Научная статья на тему 'Проблема формирования у студентов техникума основ культуры безопасности жизнедеятельности и пути их решения'

Проблема формирования у студентов техникума основ культуры безопасности жизнедеятельности и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования у студентов техникума основ культуры безопасности жизнедеятельности и пути их решения»

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ОСНОВ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ИХ

РЕШЕНИЯ

СМИРНОВ Б.И., СОЛОВЬЕВ С.С.

Наука утверждает, и мы обязаны признать утверждение, сколь бы нам это ни было трудно, о том, что человечество может иметь перспективу будущего развития только тогда, когда оно снова окажется в равновесии с биосферой, т.е. когда станет возможным обеспечить состояние коэволюции биосферы и общества. Значит, деятель ность человека, вся его активность должны быть подчинены определенным требованиям природы: человек обязан жить в рамках определенного экологического императива!

Н.Н.Моисеев

В условиях мирового экономического кризиса, современная экологическая ситуация во всем мире и во многих регионах нашей страны продолжает ухудшаться. Наступление цивилизации на окружающую природную среду проявляется в следующем: усилении парникового эффекта; выпадении кислотных дождей; уменьшение толщины озонового (защитного) слоя; загрязнения гидросферы; уничтожение лесов и почвенного покрова; сокращении биологического разнообразия видов флоры и фауны и т.п. Перечисленные и другие актуальные проблемы обсуждаются в средствах массовой информации, в научных кругах и общественностью различных стран мира. Изучение основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей [1, С. 17]:

1) освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

2) воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;

3) развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;

4) овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания.

При этом БЖД (или ОБЖ) решают следующие основные задачи:

- идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;

- защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

- ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

- создание нормального, т.е. комфортного состояния среды обитания человека.

Интегральным показателем БЖД является продолжительность жизни. На ранних этапах

развития человеческого общества (для первобытного человека) она составляла порядка 25 лет. При этом на человека воздействовали в основном опасности природного характера:

- зависимость от климатических условий;

- низкий уровень белкового питания и др.

В настоящее время средняя продолжительность жизни в промышленно развитых странах составляет 77 лет. К сожалению, в нашей стране по различным экспертным оценкам продолжительность жизни мужчин составляет 57,5 лет, а женщин - 63 года. Кроме того, катастрофически уменьшается население России. Так, в «доперестроечное» время (70 - начало 80-е годы ХХ века) население СССР составляло примерно 256 млн. человек. Причём, рождаемость преобладала над смертностью населения - будущее страны казалось вполне «безоблачным» с хорошими перспективами на будущее. В настоящее время в Российской Федерации проживает примерно 135 млн. 325 тыс. человек. К сожалению, специалисты констатируют, что смертность доминирует над рождаемостью и отсюда не утешительные прогнозы на «завтрашний день». Правительство Российской Федерации в последнее время многое делает в области здравоохранения и повышения уровня рождаемости (увеличены выплаты на первого, второго и третьего рожденного ребенка, начала действовать, например, в Москве программа «Отдельная квартира молодой семье» и т.п.). Однако, население России заметно «постарело» и по данным статистики наша страна не может похвастаться большим количеством людей, старше 100 лет.

Сравним с Соединенными Штатами Америки, где проживает во всех штатах примерно 285 млн. человек, а число долгожителей насчитывает более 130 тысяч человек - людей старше 100 лет. Рост средней продолжительности жизни в странах с развитой рыночной экономикой (США, Франции, Германии и многих других) свидетельствует также о том, что проблема поддержания здоровья в обществах с более рациональным мышлением населения находит свое положительное решение. Люди в этих странах более самостоятельны в своих суждениях, меньше возлагают всю ответственность за происходящее с ними на первых лиц в государстве и проявляют больше внимания к образу жизни, структуре своего питания, качеству потребляемых товаров и продуктов питания. Не случайно качество товаров этих стран, поставляемых на экспорт, как правило, значительно ниже, чем товаров, предназначенных для внутреннего потребления. Примером могут служить поставки куриных окорочков из США в Россию. Даже беднейшие американцы не потребляют эти части куриной тушки, так как именно в них сохраняются стимуляторы роста и другие вредные для человека вещества, используемые в технологии выращивания и заготовке бройлеров.

