ґ
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
Б.Ч. МЕСХИ, профессор, ректор
Донской государственный технический университет
Компетенции безопасности жизнедеятельности: стандарты и действительность
Показано преемственное отображение требований к уровням сформированности компетенции в области безопасности жизнедеятельности в стандартах общеобразовательной и высшей школы. Проанализированы наиболее важные компетенции, обеспечивающие ценностные ориентации специалиста, способствующие организации безопасной профессиональной деятельности.
Ключевые слова: высшее образование, образовательные стандарты, безопасность, компетенции.
Государственные задачи сохранения здоровья и жизни российских граждан в значительной мере решаются путем формирования компетенций безопасности жизнедеятельности у будущих специалистов. В особенности это относится к будущим инженерам, для которых данные компетенции выступают и как характеристики их профессионализма, и как их личностные качества.
Современный человек окружил себя множеством технических средств, повышающих комфортность его существования. Однако темп появления таких средств оказывается гораздо выше скорости проявления и регистрации негативного влияния используемых технологий на его организм. Ситуация отягощается также вторжением человека в процессы микромира, в биологическую жизнь на молекулярном уровне, в связи с чем возникают опасности, последствия которых регистрируются даже не у самого человека, попавшего под негативное воздействие, а у последующих поколений. Именно поэтому важно научить наших выпускников предвидеть отдаленные негативные последствия результатов своей профессиональной деятельности. Выраженные в единстве его теоретических знаний и практической подготовленности, такие компетенции удовлетворяют современным требо-
ваниям производства, охраны труда и экологической безопасности среды обитания.
При подготовке инженерных кадров необходимо обеспечить соответствие национальной системы образования международным стандартам, требования которых предполагают готовность выпускников к безопасной профессиональной деятельности. Сегодня перед системой образования в области безопасности жизнедеятельности ставится задача обеспечения опережающего характера подготовки, которая должна быть непрерывной и охватывать все этапы образовательного процесса.
В настоящее время в системе образования отчетливо обозначилась новая ветвь педагогики - «Педагогика безопасности », дающая представление о воспитании и обучении человека безопасному поведению в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной). Идеи, методы и подходы, разрабатываемые в педагогике безопасности, охватывают все звенья единой системы непрерывного образования и способствуют постоянному повышению уровня общей культуры обучающихся в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на окружающую среду. Предметом педагогики безопасности является педагогический процесс по ос-
Обсуждаем проблему
95
новам безопасности жизнедеятельности, и в первую очередь - его содержание и пси-холого-педагогические технологии по формированию личности гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности. Эти задачи решаются поэтапно и последовательно единой непрерывной системой обучения: общеобразовательной школой, средними специальными учебными заведениями и вузами.
В проекте стандарта старшей школы (10-11 кл.), с учетом важности этой темы, курс ОБЖ рассматривается как важнейший для формирования личной гражданской позиции. Он призван обеспечить понимание рисков и угроз современного мира, выработать умение действовать в экстремальных ситуациях при природных и техногенных катастрофах, террористических актах, дать понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения. Важное место в новых стандартах отводится формированию основ экологического мышления, влиянию общественной нравственности и социально-экономических процессов на состояние природной среды, приобретению опыта природоохранной деятельности [1]-
Государственный стандарт общего образования в образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» включает в себя три компонента: федеральный - устанавливается Российской Федерацией; региональный (национально-региональный) - устанавливается субъектом Российской Федерации; компонент образовательного учреждения - самостоятельно устанавливается образовательным учреждением. Курс представлен на двух уровнях: базовом и профильном. Базовый обеспечивает систематические знания по предмету, профильный - углубленные знания. Предполагается, что освоение этого курса подготовит молодое поколение к жизнедея-
тельности в непрерывно усложняющемся окружающем мире, а кого-то сориентирует на профессиональное образование и профессиональную деятельность в этом направлении.
Личностные результаты освоения выпускниками основной образовательной программы среднего (полного) общего образования в части БЖ должны, среди прочего, отражать: принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни; знание правил и владение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; предвидение возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций. Однако, как показывает практика, учебноматериальная база для обучения школьников совершенствуется крайне медленно и не в полной мере обеспечивает качественное проведение занятий, особенно практических.
В средних специальных учебных заведениях государственными образовательными стандартами введены дисциплины ОБЖ и «Безопасность жизнедеятельности » (БЖД), в ходе изучения которых учащиеся приобретают более глубокие, по сравнению со школьными, знания по проблемам безопасности и предупреждения техногенных катастроф, знакомятся с правами и обязанностями работников в сфере охраны труда.
