ным датам российского государства, выдаю- А. П. Хмелевской, являясь выдающим-
щимся деятелям науки культуры, искусства, ся скульптором (можно говорить о мировом
трудовому подвигу кузбассовцев. Скульптор значении его творчества), развивал тради-разрабатывал тему взаимоотношений муж-
ции реализма и сумел сказать свое слово в монументальном искусстве Кузбасса.
чины и женщины, предназначения человека, его духовности.
Литература
1. Воронов Н. В. Советская монументальная скульптура 1960-1980-х годов. - М.: Искусство, 1984. - 311 с.
2. Грачева С. Реализм или маньеризм?! Творческие искания скульптора Алексея Хмелевского // Кузбасские ведомости. - 1996. - № 6-7. - С. 16-18.
3. Откидач В. Сила дерзаний // Художник. - 1986. - № 10. - С. 28-31.
4. Чертогова М. Ю. Алексей Хмелевской [Каталог] // Кемерово: Б. и., 1992.
5. Юдин Ю. Гений места // Культура. - 2006. - 16 марта. - С. 5.
Мнение
Ю. И. Адаменко
УПРАВЛЕНИЕ В ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ
Y. I. Adamenko
MANAGEMENT IN CREATIVE ART GROUPS
В современных экономических условиях менеджмент искусства осваивает такое управление, которое позволило бы существовать и менеджеру, и искусству. Необходимость зарабатывать на рынке заставила творцов и работников культуры ещё более интенсивно, следуя законам рынка, основное назначение которого выгодная реализация продукта, искать и развивать новые формы распространения культуры.
В отличии от сферы производства, торговли и финансовой деятельности, менеджмент в области культуры и искусства в целом, или же в каком-либо определенном виде искусства, пока ещё не стал у нас ни
полноправной научной дисциплиной, на мастерством, способствующим развитию культурной политики. Крайне мало написано работ по проблемам менеджмента искусства, до сих пор не создано в России ни одного учебника для студентов по арт-менеджменту.
Известно, что менеджмент - совокупность методов, принципов, средств и форм управления организациями с целью повышения эффективности их деятельности. Безусловно, что главное в искусстве управления - пробудить в людях желание добиваться намеченных целей, побеждать.
Эфемерность, нематериальная природа культурного продукта, его неотделимость
от творческого труда, от процесса создания художественного произведения только «здесь и сейчас», выделяет его исключительность и требует исключительного подхода к управлению.
В середине XIX века Карл Маркс, исследуя экономические отношения в нематериальном производстве, писал о том, что труд врача, учителя, артиста, - является также товаром, но товаром особого вида не создающего материальный продукт. Такой товар принято называть услугой.
Управление производством услуг искусства существует столько же, сколько существует само искусство. Самые первые писания сохранили высказывания власть имущих по поводу отношений с творцами художественных и духовных ценностей. У культурной услуги два компонента -художественный продукт и процесс (условия) его потребления и они обладают своей собственной спецификой. Синтез профессионализма и творчества обеспечивает мастерство, при этом первое - основа мастерства, второе - его критерий и сущность. Это означает, что в обществе всегда есть спрос как на специалистов творческих профессий (творцов), так и на арт-менеджеров, причем этот спрос имеет тенденцию к росту.
Иногда художник создает продукт творчества не для продажи, а всего лишь удовлетворяет свои потребности в самореализации, в творчестве, не вступая в экономические отношения. Но даже в этой ситуации продукт творчества может существовать не как экономическое явление лишь определенное время, исторически он может стать товаром. Причем, чем раньше было создано высокохудожественное произведение, тем выше становится его цена, ярким примером являются произведения античности творения великих художников, музыкантов, поэтов прошлых веков.
