ББК 74. 580
М. Д. Ильязова
Астраханский государственный технический университет Кафедра социологии и психологии
КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ1
Стратегической целью высшего профессионального образования сегодня многие исследователи считают формирование компетентности будущего специалиста. Под этим понятием подразумевается активность знаний, умений, способностей, готовность актуализировать их на практике. Поэтому именно компетентности (компетенции) рассматриваются нами как основной образовательный конструкт, элемент модели выпускника современного вуза. В модели выпускника мы выделяем четыре блока компетентностей (компетенций):
- общая профессиональная компетентность;
- специальная профессиональная компетентность;
- общая социально-психологическая компетентность;
- специальная социально-психологическая компетентность (рис. 1).
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
1 Общие профессиональные компетенции ^ 1 Общие социально-психологические компетенции
а г і к ч г
Специальные профессиональные компетенции - ► < Специальные социально-психологические компетенции
Рис. 1. Структура компетентности выпускника
Анализ научной педагогической и психологической литературы показал, что понятие «компетентность» может трактоваться как «совокупность (система) знаний в действии» [1, с. 25].
Понятие «компетенция» имеет в научной литературе следующие интерпретации:
- интегрированная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, «...способность человека реализовать на практике свою компетентность»;
1 Работа выполнена при поддержке РГНФ и Правительства Астраханской области (грант № 05-06-31603 А/Ю).
- «деятельностные знания, учения, навыки...», опыт (интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач), а также мотивационная и эмоциональноволевая сфера личности [1, с. 26];
- компетенция - диспозиция самоорганизации. Диспозиция, согласно психологическому словарю, это «готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности» [2, с. 108]. Это осознанная готовность личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленным её предшествующим опытом [2]. Понятие «компетенция» в таком аспекте отражает способности, готовность и знания, связанные «относительно ценностей» и реализуемые посредством «волевых импульсов - диспозиционными предпосылками целенаправленного поведения» [3, с. 5-6].
Термины «компетенции» и «компетентности» могут употребляться как слова-синонимы, обозначая действенность системы знаний. Но некоторые авторы [1] «разводят» эти понятия, обозначая термином «компетентности» интегративную целостность и действенность знаний, умений, навыков вообще, а термином «компетенции» - интегративную целостность, действенность знаний, опыта в профессиональной деятельности.
Во всех приведенных определениях подчеркивается именно активность, действенность имеющихся знаний и опыта, поэтому для дальнейшего изучения феноменологии компетентности мы обратились к понятию «активность».
Согласно «Словарю современного русского литературного языка», «активный» - значит: 1) деятельный, энергичный; 2) способный действовать», а «активность» - это свойство по значению прилагательного «активный» [цит. по: 4, с. 7].
В педагогике и психологии существуют разные подходы к определению понятия «активность». М. И. Лисина пишет, что это понятие «одинаково часто применяется в психологии и смежных науках для обозначения трех неодинаковых явлений:
- определенной, конкретной деятельности индивида;
- состояния, противоположного пассивности;
- для обозначения инициативности или явления, противоположного реактивности: в этом подчеркивается тот факт, что субъект действовал по своему почину, внутренне вовлеченно, а не реагировал бездумно, подобно машине...» [цит. по: 4, с. 7].
Таким образом, активность - это деятельность, активность - это готовность к деятельности, активность - инициативность. Общим является указание на наличие энергии и её мобилизованность.
В ряде других исследований понятие активности рассматривалось как:
- «качественная характеристика деятельности, её мера, степень проявления» (Л. П. Станкевич);
- «способность производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющейся в творчестве, волевых актах, общении» [цит. по: 4, с. 7, 8].
По Л. И. Божович, активность личности проявляется в способности управлять своим поведением и деятельностью. Согласно Л. И. Анцыферо-вой, данная характеристика включается в построение личностью самой себя. К. К. Платонов включает активность в структуру личности [4].
Анализ ряда определений понятия «активность» позволяет сделать вывод, что одни определения фокусируются на проявлениях активности в особых реакциях, действиях, деятельности, другие рассматривают активность как внутреннюю способность к взаимодействию. Эти два направления объединяет определение активности, данное А. В. Петровским. Он рассматривает активность как деятельное состояние субъекта: «Активность детерминируется изнутри (со стороны отношений субъекта к миру) и реализуется вовне в процессах поведения» [цит. по 4, с. 8].
Таким образом, активность - это деятельностное состояние субъекта. Активность определяет качество деятельности (уровень и качество результатов, процессуальные особенности деятельности) через отношение субъекта к деятельности (комплекса внутренних побуждений, установок, мотивов поведения и деятельности, направленности интересов). Активность детерминируется изнутри и реализуется вовне - в деятельности субъекта.
В структуре активности ясно выделяются следующие компоненты.
Потенциальная активность - состояние готовности и стремления к деятельности. Это мотивационно-личностная основа активности, которая включает в себя потребность, цель деятельности, мотивацию деятельности, инструментальную основу активности (знания, умения, опыт).
Волевые действия субъекта по сознательному преодолению трудностей на пути осуществления действия. Механизм воли и саморегуляции необходим, чтобы перевести потенциальную активность в реальную. В структуру активности входят следующие волевые действия: выбор мотивов и целей, осознание цели деятельности, принятие решения, достижение цели, самооценка.
Реальная активность - психическая и (или) предметная деятельность субъекта, которая реализуется в действиях и операциях. Реальная активность включает процессуальные и результативные характеристики деятельности [4].
Исходя из структуры активности личности понятие «компетентность» оказывается синонимичным понятию «потенциальная активность» -готовность и стремление к деятельности - и включает в себя знания, умения, опыт (инструментальная основа активности), а также потребности, цели и мотивацию деятельности.
