Научная статья на тему 'Психофизиологические условия развития алкогольного аддиктивного поведения (на примере военнослужащих)'

Психофизиологические условия развития алкогольного аддиктивного поведения (на примере военнослужащих) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
308
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА. / ADDICTION BEHAVIOR / FUNCTIONAL BRAIN ASYMMETRY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Порфирьев В. А.

В экспериментальном исследовании рассматриваются особенности функциональной асимметрии мозга, сенсомоторной интеграции, парного и согласованного функционирования полушарий головного мозга при аддиктивном поведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Порфирьев В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT ALCOHOLIC ADDICTION BEHAVIOUR (ON the EXAMPLE of MILITARY MEN)

In an experimental research features of functional brain asymmetry, sensomotorial integration, the pair and coordinated functioning of cerebral hemispheres are considered at addiction behavior.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические условия развития алкогольного аддиктивного поведения (на примере военнослужащих)»

УДК 159.9

В.А. Порфирьев, соискатель Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ АЛКОГОЛЬНОГО АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ)

В экспериментальном исследовании рассматриваются особенности функциональной асимметрии мозга, сенсомоторной интеграции, парного и согласованного функционирования полушарий головного мозга при аддиктивном поведении.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, функциональная асимметрия мозга.

Актуальность исследования определяется глобальной медико-социальной проблемой XXI века, вызванной масштабами распространения употребления психоактивных веществ (ПАВ) и возникающим катастрофическим следствием - сложным комплексом медико-социальных, демографических, социально-психологических, юридических, экономических и других связанных с этим проблем, еще не получивших надлежащего научно-методологического осмысления [1]. Эти проблемы касаются и Российской Армии.

Распространение алкоголизма в Вооруженных Силах во многом является следствием и отражением процессов, происходящих в обществе. Объективные данные свидетельствуют о том, что алкоголизм и наркомания в последние годы превратилась в одну из острейших проблем армии и флота, а военная служба не становится серьезным препятствием на пути их распространения. В российских Вооруженных Силах со всей полнотой ощущается социально-психологическая усталость от затянувшегося кризиса. Блокада жизненно важных целей, неуверенность военнослужащих в завтрашнем дне лишают их обычной психологической устойчивости, снижают волевые импульсы к поиску выхода из накопившихся трудностей. Беспрерывное напряжение действует разрушительно на все формы социальных связей в воинских коллективах и семьях военнослужащих, резко увеличивая потенциал различных форм девиантного поведения: суицидов, злоупотребления алкоголем, наркомании [2]. Согласно данным Министерства обороны Российской Федерации, в 2007 г. в военных госпиталях лечились от наркомании и токсикомании 1675 человек, из них 146 офицеров [3]. Но, по мнению специалистов, эти цифры представляют только надводную часть айсберга. Количество официально регистрируемых в армии и на флоте случаев незаконного потребления алкоголя и наркотиков считается явно заниженным и отличается от реальной картины в несколько раз. Это объясняется не только закрытостью военной сферы или нежеланием военного руководства делиться с обществом своими проблемами и секретами. Ни в одной стране мира не существует точных статистических данных, полностью раскрывающих распространение алкоголизма и наркомании среди населения и отдельных социальных групп. В этих непростых условиях особенно важное значение приобретают наркологические исследования, которые позволяют расширить представление о психофизиологических механизмах приобщения к алкоголю и наркотикам и использовать эти представления с превентивными целями.

В настоящее время появилось достаточное число исследований, свидетельствующих о физиологической основе ад-диктивного поведения, которое приводит к алкоголизму и наркомании [4, 5]. Изменение работы системы подкрепления

является одним из патогенетических звеньев в генезе потребления ПАВ, что может приводить к социальнопсихологической дезадаптации и оказывать воздействие на психофизиологическое состояние [4]. Более глубокое исследование этого феномена определило и более широкий взгляд на аддикцию как специфическое поведение людей, в формировании которого участвуют как социальные условия раннего развития и психологические особенности человека, так и нейрофизиологические особенности, определяющие тип реагирования на раздражение и скорость фиксации определенных поведенческих стереотипов. Поэтому представляет значительный интерес сопоставление психологических особенностей личности, склонной к потреблению психоактивных веществ с психофизиологическими данными, что может явиться основой раннего выявления и профилактики аддиктивного поведения.