Развитие цивилизации значительно увеличивает количество вредных факторов, негативно влияющих на человека. Поэтому важным элементом в обеспечении БЖД человека становится защита от этих факторов.

На протяжении всего своего существования человечество, развивая экономику, создавало и социально-экономическую систему безопасности. В этой связи, несмотря на увеличение количества вредных воздействий, уровень безопасности человека постоянно возрастал, а вместе с тем возрастала и культура безопасности жизнедеятельности на всех этапах его становления и развития.

Культура безопасности - это составная часть общей культуры человека, а, следовательно, наиболее фундаментальные свойства культуры как целого в той или иной степени присущи его части - культуре безопасности. Эта культура воплощается в содержании, средствах, организационных фора и продуктах труда направленного на преобразование предметного мира и развитие сферы человеческих взаимоотношений. Становление учащихся как субъектов труда включает формирование у них готовности к преобразованию окружающего мира, в том числе и к устранению внешних опасных факторов, обеспечению безопасных условий жизнедеятельности человека и общества, созданию и эффективному использованию средств безопасности [3]. Кроме того, культура включает в себя предметные результаты деятельности людей, а также реализуемые в ходе их деятельности знания, умения и навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения. Она содержит мировоззренческие идеи, нравственные и эстетические ценности, интеллектуальный опыт решения проблем безопасности, опыт безопасного общения и коммуникации при совместном выживании.

Понятия «культура безопасности» и «безопасность жизнедеятельности» отражают взаимосвязанные явления и процессы. Культура безопасности как социальное явление воплощена в науке (научные знания о безопасности человека и общества), искусстве, мифологии, идеологии, религии, спорте и т.д. Безопасность жизнедеятельности как научная дисциплина систематизирует и обобщает данные разных наук разных наук, в понятийной форме отражает законы безопасности человека и общества.

Безопасная жизнедеятельность на индивидуально-личностном уровне - это характеристика человека и его жизнедеятельности, основным содержанием которой является творческое усвоение этим человеком культуры безопасности. Однако культура безопасности в личностном её воплощении и безопасность жизнедеятельности, как характеристика человека и его деятельности, не одно и то же.

Безопасная жизнедеятельность - это жизнедеятельность по законам безопасности: профилактика, минимизация, преодоление, устранение последствий вредных и опасных факторов.

Культура безопасности личности включает в себя целый ряд дополнительных компонентов. Это не только безопасная жизнедеятельность, но и мотивация, опыт повышения готовности к безопасной жизнедеятельности.

Общеизвестно, что экология, включающая классическую (биологическую) экологию, социальную экологию, экологию человека и другие направления экологии, описывается рядом теорем и закономерностей (принципов). Системная организация материального мира является основанием всего естественнонаучного знания. Согласно закону системности любой объект есть объект-система, который принадлежит хотя бы одной системе объектов одного и того же рода. Исходя из принципа системности возникают два важных следствия:

1) система экологической безопасности как элемент должна входить в систему государственной безопасности, разноуровневыми элементами которой являются конституционная, оборонная, экономическая, политическая, информационная безопасность;

2) система экологической безопасности должна иметь многоуровневый характер - от источника воздействия на окружающую среду до общегосударственного. В идеале система экобезопасности должна иметь глобальный (общепланетарный) характер.

Закон сохранения применительно к экологии известный российский учёный-эколог

Н.Ф.Реймерс сформулировал как закон развития системы за счет окружающей ее среды -любая система может развиваться только за счет использования материально-энергетических и информационных возможностей окружающей ее среды. Отсюда следует, что закономерно-

сти развития окружающей среды проявляются и в развитии самой системы. В свою очередь, система также оказывает влияние на окружающую среду, что является актуальным в связи с планетарными масштабами воздействиями человека на окружающую среду.

