Научная статья на тему 'Компетентность и профессионально-педагогические компетенции преподавателей специальных дисциплин средних специальных учебных заведений железнодорожного транспорта'

Компетентность и профессионально-педагогические компетенции преподавателей специальных дисциплин средних специальных учебных заведений железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН / СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ. / COMPETITION / COMPETENCE / PRACTICAL-ORIENTED ENVIRONMENT / TEACHERS / SPECIALIZED SECONDARY SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Н. О., Силкина Н. В.

Рассмотрен вопрос профессионально-педагогических компетенций преподавателей средних специальных учебных заведений в процессе подготовки специалиста. Мы предлагаем способ формирования профессионально-педагогических компетенций преподавателей в практи-ко-ориентированной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETICHION AND THE PROFESSIONAL PEDAGOGICAL COMPETENCES OF TEACHERS OF SPECIALIZED DISCIPLINS AT THE TECHNICAL SCHOOL OF THE RAILWAY TRANSPORT

This paper is about the formation of professional -pedagogical competences of teachers in the Novosibirsk Technical School of the Railway transport. We propose the method of formation of professional -pedagogical competences in a practical-oriented environment, which has pedagogical and branch aspects.

Текст научной работы на тему «Компетентность и профессионально-педагогические компетенции преподавателей специальных дисциплин средних специальных учебных заведений железнодорожного транспорта»

Таблица 3

Средние значения (в мм) отклонений от центра при делении отрезков правой и левой рукой у аддиктов и контрольных испытуемых

Испытуемые Количество Правая рука Левая рука

Аддикты 20 1,22±0,36 0,38*±0,31

Контроль 20 0,78±0,28 0,46±0,37

*—достоверность латеральных различий Р<0,05 по t-критерию для сопряженных значений.

У аддиктов выявлено усиление функциональной активности правого полушария в сочетании с нарушением парного, согласованного функционирования полушарий в восприятии и моторной оценке пространственных отношений. Латеральные особенности воспроизведения нейтральных и эмоциональных слов у аддиктов также указывают на нарушение баланса полушарной активации.

Выводы.

1. Особенности сенсомоторной интеграции указывают на снижение у аддиктов пластичности нервной системы.

2. Среди испытуемых со склонностью к аддиктивному поведению достоверно больше левшей и амбидекстров, чем в контроле, и меньше правшей.

3. Взаимоотношения полушарий головного мозга у ад-диктов отличаются от таковых в контрольной группе. У ад-диктов определяется усиление функциональной активности правого полушария, что свидетельствует о вовлечении правого полушария в речевую деятельность.

3. Парное и согласованное функционирование полушарий мозга у аддиктов затруднено вследствие нарушения баланса полушарной активации.

Библиографический список

1. Немцов, А.В. Алкоголизм в России: история вопроса, современные тенденции // Алкоголизм. Приложение к ж. Неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 2007. - Вып. 1.

2. Караяни, А.Г. Психологическая реабилитация участников боевых действий // Психологическая реабилитация участников боевых действий / под ред. А.Г. Караяни, М.С. Полянского. - М., 2003.

3. Краснов, В.П. Профилактика психологических потерь в мирное время. - Саратов: Изд-во «МАТИ-ПРЕСС», 2008.

4. Николаева, Е.И. Психофизиологические, психологические и социальные механизмы формирования аддикции. - СПб.: РГПУ, 2008.

5. Каменская, В.Г. Сенсомоторная интеграция как маркер интеллектуального развития // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Природные факторы и социальные условия успешности обучения». - СПб.: САГА, 2005.

6. Chukhrova, M.G., Krivoschekov S.G. Functional brain asymmetry in alcoholism // International Journal of Psychophysiology. - 1998. - V. 30. - № 1-2.

7. Chukhrova, M.G. Peculiarities of forming and development of chronic alcoholism // 7th Congress of the European Society for Biomedical Research on Alcoholism. - Barcelona, Spain, 1999. - June 16 - 19.

8. Янсон, В.Н. Связь латерализации механизмов речевой деятельности с индивидуальными различиями психофизиологических реакций / В.Н. Янсон, З.Ф. Кенга // Изв. АН Латв. ССР. - 1983. - № 7.

Статья поступила в редакцию 01.12.10

УДК 377.112-057.85

Н.О. Ваганова, асп. СГУПС; Н.В. Силкина, д-р. пед. наук, проф. СГУПС, Новосибирск, E-mail: ntgt_ur@mail.ru

КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Рассмотрен вопрос профессионально-педагогических компетенций преподавателей средних специальных учебных заведений в процессе подготовки специалиста. Мы предлагаем способ формирования профессионально-педагогических компетенций преподавателей в практи-ко-ориентированной среде.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, преподаватели специальных дисциплин, средние специальные учебные заведения.

