Научная статья на тему 'Формирование экологической культуры у студентов в курсе БЖД'

Формирование экологической культуры у студентов в курсе БЖД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической культуры у студентов в курсе БЖД»

- с учетом профиля будущей специальности,

- по содержанию подачи необходимого материала. Это позволит лучше связать вопросы безопасности

жизнедеятельности человека со своей конкретной спе-

циальностью, то есть, в конечном счете, будет способствовать более качественной подготовке студента к будущей профессии и более быстрой и эффективной адаптации его к жизни.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИИ © Т.С. Дворецкая, А.П. Поздняков

Современная модель специалиста включает в себя его квалификационную характеристику: перечень профессиональных знаний, умений и задач, которые он должен решать. Не менее важны и личные качества специалиста: его творческий потенциал умения решать поставленную задачу в условиях неопределенности или недостаточной информации, навыков как самостоятельной, так и коллективной работы.

Стержневым показателем уровня квалификации современного специалиста является его профессиональная компетентность. Этот термин представляется наиболее корректным для описания реального уровня подготовки специалиста, так как выражает значение традиционной триады «знания, умения, навыки» и служит связующим звеном между ее компонентами.

Одной из составляющих достижения главной цели профессиональной подготовки специалиста является формирование профессионально-ориентированной экологической компетентности (мобильное знание; состояние адекватного выполнения задачи; развитость критического мышления). Приняв данную целевую установку, нами предпринята попытка конструирования содержания курса «Социальная экология» на основе принципа модульности. Выделены специальные модули в соответствии с узловыми проблемами экологиче-

ской науки. Так как для решения экологических проблем требуется привлечение знаний многих смежных наук, большинство модулей носит интегративный характер.

Каждый модуль имеет структуру, отражающую основные его элементы: цель, входной уровень, планируемые результаты обучения, содержание, систему контроля и оценки.

В модулях выделен базовый и вариативные компоненты. Структурирование содержания курса осуществлено на основе принципа системного квантования, вытекающего из требований теорий сжатия учебной информации. Общая структура модуля включает следующие блоки: актуализации; исторический; проблемный; обобщения; теоретический, состоящий из учебных элементов; применения, углубления; диагностический.

Использование модульного построения курса позволяет получить выигрыш во времени, интегрировать и дифференцировать обучение, обеспечивает индивидуальный темп продвижения по программе, акцентирует работу преподавателя на функции управления познавательной деятельностью студентов.

Разработанные модули предполагается использовать в качестве сценариев для создания педагогических программных средств обучения.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ В КУРСЕ БЖД © Т.И. Михалева

В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни. Это возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей и формирования новой -экологической культуры.

Экологическая культура охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой.

Важным аспектом экологической культуры общества является проблема воспитания и образования экологической культуры личности. Решение этой задачи в большей степени возложено на образовательные учреждения, школы, техникумы, вузы.

Наш опыт преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина показал, что формирование экологической культуры личности посредством раздела «Человек - среда обитания» курса БЖД является достаточно эффективным.

В процессе теоретического и практического освоения курса студенты получают знания, умения и навыки, которые выступают базисом, фундаментом адекватного отношения человека к экологическим проблемам.

Процесс формирования экологической культуры многогранен, и охватить его весь при изучении курса невозможно, поэтому акцентируем внимание студентов на наиболее важных аспектах. Так, в теме «Мероприятия по борьбе с загрязнением окружающей среды» рассматриваются материально производственные аспекты экологической культуры: создание разнообразных очистительных систем, внедрение экологически щадящих способов производства, рост внимания к безотходному производству, его замкнутым циклам, соз-

дание специальных служб контроля за качеством окружающей среды.

Проблему нарушения экологического равновесия на планете невозможно рассматривать без знаний экологических проблем конкретного региона. Поэтому важная составляющая курса БЖД призвана заложить основы индивидуальной экологической культуры, дать экологические знания, воспитать любовь к родному краю.

Таким образом, понимание насущной необходимости формирования экологической культуры личности, т. е. уважительного отношения к природе как непременного условия выживания, в рамках курса БЖД определяет реализацию принципов устойчивого развития цивилизации.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ В МИРЕ ОПАСНОСТЕЙ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА © Е.А. Васильева

Понятие «компетентность» личности выражает единство ее теоретической и практической готовности к осуществлению какой-либо целенаправленной деятельности в различных жизненных обстоятельствах. Компетентность в области безопасности жизнедеятельности заключается в осознании личной ответственности за благополучие окружающего мира и собст-венное благополучие; в жизнедеятельности, не создающей и предотвращающей ситуации, опасные для человека и окружающей среды. Она опирается на систему мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, нравственных норм, научных знаний, практических умений и навыков, а также закладывает основы здорового образа жизни, адекватного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, безопасной личной деятельности (не создающей и предотвращающей опасные и чрезвычайные ситуации на всех уровнях).

Исследование проведено среди студентов третьего курса института культуры и искусства в течение нескольких лет. Мы использовали анкету, позволяющую выявить уровень компетентности студентов в области безопасности жизнедеятельности (всего охвачено около трехсот человек).

I уровень - предполагает наличие у студентов теоретических знаний из школьной программы по основам безопасности жизнедеятельности и личного опыта. Например, к вопросу I уровня относится:

- подчеркните ответ, характеризующий группу факторов, к которой относятся воздействия человека на органический мир Земли:

а) экологический, б) антропогенный, в) абиотический, г) биотический.

П уровень - предполагает наряду с теоретическими знаниями наличие у студентов практических умений и навыков. Например:

- дайте алгоритм оказания первой медицинской помощи при вывихах:

?) дать аналгетик,

?) наложить тугую повязку,

?) пострадавшего уложить,

?) приложить холод к поврежденной конечности,

?) доставить пострадавшего в больницу,

?) вызвать скорую помощь.

Результаты проведенного исследования позволили констатировать, что только 19,1% смогли правильно ответить на вопросы I и П уровней сложности; 45,6% затруднялись ответить правильно в том или ином случае; 35,3% не смогли ответить правильно ни на один вопрос П уровня.

Анализ данных свидетельствует о том, что компетентность в области безопасности жизнедеятельности отсутствует у большинства студентов (80,9 %), что затрудняет реализацию основных принципов безопасности жизнедеятельности в процессе вузовской подготовки и требует улучшения ее эффективности на подлинно научных основах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.