Учёными обоснован переход к экологизации экономики. Суть его заключается в переносе центра тяжести экономического анализа с издержек, затрат и промежуточных результатов на конечные результаты деятельности, включая прогнозируемые результаты развития вообще.

Главными составляющими экологизации экономики являются:

- включение природных условий, факторов и объектов, в том числе возобновимых ресурсов, в число экономических категорий как равноправных с другими категориями богатства и благосостояния;

- подчинение экономики производства и экономики природопользования ограничению экологического императива и принципу сбалансированного природопользования;

- отказ от затратного подхода к охране природы, охране окружающей среды, восстановительному природопользованию и включение природоохранных функций непосредственно в экономику производства;

- переход производства к стратегии качественного роста под эколого-экономическим контролем;

- изменение и эколого-экономическая ориентация структуры потребностей и стандартов благосостояния.

Отмеченные принципы являются основными положениями, на которых должна формироваться экология как наука и разрабатываемые системы экологической безопасности территорий. При этом, дальнейший анализ и разработка теоретических основ экологии уточнят содержание охарактеризованных принципов и позволят включить новые.

Важная роль в формировании основ культуры безопасности жизнедеятельности принадлежит преподавателям-предметникам и кураторам групп студентов. Для получения педагогического и социального эффекта их деятельность в отмеченной области должна быть четко спланирована на весь учебный год и до конца пребывания студента в техникуме. От степени продуманности, преемственности и перспективности этой деятельности зависит общий успех работы в данном направлении. Кроме того, планируя работу со студентами в формировании характера, целесообразно максимально использовать возможности современных средств массовой коммуникации - радио, телевидение, компьютерные сети, средства сотовой связи, Интернет, системы отображения информации и т.п. Они позволяют в большинстве случаев доходчиво и эффективно доводить социально значимую рекламу, ролики, электронные плакаты, имеющие воспитательное воздействие в области безопасности жизнедеятельности.

Студентам любого профиля обучения должны быть известны и понятны, сформулированные американским экологом Барри Коммонером законы-правила экологии, которые должны учитывать люди в своей повседневной жизнедеятельности:

1) Всё связано со всем.

Производственная деятельность может разрушить какое-то звено в деятельности природных экосистем, что приведет к неожиданным последствиям.

2) Природа знает лучше.

Люди должны вглядываться в деятельность природных систем, анализировать их и использовать открытые механизмы в своей работе.

3) Всё должно куда-то деться.

Выработанная энергия и отходы производства могут привести к перегреву Земли и завалить ее отходами. Люди должны быть экономными и стремиться к безотходным технологиям.

4) За всё надо платить (ничто не даётся даром).

Необходимо тщательно анализировать экологическую цену, последствия каждого шага в развитии производительных сил человечества.

В деятельности кураторов студенческих групп могут быть определены следующие перспективные направления воспитания молодежи в области безопасности жизнедеятельности:

1) осознание необходимости разумного сочетания свободы и ответственности;

2) личная безопасность студента, его семьи, родственников, друзей;

3) военная безопасность;

4) политическая безопасность;

5) экологическая безопасность;

6) гуманитарная безопасность;

7) информационная безопасность;

8) продовольственная безопасность;

9) экономическая безопасность;

10) экологическая мораль и др.

Известный российский учёный-эколог, академик РАН А.В.Яблоков отмечал, что человечеству необходима новая экологическая мораль -

экомораль, основные принципы которой сформулированы следующим образом:

- природа побеждается только подчинением её законам (Ф.Бэкон);

- выделившись из природы, человек получил возможность управлять природой, но надо помнить, что это управление ограниченно;

- сохранение генетического разнообразия на Земле важнее политических проблем;

- неограниченный рост числа людей и безграничное удовлетворение их потребностей невозможны;

- первостепенная задача - учет экологических ограничений при решении производственных задач.