Особенность действия алкоголя заключается в том, что в больших дозах он подавляет психическую активность, а в малых - стимулирует ее, снимая сознательное торможение и давая выход подавленным желаниям и импульсам. Таким образом, с помощью алкоголя эффективно снимается состояние тревожности. Имеются данные о том, что алкоголь изменяет взаимоотношения структур головного мозга вследствие стрессогенного эффекта, в частности, межполушарные взаимоотношения, и алкоголизация протекает по-разному у лиц с различным латеральным профилем [6, 7]. Аддиктивное поведение характеризуется постоянством и предсказуемостью, что достигается стереотипностью действий с аддиктивными объектами и стереотипными эмоциями, что также указывает на особенности сенсомоторной интеграции [5]. В связи с этим, изучение психофизиологических коррелятов аддиктивной реализации важно для понимания особенностей формирования психологических качеств аддиктивных личностей. Своевременное выявление этих состояний среди личного состава РА позволит применять превентивные меры. Эти вопросы недостаточно освещены в научной литературе, что определило актуальность нашего исследования.

Цель исследования: выявление и анализ психологических и психофизиологических условий формирования аддик-тивной личности в воинском коллективе.

Объект и методы исследования. Эксперимент проводился в течение двух лет с 2008 по 2009 гг. В исследовании принимали участие курсанты НВВКУ, всего более 300 человек, которые в процессе исследования были разделены на подгруппы в зависимости от выявленных феноменов. Первую группу составили курсанты 1-3 курсов, отличники боевой и теоретической подготовки, всего 46 человек, средний возраст

21,6+1,88 лет. Вторую группу составили курсанты с признаками нарушения психосоциальной адаптации и неудовлетворительными показателями успеваемости, всего 58 человек, средний возраст 20,4+2,38 лет. В третью группу вошли курсанты, имеющие дисциплинарные взыскания вследствие потребления алкоголя и табака, всего 48 человек, средний возраст 21,8+2,12 лет. В первую группу курсанты определялись на основании психологического интервьюирования, во вторую и третью - на основании консультаций с психологом и анонимного тестирования.

Для оценки показателей функциональной асимметрии мозга у испытуемых применялся комплекс проб, рекомендованных В.П. Леутиным и Е.И. Николаевой (1988) [4]. Для оценки участия правого и левого полушарий мозга в речевых функциях был применен метод двойного задания (мануальновербальной интерференции) в модификации Янсон В.Н., Кенга З.Ф. [8]. Зрительно-пространственные возможности испытуемых оценивали с помощью задания на деление линий правой и левой рукой. Изучение влияния эмоциогенности слов на воспроизведение латерализованной речевой информации проведено для следующих вариантов: отсутствие эмоционального слова в списке, наличие эмоционального слова при его одностороннем предъявлении, наличие эмоционального слова при двустороннем предъявлении эмоциональных слов. При обследовании были выделены четыре группы: лица с преобладанием леволатеральных показателей, левши; группа амбидекст-

ров; лица со смешанными показателями сенсомоторной асимметрии и лица, с преобладанием праволатеральных показателей, правши, часть из которых была обследована в лабораторных условиях.

Все результаты вводились в таблицы программы Excel для Windows XP Professional. Результаты обрабатывались пакетом данной программы. Соответствие выборки нормальному распределению определялось с помощью критерия Колмогорова-Смирнова и программой SPSS. Число Z для обеих групп по каждому параметру свидетельствует о том, что распределения для них не отличаются от нормального.

С помощью компьютерного варианта авторской программы комплексной рефлексометрии В.Г. Каменской «Исследование физиологических характеристик реакции испытуемого на потоки стимулов контролируемой временной организации» [5] были выявлены следующие психофизиологические особенности у курсантов двух групп: отрицающих употребление алкоголя (контрольная группа) и систематически употребляющих (условное название «аддикты»).

Результаты. Анализ результатов простой рефлексометрической серии, в которой испытуемым предлагалось как можно быстрее реагировать на поток стимулов разной модальности, показал, что у отрицающих потребление алкоголя курсантов время реакции и количество пропусков соответствует средним показателям (Табл. 1).

Таблица 1

Результаты сенсомоторных реакций курсантов (скоростная серия)

а Параметры серии 1.1

Время реакции на цвет Абсолютное значение времени реакции на цвет Время реакции на звук Пропуски Индекс Херста

контроль 126,5±33,1* 238±21,4* 221,8±25,4* 2,1±1,3** 0,46±0,1**

аддикты 147,9±28,4 255,5±16,9 248,2±36,1 5,1±3,8 0,55±0,1

Примечания:

* - отличия результатов контрольной группы курсантов от данных, полученных для аддиктов, с уровнем значимости р <0,05 (Т-критерий Стьюдента); ** - р <0,01.

