Научная статья на тему 'Формирование практических навыков у студентов по дисциплине "безопасность жизнедеятельности"'

Формирование практических навыков у студентов по дисциплине "безопасность жизнедеятельности" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ / БИОСФЕРА / ТЕХНОСФЕРА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / LIFE SAFETY / SOCIAL ENVIRONMENT / FEATURES OF TEACHING / BIOSPHERE / TECHNOSPHERE / SAFETY / CIVIL DEFENSE / PRACTICAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов Валерий Владимирович

Безопасность жизнедеятельности как дисциплина, преподаваемая в ВУЗах, появилась относительно недавно. Имея научное динамическое развитие, подкреплённые насущными проблемами современного общества, она сохраняет позиции весьма актуальной и востребованной дисциплины. Анализируя имеющиеся литературные источники и личный многолетний опыт, автор проводит критический анализ данного курса, с имеющимися положительными сторонами этого вопроса, так и с его недостатками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролов Валерий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF PRACTICAL SKILLS STUDENTS IN THE DISCIPLINE "LIFE SAFETY"

Life Safety as a discipline taught in Universities, appeared relatively recently. Having a scientific dynamic development, supported by the pressing problems of modern society, BDZ retains the position of a very relevant and in-demand discipline. Analyzing the available literary sources and personal long-term experience, the author carries out the critical analysis of this course, with the available positive aspects of this question, and shortcomings.

Текст научной работы на тему «Формирование практических навыков у студентов по дисциплине "безопасность жизнедеятельности"»

j? ^v Ts,

УДК 303.725.38

О

X Si т;

о

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

THE FORMATION OF PRACTICAL SKILLS STUDENTS IN THE DISCIPLINE

«LIFE SAFETY»

© Фролов Валерий Владимирович

Valery V. Frolov доктор биологических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова (г. Саратов).

DSc (Biological), Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Saratov Socio-Economic Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics (Saratov).

И vet-dent@mail

Аннотация. Безопасность жизнедеятельности как дисциплина, преподаваемая в ВУЗах, появилась относительно недавно. Имея научное динамическое развитие, подкреплённые насущными проблемами современного общества, она сохраняет позиции весьма актуальной и востребованной дисциплины. Анализируя имеющиеся литературные источники и личный многолетний опыт, автор проводит критический анализ данного курса, с имеющимися положительными сторона -ми этого вопроса, так и с его недостатками.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, социальная среда, особенности преподавания, биосфера, техносфера, безопасность, гражданская оборона, практические навыки.

Д

'исциплина «Безопасность .жизнедеятельности» (БЖД) относительно молодая наука. Её преподавание в ССЭИ (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова началось с 1991 года. Обучающимся студентам осваивать азы этой дисциплины было в определённом смысле легко, так как ряд вопросов БЖД определялись дублирующим характером, особенно по частным её разделам. Это объясняется в первую очередь тем, что они уже изучались в средней школе [5]. Кроме того, в эту систему общего образования были введены такие дисциплины, как «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Гражданская оборона» и т. д. [1, 2, 7].

В настоящее время «Безопасность жизнедеятельности» окончательно

Abstract Life Safety as a discipline taught in Universities, appeared relatively recently. Having a scientific dynamic development, supported by the pressing problems of modern society, BDZ retains the position of a very relevant and in-demand discipline. Analyzing the available literary sources and personal long-term experience, the author carries out the critical analysis of this course, with the available positive aspects of this question, and shortcomings.

Key words: life safety, social environment, features of teaching, biosphere, technosphere, safety, civil defense, practical skills.

сформировалась как наука, которая имеет собственную целевую ориентацию, научные задачи, источники формирования научных знаний, содержание и другие собственные аспекты, характерные для научной дисциплины [3-7].

