Научная статья на тему 'Использование элементов модульной системы в процессе изучения экологии'

Использование элементов модульной системы в процессе изучения экологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование элементов модульной системы в процессе изучения экологии»

- с учетом профиля будущей специальности,

- по содержанию подачи необходимого материала. Это позволит лучше связать вопросы безопасности

жизнедеятельности человека со своей конкретной спе-

циальностью, то есть, в конечном счете, будет способствовать более качественной подготовке студента к будущей профессии и более быстрой и эффективной адаптации его к жизни.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИИ © Т.С. Дворецкая, А.П. Поздняков

Современная модель специалиста включает в себя его квалификационную характеристику: перечень профессиональных знаний, умений и задач, которые он должен решать. Не менее важны и личные качества специалиста: его творческий потенциал умения решать поставленную задачу в условиях неопределенности или недостаточной информации, навыков как самостоятельной, так и коллективной работы.

Стержневым показателем уровня квалификации современного специалиста является его профессиональная компетентность. Этот термин представляется наиболее корректным для описания реального уровня подготовки специалиста, так как выражает значение традиционной триады «знания, умения, навыки» и служит связующим звеном между ее компонентами.

Одной из составляющих достижения главной цели профессиональной подготовки специалиста является формирование профессионально-ориентированной экологической компетентности (мобильное знание; состояние адекватного выполнения задачи; развитость критического мышления). Приняв данную целевую установку, нами предпринята попытка конструирования содержания курса «Социальная экология» на основе принципа модульности. Выделены специальные модули в соответствии с узловыми проблемами экологиче-

ской науки. Так как для решения экологических проблем требуется привлечение знаний многих смежных наук, большинство модулей носит интегративный характер.

Каждый модуль имеет структуру, отражающую основные его элементы: цель, входной уровень, планируемые результаты обучения, содержание, систему контроля и оценки.

В модулях выделен базовый и вариативные компоненты. Структурирование содержания курса осуществлено на основе принципа системного квантования, вытекающего из требований теорий сжатия учебной информации. Общая структура модуля включает следующие блоки: актуализации; исторический; проблемный; обобщения; теоретический, состоящий из учебных элементов; применения, углубления; диагностический.

Использование модульного построения курса позволяет получить выигрыш во времени, интегрировать и дифференцировать обучение, обеспечивает индивидуальный темп продвижения по программе, акцентирует работу преподавателя на функции управления познавательной деятельностью студентов.

Разработанные модули предполагается использовать в качестве сценариев для создания педагогических программных средств обучения.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ В КУРСЕ БЖД

© Т.И. Михалева

В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни. Это возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей и формирования новой -экологической культуры.

Экологическая культура охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой.

Важным аспектом экологической культуры общества является проблема воспитания и образования экологической культуры личности. Решение этой задачи в большей степени возложено на образовательные учреждения, школы, техникумы, вузы.

Наш опыт преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина показал, что формирование экологической культуры личности посредством раздела «Человек - среда обитания» курса БЖД является достаточно эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.