Таблица 2

Особенности сенсомоторных реакций курсантов (дифференцировочная серия)

Л U Параметры серии 2.1

Время реакции Абсолютное значение времени реакции а н е р Ошибки Пропуски Индекс Херста

Контроль 119,4±20,3 162,4±13,6 118,1±18,3 16,5±3,4 6,4±3,1 0,51±0,1

Аддикты 131,2±25,0 171,6±15,4 116,8±23,6 18,4±3,1 6,6±3,4 0,53±0,1

Курсанты, систематически употребляющие алкоголь, демонстрируют менее скоростные свойства сенсомоторного реагирования на стимулы разной модальности, отсутствие связанности отдельных сенсомоторных реакций во времени.

Индекс Херста у курсантов данной группы больше 0,5, что свидетельствует о том, что они работают, не замечая закономерности подачи сигнала.

Другая ситуация между группами курсантов обнаруживается при усложнении деятельности: в задаче на дифференци-ровку, в которой предлагалось нажимать на клавишу компьютера при предъявлении всех стимулов, кроме кругов красного цвета. Из таблицы 2 видно, что при возрастании нагрузки результаты курсантов двух групп не отличаются друг от друга. Общее время реакции курсантов не различается, также не различается число ошибок, допускаемое испытуемыми, оно достаточно высокое, что говорит об отсутствии различий в функционировании произвольного внимания, весьма низких возможностях торможения «ненужных» моторных реакций на зрительный стимул красного цвета, низкой пластичности свойств нервной системы.

Анализ результатов выполнения более сложной диффе-ренцировочной серии, требующей привлечения произвольного внимания курсантов, показал, что общей для всех испытуемых закономерностью является увеличение времени реакции на все сенсорные стимулы, увеличение фальшстартов, пропусков сигналов. Следовательно, наши данные свидетельствуют о преимуществе контрольной группы при простых операциях и отсутствии данных преимуществ в процессе сложной деятельности.

Дисперсионный анализ подтвердил эти различия, обнаружив влияние независимой переменной «фактор группы» на зависимые «время реакции на цвет» ^=5,286, р=0,006), «абсолютное время реакции на цвет» ^=209,333, р=0,000), «время реакции на звук» ^=650,850, р=0,000), «пропуски» ^=34,694, р=0,000), «фальшстарт» ^=45,690, р=0,000). Но такие различия выявлены только для первой серии. Различий для второй выявлено не было.

У подавляющего большинства обследованных лиц преобладали правосторонние показатели функциональной сенсомо-торной асимметрии. Этот факт свидетельствует о том, что выборка, представленная в исследовании, является статистически адекватной, соответствующей аналогичным выборкам других студенческих сообществ, а данные, полученные нами, могут экстраполироваться на другие аналогичные выборки.

Среди курсантов, признающих систематическое употребление алкоголя, обнаружено значительное, статистически достоверное нарастание доли амбидекстров и лиц с левосто-

ронними показателями функциональной асимметрии за счет уменьшения доли лиц со смешанными и правосторонними показателями. Если среди общей популяции курсантов левшей и амбидекстров 14,8%, то среди курсантов, систематически употребляющих алкоголь, их 23,5%, т.е. в 1,7 раза больше.

Латеральные различия функционирования полушарий были изучены в лабораторных условиях. Были обследованы две группы: контрольная (отрицающих потребление алкоголя) и признающих его потребление, с признаками наличия аддик-тивной предрасположенности - аддикты. Каждая группа включала 20 человек одной возрастной категории от 18 до 20 лет, все были правшами. Изучались особенности латерализа-ции речевой деятельности (теппинг-тест, рис. 1), эффективность выполнения пространственного задания на деление отрезков (табл. 3), а также оценивались межполушарные взаимоотношения и латеральные особенности воспроизведения нейтральных и эмоциональных слов. Известно, что у здоровых взрослых испытуемых наблюдается незначительное одинаковое для обеих рук смещение влево от реального центра при выполнении задания на деление отрезка (Bradshaw S. et al., 1987). Выраженные латеральные различия в этом задании выявляются при незрелости или нарушении межполушарных связей (Heilman K.M., 1984). В связи с этим обнаруженные в настоящем исследовании различия в точности деления отрезков при работе левой и правой рукой у аддиктов могут свидетельствовать о расстройстве парного функционирования полушарий в восприятии и моторной оценке пространственных отношений. У аддиктов выявлено усиление вербальномануальной интерференции при выполнении моторного задания левой рукой, что свидетельствует о вовлечении правого полушария в речевую деятельность, уменьшении латеральных различий функциональной асимметрии.