Осуществляя планирование учебно-воспитательной работы в целом на учебный год по всему образовательному учреждению, а также учебной и внеаудиторной (самостоятельной) деятельности студентов всех курсов и специализаций подготовки учитывается компетентност-ный подход к решению проблемы формирования основ культуры безопасности жизнедеятельности.

На первом курсе, наряду с преподаванием учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) практикуется углубленное изучение основ «Безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) на уровне факультативного курса. Так как ребята приходят из разных школ и демонстрируют «разные знания» в области безопасности жизнедеятельности, поэтому освоение факультатива начинается со своеобразной «точки отсчета» - анкетирования и тестирования первокурсников независимо от их будущей специальности. Вопросы тестов и заданий составлены таким образом, что при проверке их сразу становится понятно с каким «багажом» знаний или, наоборот, не знаний пришли в техникум, бывшие школьники.

Вновь пришедшие в техникум студенты - первокурсники обязательно отвечают на вопросы анкеты (анонимно). Ответы студентов ЛРТТ набора 2007/2008 учебного года распределились следующим образом: на вопрос анкеты: «Какое место среди других учебных предметов в школе занимал курс «Основы безопасности жизнедеятельности»»? Ответы респондентов распределились в следующем порядке:

Первостепенное - 8%;

Второстепенное - 52%;

Не придавал(а) значение данному курсу - 37%;

Затрудняюсь ответить - 3%.

Был задан и такой (для некоторых студентов «неудобный») вопрос:

Какими вредными привычками Вы обладаете? Ответы респондентов распределились следующим образом:

Курю с разрешения родителей (или родители знают об этом) - 63 %;

Употребляю алкоголь только по праздникам и с родителями - 17%;

Употребляю наркотические вещества - 0%;

Употребляю токсические вещества - 0%;

Дружу с ребятами из «так называемых» неблагополучных семей - 8%;

Нахожусь на учёте в детской комнате милиции - 0%.

Затрудняюсь ответить - 12%.

Для более детального знакомства с вновь пришедшими в ЛРТТ студентами используются и другие методы их изучения: работа с их личными делами, интервьюирование, наблюдение, беседы и т.п.

В соответствии с полученными результатами тестирования разрабатывается рабочая программа факультативного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», в которой, учитывается изучение учебного предмета «БЖД», а также межпредметные и внутрипредметные связи с другими учебными дисциплинами. Кроме того, важным, системообразующим принципом является специализация студентов, например, будущие - радисты, экономисты, работники государственной и муниципальной сферы деятельности. И ещё, наряду с традиционными занятиями, используются активные формы обучения, а также максимально «задействуются ресурсы» самих студентов по выполнению и защите своих творческих заданий, проектов по отмеченной тематике и максимально приближенной к будущей специальности.

Кроме традиционных занятий по учебному плану и в соответствии с разработанными рабочими (авторскими) программами используются и активные формы обучения: «Деловые, ролевые и ситуационные игры», проведение конференций по актуальным проблемам современности, в частности, «Здоровый образ жизни современного человека и профилактика вредных привычек (табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ) [2]; «Проблемы экологической безопасности в Российской Федерации»; «Продовольственная безопасность россиян»; «Профилактика СПИДа среди подростков и молодёжи» и др. Выпуск тематических газет, подготовка рефератов, творческих работ, выполнение практических заданий и т.п.

