ш ЕЕ о

со

■ го

Ю . О

ф 1 3

со ш

О. ф С I-

О

X со

XI

н о о

го го

со с

ГО Ф ФШ 0_ »

ш о Ч X

га го ш

го ей О

н го

£ ю

X

О

го ей о ю >2 го

учителей, обусловленная потребностями общеобразовательной школы в высококвалифицированных специалистах, требует поиска путей повышения качества образовательного процесса, условий обеспечения психологической готовности к работе в школе, включая ценностно-мотивационный компонент деятельности, выступающего в качестве определяющего фактора при реализации социальных и психологических потребностей личности, а также javascript://установ-ками, несущими соответствующий побудительный ресурс. Кроме того, на основе ценностно-мотивационного компонента целесообразен выбор профессионалов, самоопределение студента, что формирует позитивное отношение к учебному процессу, обеспечивает общее и профессиональное становление личности.

Одной из особенностей подготовки к профессиональной деятельности учителя безопасности жизнедеятельности является проведение практических занятий в экстремальных условиях.

При этом процесс, связанный с психологической подготовкой специалиста безопасности жизнедеятельности, имеет важное значение для развития таких психологических качеств, как: стрессоу-стойчивость, воля, решительность, концентрация внимания, развитие когнитивных функций и др.

Эффективность действий в условиях экстремальных ситуаций зависит от владения практическими умениями и навыками, которые должны приобретаться на практических занятиях, для чего необходимы определенные условия. В качестве комплексного подхода, обеспечивающего профессиональную подготовку студентов при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», мы выделили следующие педагогические условия.

Первое условие включает в себя проведение диагностики и коррекцию профессионально-значимых компонентов безопасности жизнедеятельности, а также методику преподавания, располагающую наиболее благоприятными возможностями для формирования профессиональных компетенций. Результаты опроса студентов показывают, что наи-

более значимыми являются предметы, имеющие прочную связь с практикой безопасности жизнедеятельности.

Ко второму условию мы относим компетентность преподавателя. При предъявлении особых требований к преподавателю студенты делают ставку в первую очередь на эрудированность и профессионализм, ожидают увидеть в нем личность, которая внушает доверие, ценят такие общечеловеческие качества, как доброта, порядочность, понимание, общение на равных и т.д. При реализации вышеуказанных требований к профессиональной деятельности преподавателя можно пронаблюдать за раскрытием имеющегося потенциала и продуктивного преобразования обучающегося на примере общения, передачи опыта и адаптации к меняющимся требованиям системы образования.

Третье условие связано с психологической атмосферой, с характером общения в вузе. Это говорит о том, что в основе такого общения лежит оценка личности, выражаемая в признании ее успеха, в занимании того или иного социального статуса, в анализе проводимой деятельности и т.д. Таким образом, среда устанавливает определенные стандарты, где необходимо проводить постоянный анализ, оценивание качеств, которые характеризуют отношение личности к себе, окружающим, учебно-воспитательной и профессиональной деятельности.

Четвертое условие должно быть ориентировано на процесс организации образования и инновационную технологию обучения, которые в свою очередь должны привести к совершенствованию профессиональной деятельности.

С этих позиций игровой метод обучения рассматривается нами как одна из перспективных образовательных технологий при проектировании образовательных программ по профилю «Безопасность жизнедеятельности», где наиболее значимым моментом является имитация псевдореальных ситуаций и принятие ответственных решений за короткий промежуток времени [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выделенные нами педагогические условия (методика преподавания, ком-

петентность преподавателя, создание благоприятного психологического климата, организация процесса обучения, создание благоприятных условий для организации контрольнооценочных мероприятий, проектирование занятий с использованием современных образовательных технологий с учетом специфики учебной дисциплины позволяют выявить положительные и негативные тенденции в образовательном процессе и требуют проведения соответствующей коррекции.

Суть нашего исследования выражена в решении задач повышения уровня ва-леологических знаний, формировании морально-нравственных качеств, приобретении необходимых навыков оказания первой помощи в экстремальных ситуациях, повышении психологической устойчивости и т.д. С этой целью нами проводился констатирующий эксперимент в контрольных и экспериментальных группах среди студентов 1-х и 2-х курсов Дагестанского государственного педагогического университета в начале и в конце учебного года. Общее количество студентов с разных факультетов составило 188 человек, в контрольной группе - 95 испытуемых, в экспериментальной - 93.

Проведенный в начале учебного года эксперимент позволил выявить у 53,4 % респондентов очень низкий уровень мотивации саморазвития, 70,3% опрошенных в экспериментальной группе и 71,8% в контрольной группе не знают в чем смысл проектирования методов защиты от опасностей. При этом у 50,2% студентов неоднозначность ответов связана с неопределенностью в предвидении опасностей, а высокий уровень психологической устойчивости в критических ситуациях отмечается всего лишь у 20,9 % респондентов.