Обнаруженные у аддиктов в отличие от контрольных испытуемых различия в точности деления отрезков левой и правой рукой могут свидетельствовать о нарушении парного функционирования полушарий в восприятии и моторной оценке пространственных отношений, что подтверждает нарушение согласованного функционирования полушарий мозга. Правое полушарие берет на себя несвойственные речевые функции.

Замедление теипинга

Аддикты Контроль

□ Правая рука ИИЛевая рука

Рис. 1. Замедление теппинга правой и левой рукой в условиях интерференции у контрольных испытуемых и у аддиктов

Таблица 3

Средние значения (в мм) отклонений от центра при делении отрезков правой и левой рукой у аддиктов и контрольных испытуемых

Испытуемые Количество Правая рука Левая рука

Аддикты 20 1,22±0,36 0,38*±0,31

Контроль 20 0,78±0,28 0,46±0,37

*—достоверность латеральных различий Р<0,05 по t-критерию для сопряженных значений.

У аддиктов выявлено усиление функциональной активности правого полушария в сочетании с нарушением парного, согласованного функционирования полушарий в восприятии и моторной оценке пространственных отношений. Латеральные особенности воспроизведения нейтральных и эмоциональных слов у аддиктов также указывают на нарушение баланса полушарной активации.

Выводы.

1. Особенности сенсомоторной интеграции указывают на снижение у аддиктов пластичности нервной системы.

2. Среди испытуемых со склонностью к аддиктивному поведению достоверно больше левшей и амбидекстров, чем в контроле, и меньше правшей.

3. Взаимоотношения полушарий головного мозга у ад-диктов отличаются от таковых в контрольной группе. У ад-диктов определяется усиление функциональной активности правого полушария, что свидетельствует о вовлечении правого полушария в речевую деятельность.

3. Парное и согласованное функционирование полушарий мозга у аддиктов затруднено вследствие нарушения баланса полушарной активации.

Библиографический список

1. Немцов, А.В. Алкоголизм в России: история вопроса, современные тенденции // Алкоголизм. Приложение к ж. Неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 2007. - Вып. 1.

2. Караяни, А.Г. Психологическая реабилитация участников боевых действий // Психологическая реабилитация участников боевых действий / под ред. А.Г. Караяни, М.С. Полянского. - М., 2003.

3. Краснов, В.П. Профилактика психологических потерь в мирное время. - Саратов: Изд-во «МАТИ-ПРЕСС», 2008.

4. Николаева, Е.И. Психофизиологические, психологические и социальные механизмы формирования аддикции. - СПб.: РГПУ, 2008.

5. Каменская, В.Г. Сенсомоторная интеграция как маркер интеллектуального развития // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Природные факторы и социальные условия успешности обучения». - СПб.: САГА, 2005.

6. Chukhrova, M.G., Krivoschekov S.G. Functional brain asymmetry in alcoholism // International Journal of Psychophysiology. - 1998. - V. 30. - № 1-2.

7. Chukhrova, M.G. Peculiarities of forming and development of chronic alcoholism // 7th Congress of the European Society for Biomedical Research on Alcoholism. - Barcelona, Spain, 1999. - June 16 - 19.

8. Янсон, В.Н. Связь латерализации механизмов речевой деятельности с индивидуальными различиями психофизиологических реакций / В.Н. Янсон, З.Ф. Кенга // Изв. АН Латв. ССР. - 1983. - № 7.

Статья поступила в редакцию 01.12.10

УДК 377.112-057.85

Н.О. Ваганова, асп. СГУПС; Н.В. Силкина, д-р. пед. наук, проф. СГУПС, Новосибирск, E-mail: [email protected]

КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Рассмотрен вопрос профессионально-педагогических компетенций преподавателей средних специальных учебных заведений в процессе подготовки специалиста. Мы предлагаем способ формирования профессионально-педагогических компетенций преподавателей в практи-ко-ориентированной среде.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, преподаватели специальных дисциплин, средние специальные учебные заведения.

Железнодорожная отрасль в нашей стране - одна из тех ровому составу, выработанные в процессе развития отрасли и отраслей, от которых зависит рост экономики страны и ее обусловленные особенностями работы на железнодорожном регионов, бескризисное развитие промышленности, безопас- транспорте [1, с.2-9]. Обеспечить сохранность перевозимых ность государства. Руководители предприятий железнодо- грузов, безопасные условия проезда пассажирам могут только рожного транспорта предъявляют высокие требования к кад- специалисты, получившие железнодорожное образование в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.