Научная статья на тему 'Проблемы преподавания дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в вузах и пути их решения'

Проблемы преподавания дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в вузах и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
817
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРЕПОДАВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ / ЗДОРОВЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмин Павел Константинович

В статье освещается актуальность изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в высших учебных заведениях в связи с внутренними и внешними угрозами безопасности страны, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, а также проблемами в системе образования. Также рассмотрены главные направления преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», проанализированы основные проблемы и противоречия, возникающие при преподавании данной дисциплины и основные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмин Павел Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы преподавания дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в вузах и пути их решения»

Выборочные результаты тестирования учебных достижений одного из обучающихся на сформированой батарее тестов показаны в таб. 4.

Таблица 4. Результаты тестирования

Номер набора Трудность задания (логит) Доля правильных ответов

1 -1,386294361 1

2 0 0,5

Из таб. 4 видно, что учебные достижения соответствуют нулю логит. В отличие от балльной оценки, данный показатель имеет числовую природу и может корректно использоваться в вычислениях.

Таким образом, применение данного метода измерения учебных достижений основано на статистической модели Раша и опирается на организацию итерационного тестового процесса, включающего повторяющихся фазы предтестирования и тестирования учебных достижений. Целью предтестирования является отбор тестовых заданий: чем равномерней и чаще будут распределены по трудности задания, тем точнее можно будет измерить учебные достижения. Измерение учебных достижений сведено к отождествлению путем регистрации и расчетов уровня обученности с трудностью заданий, доля правильных ответов на которые как можно ближе к половине.

Список литературы

1. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. М.: Академия, 2008. 224 с.

2. Нейман Ю.М. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов / Ю.М. Нейман, В.А. Хлебников. М., 2000. 168 с.

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ВУЗАХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Кузьмин П.К.

Кузьмин Павел Константинович - преподаватель, Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Астраханской области, г. Астрахань

Аннотация: в статье освещается актуальность изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в высших учебных заведениях в связи с внутренними и внешними угрозами безопасности страны, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, а также проблемами в системе образования. Также рассмотрены главные направления преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», проанализированы основные проблемы и противоречия, возникающие при преподавании данной дисциплины и основные пути их решения.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, преподавание безопасности жизнедеятельности, чрезвычайная ситуация, оказание первой помощи, здоровый и безопасный образ жизни.

УДК: 614.8.084; 372.862

Происходящие в нашей стране и в мире события вызвали определенные изменения, как в сознании отдельной личности, так и во всех сферах общественной жизни в целом. Произошло увеличение частоты стихийных бедствий, промышленных аварий на производствах, возникновения опасных ситуаций социального рабочего характера, которые в большинстве случаев вызваны низким уровнем профессиональной классификации специалистов по безопасности жизнедеятельности [3]. Отсутствие у человека необходимых навыков поведения в опасной стрессовой чрезвычайной ситуации негативно отражается на состоянии здоровья и жизни окружающих людей. Не оказанная, либо неправильно оказанная первая помощь может стать причиной трагедии - летального исхода, которого в случае оказания правильных мер, можно было бы избежать. В результате вышеперечисленных негативных процессов социального и стихийного природного характера необходимость наличия специалистов, отвечающих за организацию безопасности жизнедеятельности на производстве, в промышленном учреждении, при обучении возрастает многократно. В связи с этим и роль системы образования и подготовки специалистов данного профиля выходит на первый план и занимает одно из первых мест, как в общеобразовательном учебном заведении, так и в ВУЗе. То есть курс «Безопасность жизнедеятельности», его теоретическая и практическая сторона, выходит на первое место в системе обучающих дисциплин.

Первые исследования педагогического характера, затрагивающие вопросы изучения основ и принципов преподавания безопасности жизнедеятельности появились в конце 80-х годов [1]. Были сформулированы первичные теоретические и методологические подходы к определению значимости преподавания дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной школе и «Безопасность жизнедеятельности» в вузах и колледжах. На сегодняшний день уже разработана значительная идеологическая база, направленная на обоснование замыслов, связанных с процессом формирования безопасности личности в современных условиях развития цивилизации. Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) введена в учебные планы вузов приказом Министерства образования России в 1990 году. В первую очередь программа дисциплины БЖД направлена на формирование качеств личности безопасного типа, способной предвидеть опасность, предотвратить ее или максимально возможной степени снизить ущерб, а также адекватно комплексно оценить сложившуюся чрезвычайную ситуацию любого характера [4]. Подобный предмет всегда преподавался в вузах и в разные периоды в рамках его рассматривались разные разделы «Гражданская оборона», «Медицинская подготовка», «Защита населения и территорий в ЧС» и др. Новая принятая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» имеет принципиально другое направление и является комплексной системой, целым научным направлением, которое объединяет следующие этапы: изучение особенностей здорового образа жизни в повседневности; умение оказать при необходимости первую помощь пострадавшему; ознакомление со структурной организацией и исполняемыми функциями государственных организаций в области защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций как природного, так и промышленного -техногенного и социального - характера; развитие личной заинтересованности каждого студента в процессе обеспечения безопасности общества и национальной безопасности государства в целом. Данная программа в первую очередь учит всесторонне анализировать сложившуюся обстановку в ЧС и вырабатывать оптимальный алгоритм действия для сохранения собственной жизни [4].