В XX веке все чаще культурные продукты (услуги) стали создаваться коллективным творческим трудом, что является вполне закономерным явлением в связи с развитием средств коммуникации, появлением новых технологий сохранения и передачи информации. В свою очередь это вызвало потребность эффективного менеджмента. Деятельность любого коллектива, в том числе и творческого «задается» выбранной миссией. Миссия коллектива, как организации, - это то, что оправдывает его существование, его «нужность» обществу, и в связи с этим миссия - есть механизм, направляющий все его действия. Определение миссии создаваемого или уже существующего коллектива - приоритетная задача руководителя. В современных условиях в нашей стране руководителем выступает либо арт-менеджер, возглавляющий организацию (учреждение) культуры, либо продюсер, организующий и возглавляющий творческий культурный проект.
Принимая во внимание, что подавляющее большинство учреждений культуры, работающих сегодня в нашей стране созданы государством и являются государственными, причем 96% из них находятся в муниципальной собственности, можно говорить, что их миссия определена «сверху» нормативными документами, положениями, инструкциями, а деятельность арт-менеджеров должностными характеристиками, договорами с учредителем. Деятельность этих учреждений культуры направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению в различных формах и видах. Она включает в себя ежедневную текущую работу и складывается из повторяющихся в определенной последовательности операций: охрана и реставрация памятников, формирование музейных собраний и библиотечных фондов, музейно-экскурсионное обслуживание посетителей, прокат концертов
и спектаклей и т. п. Этот процесс деятельности состоит из набора заранее известных процедур и поддается администрированию, это рутинный процесс воспроизводства. Новый творческий продукт в этой сфере появляется крайне редко. скорее это исключение из правил.
В культуре антиподом рутинной деятельности является проект, именно в рамках проекта, как реакции культуры на изменения внешней среды на меняющиеся запросы общества, создается новый культурный продукт (услуга). Руководителем проекта выступает продюсер, от которого полностью зависит сам конечный продукт, его качество, достоинства и ценность. Продюсер вынашивает идею «know how» проекта, формирует творческий коллектив под эту идею и выполняет все функции по руководству проектом, становясь полноправным собственником конечного продукта.
Именно поэтому представляется важным рассмотрение самой деятельности руководителя культурного проекта. Но прежде отметим расширение рамок объектов про-дюсирования. Возникновение, становление продюсирования как явления связано с кинематографом (конец XIX века), музыкальное продюсирование сформировалось к середине ХХ века, затем принципы и наработанные методы продюсерской деятельности распространились на другие виды искусства, в том числе и в России. Сегодня мы наблюдаем, что помимо эстрады объектом продюсирования стали аудио- и видеопродукция, живопись, модельный бизнес, театральное искусство, хореография, шоу-представления, другие виды исполнительских искусств, различные зрелищные и досуговые мероприятия. Практически в каждом городе появились продюсерские агентства, центры, фирмы, некоторые из них создают собственные творческие коллективы. Деятельность продюсера стала популярной и модной.
Естественно, что технология продюсиро-вания стала предметом рассмотрения в специальной и научной литературе. Появился первый учебник по продюсированию «Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера», под редакцией Г. П. Иванова, П. К. Огурчи-кова, В. И. Сидоренко (2003). Очень своевременными и полезными в понимании происходящих в музыкальном продюсирова-нии процессов и освоении технологий про-дюсирования в шоу-бизнесе стали книги С. Корнеевой «Музыкальный менеджмен» (2002), «Как зажигают звезды. Технологии музыкального продюсирования» (2004), «SEX+50 % от дохода. Профессиональный шоу-бизнес» (2010), а также учебное пособие для студентов «Управление и экономика в шоу-бизнесе», под редакцией Е. И. Ждановой, С. В. Иванова, Н. В. Кротовой (2003) и учебник «Продюсирование и постановка шоу-программ» А. Д. Жаркова. Все другие публикации, практически, сводятся к иллюстрации деятельности отдельных продюсеров, описанию наиболее удачных проектов, без анализа и выявления закономерностей и принципов продюсирования. Ни в одной публикации не сделано попытки дать четкое определение продюсирования художественных программ в крупных творческих коллективах. Возможно, это связано с тем, что шоу-бизнес, целью которого является, прежде всего, получение прибыли от продвижения культурного продукта, не связывает свою деятельность с большими творческими коллективами, на которые необходимы значительные затраты.