Железнодорожная отрасль в нашей стране - одна из тех ровому составу, выработанные в процессе развития отрасли и отраслей, от которых зависит рост экономики страны и ее обусловленные особенностями работы на железнодорожном регионов, бескризисное развитие промышленности, безопас- транспорте [1, с.2-9]. Обеспечить сохранность перевозимых ность государства. Руководители предприятий железнодо- грузов, безопасные условия проезда пассажирам могут только рожного транспорта предъявляют высокие требования к кад- специалисты, получившие железнодорожное образование в

соответствии с государственными требованиями и требованиями работодателей. В систему профессиональной подготовки кадров для предприятий железнодорожного транспорта входят образовательные учреждения высшего и среднего уровней.

Среднее профессиональное образование представляет собой важное звено в подготовке специалистов и решения важных государственных задач. Президент РФ Дмитрий Медведев в приветствии делегатам V съезда союза директоров средних специальных учебных заведений отметил: «Сегодня техникумы и колледжи должны сыграть определяющую роль в формировании высокопрофессионального кадрового резерва. От них прямо зависит подъем российской промышленности и социальной сферы, прорывное развитие страны на годы вперед» [2, с. 12, 13].

Иными словами, результат деятельности педагогического коллектива - это качество образования выпускника, которое выражается в готовности выпускника к профессиональной деятельности, конкурентоспособности на рынке труда. Подготовка такого выпускника возможна только в определенной образовательной системе при соответствующей ей организации образовательного процесса и наличии преподавателей специальных дисциплин, у которых сформированы необходимые для удовлетворения социального заказа профессионально-педагогические компетенции. Последнее условие является чрезвычайно важным, так как преподаватель остается ведущим субъектом образовательного процесса, никем и ничем не заменимым.

Из этого следует, что готовность выпускников средних специальных учебных заведений, в том числе и техникума железнодорожного транспорта, к трудовой деятельности, соответствие выпускников техникума требованиям общества и работодателя зависит от компетентности преподавателя, от сформированных профессионально-педагогических компетенций.

Э.Ф. Зеер, рассматривая различия между понятиями «компетентность» и «компетенция», подчеркивает, что «знания, умения и опыт определяют компетентность человека; способность мобилизовать эти знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации обусловливают компетенцию образованной и профессионально успешной личности» [3, с. 23-30]. А. В. Хуторской различает понятия «компетенция» и «компетентность» следующим образом. Под компетенцией ученый подразумевает «отчужденное, наперед заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере» [4, с. 9, 10, 32]. В научной литературе проблема компетентности и компетенций преподавателя рассматривается как «профессиональная компетентность» [5, с.7] или «педагогическая компетентность» [6, с. 46], или профессионально-педагогическая компетентность» [7, с. 90].

Профессионально-педагогическая компетентность в работе Н.В. Кузьминой «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения» рассматривается как «свойство личности» и включает 5 видов (или элементов) компетентности:

1. специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины;

2. методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся;

3. социально-психологическая компетентность в области процессов общения;

4. дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся;

5. аутопсихологическая компетентность в области достоинства и недостатков собственной деятельности и личности.

Учитывая наличие нескольких точек зрения на понимание компетентности и компетенций, в данной статье компетентность преподавателей средних специальных учебных заведений определяем как знания, умения, опыт и личностные качества, позволяющие осуществлять образовательную деятельность, а профессионально-педагогические компетенции как способность успешно применять свой жизненный, производственный опыт, профессиональные знания и умения в решении профессионально-педагогических задач. Считаем, что у преподавателя специальных дисциплин средних специальных учебных заведений железнодорожного транспорта должны быть сформированы следующие профессиональнопедагогические компетенции:

1. В области преподаваемых дисциплин:

- реализация требований практической подготовки;

- реализация требований современной научнотеоретических основ преподаваемой дисциплины;

- диагностика затруднений студентов;

- промежуточный и итоговый мониторинг качества подготовки студентов.

2. В области методической работы:

- создание учебно-методического сопровождения преподаваемой дисциплины;

- овладение современными педагогическими технологиями, в том числе информационными, и их использование.

3. В области связи с производством:

- постоянная актуализация теоретических и практических знаний по преподаваемой дисциплине;

- мониторинг качества обучения студента на соответствие требованиям работодателя.

4. В области воспитания работника железнодорожного транспорта:

- формирование мотивации к получению профессии железнодорожника;

- формирование у студентов качеств, необходимых железнодорожнику: корпоративная культура, ответственность, добросовестность, исполнительская дисциплина.

