8 Ныннырова И. Г. Проектирование и создание современного костюма на основе народных традиций якутов // Художественное моделирование и народные традиции Ч. 1. С. 102-103.
9 Космина О. Ю. Украинский костюм и его сценическая интерпретация // Художественное моделирование и народные традиции: материалы 2-й междунар. конф. СПб, 1998. С. 12-13.
Ю. М. Сумин
Компетентность, личностные, деловые и профессиональные качества продюсера театрализованных шоу-программ
Анализ исторического опыта и состояния современного популярного искусства позволяет определить шоу-бизнес как деятельность по созданию и реализации художественного продукта массового спроса, произведенного по законам драматургии с использованием выразительных средств сценических видов искусств и других визуальных видов искусства. Так как в театрализованных шоу-программах объединяются различные зрелищные формы представлений, то продюсеру необходимо обладать комплексом профессиональных знаний, не только в различных областях творческой деятельности участников проекта, но и прекрасно разбираться в экономических, технических, управленческих вопросах. Продюсер не только генерирует идеи, а должен еще хорошо владеть административно-управленческими навыками и знать дело лучше, чем его команда и сотрудники. Организуя производство художественного продукта, спектакля, концерта, шоу-программы или любого иного представления, продюсер создает новую интеллектуальную собственность, соединяя воедино мастерство творцов различных специальностей, артистов, технического и вспомогательного персонала.
Современное состояние шоу-бизнеса, как сферы, имеющей самого массового потребителя, явно требует подготовки грамотных квалифицированных администраторов, руководителей, продюсеров способных возглавить и направить творческо-производственный процесс. Учитывая многофункциональность продюсерской деятельности, хотелось бы определить компетентность продюсера, к формированию которой кафедра режиссуры и продюсерского мастерства прилагает немало усилий. Естественно, в этом докладе будем рассматривать только продюсирование театрализованных шоу-программ, представлений, праздников, концертов, фестивалей, конкурсов, клубных вечеров и презентаций, в отличии от некоторых авторов, которые считают, что шоу-бизнес включает в себя такие области, как кино, телевидение, радио, производство профессио-
нального светового, звукового, сценического оборудования, музыкальных инструментов, издательскую деятельность, артистический менеджмент и т. д.
Для начала договоримся о дефинициях.
Продюсер - доверенное лицо компании, фирмы или банка, осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над деятельностью организации или группы лиц по постановке и прокату сценических, кино, видео, музыкальных или иных художественных ценностей.
Компетентность включает способность свободно ориентироваться в изменяющихся условиях профессии, оперировать субъективными и объективными составляющими деятельности, находить новые способы достижения цели. Таким образом, профессиональная компетентность может быть определена как некоторое подтвержденное право принадлежности к определенной профессиональной группе работников, признаваемое как со стороны социальной системы в целом, так и коллегами, конкурентами, зрителями. В основе продюсерского профессионализма лежит комплекс способностей личности, подкрепленный знаниями, умениями и навыками, сформированными в процессе обучения.
Профессиональные компетенции продюсера по видам деятельности можно определить следующим образом:
- проектная деятельность: способность подготовить и осуществить социально-коммуникативную акцию (спектакль, концерт, шоу программу, театрализованное представление и т. д.), предварительно обосновав его идею, тему, замысел, определив цели и задачи мероприятия, изыскав средства для их решения;
- планово-производственная деятельность: разработать и осуществить перспективное и текущее планирование деятельности творческого коллектива;
- производственно-организационная деятельность: способность организовать творческий процесс, производственно-финансовую деятельность, координируя творческие, производственные и финансовые операции;
- координационная деятельность: способность координировать связи творческого коллектива со зрителем и средствами массовой информации;
- управленческая деятельность: способность обеспечить руководство коллективной деятельностью, творческим коллективом, при постоянном совершенствовании организации труда и управления;
- коммуникативная деятельность: способность к применению приемов общения взаимодействия с окружающими, способностью адаптироваться к различным ситуациям общения;
- внутриличностная составляющая деятельности: способность к личностной самореализации и развитию индивидуального творческого потенциала, овладение приемами самовыражения, саморазвития, сознание готовности к профессиональному росту.