Представляется, что в сегодняшних условиях экономического положения страны двигателем развития коллективного творчества должен стать все-таки продюсер.
В энциклопедическом словаре термин «продюсер» означает буквально английское producer (от латинского produko - произвожу, создаю). Контекст этого понятия,
на наш взгляд, близок понятию «предприниматель». Однако в словаре также подчеркивается, что в некоторых зарубежных странах это понятие трактуется как «доверенное лицо кинокомпании, осуществляющее идейнохудожественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма». В этом определении просматривается экономико-финансовый и менеджерский аспекты продюсерской деятельности при сохранении понятия, связанного с профессиональной деятельностью в искусстве, в частности, в кино. Почти во всех публикациях делается упор, прежде всего, на личностные качества человека, взявшегося за продюсерскую деятельность. Если мы говорим о кинопроизводстве, то это энергичный делец, обладающий «профессиональным нюхом» на сценарные идеи. Он изначальный инициатор проекта, самостоятельно решает вопросы юридических прав на сюжет, комплектует пакет необходимых документов, собирает вокруг своей идеи нужных людей и единомышленников, убеждает студию рассмотреть предлагаемый сценарий и бюджет фильма. Он становится дирижером (в менеджменте - координатором) «большого оркестра» (команды), в котором «музыканты еще не выучили партии». Продюсер рискует своими средствами и сам осуществляет расходы на «выращивание» сценария. При этом источником построения сценария может стать любой документ как художественного, так и любого другого содержания, выходящего по его усмотрению на актуальные общественные настроения, отвечающие массовой аудитории.
Больше других в публикациях освещена деятельность продюсеров в шоу-бизнесе. Шоу-бизнес - индустрия развлечений для многомиллионной, прежде всего, молодежной аудитории. И здесь вокруг деятельности продюсера создается ореол супер-
человека. В одной из публикаций продюсер
А. Савельев, работавший с известными артистами: Л. Ярмольником, Ю. Лозой, В. Сютки-ным, группами «Машина времени», «Браво» и др., - отмечает, говоря о качествах продюсера, что они указывают на то, что ему (продюсеру) нужно: «Все! Железные нервы, коммуникабельность. Хороший продюсер - это и психолог, и бизнесмен, и спортсмен. Случись что - порвался шнур у микрофона, неизвестно время выступления, отменен самолет, нет мест в гостинице - все проблемы должен решить именно он: предотвратить, подхватить, заранее продумать обходные пути».
Свое мнение, с точки зрения представителей социально-культурной сферы, излагает в своей работе Л. И. Рудич. Она указывает, что продюсер в известной мере является синонимом понятия «режиссер». Это связано с тем, что в России многие годы вся деятельность, связанная с продюсированием, осуществлялась режиссерами государственных учреждений и слово «режиссер» стало одним из самых распространенных управленческих понятий в культуре и искусстве страны. Возможно, поэтому в словарях русского языка оно трактуется как «художественный руководитель театральной или иной постановки». При этом имеется в виду все руководство созданием творческого произведения, программы, фильма и т. д.
На практике, на наш взгляд, чаще всего это некий симбиоз менеджера по персоналу, финансового директора, пресс-атташе, фандрейзера и спонсора, а иногда даже юриста. Но главное - он создатель интеллектуального продукта, он и автор, и производитель его. И это означает, что сфера его деятельности - искусство и культура.