Одной из важных проблем курса «Безопасность жизнедеятельности», является проблема фрагментарности изложения многих разделов курса или отсутствие важных для современной жизни разделов. Отсутствуют вопросы семейной и психологической безопасности, слабо отражены проблемы информационной, социальной безопасности, часто разделы не связаны логической цепью. Всё это требует пересмотра

94

образовательных программ для учебных заведений всех уровней, в которых должны быть отражены указанные вопросы и те проблемы, которые наиболее актуальны для данного региона [2]. Другой не маловажной проблемой является недостаточное количество часов на изучение курса. Количество часов, которое заложено в школьных и университетских программах недостаточно. Невозможно дать тот минимум знаний, умений и навыков, которые необходимы для правильного поведения в той или иной ситуации. В результате отмечается низкий уровень у обучающихся практических навыков и умений. Так же существенными проблемами являются: процесс подбора квалифицированных педагогических кадров; отсутствие межпредметных связей с другими науками; отсутствие комплексного подхода к изучению данной дисциплины и ориентация преимущественно на теоретическую сторону его изучения; слабая материально-техническая база образовательных организаций, которая приводит к недостаточности практического уровня использования знаний, умений и навыков [1].

Наилучшими выходами из создавшихся ситуаций является: во-первых, обеспечение средних и высших учебных заведений квалифицированными кадрами, подготовленными в педагогических вузах, а также качественная переподготовка педагогов в системе повышения квалификации с учетом специфики курса ОБЖ и БЖД. Открытие подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности в России - это очередное признание важности проблем, связанных с безопасностью жизнедеятельности человека в условиях современного мира [3]. Во-вторых, корректировка учебных планов вузов и перенос БЖД не ранее, чем на 5 семестр, когда основные дисциплины будут пройдены, разработка программ, которые обеспечили бы преемственность изучения курса, а также усовершенствование критерий оценок уровней компетентности студента и учителя. В-третьих, принцип связи обучения с жизнью может и должен стать основанием для включения вопросов, касающихся безопасности жизнедеятельности в программы производственной практики и квалификационные работы студентов [4]. В-четвертых, для обучения БЖД необходимы не только теоретические навыки, но и правильно подобранная материально-техническая база для организации и проведения практических занятий. Учебной программой по БЖД лишь для некоторых специальностей предусмотрены лабораторные работы, но ведь для успешного усвоения материала помимо теоретических знаний необходима отработка практических навыков. Для будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности непосредственная работа с приборами в процессе обучения необходима. Весьма важно также, чтобы каждый студент мог самостоятельно провести измерения и обработать полученную информацию. В-пятых, необходимо обсуждение проблемы подготовки студентов к безопасной жизни и деятельности и её организации в различных учреждениях, где выпускникам предстоит трудиться после окончания вузов. Такое обсуждение необходимо провести в широком кругу преподавателей дисциплины БЖД совместно с учёными и специалистами, осуществляющими свою деятельность в этой области.

Совершенствование процесса обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» требует контроля процесса усвоения учебного материала. Использование новых информационных технологий и инноваций в практике позволяет глубже исследовать закономерности воздействия опасных и вредных факторов, анализировать эффективность методов и мероприятий защиты. В результате появляется возможность студентам проявить большую самостоятельность в получении навыков проведения анализа условий и охраны труда, использовании нормативных документов, что в дальнейшем будет способствовать безопасному взаимодействию специалиста с производственной средой [4].

Список литературы

1. Абрамов В.В. Безопасность жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / В.В. Абрамов. М., 2013. 365 с.

2. Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. М. Высшая школа, 2007. 592 а

3. Кукин П.П. Анализ оценки рисков производственной деятельности. Учебное пособие / П.П. Кукин, В.Н. Шлыков, Н.Л. Пономарев, Н.И. Сердюк. М.: Высшая школа, 2007. 328 с: ил.

4. Ребко Э.М.Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в педагогических вузах / Молодой ученый. 2014. № 2. С. 850-851.

THE THEORY OF ENGLISH EUPHEMISMS AND THEIR PECULIAR FEATURES IN LANGUAGE TEACHING METHODOLOGY Khudaybergenova N.R.

Khudaybergenova Nodira Rustamovna - Teacher, ENGLISH LANGUAGE AND LITERATURE DEPARTMENT, PHILOLOGY FACULTY, GULISTANSTATE UNIVERSITY, GULISTAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article deals with the notion that is considered to be an inevitable tool for softening the communication. Author gives clear distinction of euphemism using illustrative examples. She also states that euphemisms are distinguished through various groups. Within the article we can find detailed information about those groups. Keywords: phenomenon, neutral, semantic, interrelated aspects, multifaceted.

The actuality of studying euphemism is determined by the fact that in the latter decades, the use of this phenomenon differs for its specific intensity in various genres. They receive an unusual wide distribution in such areas as: media, etiquette form of communication. Proceeding from this, the main interest is presented by the history of the formation of this linguistic phenomenon, the use of euphemistic replacement in real life situations. A euphemism in English is called neutral in meaning and in emotional word color or a descriptive expression to which usually resorted to in texts and public utterances in order to replace other words that are considered inadmissible or incongruous words and expressions. Therefore, it happens to be "euphemism" from the Greek words, which in general translated as "euphony" [2, 224].

In linguistics, euphemisms have been studied since the 19th century. At the end of the nineteenth century German scientist Paul introduced them as well known scheme of semantic changes. The work of A. Meyer, who studied taboos and euphemisms in ancient society, attracted the attention of scientists to this phenomenon in the first half of the twentieth century. But only during the last decades they became the object of close attention of scientists. In common scientists are unanimous in the investigation of extra linguistic nature of euphemisms. Euphemia is regarded as a complex and multifaceted language phenomenon that has three interrelated aspects: social, psychological and proper linguistic. All euphemisms are conventionally divided into the following groups:

Terms, mostly - medical. For medical terms not often there are concepts with an extremely unpleasant meaning. For instance, "Terminal Home" (townhouse) - hospice, insane. "Asylum" psychiatric hospital - mental home or mental hospital.

Race and nationality. The first word, which was amended in America - "Nigger". "Nigger" came from the Spanish word "negro", which in translation means - black. Isolated

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.