Во все времена основной смысл компетентности ученые видели в слиянии широкого общего образования с профессиональными умениями и навыками, в единстве теоретической и практической подготовки, в сформированности личностных качеств. В центре режиссерского и продюсерского мастерства педагоги всегда стараются совместить широкую практическую, профессионально-творческую деятельность студентов с активной воспитательной работой.
Успех педагогической практики во многом определяется профессиональными, личными и деловыми качествами, помогающими педагогу создавать и поддерживать в коллективе дисциплину, сохраняя при этом творческую атмосферу. Это возможно только при наличии коммуникативных навыков и благожелательного, уважительного отношения друг к другу.
Анализируя любой успешный проект, можно заметить, что профессионализм продюсера - это опыт и знания, обогащенные природным талантом. Широта продюсерской деятельности определяет многообразие и объем необходимых знаний, умений и навыков, без которых невозможно ее осуществление.
Идеальный продюсер должен уметь: предвидеть, рисковать, требовать, мобилизовывать, благодарить, верить, распоряжаться, укрощать, отстаивать, терпеть, считать, экономить, убеждать, вдохновлять, лукавить, иронизировать, уличать, льстить, лавировать...
Продюсер должен уметь:
- выбрать тему;
- обеспечить финансирование;
- преобразовать идею в сценарий;
- составить бизнес-план;
- оформить договор с местом проведения;
- сформировать творческую группу;
- создать постановочный проект;
- определить стратегию маркетинга;
- контролировать текущий материал;
- отвечать за историческую и фактическую достоверность;
- разбираться в проблемах авторского права;
- анализировать законченный проект;
- оценивать вторичные рынки1.
Продюсер «это в первую очередь ответственность». Ответственность за все и вся. Перед ним стоит задача не только организовать и решать
текущие вопросы, но и вдохновлять весь коллектив на максимально эффективное выполнение всей работы по проекту. Он должен знать и вникать во все мелочи работы, во все, что происходит в творческом коллективе, чтобы вовремя среагировать, понизить ущерб от срывов, уменьшить материальные издержки. И конечно, разработав концепцию своего проекта, он отвечает за привлечение финансов и их использование. Для финансовой стабильности своей деятельности продюсеру нужно учитывать ее творческую, экономическую, управленческую и правовую специфику. Эта профессия, как и любая другая, требует определенного склада ума, соответствующих качеств. Нужны определенные навыки, способности, определенная биолого-психологическая предрасположенность, - говорит Бари Алибасов. Продюсер должен нести в первую очередь ответственность за своего артиста, а это не каждому по плечу»2.
Прежде всего, продюсер должен быть бесстрашным и верить в свою правоту. Как отмечает директор центра режиссерского и продюсерского мастерства профессор, доктор педагогических наук Конович А. А., эта профессия, прежде всего, связана с личным риском, ведь продюсер берет на себя ответственность за непопулярные решения.
Так же нужно иметь большое самообладание и трезвость мышления. Зачастую творческие люди бывают весьма капризны, особенно уже добившиеся какого-то успеха, а инвесторы, представители государственных учреждений не всегда готовы поддержать продюсерские начинания. Требуется много внутренних сил и уверенности в себе и перспективности задуманного проекта. Необходимо обладать очень крепкими нервами, психологическим и желательно физическим здоровьем.
По роду деятельности продюсеру просто необходимо умение много работать. Это не та профессия, которую можно ограничить восьмичасовым рабочим днем, она требует самоотверженного труда двадцать четыре часа в сутки.
Опыт, приходящий с годами, очень важное качество продюсера, чем он больше, тем успешнее деятельность. Для быстрого его накопления необходимо аналитическое качество - умение выделять рациональное зерно при анализе ошибок или побед.
