ББК 74.580
М. Д. Ильязова
КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-СОЦИОЛОГОВ1
Проблема определения теоретических основ методики формирования профессиональной компетентности студентов в ходе образовательного процесса в вузе - актуальная задача современных психолого-педагогических исследований. Её актуальность обусловлена рядом факторов, в числе которых можно назвать кризис мировой и отечественной системы образования, вызванный его недостаточной эффективностью в сфере подготовки конкурентоспособных специалистов, удовлетворяющих требования современного рынка труда; государственную стратегию развития образования, направленную на повышение конкурентоспособности России на мировом рынке образовательных услуг; вступление России в Болонское соглашение, переход на категории «компетенции», «кредит», «зачетные единицы», «бакалавриат», «магистратура» и др. в области задания целей высшего образования; концептуальную неразработанность компетентност-ного подхода, отсутствие целостного опыта его внедрения, в то время как государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования уже формулируются на языке компетенций/компетентности.
Успешность решения любой исследовательской задачи определяется качеством методологического и методического обоснования стратегии и тактики её реализации. Методология педагогики представляет собой систему знаний об основах и структуре теории, определяет способы получения нового знания, обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом объекте, операционализирует понятия той или иной педагогической теории. Методологический анализ позволил нам сформулировать концептуальные основы нашего исследования (концепция -(от лат. сопеерИо - понимание, система взглядов, ведущая мысль) - это система взглядов, выражающая определенный способ видения («точку зрения»), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип) [1]: определить сущность (совокупность связей, отношений, сторон, свойственных компетентности), описать структуру компетентности выпускника вуза, выявить факторы, условия её формирования и развития в ходе педагогического процесса.
Философский уровень методологического анализа определяет возможность формирования профессиональной компетентности специалиста в ходе образовательного процесса, содержание образования, направленного на формирование профессиональной компетентности. С одной стороны, профессиональная компетентность - это интегративное личностное качество, которое формируется и проявляется в профессиональной деятельности, что предполагает ограничение возможностей её формирования в рамках другой - учебной деятельности. Это предъявляет определенные требования к организации образовательного процесса: проектирование и моделирование последовательного перехода, трансформации учебной деятельности в деятельность профессиональную через ряд промежуточных стадий (собственно учебная деятельность - квазипрофессиональная деятельность - учебно-профессиональная деятельность - собственно профессиональная деятельность).
Системный и целостный подходы позволили нам определить элементный и компонентный состав компетентности выпускника.
Деятельностный подход предполагает учет психологической структуры деятельности всех субъектов образовательного процесса (профессионально-педагогической деятельности преподавателя, учебно-профессиональной деятельности студентов), перевод студента в позицию субъекта познания, труда, общения, обучение его целеполаганию, планированию, контролю, самоанализу, оценке результатов деятельности. В рамках деятельностного подхода был предпринят поиск путей организации личного опыта студентов в осуществлении интегративной деятельности, определяемой полнотой её содержания в процессуальном аспекте (целеполагание - целевыполнение) и в видовом аспекте (представленность всех компонентов интегративной деятельности - когнитивного, мотивационного, ценностно-ориентационного, преобразовательного).
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Астраханской области (грант РГНФ № 07-06-31605 а/Ю).
На конкретно-научном (педагогическом) уровне методологического анализа деятельностный подход соотносится с процессуально-результативным, проблемно-ситуативным и задачным подходами.
Процессуально-результативный подход предопределял в нашем исследовании обязательное включение мониторинговых процедур в процесс формирования профессиональной компетентности студентов-социологов, организацию психолого-педагогического сопровождения процесса профессионализации будущего специалиста. При этом осуществлялся деятельностный контроль процесса превращения учебной деятельности в профессиональную в ситуациях профессионального (предметного и социального) взаимодействия.
Проблемно-ситуативный подход ориентировал нас на проектирование и создание учебных профессионально ориентированных ситуаций в ходе процесса формирования и развития профессиональной компетентности студентов-социологов. По внешней форме учебная ситуация - это задача, задание, проблема. Поэтому педагогический процесс формирования профессиональной компетентности будущего специалиста должен опираться также на задачный подход, который определяет выявление вероятностных педагогических явлений, их анализ, составление на его основе номенклатуры профессионально вероятностных задач, разработку средств и условий их решения.