В высших учебных заведениях студенты вузов в обязательном порядке изучают дисциплину «Безопасность жизнедеятельности». Важность включения этой дисциплины в учебные планы обусловлена ее большим социально-экономическим значением; в соответствии с профессиональным циклом ФГОС она является обязательной для реализации в образовательных программах абсолютно всех направлений подготовки независимо от профиля.
Профессиональная деятельность бакалавров так или иначе связана с обеспечением безопасности человека в современном
96
Высшее образование в России • № 6, 2011
мире, формированием комфортной техносферы, минимизацией техногенного воздействия на природную среду, сохранением жизни и здоровья людей за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования. ФГОС при подготовке бакалавров предусматривает формирование компетенций, базирующихся на требованиях к профессиональной готовности в этой области. Среди них:
■ знать основные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;
■ уметь идентифицировать основные опасности, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности;
■ владеть способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях, навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности » включена и в образовательные программы магистров и специалистов. Отметим наиболее важные компетенции, которыми должны овладеть выпускники вузов: ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности; пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и природной среды в техносфере; использовать знания основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях; анализировать воздействие опасностей на человека и среду обитания с учетом специфики механизмов токсического действия вредных веществ, энергетического и комбинированного воздействия вредных факторов; определять опасные и чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска; контролировать состояние исполь-
зуемых средств защиты и принимать решения по замене (регенерации) средств защиты и др.
Все это свидетельствует о значимости подготовки специалистов в области формирования культуры безопасности во всех сферах профессиональной деятельности для обеспечения устойчивого социальноэкономического и инновационного развития России. Культура безопасности в современном производстве интегрирует экологическую культуру и культуру безопасности труда (личности, общества, личности и общества).
Культура безопасности личности определяется совокупностью норм, взглядов и установок, характеризующих отношение индивида к природе, личной, общественной и национальной безопасности. Культура безопасности общества - это совокупность разделяемых всеми членами общества и его социальными группами взглядов и убеждений, касающихся риска, аварий и угрозы здоровью; свод убеждений, норм, установок, а также достижений социальной и технологической практики, ориентированных на минимизацию риска. Культура безопасности личности и общества рассматривается как важнейший фактор обеспечения их устойчивого развития, решения демографических проблем, повышения эффективности труда и производства, инновационного развития страны в целом [2].
Культура безопасности жизнедеятельности выступает структурным компонентом базовой культуры личности и неотъемлемой частью профессиональной культуры каждого специалиста. Являясь компонентом профессиональной культуры, которая не дается от рождения, а формируется и присваивается в процессе профессиональной подготовки специалиста, культура безопасности жизнедеятельности выступает как объект педагогического воздействия. Процесс формирования такой культуры реализуется на протяжении всего периода обучения специалиста и включает выработ-
Обсуждаем проблему
97
ку способности видеть ситуации, которые могут оказаться потенциально опасными.
Специалисту для учета и решения вопросов безопасности жизнедеятельности необходимы знания основных свойств и взаимодействий, характерных для четырех профессиональных групп: «человек - человек»; «человек - техника»; «человек -живая природа»; «человек - знаковая система». Знания, умения, навыки и компетенции в области безопасности в стандартах отражают совокупность результатов обучения, благодаря которым выпускник вуза должен владеть не только общей культурой безопасности, но и профессиональной культурой безопасности применительно к виду и области своей деятельности [34]. Базовыми для формирования культуры безопасности являются ценностные ориентации человека в профессиональной деятельности - выработанные и принятые системы духовных ценностей, правил профессиональной этики.
Важнейшей в условиях современной действительности является способность специалиста применять полученные знания, использовать средства и методы для решения практических задач. Владение навыками безопасного труда позволит предотвращать опасные ситуации, угрожающие целостности и здоровью человека, не допускать возникновения критических состояний. Умение находить нестандартные решения, быть готовым к работе во внезапно изменившихся условиях становится все более актуальной характеристикой работника.
В целях освоения дисциплин ОБЖ и БЖД, повышения эффективности обучения будущих специалистов основам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций вузам требуется постоянное обновление материально-технической базы и совершенствование приемов и методов обучения студентов на основе моделей компетенций, средств и технологий их оценивания в сфере безопасности жизнедеятельности [5].