Продюсер должен обладать креативностью, широтой взглядов, основанной на хорошем знании не только собственной сферы деятельности, но и смежных с ней областей. Ему должно быть свойственно свободомыслие, творческий подход к решению задач, постоянное стремление к генерации идей.
Конечно, практическая деятельность студента по реализации собственных проектов и программ будет способствовать формированию продюсерских компетенций. Организаторские способности, предполагающие умение сформировать коллектив, обеспечить все необходимое для
осуществления задуманного, поставить четкие задачи, распределить обязанности, координировать, контролировать и стимулировать творчество -вот далеко неполный список продюсерских навыков.
Также очень важными деловыми качествами продюсера являются мобильность, стремление к оригинальности, нововведениям, готовность идти на риск, связанный с их осуществлением, умение отследить и вовремя прореагировать на изменения финансового положения фирмы. С психологической точки зрения он должен одинаково свободно владеть как образным, так и аналитическим видом мышления: уметь конструктивно принимать решения, воспринимать и обрабатывать информацию, но также легко представлять и чувствовать природу сценического творчества.
И, наконец, одно из самых, пожалуй, главных качеств - это умение разбираться в людях, ведь от набранной им творческой команды зависит слаженность работы и ее результат.
Какими же знаниями должен овладеть будущий продюсер в процессе обучения на кафедре режиссуры и продюсирования театрализованных шоу-программ?
Знаниями всех видов сценических, кино, видео, музыкальных и изобразительных искусств.
Знанием маркетинга.
Знанием менеджмента.
Финансово- экономическими знаниями.
Знанием основ коммуникативной культуры.
Знанием социальной психологии.
Знанием основ управления.
Знанием основ рекламы, законов организации связей с общественностью.
Знанием основ инженерии и конструирования.
Знанием основ юриспруденция.
Знанием политэкономии и географии.
Продюсер должен иметь широкий кругозор, высокогражданское мировоззрение и постоянно стремиться к самосовершенствованию.
Нельзя не согласиться с выделяемыми С. М. Корнеевой чертами характера продюсера, к которым она относит:
- настойчивость,
- терпение,
- целеустремленность,
- мобильность,
- пунктуальность,
- энергичность,
- трудолюбие,
- коммуникабельность.
Под характером будем понимать индивидуальное качество устойчивых психических особенностей человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления. Поэтому разумно перед поступлением в центр режиссерского и продюсерского мастерства проводить для абитуриентов психологическое тестирование по определению типа темперамента.
В практической деятельности продюсеру необходимо обращать внимание на такие черты характера подчиненных как стабильность в поведении, догматизм, уровень интроверсии и экстраверсии. Догматизм обычно является чертой характера индивидов с ограниченным взглядом. Догматики видят окружение как сосредоточение угроз, ссылаются на авторитеты как на абсолюты и воспринимают людей по тому, как они относятся к догмам и абсолютным авторитетам. Догматики не склонны к поиску большого объема информации, достаточно быстры в принятии решений, но при этом демонстрируют очень высокий уровень уверенности в аккуратности и правильности принятых решений. Отмечено, что догматики предпочитают работать в хорошо структурированных группах независимо от того, какую позицию они занимают в группе. Отмечено также, что догматики плохо осознают то, как они проводят свое время, и то, что они слабо справляются с управленческой работой.
Необходимо уделять должное внимание и сфере контроля в продюсерской практике, которая отражает взгляд индивида на источник факторов, определяющих его действия. Если человек считает, что его поведение зависит от него самого, то в этом случае для него характерно наличие внутренней сферы контроля (интроверты). Если же он считает, что все зависит от случая, внешних обстоятельств, действий других людей, то считается, что он имеет внешнюю сферу контроля (экстраверты). Интроверты лучше контролируют свои действия, более ориентированы на достижение результатов, более активны, более удовлетворены своей работой. Им нравится неформальный стиль управления, они любят воздействовать на других, но не любят воздействия на себя, любят занимать руководящие позиции. Экстраверты же, наоборот, предпочитают работать под директивным руководством. Если же они занимают руководящие позиции, то широко используют методы силового воздействия. Это необходимо учитывать педагогу уже в процессе обучения студентов.