Анализ результатов эксперимента, проведенный в конце учебного года, указывает на то, что у 25,2% респондентов в экспериментальной группе отмечается высокий уровень мотивации саморазвития, а в контрольной группе этот показатель наоборот снизился до 15, 6%. Необходимость знаний, умений и навыков

безопасного поведения и оказания первой помощи в сложных жизненных ситуациях у студентов в экспериментальной группе возросла с 14,3% в начале учебного года до 25,9% в конце. При этом низкий уровень проектирования методов защиты от опасностей сохраняется у 73,1% опрошенных в контрольной группе, что обусловлено отсутствием соответствующей подготовки.

Из представленных материалов видно, что сформированность компонентов безопасной жизнедеятельности у испытуемых на начальном этапе эксперимента в обеих исследуемых группах находится на равных уровнях. Однако, как показывают результаты исследования, сформированность указанных выше компонентов в экспериментальной группе по сравнению с контрольной значительно возросла. Количество опрошенных с высоким уровнем сфор-мированности компонентов безопасной жизнедеятельности в экспериментальной группе намного превалирует, чем в контрольной группе.

Итак, подводя итоги вышеизложенного, необходимо отметить, что показателями качества высшего профессионального образования, в свою очередь влияющими на качество выпускаемого специалиста, выступают: компетентность преподавательского состава; содержание образования; образовательная среда и условия организации обучения; педагогические технологии; образовательный процесс; ресурсное обеспечение; социокультурная деятельность в обществе; возможности для самореализации специалиста. При этом важным показателем профессиональной деятельности образовательного процесса вуза является умение применять принципы и методы разработки программы учебной дисциплины на основе требований ФГОС и обеспечивать ее реализацию; навыками практического применения результатов своей деятельности для развития профессиональной компетентности; формирование профессионально-ориентированной личности, адекватно адаптирующейся в инновационном образовательном пространстве.

И

с ш ЕЕ о

со

■ го

Ю . О

^ ф

11 со СО

О. ф С Н

ГО »

X ю

о £

к о

го го

5 °

с; со

го Ф ФШ

о. »

Библиографический список

1. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Текст] / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 217 с.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностно-го подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 60 с.

3. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.12.2015 г. № 1426.

4. Шуайбова, М.О. Игровые методы обучения здоровому и безопасному образу жизни молодёжи [Текст] М.О. Шуайбова, И.С. Минбулатова // Мир науки, культуры, образования. - 2016. -№ 3 (58). - С. 196-199.

References

1. Zeer E.F., Pavlova A.M., Simanyuk E.E. Modernization of professional education: competence approach. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute, 2005. P. 217. [in Russian].

2. Zimnyaya I.A. Key Competences as the Effectively Targeted Basis of the Competence Approach in Education. M.: Research Center for Quality Problems in Training of Specialists, 2004. P. 60. [in Russian].

3. On approval of the federal state educational standard of higher education in the Program 44.03.01 Pedagogical education (Bachelor degree). Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 04.12.2015, № 1426. [in Russian].

4. Shuaibova M.O., Minbulatova I.S. Game methods of teaching healthy and safe lifestyles for young people. Mirnauki, kultury i obrazovania, 2016. № 3 (58). P. 196-199. [in Russian].

Сведения об авторах: Шуайбова Меседо Омаровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Российская Федерация. КтаИ: mesedo.shuaybova75@mail.ru

Information about the authors: Shuaibova Mesedo Omarovna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Life Safety, Dagestan State Pedagogical University,

Makhachkala, Russia.

E-mail: mesedo.shuaybova75@mail.ru

Минбулатова Изахат Сайпудиновна,

кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Российская Федерация. КтаИ: mesedo.shuaybova75@mail.ru

Minbulatova Isakhat Saipudinovna,

Candidate of Sciences (Biology), Senior lecturer, Department of Life Safety, Dagestan State Pedagogical University,

Makhachkala, Russia

E-mail: mesedo.shuaybova75@mail.ru

Багандов Магомедкамиль Ибрагимович,

кандидат медицинских наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, медицины катастроф, Дагестанская государственная медицинская академия, г. Махачкала, Российская Федерация. КтаИ: mesedo.shuaybova75@mail.ru

Bagandov Magomedkamil Ibragimovich,

Candidate of Sciences (Medicine),

Associate Professor,

Department of Life Safety,

Medicine of Disasters,

Dagestan State Medical Academy,

Makhachkala, Russia

E-mail: mesedo.shuaybova75@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.