В Новосибирском техникуме железнодорожного транспорта в течение 2005 - 2010 г.г. проводился эксперимент по формированию профессионально-педагогических компетенций, в котором приняли участие 70% не имеющих педагогического образования преподавателей специальных дисциплин. Специальные дисциплины в государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования -это цикл дисциплин, реализующих государственные требования к профильной подготовке выпускника. Преподаватели специальных дисциплин техникума имеют базовое железнодорожное образование и выполняют различные виды деятельности, соответствующие будущей профессиональной деятельности выпускника, работника железнодорожного предприятия [8, с. 22].

Эксперимент позволил выявить уровень сформированно-сти профессионально-педагогических компетенций преподавателей техникума на начальном этапе (2005г.), сделать вывод об успешности используемых методов по их формированию.

К 2010 году уровень профессионально-педагогических компетенций преподавателей специальных дисциплин техникума повысился.

Для достижения результатов были применены следующие существующие методики формирования профессиональнопедагогических компетенций: организация и проведение методической работы, прохождение курсов повышения квалификации, стажировки на производстве, проведение занятий школы профессионального становления и др.

В дополнение к существующим методикам мы организовали формирование профессионально-педагогических компетенций в практико-ориентированной среде, представляющей собой педагогические условия для формирования компетенций в процессе профессионально-педагогической практики при выполнении различных видов учебной деятельности в рамках преподаваемых дисциплин [9, с. 114-115].

Практико-ориентированная среда состоит из внешней и внутренней среды и включает:

- специально организованные учебные и внеучебные мероприятия;

- учебно-лабораторную базу учреждения;

- систему регулярной консультативной поддержки преподавателей;

- механизмы взаимодействия с социальными партнерами.

Внутренняя среда - это деятельность различных структур

учебного заведения по организации различных мероприятий с целью формирования профессионально-педагогических компетенций преподавателей.

Внешняя среда - это совокупность институционального окружения учебного заведения, которая объединяет государственные управленческие структуры, железнодорожные и другие предприятия, образовательные учреждения различного уровня подготовки.

Практико-ориентированная среда способствовала включению преподавателей техникума в профессиональнопрактическую образовательную деятельность, оптимальному сочетанию теоретических и практических методов и форм его профессионального становления.

Эта модель имеет значительное преимущество перед предлагаемыми теоретическими формами, такими как семинары, тренинги, коллоквиумы и т.д., так как позволяет формировать компетенции без отрыва от профессиональной деятельности преподавателя и корректировать промежуточные результаты формирования компетенций.

В практико-ориентированной среде преподаватель в процессе формирования компетенций приобретает умения, лежащие в их основе, и осваивает способы деятельности. Освоение педагогических терминов и основ дидактики в таком случае происходит в различных формах профессиональнопедагогической деятельности и ощущается преподавателем как насущно необходимые, без которых невозможна реализация конкретных учебных задач. В таких условиях преподаватель целостно и органично «проживает» свое становление, не испытывая разделения своей педагогической деятельности на искусственно смоделированную и настоящую.

Уровень сформированности компетенций преподавателей техникума непосредственно влияет на качество подготовки специалистов. В 2010 году общепринятые показатели абсолютной и качественной успеваемости студентов в среднем по техникуму значительно выше, чем в 2005 году.

Таким образом, выбранные нами педагогические условия

- практико-ориентированная среда и учебно-методическая поддержка - позволяют формировать профессиональнопедагогических компетенции преподавателей специальных дисциплин техникума железнодорожного транспорта.

Библиографический список

1. Морозов, В. Н. Актуальные задачи производственного блока компании в текущем году // Железнодорожный транспорт. - 2010. - № 2.

2. Тебенихина, Т. Союз директоров средних специальных учебных заведений России: эффект оптимизации управления в системе начального и среднего профобразования / Т. Тебенихина // Кто есть кто в образовании и науке. - 2009. - № 4 (4).

3. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер. Э.Э Сыманюк // Высшее образование в России. - 2006. - № 4.

4. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: МГУ, 2003.

5. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. - 1990. - № 8.

6. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 1998.

7. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990.

8. Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2008.

9. Ваганова, Н.О. Формирование профессионально - педагогических компетенций преподавателей средних специальных учебных заведений в практико-ориентированной среде // Гуманитарные исследования СГУПСа: сб. научных трудов. / под ред. Ю.Д. Мишина. - Новосибирск: СГУПС, 2010. - Вып.5.

Статья поступила в редакцию 01.12.10

УДК 355.133.4(075)

А.А. Тюрин, соискатель Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена г. Новосибирск, Е-mail: tyurin. 73@mail.ru

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Приводятся данные комплексного обследования военнослужащих с применением физиологических и психологических тестов. Выводятся психофизиологические детерминанты состояния адаптированности военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.