Одна из заметных публикаций по проблемам продюсерства в России - Д. Морозова. В ней автор утверждает, что только человек, у которого удачно сочетается адми-
нистративное и творческое начало, которому присуще креативное мышление и крепкие нервы, если ему импонирует бизнес развлечений, может претендовать на профессию продюсера. Более того, он уверенно заявляет, что это - одна из наиболее престижных и перспективных профессий, к тому же самая прибыльная в мире «энтертеймента». Автор подчеркивает, что на Западе роль и место продюсера в производстве продукта четко оговорены. В России у каждого продюсера свой взгляд на проблему. Ю. Айзеншпис считал важным, что проектом продюсера может быть не только песня, пластинка или концерт, но и сам артист. Композитор А. Шульгин (известен как продюсер по работе с Валерией, «Мумий Тролем», «Иванушками», «Фабрикой звезд» и др.) считает, что музыкальный продюсер должен, прежде всего, разбираться в музыке, отдавая приоритет музыке, песне, альбому, концерту, а не имиджу певца. Таким образом, продюсер рассматривается ведущими представителями шоу-бизнеса как знаток той области, в которой он работает. При этом Д. Морозов ссылается на авторитетных лиц, которые, прежде чем стать продюсерами, значительное время работали на сцене, в известных коллективах, будь то А. Пугачева или Ю. Айзеншпис, А. Шульгин, Б. Алибасов, Н. Михалков и др. Стать профессиональным и удачливым продюсером, считает автор, легче, если знаешь всю «кухню производства».
Анализируя собственный опыт почти 40-летней менеджерской работы в сфере культуры, смею добавить, что одного «знания кухни» недостаточно. Необходимо иметь навыки творческой деятельности, важно понимать суть творческого процесса, его закономерности, особенности людей, занимающихся профессионально творческой деятельностью, принципы формирования и функционирования творческих коллективов.
К сожалению, в выше перечисленных работах и других публикациях не раскрывается
процесс влияния арт-менеджера и продюсера на творческий коллектив, на его становление и развитие, почти нет публикаций, отражающих становление творческого коллектива на начальном этапе. Хотя очевидно, что продюсер творческого коллектива должен быть и творцом, и профессиональным менеджером, а в отдельных случаях и воспитателем, и педагогом. Интересным представляется вопрос. в каком сочетании должны быть эти функции в его деятельности.
Попробуем поискать ответ на этот вопрос, выяснив мнения участников самого творческого процесса. Это возможно проследить на этапе репетиционного периода спектакля, постановки концертной программы, шоу-представления и др. театрального, оркестрового, хорового, танцевального коллектива, творческого состава постановочной группы.
Для данного исследования был выбран коллектив ансамбля хореографии КемГУКИ. Большая часть респондентов - артисты и менеджеры ансамбля. Такой выбор был сделан по двум причинам: во-первых, все они имеют специальное хореографическое образование и сами активно занимаются творчеством, во-вторых, они способны практически ощущать на себе управленческие воздействия менеджмента коллектива, ибо специально подготовлены к взаимодействию с артистами. В анкетировании приняли участие 40 творческих работников, все анкеты включены в массив исследования.
Социально-демографические и социально-профессиональные характеристики опрашиваемых выглядят следующим образом:
- из 40 опрошенных 33 женщины и
7 мужчин;
- из 33 женщин 19 имеют среднее специальное образование, 11 - высшее, 3 - незаконченное высшее, из 7 мужчин 5 со средним хореографическим образованием,
2 - с высшим специальным, таким образом, из 40 респондентов 13 человек с высшим образованием, 3 - с незаконченным высшим, 24 - со средним специальным образованием;
- возрастной диапазон от 18 до 50 лет, средний возраст респондентов 34 года.
Данная анкета была составлена для выявления возможной взаимосвязи творчества художника с элементами менеджмента. Целью анкетирования является составление социального портрета творческого руководителя. Анкета содержала 10 вопросов, затрагивающих интересующие нас аспекты данного вида деятельности.