В русле деятельностного подхода к методике формирования профессиональной компетентности лежит концепция контекстного обучения. Опора на неё определяла в нашем исследовании создание педагогических условий для динамического движения деятельности студента от учебной деятельности к деятельности профессиональной; для трансформации учебной деятельности в профессиональную деятельность с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий (поступков), средств, предмета и результата; для моделирования содержания профессиональной деятельности специалистов со стороны её предметно-технологических (предметный контекст) и социальных (социальный контекст) составляющих.
В рамках личностного подхода формирование профессиональной компетентности рассматривается нами как становление смыслообразующих профессиональных мотивов, ценностей, профессионально важных качеств, профессионального мышления, опыта реализации компетенции, проявления эмоционально-волевой регуляции проявления компетентности в зависимости от ситуаций профессионального и личностного взаимодействия.
Профессиональная готовность преподавателя к реализации модели формирования профессиональной компетентности как личностного качества предполагает: определение возможностей создания личностно ориентированной профессиональной ситуации средствами учебнопредметной деятельности; применение приемов контекстуализации, диалогизации, игротизации материала; наличие замысла личностно ориентированной профессиональной ситуации; умение актуализировать профессионально-ценностные аспекты изучаемого материала, переводить их в деятельностно-коммуникативную форму.
Поэтому важным для формирования профессиональной компетентности как интегрального личностного качества мы считаем полисубъектный (диалогический) подход, предопределяющий взаимоотношения субъектов образовательного процесса, построенных по типу диалога -совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов (СПД).
Именно такой тип социально организованных взаимодействий и взаимоотношений между студентами и преподавателем образует движение от зарождения общности смыслов, целей и способов деятельности к развитию единого смыслового поля; является мотивирующей основой к становлению осознанной саморегуляции в качестве субъекта познавательной и профессиональной деятельности. Предметом СПД являются обобщенные и осознанные способы учения и профессиональной деятельности, а также нормы взаимодействия и общения. При такой организации обучения состояния регуляции собственной активности студента развиваются от первичного, исходного состояния на основе усвоенных из предыдущего социального развития норм и способов («мои» нормы и «мои» способы) до состояния регуляции собственной активности профессиональными нормами и способами («профессиональные» нормы, «профессиональные» способы). Основным методическим приемом перевода студента в позицию развивающегося профессионала является профессиональное позиционирование - стимулирование действий по занятию позиций профессионала даже по отношению к студенту первого курса.
Концепция методики формирования профессиональной компетентности студентов-социологов опирается на систему педагогических принципов - исходных теоретических положений, руководящих идей и основных требований, вытекающих из установленных психологопедагогической наукой закономерностей и реализуемых в целях, содержании, педагогических технологиях, деятельности преподавателей и деятельности студентов.
Система принципов формирования профессиональной компетентности определяется:
а) общедидактическими принципам обучения в высшей школе;
б) принципами создания ситуаций совместной продуктивной деятельности;
в) принципами контекстного обучения;
г) принципами личностно ориентированного образования.
Содержание основных понятий, использованных в нашем исследовании, можно определить следующим образом.
Компетенция - потенциальная активность субъекта деятельности; готовность и стремление к продуктивной деятельности с полным осознанием ответственности за её результаты. Элементный состав компетенции субъекта деятельности представлен:
— инструментальной основой деятельности (знания, умения, навыки, опыт деятельности);
— мотивационной основой деятельности (мотивы деятельности);
— ценностно-смысловой основой деятельности (ответственность за результаты деятельности);
— индивидуально-психологической основой (способности к деятельности) (рис. 1).
Инструментальная основа (знания. умения, навыки)
Мотивационная основа(мотивы деятельности)
Ценностно-мысловая основа (ответственность)
Компетенция
Индивидуальнопсихологическая основа (способности к деятельности)
Рис. 1. Структура компетенции субъекта деятельности
Компетенция реализуется в деятельности субъекта с помощью механизмов саморегуляции, определяет успех деятельности, проявляясь в виде компетентности субъекта. Без механизмов саморегуляции, без мобилизации в определенной ситуации компетенция может так и остаться лишь потенциальной активностью, не реализоваться, и результат деятельности, успех достигнуты не будут.
Именно ситуации и развитые механизмы самоуправления, саморегуляции выступают фактором, определяющим действенность всех этих компонентов, стимулирующим компетентное поведение субъекта деятельности (поведение - социально обусловленная, опосредованная знаково-смысловыми системами деятельность; её своеобразие зависит от характера взаимоотношений субъекта с группами, членом которых он является [2]).
Саморегуляция субъекта деятельности, механизмы реализации компетенции в деятельности составляют конативную основу его компетентности (конацию) (от англ. conation - способность к волевому движению [3]).