Стабильность в поведении продюсера играет большую роль в установлении его взаимодействий с окружением. Если руководитель стаби-
лен, ответственен и в целом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно. Если же он неуравновешен, капризен и склонен делать непредсказуемые шаги, то коллектив негативно реагирует на такого человека. Только учет всех факторов, влияющих на поведение, в совокупности может дать ключ к пониманию индивидуальности творческого человека, а значит, и к управлению им.
Немаловажную роль в деятельности продюсера играет направленность его личности. Если учесть, что предрасположенность к выполнению той или иной деятельности закладывается еще в детском возрасте, то можно предположить, что направленность личности будет формироваться под воздействием мотивации, зависящей от усилий родителей, педагогов, руководителей и членов творческого коллектива. В конечном итоге они будут формировать устойчивую манеру трудового поведения артиста или другого работника в условиях временно созданной, под проект, организации, т. е. характер их производственных отношений и успехов. Другими словами способности, раскрываясь под воздействием мотивации, формируют направленность личности, которая в свою очередь определяет характер. Это утверждение может быть верным в случае, если становление личности происходит в «тепличных» условиях творческо-производственных отношений кафедры, определяемых высокой организационной культурой. Исключением будут являться случаи, когда вновь принятый работник или студент уже обладает сложившимся характером и своим отношением к труду, тогда его направленность будет определяться мотивацией, формируемой не только материальными способами поощрения или директивными установками, но и производственной культурой организационного окружения.
Каждый продюсер в своей производственной деятельности должен не только рационально оценивать свои личные качества, но и постоянно заботится о формировании оптимальных для производственной деятельности личностных, деловых и профессиональных качеств своих сотрудников. Поэтому мотивация, мотивация и еще раз мотивация лежит в основе успеха продюсерских проектов.
В заключении, подводя итог, хотелось бы конкретно перечислить личные, деловые и профессиональные качества продюсера к развитию которых мастера и педагоги нашей кафедры прилагают все усилия.
Личные качества продюсера:
- честолюбие,
- обаяние,
- оптимизм,
- порядочность,
- уверенность в себе,
- высокие моральные стандарты,
- трезвость мышления,
- высокий уровень требовательности к себе,
- самообладание,
- харизматичность.
Деловые качества продюсера:
- развитие воображения и фантазия,
- предрасположенность к риску,
- рациональность,
- доминантность,
- креативность мышления,
- целеустремленность,
- мобильность,
- требовательность,
- стрессоустойчивость,
- повышенный уровень притязаний (амбициозность).
Профессиональные качества продюсера:
- креативность (способность к неординарному, творческому мышлению),
- интуиция предвиденья,
- расчетливость,
- широта взглядов,
- коммуникабельность,
- стремление к генерации идей,
- знание театрального, музыкального, кино, видео рынка,
- компетентность,
- проницательность,
- способность находить множество способов решения производственных задач.
Каждый, кто решил посвятить свою жизнь продюсированию, должен понимать, что можно быть прекрасным человеком с отличным характером, обладать требуемыми личными, деловыми и профессиональными качествами, но без мотивации достижения, без настойчивости в достижении цели добиться ощутимых результатов в этой профессии невозможно.
Примечания
1 Основы продюсерства: аудиовизуальная сфера: учебник для вузов / под ред. Г. П. Иванов, П. К. Огурчиков, В. Н. Сидоренко. М.: Юнити-Дана, 2003.
2 Корнеева С. М. Музыкальный менеджмент. М: Юнити-Дана, 2006.