Научная статья на тему 'Продюсирование форма управления персоналом в музыкальной индустрии'

Продюсирование форма управления персоналом в музыкальной индустрии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3142
487
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Редько Анатолий Максимович

Тема продюсирования в нашей стране сейчас входит в моду, но как бы там, ни было, надеюсь, что многое из того станет после прочтения этой статьи чуточку понятнее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Producing the form of government the personnel in the musical industry

The producing subject in our country now becomes fashionable, but as though there, was, I hope that a lot of things from this after reading of this article become a little more clear

Текст научной работы на тему «Продюсирование форма управления персоналом в музыкальной индустрии»

Редько Анатолий Максимович, Пермский музыкальный колледж, преподаватель Redko Anatoly Mahimovich, Perm musical college, teacher

Продюсирование - форма управления персоналом в музыкальной индустрии Producing - the form of government the personnel in the musical industry

Тема продюсирования в нашей стране сейчас входит в моду, но как бы там, ни было, надеюсь, что многое из того станет после прочтения этой статьи чуточку понятнее.

The producing subject in our country now becomes fashionable, but as though there, was, I hope that a lot of things from this after reading of this article become a little more clear.

Понятие продюсера как творческо-управленческой фигуры достаточно новое в нашей стране и на данный момент не получило полного признания официальных структур.

Продюсер (от англ. producer - производитель, товаропроизводитель, изготовитель) -специалист, который принимает непосредственное участие в производстве проекта, регулирует (или помогает регулировать) финансовые, административные, технологические, творческие или юридические аспекты деятельности, регулирует политику при выполнении какого-либо проекта.

Музыкальный продюсер - лицо, ответственное за разработку стиля музыкального проекта, создание публичного имиджа проекта, а также за организацию, финансирование, и контроль над выполнением соответствующих работ.

Процесс перехода страны к рыночной экономике затронул все сферы культурной деятельности, в том числе и музыкальную индустрию. В этой области культуры произошли коренные изменения. Самым главным изменением является выделение экономического блока отношений в музыкальной индустрии. Таким образом, экономика наряду с творчеством стала неотъемлемой частью музыкального проекта. Взаимодействие этих двух составляющих обеспечивает его оригинальность и конкурентоспособность. Деятельность в сфере шоу-бизнеса имеет свои особенности но, несмотря на это она подчиняется законам характерным и для других видов общественной деятельности, таких как финансовые, социальные, кадровые (рис. 1).

Рис. 1. Основные компоненты общественной деятельности

Рассмотрим подробнее взаимодействие этих компонентов в музыкальной индустрии. Необходимость творческой и экономической составляющей очевидна и так. Организация любого проекта обеспечивают управленческие отношения, которые опираются на личностный фактор. Но музыкальный проект не может существовать без артистов и других участников, ответственных за различные процессы. Таким образом, становится необходимым профессиональный менеджмент. Все отношения с его участниками регулируются правовыми принципами, отраженными в законодательстве и в договорном регулировании отношений. Музыкальный бизнес включает в себя организацию большого числа разноуровневых событий, людей. Все процессы, так или иначе, связаны с генерированием идей, созданием проектов, продвижением его на рынок, удержанием творческого и коммерческого потенциала на определенном уровне. Для финансовой стабильности продюсеру необходимо учитывать ее экономическую, правовую специфику. Понятие продюсера как человека ответственного за финансирование, производство и распространение продуктов культуры, в частности культуры на практике возникло уже давно, но получает свое призвание на официальном уровне постепенно. Музыкальное продюсирование - это многоуровневый процесс, который требует от продюсера как креативно-управленческой личности большой отдачи сил, времени.

Роль продюсера тесно связана с понятием менеджмента но, так, же как и в любой сфере деятельности имеет специфику. Само по себе понятие продюсер в России радикально отличается от понятия этой профессии на Западе. Там продюсер - это человек, который делает музыку. У нас же трактовка этого понятия несколько иная. Прежде всего, продюсер

- это человек, который находит инвестиционные средства для продвижения проекта, а также является организатором разноуровневых творческих явлений. Многогранность продюсерской деятельности в музыкальной индустрии связана с мощной раскруткой проекта, которая включает в себя не только традиционные методы продвижения (концертная деятельность; гастрольная деятельность), но и специфические (мерчандайзинг; участие в престижных музыкальных фестивалях; PR; создание промокомпаний в Интернете). Задача продюсера сводится к созданию креативного продукта, который будет иметь коммерческий потенциал. Помимо организационной деятельности, решения текущих вопросов и их координации перед продюсером стоит еще такая важная задача как вдохновение всего коллектива на эффективное выполнение всей организационно-творческой работы по проекту. Продюсер - это, прежде всего организатор за которым стоит целая команда единомышленников, которая и делает проект.