Увлекательной, содержательной и интересной формой для студентов ЛРТТ является участие в конкурсах, олимпиадах и т.д. Так, по предложению ГОУ ДПО Учебно-методического центра по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы студенты второго курса ЛРТТ активно участвуют в 1У Всероссийском конкурсе молодёжи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива». Учредителями и организаторами Всероссийского конкурса молодежи образовательных учреждений и научных организаций являются Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации и Общероссийская общественная организация «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности Росси «Интеграция». Конкурс проводится в целях:

- пропаганды принципов формирования правового государства;

- привлечения молодежи к государственному управлению посредством ее участия в законотворческой деятельности;

- создания условий для подготовки кадрового резерва политических лидеров и специалистов правового регулирования;

- содействия распространению и развитию правовой культуры в молодежной среде;

- мониторинга уровня правового сознания, интересов на краткосрочную и долговременную перспективу, качества юридической подготовки обучающейся и работающей молодежи;

- отбора перспективных проектов для подготовки законодательных инициатив;

- привлечения талантливой молодежи к сотрудничеству с комитетами Государственной Думы, депутатами Государственной Думы, органами государственной власти и органами местного самоуправления, аппаратами депутатских приемных в субъектах Российской Федерации.

Так, победителями первого (отборочного) тура Конкурса, проведенного внутри техникума стали студенты второго курса, профиль обучения которых полностью соответствует данному конкурсу - «Государственная и муниципальная служба». Научный руководитель и вдохновитель творчества студентов - кандидат педагогических наук, профессор С.С.Соловьёв не жалеет времени и сил для всесторонней поддержки творчества молодежи. Лучшими по итогам первого тура конкурса стали следующие студенты второго курса: Лидия Зайцева, Алиса Калистрато-ва, Екатерина Качалова, Елизавета Мамонтова, Анна Назарова. К сожалению, большую инициативу, заинтересованность и активность в предлагаемых конкурсах, конференциях, олимпиадах и т.п. проявляют девушки. Студенты мужского пола предпочитают по большей части «наблюдать за процессом участия других». В целом все студенты осознают значимость проведения подобных конкурсов в целях их дальнейшей профориентации и становления как будущих специалистов. В настоящее время проводится подготовка студентов для участия во втором и третьем турах Всероссийского конкурса. Пожелаем всем студентам удачи в освоении основ культуры безопасности жизнедеятельности и творческой инициативы в изучении учебных дисциплин и творческого подхода к действительности.

В конце учебного года в обязательном порядке подводятся итоги, как правило, проводится рубежный контроль в виде контрольных (практических) работ, тестирования и анкетирования студентов.

На вопрос анкеты: «Какое место среди других учебных предметов в техникуме занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности»»? Ответы респондентов распределились в следующем порядке:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первостепенное - 78%;

Второстепенное - 12%;

Не придавал(а) значение данному курсу - 9%;

Затрудняюсь ответить - 1%.

Отрадно, что за год обучения в техникуме ребята по-новому оценивают место и роль предметов естественно-научного, гуманитарного и экономического блоков. У них изменяется в лучшую сторону мировоззрение и мироощущение всего происходящего в стране и за рубежом. В частности, это подтверждается и результатами проведенного анкетирования. У многих студентов формируется активная жизненная позиция, которая должна воплощаться в конкретных делах на благо своей семьи, учебного заведения, района, города, страны, общества в целом.

Таким образом, правильно спланированная, содержательная, разнообразная и интересная деятельность всего педагогического коллектива по формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности студентов, наряду с профориентационной работой, весьма акту-

альна и в значительной степени помогает педагогически эффективно, грамотно и целенаправленно решать вопросы социального заказа общества в современных условиях.

Библиографический список

1. Бешкинская Е.В. Система профессионального обучения предпринимателей: состояние, проблемы, пути совершенствования. - М.: РЭА им. Г. В. Пдеханова, 2008. - 156 с.

2. Пряхин В.Н., Соловьёв С.С. Безопасность жизнедеятельности человека в условиях мирного и военного времени: учебник для сред. спец. учеб. заведений //В.Н.Пряхин, С.С.Соловьёв. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 384 с.

3. Соловьёв С.С. Экология и безопасность жизнедеятельности. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 422 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.