Обобщая БЖД, как изучаемую студентами дисциплину, её можно охарактеризовать как специфическую научную дисциплину базисного уровня, вне зависимости от профильного назначения ВУЗа. Она позволяет сформировать и укоренить представление у молодых людей, как возможность достижения безопасности человека в организованной социальной системе, удовлетворения им своих потребностей с выполнением предназначенных ему функций, не противоречащих интересам общества. Дополнительно, она даёт студентам практические умения и навыки безопасного поведения их в повседневной жизни, а также в опасных и чрезвычайных ситуациях. Это позволяет

%

SIS4Ü'

им получить навыки правильно выполнять определённые действия, а не только описывать и изучать их.

Современное реформирование высшей школы не обошло и эту дисциплину. Например, введение жёсткой стандартизации, конечно же, даёт свои положительные результаты. Однако, сокращение количества лекционных и практических занятий закономерно приводит к значительному сжиманию изучаемого материала, который зачастую имеет для студентов только дисциплинарную ценность. Студенту, с целью максимального усвоения изучаемого материала на занятиях, имеющий табличное, графическое, текстовое, фото- или видеоинформационное содержимое необходимо несколько больше время, чем указано в соответствующих стандартах. А тот прибавленный объём материала, который относят к пониманию курса самостоятельного изучения дисциплины, к сожалению, не даёт должного результата качества обучения [4, 6].

Не следует при этом забывать, что дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» одна из немногих дисциплин, которая помимо теоретического материала, имеет громадный объём материала практического значения, включающий вопросы из техносферы, социологии, ноосферы, безопасности, биологии, культуры и т.д. Поэтому, традиционно все лекции и практические занятия построены по следующим традиционным принципам, ряд из которых мы обозначим следующим образом:

- принцип наглядности, который означает установленное воздействие на органы чувств в зрительной, звуковой и двигательной формах. Это наглядным образом позволяет студентам получить хорошую возможность анализировать свои действия, выявлять и исправлять ошибки, которые могут возникать в различных бытовых и производственных ситуациях;

- принцип доступности и индивидуальности в целом предполагает, что практические задания и упражнения должны соответствовать возрасту, полу, уровню подготовленности, состоянию здоровья, типу нервной деятельности каждого студента в отдельности;

- принцип систематичности необходим, чтобы практические занятия по формированию и совершенствованию необходимых навыков не сводились к эпизодическим, разрозненным мероприятиям, а проводились непрерывно и в определённой последовательности;

- принцип прогрессирования - опирается на законы диалектики, которые предусматривают воздействие постепенного целенаправленного повышения требований, усложнение заданий, увеличение объёма нагрузок, обеспечивающие успешное овладение всеми необходимыми умениями, и навыками и их успешного закрепление;

- принцип сознательности и активности - его смысл заключается в формировании у студентов устойчивой потребности в освоении практических умений и навыков, стремления

к самопознанию и самосовершенствованию [2, 3, 5].

Как показывает опыт преподавания данной дисциплины, для успешной реализации указанных принципов наиболее оптимальным вариантом является значительное расширение практических навыков у студентов. На нашей кафедре уже много лет проводится разносторонние научно-практические занятия, смысл которых сводится к воссозданию (приближению) тех или иных чрезвычайных ситуаций, происшествий, событий, инцидентов, аварий и т. д. позволяющих реализовать полученный теоретический материал.

Так, например, с целью ознакомления со структурой и подразделениями МЧС (г. Саратов ул. Соборная площадь д. 7) студентами обязательно посещается музей МЧС. За счёт широкой экспозиции музея они наглядным образом знакомятся с такими разделами выставок как история становления противопожарной службы, разделами по Великой Отечественной войне, Чернобыльской трагедии и пр. Значительная экспозиция представляет студентам информацию о Всероссийском Добровольном Пожарном Обществе, а также о современных подразделениях МЧС, знакомит с их задачами и функциями. Студенты на действующих электрифицированных макетах знакомиться с мерами по предупреждению и тушению пожаров в высотных зданиях, культурно-зрелищных и общеобразовательных учреждениях, а также промышленных предприятиях и жилых домах. Средства охранно-пожарной сигнализации, современные огнетушители, снаряжение пожарных и спасателей - всё это представлено в музее.