На вопрос о необходимости совмещения в творческом руководителе качеств менеджера и творческой личности ответили:
- да - 23 человека (57,5 %);
- нет, это разные направления - 11 человек (27,5 %);
- затруднились ответить - 6 человек (15 %).
На вопрос может ли артист работать в обычном учреждении со строгим распорядком дня ответили:
- да - 10 человек (25 %);
- нет - 24 человека (60 %);
- затруднились ответить - 2 человека
(5 %);
- другое - 4 человека (10 %).
Это свидетельствует о том, что большинство творческих людей данной категории не видят себя на работе в обычном учреждении культуры со строгим распорядком дня, для них более приемлем режим работы не с жесткой исполнительской последовательностью, а с наличием гибкого графика работы и свободного времени для самосовершенствования.
На вопрос о влиянии работы в учреждении на творчески независимого художника ответили:
- общение в коллективе благоприятствует творчеству - 25 человек (62,5 %);
- гармония и слаженность в исполнении номера полностью зависит от взаимодействия в коллективе - 40 человек (100 %);
- художник должен быть «одиночкой» -
8 человек (20 %),
- затруднились ответить - 7 человек (17,5 %).
В ответах на данный вопрос просматривается четкое проявление высокой оценки коллективного исполнительства, а следовательно, управления им. Все опрошенные отметили, что гармония и слаженность в исполнении номера зависит от взаимодействия в коллективе. Известно, что управленческие воздействия могут быть эффективными и, наоборот, неэффективными, что зависит от компетенции менеджера. К сожалению, управленческую компетенцию творческие руководители чаще всего приобретают методом проб и ошибок в практической деятельности, не получая своевременно достаточной управленческой подготовки. По мнению большинства опрошенных, общение в коллективе благоприятствует творчеству, а значит, взаимосотрудничество и коммуникативные процессы в коллективе для творческой личности важны. Следует подчеркнуть, что коллективный опыт никогда не заслонял творческий потенциал отдельного мастера. Каждый, так или иначе, проявляет свой характер в работе. Именно в коллективе складывается диалектическое единство коллективного начала, дающего новые импульсы развитию творчества. 20 % респондентов отметили, что художник должен быть одиночкой, 17,5 % - затруднились ответить на предложенный вопрос. Итак, суть работы творческого коллектива (и его руководителя) составляют идеи, талант и творческие способности как отдельного члена коллектива, так и организации в целом.
На вопрос о влиянии на продвижение артиста личных пристрастий менеджера ответили:
- менеджер должен вне зависимости от личных пристрастий четко исполнять свои функции - 8 человек (20 %);
- менеджеру должно быть близко творчество артиста - 26 человек (65 %);
- затруднились ответить - 6 человек (15 %).
В целом можно отметить, что менеджеру для успешного продвижения должно быть близко творчество каждого артиста. Арт-менеджер должен быть компетентным в различных областях. Его задача - помогать артисту как можно яснее выразить свое художественное кредо, не идя на уступки, и только во вторую очередь продвигать его общественное признание и коммерческий успех. Менеджеру, равнодушному к творческим начинаниям артиста, будет сложно достойно и качественно представлять на рынок работы творческой личности.
На вопрос об отношениях между арт-менеджером и его подопечными ответили:
- только деловые - 4 человека (10 %);
- только дружеские - 0 человека;
- и деловые и дружеские - 34 человека (85 %);
- другое - 2 человека (5 %).
Из этого видно, что подавляющее большинство опрошенных считают, что отношения должны быть и деловыми, и дружескими, можно сказать, партнерскими, и такие отношения дадут наилучший результат.
На вопрос о необходимости художнику владеть качествами менеджера ответили:
- да, это ему поможет - 24 человека (60 %);
- нет, это не обязательно - 11 человек (27,5 %);
- не знаю - 3 человека (7,5 %);
- другое - 2 человека (5 %).