Диагностика умений видеть ситуацию
может быть организована в процессе выполнения компетентностно-ориентированных заданий, сконструированных либо на примерах реальных техногенных событий, либо на основе структурирования характеристик современной реальности, либо по результатам описания различных форм опасности для жизнедеятельности отдельной личности, коллектива, общества, нации.
Оценка готовности выпускников к деятельности в различных ситуациях (расследование несчастных случаев, аттестация рабочих мест по условиям труда, заключение коллективного договора, проведение инструктажа на рабочем месте, проведение экологической экспертизы объекта, выполнение лабораторных работ и т.д.) может быть организована в виде выполнения индивидуальных или коллективных учебных проектов, в том числе и реальных - в условиях конкретного производства [6].
Гарантией сформированности компетенций на требуемом уровне является их надежное и валидное оценивание, обеспечиваемое грамотно разработанными оценочными средствами, современными подходами к организации оценочной деятельности на основе формирования фондов оценочных средств и создания пусть внутренней, но независимой контрольно-оценочной системы вуза [7] . Системы внешнего по отношению к кафедрам контроля, осуществляемого специальными структурами внутри вуза при помощи стандартизованных оценочных средств, должны обеспечивать решение вопроса о гарантиях качества подготовленности студентов на каждой стадии обучения. Поэтому одним из важнейших условий является стандартизация оценочных средств, позволяющая оперировать четкими показателями (планируемые и достигаемые результаты, требования и критерии в форме дескрипторов уровней компетенций и др.) и с большей ясностью и точностью выражать как уровни требований, так и достигнутые результаты в понятных и релевантных терминах.
98
Высшее образование в России • № 6, 2011
При выборе интегральных показателей сформированности компетенций безопасности жизнедеятельности специалистов необходимо учитывать основные требования квалиметрии: обеспечение репрезентативности; полнота набора существенных признаков, присущих предмету исследования; учет значимых качеств; выбор методов выявления и фиксации фундаментальных характеристик непосредственно в действиях обучающихся или продуктах их деятельности; формализация системы оцениваемых признаков; представление результатов в простой и доступной форме, позволяющей выделять информационную, измерительную и эталонную части, анализировать и интерпретировать данные.
Литература
1. Проект ФГОС среднего (полного) общего
образования / Разработан под руководством Л.П. Кезиной, А.М. Кондакова. М.: ИСИО РАО, 2011.
2. Девисилов В.А. Российский приоритет -
человеческий капитал // Безопасность в техносфере. 2008. № 2. С. 3-10.
3. Девисилов В.А. Компетенции по безопас-
ности жизнедеятельности в стандартах высшего образования // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 178-180.
4. Девисилов В.А. Концептуальные основы
образования в области безопасности// Высшее образование в России. 2008. № 9. С. 27-31.
5. Горина Л.Н., Данилина Н.Е. Модель сис-
темы оценки сформированности компетентности безопасности жизнедеятельности человека // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 3(3), С. 612-619.
6. Разработка принципов компьютерной ди-
агностики психофизиологических состояний человека как метода оценки профессиональной готовности персонала / Б.Ч. Месхи [и др.] // Эффективные и технологические процессы в металлургии, машиностроении и станкоинструментальной промышленности: Сб. тр. Междунар. науч.-техн. конф. в рамках Промышленного конгресса Юга России и междунар. специализир. выставки «Метмаш. Стан-коинструмент - 2007 », 3-5 сент. / ВЦ «Вер-толЭкспо». Ростов н/Д, 2007. Секц. 5. С. 268-273.
7. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценива-
ние компетенций в образовании. Ростов н/Д: Аркол, 2010. 386 с.
MESKHIB. PERSONAL AND SOCIAL SAFETY COMPETENCES IN EDUCATIONAL STANDARDS AND PRESENT-DAY LIFE
Successive representation of competence level requirements to personal and social safety in educational standards of secondary and higher school is shown. The most important competences that ensure the professional values required for the safety in professional activities are underlined.
Keywords: higher education, standards of education, competences in the sphere of safety and security.
И.В. ШАРФ, доцент Реализация сам°сТ°яТельн°й
Томский политехнический работы студентов
университет в компетентностной модели
Компетентностная модель высшего профессионального образования предполагает расширение самостоятельной познавательной работы студентов, на которую оказывают влияние определенные факторы. Учет этих факторов позволит улучшить качество учебного процесса.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, научно-исследовательская деятельность, образовательные технологии.