Большое значение при посещении этого музея играет то, что студенты могут сами попробовать на себе применить различные средства индивидуальной защиты, примерить профессиональные костюмы, попробовать как работают огнетушители и т. д. На наш взгляд, это позволяет студентам в полной мере не только закрепить материал, но и одновременно это является весьма продуктивным методом получения практических навыков в области собственной безопасности и профилактики последствий при чрезвычайных ситуациях.

На практических занятиях мы часто проводим так называемые ролевые игры, в которых, распределяя роли среди студентов, обыгрывают-ся различные чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть во время стихийных бедствий, дорожно-транспортных происшествий, аварий на промышленных объектах и т. д. Их участники отыгрывают собственных персонажей (пострадавших, жертв, сотрудников офисов, администраторов, пожарных и т. д.), руководствуясь при этом характером своей роли и внутренними убеждениями персонажа в рамках игровых реалий. Индивидуальные и коллективные действия игроков составляют сюжет игры, сценарий которой всегда связан с чрезвычайными ситуациями

ч

о

щ а

п

и происшествиями на природе, автомобильных дорогах, разнообразных производствах, улице и прочее. В них описаны рамки действий игроков, их поведения и моделирования игровых ситуаций. Действия игроков представляют из себя относительно вольную импровизацию в рамках выбранных правил, руководств, инструкций или рекомендаций, а также определяют суть игры и её результат, которые всегда должны опираться на полученный теоретический материал дисциплины.

Теоретически все виды практических ролевых игр можно выразить следующим алгоритмом, который имеет пошаговое выполнение:

Шаг 1. Выбор участников (в зависимости от сути ролевой игры не более 5-7 студентов). В виде импровизации распределяются различные роли, такие как например: пострадавший, полицейский, чиновник, служащий, пожарный, обычный человек и т.д. После выбора роли, обсуждаются права и обязанности каждого персонажа, законность их действия в тех или иных ситуациях, система наказания и поощрения.

Шаг 2. Выбирается та или иная чрезвычайная ситуация, происшествие, авария, катастрофа, инцидент и т. д. Чтобы было понятно, какую роль играют студенты, участники расставляются по установленному сценарию причинно-следственных связей. Обязательно обыгрываются те действия, которые они обязаны соблюдать в той или иной роли, законность их действий, ошибки и правильность выполнения «профессиональной» работы и прочее.

Шаг 3. Обсуждение и рассуждения относительно поступков той или иной роли, правильность выбранного пути действия, возможность выбора иных поступков (законных и противозаконных), степень ограничения и разграничения профильных ролей и т. д.

Шаг 4. Подведение итогов данной игры. На основании теоретического

материала, особенностей условий «неблагоприятного» сценария, специфики роли и её «профессиональных» обязанностей подводятся итоги. В них обязательно обсуждаются правильность и ошибочность выбора того или иного пути решения проблемы, которые в полном объёме должны опираться на условия возникновения, течения и завершения тех или иных бедствий, законность и противозаконность действий «должностных лиц» участников игры.

Значение таких игр для обучения студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности» имеет весьма важное значение. В такой обучающейся манере студентом создаётся чёткая обрамляющая картина опасности, какую роль играет в ней тот или иной человек, в лице простого обывателя, служащего, полицейского или чиновника, профессиональная обязанность их работы при различных бедствиях, законность выполнения работы и последствия от всего этого. Главное, что у студентов формируется полное представление о многих чрезвычайных происшествиях, авариях или катастрофах современного мира и пути законного решения этих значительных ситуаций, как в мирное, так и в военное время.

Таким образом, для наилучшего формирования различных практических навыков у студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», на наш взгляд, обучение должно в первую очередь опираться на теоретический материал, который неукоснительно придерживается строгих принципов, ряд которых были указаны выше. Для наглядности изучаемого материала студенты должны изучить и попробовать все имеющиеся средства индивидуальной защиты, требования к технической оснащённости в случаях возникновения разнообразных чрезвычайных происшествий и бедствий. С целью психологического контроля самого себя в случаях возникновения аварий или катастроф, студент, благодаря указанной игре, соприкасается с выполнением своих функций при исполнении разыгранных должностных обязанностей, профессиональных обязанностей или действий обычного гражданина.