В зависимости от продюсерской команды, объема выполняемых задач и системы управления продюсеры могут быть квалифицированы как генеральный, исполнительный, линейный, проектный, креативный. Вне зависимости работает ли продюсер над конкретным участком проекта или координирует весь проект, он профессионал и обладает профессиональными знаниями. Но к какой бы категории не относился продюсер, он должен понимать утверждение «Артиста делает хит». Когда известность приходит к коллективу, то сразу же она приходит и к продюсеру проекта, поэтому вся деятельность продюсерской команды направлена на запись концертной программы.

Продюсеру как управленцу приходится координировать очень большое количество людей направлять их отвечать за их действия и судьбу проекта. Далее будут рассмотрены участники и партнеры продюсерского проекта (рис.2), роль их и взаимодействие с музыкальным продюсером (рис.3).

Инвесторы, спонсоры. К ним относятся партнеры продюсера. Это могут быть и обычный спонсор, администрация концертной организации. В зависимости от условий контракта, они могут вмешиваться в творческую часть проекта или оставить все на усмотрение продюсера. Финансовый директор. Это эксперт, который помогает сохранить деньги и если потребуется правильно потратить. Финансовый менеджер. В его обязанности входит оптимизация условий по вопросу продюсерской ставки. Он может серьезно сократить затраты продюсера.

Исполнительный продюсер. Он решает вопросы управленческого, творческого и финансового характера, но окончательное решение принимает генеральный продюсер. Директор художественного коллектива. Принимает участие во всех делах исполнительского коллектива, выезжает вместе с ними на выступления, решает организационные вопросы, урегулирует все отношения с представителями партнерских компаний. Данное административное звено играет важную роль, а также является связующим между творческим составом и продюсером. Менеджер. Ведет переговоры, координирует процессы, выбирая наиболее эффективное решение проблемы. Юрист. Принимает непосредственное участие в решение правовых вопросов, возникающих при создании и продвижении проекта. Концертный директор. Составляет концертный график выступлений художественного коллектива.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРОДЮССЕР

і г

Инвесторы, спонсоры

ФИНАНСОВЫЙ БЛОК Финансовый директор

ОРГАНИЗАЦИОННОПРАВОВОЙ БЛОК

Финансовый менеджер

Исполнительный продюсер

Директор художественного коллектива

Менеджер

Юрист

Концертный директор

Артисты художественного колледжа

КРЕАТИВНО-

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ

БЛОК

Рекорд-лейбл

Арт-менеджер

Музыкальное издательство

РЯ-директор

Промоутер

Пресс-атташе

Рис. 2. Участники и партнеры продюсерского проекта

музыкальный продюсер

Промоотдел: эфир на радио, ТБ

Юридическая служба: заключение договоров

Финансовая служба: финансирование творческого проекта

\\гЕВ-мастер: создание компьютерного сайта

Артисты-исполнители проекта

Маркетинг-отдел: ценовая политика

РИ-отдел: создание имиджа художественного кохіектива

Рекорд-лейбл: выпуск диска, выпуск рекламной продукции

Музыкальное издательство: издание 5™летов, концертной про_____________________граммы_____________________

Рис. 3. Результаты взаимодействия участников продюсерского проекта

Артисты художественного коллектива. В понятие исполнители входят и специалисты причастные к созданию исполнительской задумки (режиссер-постановщик, хореограф). Рекорд-лейбл. Компании, занимающиеся записью и выпуском диска художественного коллектива. Рекорд-лейбл берет на себя права издания и продвижения на рынок музыкальной продукции. Название лейбла, обычно находится на обложке любого фирменного носителя. С другой стороны это выпускающая компания, которая занимается тиражированием готового художественного продукта и его дистрибуцией. Арт-менеджер. Является экспертом деятельности всех участников проекта, включая и артистов-исполнителей. Он тесно сотрудничает с продюсером проекта, тщательно прорабатывая все детали.

PR-директор - отвечает за формирование общественного мнения и создание репутации артиста. РЯ - призван обеспечить эффективный диалог с обществом, формируя и поддерживая выбранный продюсером сценический образ исполнителя, а так же репутацию продюсера. Промоутер - работает на звукозаписывающие компании. Работа его заключается в том, чтобы получить наибольшее количество времени в эфире для демонстрации новый записи. Пресс-атташе - пресса имеет огромное влияние на формирование имиджа исполнительского коллектива. Пресс-атташе предоставляет прессе всю информацию о художественном коллективе.