Таким образом, компетентность - это реализованная в деятельности компетенция, это интегральная, проявленная в деятельности (ситуации), характеристика личности, определяющая успех и ответственность за её результаты.
Структуру компетентности образуют её основы: мотивационная, инструментальная, ценностно-смысловая, индивидуально-психологическая и конативная (рис. 2).
Рис. 2. Структура компетентности субъекта деятельности (процессуальный аспект)
Инструментальная основа компетентности представлена знаниями, умениями, навыками. Знание - это понимание, сохранение в памяти, умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Знание является подструктурой личности, включающей в себя не только отражение предметов объективной действительности, но и действенное отношение к ним, личностный смысл усвоенного. Умение - освоенный способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Навык - автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.
Мотивационная основа компетентности является одним из ключевых факторов компетентности. Мотив - движущая сила, побуждение, стремление к деятельности.
Важным фактором компетентного поведения выступает направленность личности, ценностносмысловая основа компетентности. Это сформированное активное положительное отношение к общечеловеческим ценностям - «жизнь», «человек», «общество», «труд». Такое отношение находит свое отражение в проявлении личной ответственности за результаты деятельности в любой сфере.
В свою модель компетентности как интегрального качества личности мы включили способности человека, составляющие индивидуально-психологическую основу компетентности, - это особенности, качества личности, определяющие успешность и быстроту освоения деятельности.
Конативная основа компетентности представлена механизмами саморегуляции личности. При всем разнообразии видов проявлений саморегуляция имеет следующую структуру: принятая субъектом цель его произвольной активности, модель значимых условий деятельности, программа собственно исполнительских действий, система критериев успешности деятельности, информация о реально достигнутых результатах, оценка соответствия реальных результатов критериям успеха, решение о необходимости и характере коррекции деятельности.
В оценке компетентности человека необходим комплексный подход, который предполагает учет следующих критериев:
— содержательные характеристики деятельности - комплекс внутренних побуждений, установок, мотивов поведения и деятельности, направленности интересов и т. д.;
— уровень и качество результатов, т. е. тех реальных достижений, которые были получены в итоге деятельности человека;
— процессуальные особенности деятельности (темп, скорость, интенсивность, объем).
Это означает, что компетентность субъекта оценивается с одной стороны, по тому, насколько цель деятельности включается в общую структуру мотивов личности и, с другой - по тому, как выполняется деятельность по достижению того или иного результата.
Профессиональную компетентность субъекта деятельности мы рассматриваем как один из видов компетентности выпускника вуза. Здесь мы исходим из предположения о том, что компетентность выпускника вуза в своей видовой структуре включает в себя компетентность профессиональную (реализованная готовность, стремление успешно трудиться в определенной профессиональной сфере деятельности) и компетентность социально-психологическую (реализованные стремление и готовность жить в гармонии с собой и другими, гармонии самости и социумности).
В свою очередь, каждая из этих компетентностей, на наш взгляд, может быть разделена на общие (базовые, ключевые) компетентности, общие для всех выпускников всех вузов, и специальные, необходимые для успешной трудовой деятельности в определенной профессиональной среде.
Обратимся к описанию структуры собственно профессиональной компетентности, представляющей собой реализованную в деятельности профессиональную компетенцию.
Профессиональная компетенция - это потенциальная активность, готовность и стремление личности к продуктивной профессиональной деятельности с полным осознанием ответственности за её результаты.
Профессиональная компетентность - это интегральная, проявленная в деятельности (ситуации), характеристика личности, определяющая успех профессиональной деятельности и ответственность за её результаты.
Описанную родовую и видовую структуру компетентности мы положили в основу создания модели методики формирования профессиональной компетентности. Формировать - значит придавать какую-либо форму, законченность, создавать, составлять в определенном порядке [1].
Формирование профессиональной компетентности студентов в ходе обучения в вузе определяет необходимость комплексного формирования и развития профессиональных ценностей, профессиональных мотивов учебной деятельности, формирование профессиональных знаний, умений и навыков, формирование и развитие профессионально важных качеств, а также формирование способности к саморегуляции, способности к мобилизации своего потенциала (компетенции).
Содержание образования, направленного на формирование профессиональной компетентности специалиста должно отражать специфику профессиональной деятельности и личности специалиста (модели специалиста). На основе модели специалиста строится модель выпускника той или иной специальности.