Материалы поступили в редакцию 01.10.2018 г

о

Библиографический список (References)

1. Акимов, В. А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера : учебное пособие для вузов / В. А. Акимов, Ю. Л. Воробьев, М. И. Фалеев и др. М. : Высшая школа, 2008. 592 с. ISBN 978-5-06-006082-9.

2. Кукин, П. П. Анализ оценки рисков производственной деятельности : учебное пособие / П. П. Кукин,

1. Akimov, V. A., Vorob'ev, Yu. L., Faleev, M. I.

[et al.] (2008). Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti. Bezopasnost' v chrezvychajnyh situacijah prirodnogo i tehnogennogo haraktera: uchebnoe posobie dlja vuzov [Safety of life. Safety in emergency situations of natural and technogenic character]. Moscow. 592 p. ISBN 978-5-06-006082-9.

2. Kukin, P. P., Shlykov, V. N., Ponomarev, N. L., Serdjuk, N. I. (2012). Analiz ocenki riskov proizvodstvennoj dejateVnosti: uchebnoe posobie

%

SIS4Ü'

В. Н. Шлыков, Н. Л. Пономарев, Н. И. Сердюк. М. : Абрис, 2012. 327 с. ISBN 978-5-4372-0048-3.

3. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов / С. В. Белов, В. А. Девисилов, А. В. Ильницкая и др.; под общей редакцией С. В. Белова. М. : Высшая школа, 2007. 615 с. ISBN 978-5-06-004171-2.

4. Мастрюков, Б. С. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б. С. Мастрюков. М. : Академия, 2009. 320 с. ISBN

978-5-7695-5372-1.

5. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Базовый уровень / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников ; под ред. А. Т. Смирнова. М. : Школьная литература, 2014. 320 с. ISBN 978-5-09-027027-4.

6. Кукин, П. П. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда : учебн. пособие / П. П. Кукин, Н. Л. Пономарев, В. М. Попов, Н. И. Сердюк. М. : Высшая школа, 2008. 317 с. ISBN 978-5-06-005359-3.

7. Чуйкова, Л. Ю. Безопасность жизнедеятельности (Лекционный курс) / Л. Ю. Чуйкова, Ю. С. Чуйков // Астраханский вестник экологического образования. №4. 2016. С. 113-173. ISSN 2304-5957.

[Analysis of production activity risk assessment]. Moscow. 327 p. ISBN 978-5-4372-0048-3.

3. Belov, S. V., Devisilov, V. A., Il'nickaja, A. V.

[et al.] (2007). Bezopasnost'zhiznedejatel'nosti: uchebnik dlja vuzov [Safety of life: textbook for universities] Moscow. 615 p. ISBN 978-5-06004171-2.

4. Mastrjukov, B. S. (2009). Opasnye situacii tehnogennogo haraktera i zashhita ot nih [Dangerous situations of technogenic character and protection from them]. Moscow. 320 p. ISBN

978-5-7695-5372-1.

5. Smirnov, A. T., Hrennikov, B. O. (2014).

Osnovy bezopasnosti zhiznedejatel'nosti. 11 klass. Bazovyj uroven' [Fundamentals of life safety. Grade 11. Basic level]. Moscow. 320 p. ISBN 9785-09-027027-4.

6. Kukin, P. P., Ponomarev, N. L., Popov, V. M., Serdjuk, N. I. (2008). Chelovecheskij faktor v obespechenii bezopasnosti i ohrany truda : uchebn. posobie [Human factor in ensuring safety and health]. Moscow. 317 p. ISBN 978-5-06-005359-3.

7. Chujkova, L. Yu., Chujkov, Yu. S. (2016). Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti (Lekcionnyj kurs) [Life Safety (Lecture course)]. Astrahanskij vestnik jekologicheskogo obrazovanija. No 4. P. 113-173.

ISSN 2304-5957.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.