Продюсер и участники находятся во взаимодействии, итогами их совместной работы является популяризация

творческого проекта и получение прибыли от его реализации. Как уже было сказано продюсерская

деятельность, является неким синтезом многих профессий, ведь в подчинении у продюсера находятся сотрудники для эффективного управления

которыми ему необходимо иметь определенные личностные качества и профессиональные навыки. Продюсеру в проекте необходимо и попеременно играть ролевые функции и в зависимости насколько гибко он сможет перестраиваться, и будет зависеть успех шоу. В идеальной модели продюсера (рис.4) можно выделить его составляющие.

Роль продюсера.

1 Г

ЛгРТЕС'СТНЬМ КЗНЙСП-Ц Х-Еф-ЕИТШр

1 г

Цепи и задачи продюсера

Тактика, (гееедение) продюсера

Стратегия продюсера

Функции продюсера

Рис.4

Успех управленческой работы в бизнесе музыкальных фестивалей во многом определяется именно личностными качествами характера продюсера. Именно они помогают ему добиваться своих целей при этом, поддерживая в коллективе жесткую дисциплину сохраняя при этом творческую атмосферу. Такая форма управления возможна благодаря наличию у управленца гибкости в отношениях с людьми, ответственности и предприимчивости. К личностным качествам можно отнести следующие: благожелательное отношение к людям и работе; высокие моральные стандарты; самообладание; креативное мышление; оптимизм; уверенность в себе; требовательность. Однако это не единственные качества, которые делают человека продюсером, еще очень большую роль играют профессиональные и деловые качества, в первую очередь его компетентность. Продюсер обладает творчеством, широтой взглядов базирующихся как на общей эрудиции, так и на профессиональном знании не только собственной сферы деятельности, но и смежных с ней профессий. К деловым качествам относим, прежде всего, организаторские способности, предполагающие не только создание коллектива, но и его контроль. Продюсер не сможет выполнять эти задачи, если он не добивается лидерства в коллективе. Так же к качествам продюсера относится и коммуникабельность - это умение находить общий язык, идти на контакт с подчиненными, вовремя улаживать конфликты. Таким образом, тактика и стратегия продюсера определяются его личностными качествами.

Именно в соответствии с этими составляющими продюсер выбирает и использует наиболее подходящий стиль руководства, осуществляет свою деятельность, ставит перед собой цели и задачи, вырабатывает, и применят стратегию и тактику (технологии), которые позволяют повысить популярность проекта, а также мотивировать подчиненных на достижение поставленных задач. При совпадении реальных характеристик продюсера с требуемыми управленческими качествами, и при их рациональном использовании, модель продюсера приобретает идеальную форму.

Продюсер, по сути, является лицом персонифицирующем функции управления. В зависимости от статуса продюсера, в его обязанности входит и функциональные:

1. Стратегическая задача - заключается в проведении анализа ситуации и разработке прогнозов, на основе которых ставятся цели, и организовывается координация процесса.

2. Административная задача - это контроль подчиненных, оценка результатов, осуществление коррекционной деятельности.

3. Экпертно-инновационная задача - постоянное ознакомление продюсера с

новинками рынка, их квалифицированная оценка и их внедрение в практику.

4. Социально-психологическая задача - отвечает за создание в коллективе

благоприятного морально-психологического климата, создание и поддержание традиций, предотвращение или разрешение конфликтов, формирование стандартов поведения.

5. Лидирующая задача - продюсер следит за тем, чтобы действия конкретных членов

его команды не противоречили общим интересам и не подрывали его внутреннее единство. Так же продюсер в определенных ситуациях должен являться

организатором защиты членов своей команды или всей группы единомышленников.

Продюсеру трудно добиться успеха в делах, если он не обладает пятой функцией в полной мере. Большое значение имеет умение соблюдать этические нормы, которые играют немаловажную роль в деловой практике. Участвуя в процессе создания и организации музыкального проекта, продюсер контактирует с большим количеством людей, поэтому очень важно, чтобы управленец каждый факт своего общения с людьми рассматривал как реализованную или нереализованную возможность завоевания их доверия. В связи с этим особое внимание уделяется технологии общения и выполнению требований управленческого этикета:

- продюсер выражает свои мысли четко и недвусмысленно;

- придерживается только фактов;

- сочетает экономические интересы с нравственными принципами общества.

Работая над созданием творческого проекта деловые отношения, приобретают вид «продюсер-исполнитель». Отношения такого типа предполагают использование следующих форм управленческого общения: субординационной; креативной. С этой точки зрения продюсер должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них в первую очередь личность достойную уважения. По роду своей творческой деятельности управленцу приходиться сталкиваться с ошибками и недочетами своих подчиненных, указывать на них, помогать их исправлять, т.е. манера общения управленца с подчиненными способствует установлению в команде единомышленников профессиональных отношений.