На наш взгляд, развитие управленческих умений, навыков, освоение профессиональных знаний в области менеджмента,
приобретение опыта способствуют формированию профессионального мастерства личности. Больше половины опрошенных согласны с этим.
Но художника волнует, прежде всего, не прибыль, а то, получит ли он от своей работы творческое удовлетворение и достаточно средств, чтобы жить.
На вопрос о менеджерских функциях, выполняемых художником ответили:
- ставить цель в своей работе - 14 человек (35 %);
- измерять достигнутое - 0 человек;
- планировать рабочий день - 4 человека (10 %);
- организовывать творческие возможности - 12 человек (30 %),
- все вместе - 9 человек (22,5 %);
- другое - 1 человек (2,5 %).
На вопрос о желании опрашиваемых освоить знания в области менеджмента ответили:
- да - 21 человек (52,5 %);
- нет - 9 человек (22,5 %);
- затрудняюсь ответить - 10 человек (10 м %).
Не станем анализировать в данном случае результаты опроса по проблемам повышения образовательного уровня студентов и последипломного обучения творческих работников.
Обратим свое внимание на то, что при создании условий для максимального проявления способностей каждого творческого работника - реализуется самоменеджмент, достигается более высокий уровень мотивации к активному труду, повышается чувство удовлетворенности работой и сопричастности к делам коллектива. Проведенное анкетирование показало, что в данном творческом коллективе сложилось твердое мнение, что совмещение в художнике качеств менеджера и творческой личности возможно.
Идеальной в творческом процессе является ситуация, когда продюсером проекта или арт-менеджером коллектива становится талантливый творец - художественный руководитель, и тогда возникают театр Г. Тов-
станогова, М. Захарова, Г. Волчек, оркестр
В. Спивакова, В. Гергиева, ансамбль И. Моисеева, балет Ю. Григоровича, ансамбль
Н. Бабкиной, А. Духовой и много других выдающихся коллективов.
Литература
1. Чижиков В. М., Чижиков В. В. Введение в социокультурный менеджмент: учеб. пособие. - М.:
МГУКИ, 2003. - 3S2 с.
2. Франсуа Колбер. Маркетинг культуры и искусства: перевод с англ. I при участии Жака Нантеля,
Сюзанн Билодо, Дж. Дэнниса Рича. - СПб.: Издатель Васин А. И.: Арт-Пресс, 2004. - 256 с.
3. Джиллиан Хенбери Пул. Когда менеджмент приносит деньги: Наставление учреждениям культуры
всех стран: пер. с англ. - СПб.: Контрфорс, 1999. - 197 с.
4. Менеджмент искусства: реферат книги Giep Hagoort «Cultural enterpreneurship». - Кемерово: КемГИИК-ИЧП «А. А. Рудич», 1999. - 176 с.
5. Жданова Е. И., Иванов С. В., Кротова Н. В. Управление и экономика в шоу-бизнесе. - М.: Фи-
нансы и статистика, 2003. - 174 с.
6. Корнеева С. Как зажигают «звезды». Технологии музыкального продюсирования. - СПб.: Питер,
2004. - 320 с.
7. Корнеева С. SEX + 50 % от дохода. Профессиональный шоу-бизнес. - М.: Квант, 2010. - 374 с.
S. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 304 с.
9. Галуцкий Г. М. Введение в экономику культуры (основы экономических знаний для специалистов
культуры). - М., 2001. - 31S с.
10. Галуцкий Г. М. Финансово-экономическая деятельность в учреждениях культуры (Стратегия вы-
живания в условиях рыночной экономики). - М.: Изд. дом «Галуцкий и С», 2001. - 331 с.
11. Пилилян Е. К. Менеджмент культуры: учеб. пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007. - S1 с.
12. Жарков А. Д. Социально-культурные аспекты эстрадного искусства: история, теория, технология: учеб. пособие. - М.: МГУКИ, 2010. - Ч. II. - 396 с.