Основным способом формирования профессиональной компетентности студента в вузе, на наш взгляд, является учебная, профессионально ориентированная ситуация, которая разворачивается в ходе решения задачи, проблемы, выполнения задания. Ситуация - система внешних (объективная реальность) и внутренних условий (психологическая готовность, личностный смысл), побуждающих и опосредующих активность личности, формирование новообразований в структуре личности [2] (рис. 3).
Учебная профессионально ориентированная ситуация рассматривается нами как единица совместной деятельности преподавателя и студента; это система конструируемых педагогом (субъект обучения) условий, побуждающих и опосредующих активность обучающегося (субъект учения) в социальном и предметном контексте будущей профессиональной деятельности. Моделью учебной ситуации выступает задача (задание, вопрос), которая моделирует в своем содержании типичные ситуации, возникающие в реальной практике профессиональной деятельности.
В таких ситуациях происходит усвоение и актуализация профессиональных знаний, умений, навыков, становление смыслообразующих профессиональных мотивов, развитие профессионально важных качеств, профессионального мышления, приобретается опыт реализации знаний, а также эмоционально-волевой регуляции реализации компетенции.
Проектирование и создание профессионально ориентированных ситуаций (ситуаций формирования профессиональной компетентности) в ходе образовательного процесса опирается на следующие принципы:
— принцип психолого-педагогического обеспечения личностного включения студента в учебную деятельность;
— принцип проектирования и создания предметного и социального контекста будущей профессиональной деятельности;
— принцип ведущей роли совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов, диалогического типа общения;
— принцип актуализации профессионально-ценностных аспектов содержания образования;
— принцип единства обучения и воспитания;
— принцип профессионального позиционирования;
— принцип формирования профессионального самосознания студентов.
В зависимости от ведущих функциональных возможностей ситуации формирования профессиональной компетентности студентов условно можно разделить на следующие виды:
— ситуации формирования мотивационной основы профессиональной компетентности -профессиональные мотивы;
— ситуации формирования инструментальной основы профессиональной компетентности -ситуации формирования профессиональных знаний; профессиональных умений, навыков;
— ситуации формирования ценностно-смысловой основы профессиональной компетентности - профессиональных ценностных отношений, профессиональной этики, ответственности;
— ситуации формирования индивидуально-психологической основы профессиональной компетентности - профессионально важных качеств;
— ситуации формирования конативной основы профессиональной компетентности -механизмов реализации компетенций, ситуации проявления компетентности.
Формы и методы организации образовательного процесса, направленного на формирование профессиональной компетентности, должны предопределять динамическое движение деятельности студента от учебной, через квазипрофессиональную деятельность, к учебно-профессиональной деятельности через стадии разнообразных промежуточных форм. Базовыми (основными) формами учебной деятельности студента являются лекция, семинар, самостоятельная работа студентов, научно-исследовательская работа студентов (НИРС), практические занятия. Квазипрофессио-нальная деятельность моделирует в аудиторных условиях и на языке науки условия, содержание и динамику производства, отношения занятых в нем людей (например, деловая игра).
В ходе учебно-профессиональной деятельности студент выполняет реальные исследовательские (учебная исследовательская работа студентов, НИРС, подготовка дипломной работы) или практические функции (производственная практика). Такая деятельность студентов, оставаясь учебной, оказывается по своим целям, содержанию, формам и технологиям фактически профессиональной. Переходными формами являются проблемная лекция, семинар-дискуссия, групповые практические занятия, анализ конкретных производственных ситуаций, тренинги, спецкурсы, спецсеминары и др.
Для эффективной реализации поставленных задач в образовательном процессе необходимо проводить мониторинговые процедуры для оценки уровней сформированности компонентов профессиональной компетентности по выделенным критериям.
Эти концептуальные идеи и обобщения мы положили в основу конструирования модели методики формирования профессиональной компетентности студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2003. - 1536 с.
2. Гинецинский В. И. Предмет психологии: дидактический аспект: Пособие для препод. - М.: ЛОГОС, 1994. - 211 с.
3. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
Статья поступила в редакцию 7.05.2008
CONCEPTION OF FORMING OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS IN SOCIOLOGY
M. D. Ilyazova
The transition to the competence-based education supposes restructuring of all components of educational process, and the problem of methodical provision of the process of formation of professional competence of future specialists becomes the actual theoretical and practical task of modern pedagogical investigations. In this connection the conceptual bases of the methods of formation of professional competence of students: methodology, principles, content and structure of key categories (professional jurisdiction, competence, criteria of professionally competent behavior); professionally oriented training situation as the main way of professional competence formation, its essence and specific structure are represented.
Key words: competence, jurisdiction, professional competence, professionally oriented training situation.