Участвуя в процессе управления, продюсер исполняет предписанные ему функции и использует соответствующие полномочия. Эти функции и полномочия предполагают наличие к подчиненным требований различного рода. Продюсер имеет право требовать, но высокая требовательность гармонично сочетается с уважением к подчиненным. У продюсера есть серьезные преимущества как у управленца - это владение жизненно важной информацией для проекта (творческой, финансовой). Позиция продюсера в организации творческого проекта предполагает единство слов и действий, что значительно повышает ставки ответственности и обязательности управленца.

Рынок массовых маркетинговых коммуникаций имеет свои сектора и ниши, которые зависят от специфических измерений:

- пространственного охвата, количества точек и зон контакта;

- протяженности во времени;

- каналов коммуникации;

- типов контента (различий в содержании);

- типа целевой группы, различий в его параметрах.

В этом ключе продюсирование - это определенный сектор на рынке маркетинговых коммуникаций, который включает предоставление услуг в области создания маркетингового продукта с целью решения задач продвижения, развлечения. Прежде всего, выясним, что есть продюсирование с точки зрения бизнеса. Сейчас я определил бы продюсирование, как способ реализации проектов. Более того, мне представляется, что это эффективный способ запуска венчурных проектов. Следовательно, продюсирование как бизнес продает будущее, т.к. имеет способ его реализации. Он включает основные элементы: поиск (или создание) плодотворной бизнес идеи; привлечение ресурсов; реализация идеи. Впрочем, реализация - это технический вопрос, если есть идея и ресурсы. Задача продюсера - заранее понять, какие ресурсы нужны для реализации арт-проекта, и обратиться к тем, кто имеет эти ресурса, хотя их владелец может об этом и не догадываться. Когда же набирается достаточное количество таких ресурсных спонсоров, то

продюсер берет на себя функцию связывания их интересов, согласования конфликтов и сближения позиций.

В качестве примера мы можем привести музыкально-творческий проект - хоровой детский фестиваль «Анатолий Редько приглашает... » (фотографии 1,2).

Фотография 1. Концертный состав детского хора «Мелодия» МУ ДОД ГДД(Ю)Т г. Пермь /дирижер: А. М. Редько/ исполняет песню Е. П. Крылатова на стихи А. Шульгиной «Синие глаза».

Фотография 2. Концертный состав детского хора «Мелодия» МУ ДОД ГДД(Ю)Т г. Пермь /хормейстер: А. М. Редько/ исполняет кантату М. Г. Ермолаева на слова К. Батюшкина «Под сению черемух и акаций» для детского хора и струнного оркестра с флейтой соло, ор. 15

«Этот вокальный праздник позволил публике Пермского края услышать на сцене краевой филармонии лучшие детские хоровые коллективы, которым рукоплескали любители классической музыки по всему миру - считает Анатолий Редько - Благодаря жанровой широкой палитре (зарубежной, русской, фольклорной, современной и рок-энд-рольной) хоровой музыки, для старшего состава детского хора и самим юным исполнителям, фестиваль несомненно интересен слушателям разных поколений. А это послужило и в дальнейшем еще послужит развитию жанра в его лучших традициях».

В своем стремлении пропагандировать массовое пение А. М. Редько со старшим составом детского хора «Мелодия» дает театральные действа по всему миру и, по словам самих юных артистов-исполнителей, слушатели для них одинаково ценны, что за рубежом, и у нас в России и в г. Перми. Творческие встречи, мастер-классы, концерты ожидали учащихся и педагогов из других городов Пермского края.

Инициатива продюсерского проекта принадлежит автору этой статьи сплотившего вместе вокруг себя команду единомышленников. Организационные вопросы и деловые переговоры с артистами исполнителями были решены, благодаря выстроенному грамотному управлению музыкального продюсера в лице А. М. Редько, который умело практически использовал весь свой продюсерский опыт управления организационной группой фестиваля.

Концертная часть фестивальной программы была записана на аудио и видеозаписывающие устройства. Были подготовлены печатные программки концертных мероприятий, выпущены буклеты, оформлена выставка.

Стоит отметить, что пермский фестиваль получил региональную поддержку.

Литература

1. Иванов Г., Огурчиков П., Сидоренко В. Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера. - unity, 2003.

2. Игнатьев Д., Бекетов А., Сарокваш Ф. Public Relations - Альпина Паблишер, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Корнеева С. Как зажигают звезды. - Спб, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.