Мы в своем исследовании будем рассматривать компетентность как общую готовность, стремление к деятельности, то есть потенциальную активность субъекта, которая включает в себя различные, в зависимости от сферы жизнедеятельности, компетенции (рис. 2).
Потенциальная
активность
(компетентность)
Реальная
активность
(деятельность)
Рис. 2. Структура активности
Об активности субъекта можно судить по следующим критериям:
- субъективные - преобладающие мотивы деятельности, направленность интересов, самооценка деятельности;
- объективные - процессуальные характеристики деятельности (темп, интенсивность, объем деятельности, разнообразие приемов и действий, использованных индивидом при выполнении заданий), результативные характеристики деятельности (уровень и качество результатов в целевой деятельности за установленное время), способность к саморегуляции деятельности.
Компетенции как цели образовательного процесса должны быть определенными, легко поддаваться диагностике. Именно диагностичность является по мнению многих авторов, основополагающим критерием качества задаваемых целей. Критерием диагностично поставленных целей являются точное и четкое описание формируемого качества, наличие методик их объективного и однозначного выявления, существование шкалы оценки уровня развития данного качества.
Мы считаем, что для анализа результативности образовательного процесса нужно сконцентрировать внимание на познавательной активности личности, так как, во-первых, приобретение, преобразование и использование знаний предполагают активную познавательную деятельность субъекта, а во-вторых, в процессе обучения педагогическая система имеет возможность оценить уровень развития именно этой составляющей.
Познавательная активность - готовность (способность и стремление) к энергичному овладению знаниями, выбор наиболее оптимальных путей для достижения цели. На уровне направленности личности познавательная активность - это «глубокая убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит отражение в осознании им цели деятельности, готовности к энергичным действиям и самой непосредственной познавательной деятельности» (В. И. Лозовая, А. А. Троцко, [цит. по: 4, с. 15). Познавательная активность - потенциальная и реальная - является основой для формирования компетентностей.
Исследования Т. И. Шамовой, В. И. Орлова, Э. Д. Телегиной,
Н. А. Менчинской [4] позволили определить для нашей работы критерии познавательной активности, на основе которых можно комплексно оценить познавательную активность студента:
Субъективные критерии познавательной активности:
1. Преобладающие мотивы учения.
2. Познавательный интерес к содержанию знаний и приемам работы с учебным материалом.
3. Самооценка результатов познавательной деятельности.
Объективные критерии познавательной активности:
1. Способность к саморегуляции.
2. Процессуальные характеристики познавательной деятельности:
- темп, интенсивность, объем познавательной деятельности:
- разнообразие приёмов и действий, использованных обучающимся при выполнении предлагаемых заданий.
3. Результативные характеристики познавательной деятельности:
- уровень и качество результатов в целевой деятельности за установленное время, соотнесенные с познавательными возможностями обучающегося (рис. 3).
Потенциальная
познавательная
активность
Волевые действия
Реальная
познавательная
активность
Субъективные критерии
Объективные критерии
Рис. 3. Критерии активности
В своем исследовании мы выделяем два уровня познавательной активности личности: 1) познавательно-репродуктивная активность; 2) познавательно-творческая активность. Они различаются преобладающими мотивами учебной деятельности, процессуальными и результативными характеристиками познавательной деятельности.
Познавательно-репродуктивная активность - это начальный уровень познавательной активности обучающегося. Он характеризуется:
- преобладанием внешних мотивов познавательной деятельности;
- процессуальными особенностями познавательной деятельности, которая имеет характер репродуктивной деятельности: алгоритмизированные действия по точно описанным правилам и в хорошо известных условиях. Опыт деятельности накапливается через опыт другого;
- результатом познавательно-репродуктивной активности является репродуктивное усвоение системы знаний и способов деятельности.
Познавательно-творческая активность - это высший уровень познавательной активности личности, который характеризуется:
- преобладанием внутренних мотивов познавательной деятельности;
- процессуальными особенностями познавательной деятельности, которая имеет характер творческой деятельности (обучающиеся в тех или иных сочетаниях выполняют процедуры творческой деятельности): пере-
нос усвоенных знаний и способов деятельности в новые ситуации, видение проблемы, видение новой функции, структуры объекта, нахождение нового способа при наличии известного;
- результатами познавательно-творческой активности являются: создание объективно или субъективно нового (оригинальный продукт, новый подход к решению задачи (новая основа ориентировочной деятельности (ООД), новая проблема, новое знание), усвоение опыта творческой деятельности, развитие творческих способностей обучающегося.
Эти особенности уровней познавательной активности могут быть рассмотрены в качестве критериев и использоваться при подборке диагностических материалов для исследования уровня развития познавательной активности студентов.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-29.
2. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.
3. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. -№ 11. - С. 3-13.
4. Прохорова Т. Н., Ильязова М. Д. Психолого-педагогические основы развития познавательно-творческой активности учащихся (в помощь учителям биологии): Метод. пособие для учителей. - Астрахань: Изд-во АОИУУ, 2000.
Получено 5.10.05
COMPETENCE AS POTENTIAL ACTIVITY OF AN INDIVIDUAL
M. D. Ilyazova
Building a graduating student model is studied in terms of competitive approach to the results of education. The results of theoretical stage of the research are presented. Different approaches to the definition of the notion “competence” are studied, which is also the main element of the graduating student model.
The attempt to define competence as potential activity of an individual is presented. The worked out graduating student model with its structural parts: general (professional and social and psychological) and special (professional, social and psychological) competence of the future specialist is also studied.