Научная статья на тему 'Формирование профессионально-педагогических компетенций преподавателей средних специальных учебных заведений железнодорожного транспорта в практико-ориентированной среде'

Формирование профессионально-педагогических компетенций преподавателей средних специальных учебных заведений железнодорожного транспорта в практико-ориентированной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СРЕДА / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPETENCE / PRACTICAL ORIENTED ENVIRONMENT / TEACHERS / SPECIALIZED SECONDARY SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Наталья Октревна

Эта статья о формировании профессионально7педагогических компетенций у преподавателей средних специальных учебных заведений. Мы предлагаем способ формирования профессионально-педагогических компетенций преподавателей в практико-ориентированной среде, которая содержит педагогический и отраслевой аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Наталья Октревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional and pedagogical competences in teachers of specialized secondary educational institutions

This paper is about formation of professional and pedagogical competences in teachers of specialized secondary schools. We propose the method of formation of professional-pedagogical competences in a practical oriented environment, which has pedagogical and branch aspects.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-педагогических компетенций преподавателей средних специальных учебных заведений железнодорожного транспорта в практико-ориентированной среде»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011

енной кафедры и самого производства (в рамках производственной и преддипломной практик).

Таким образом, Учебные военные центры при гражданских вузах могут готовить высококвалифицированные кадры для военных представительств на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, а военные кафедры — инженеров, знающих военную технику и этапы её производства, в том числе сотрудников ОТК, что скажется и на общем уровне подготовки указанных специалистов, а также повысит контроль качества производимой военной продукции.

Библиографический список

1. Начало совещания по вопросам развития обороннопромышленного комплекса [Электронный ресурс] Официальный сайт Президента России. — Режим доступа : http:// www.kremlin.ru/transcripts/5825 (дата обращения : 16.09.10).

2. Итоговое совещание Правительства Российской Федерации по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса [Электронный ресурс] Интернет-портал Правительства Российской Федерации. — Режим доступа : http://www.government.ru/ Погодаев Виктор Павлович gov/priorities/docs/10084/ (дата обращения : 16.09.10).

3. О состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса Российской Федера-

ции [Электронный ресурс] Сайт Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. — Режим доступа : http:// www.council.gov.ru/files/leaders_organs/ param_item/ 20100408143733.000000.pdf (дата обращения : 16.09.10).

4. Развитие микроэлектроники остается одним из ведущих направлений на предприятиях ОПК Омской области [Электронный ресурс] Официальный сайт ГТРК «Омск». — Режим доступа : http://www.gtrk-omsk.ru/news/detail.php?ID = 27566 (дата обращения : 16.09.10).

5. У армии и флота России один союзник — ее ОПК [Электронный ресурс] Официальный сайт Омского ордена Октябрьской революции производственного объединения «Радиозавод имени А.С. Попова». — Режим доступа : http://www.relero.ru/ main.php?id = 3&nid = 465 (дата обращения : 16.09.10).

КОСТИН Константин Владимирович, кандидат технических наук, старший преподаватель Учебного военного центра при Омском государственном техническом университете (ОмГТУ).

ПОГОДАЕВ Виктор Павлович, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент, начальник Учебного военного центра при ОмГТУ.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.09.2010 г.

© К. В. Костин, В. П. Погодаев

УДК 377И2-057.85 н. О. ВАГАНОВА

Филиал Сибирского государственного университета путей сообщения Новосибирский техникум железнодорожного транспорта

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЕ

Эта статья о формировании профессионально-педагогических компетенций у преподавателей средних специальных учебных заведений. Мы предлагаем способ формирования профессионально-педагогических компетенций преподавателей в практикоориентированной среде, которая содержит педагогический и отраслевой аспекты. Ключевые слова: компетенция, преподаватели, практико-ориентированная среда, среднее профессиональное образование.

На современном этапе развития общества подготовка специалистов в системе среднего профессионального образования претерпевает серьезные изменения: переход от знаниевой парадигмы к компетен-тностному подходу.

В Макете федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования компетенция определяется как «готовность человека к решению задач профессиональной и внепро-фессиональной деятельности на основе использования человеком внутренних и внешних ресурсов» [1, с. 5].

Наряду с понятием «компетенция» прописаны понятия «общие (универсальные) компетенции» и «профессиональные (специальные) компетенции». Профессиональные (специальные) компетенции — это компетенции, необходимые для реализации профессиональной деятельности. Они приобретаются студентами при освоении профессионального модуля (части профессиональной образовательной программы, имеющей определенную логическую завершенность по отношению к заданным стандартом результатам образования)и обеспечивают реализацию

определенной профессиональной функции на производстве.

Для подготовки квалифицированных специалистов в рамках государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования необходим преподаватель, сочетающий профессиональные знания с инновационностью мышления, владением современными педагогическими технологиями и умением вести учебно-методическую работу. Преподаватель среднего профессионального образования, по образованию инженер, должен быть компетентен как инженерный работник и как педагог, понимающий логику, содержание, методы и приемы педагогической деятельности.

В научной литературе проблема компетентности преподавателя рассматривается как «профессиональная компетентность» [2, с. 7] «педагогическая компетентность» [3, с. 46], «профессионально-педагогическая компетентность» [4, с. 90].

Компетентность в работе Н.В. Кузьминой «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения» [4, с. 90] рассматривается как «свойство личности» и включает 5 видов (или элементов) компетентности:

— специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины;

— методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся;

— социально-психологическая компетентность в области процессов общения;

— дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся;

— аутопсихологическая компетентность в области достоинства и недостатков собственной деятельности и личности.

В работе А.В. Хуторского «Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения» отмечено: «Усиление внимания к понятию «компетенция» обусловлено рекомендациями Совета Европы. Не существует единого согласованного определения и перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенция — это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе« [5, с. 416].

Э.Ф. Зеер, рассматривая различия между понятиями, компетентность и компетенция, подчеркивает, что «знания, умения и опыт определяют компетентность человека; способность мобилизовать эти знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации обусловливают компетенцию образованной и профессионально успешной личности» [6, с. 240]. Учитывая наличие нескольких точек зрения на понимание компетентности и компетенций, в данной статье компетентность преподавателей средних специальных учебных заведений определяется как знания, умения, опыт и личностные качества, позволяющие наиболее эффективно осуществлять образовательную деятельность, а компетенция-способность человека мобилизовать и преобразовать знания, умения и профессиональный опыт в образовательной деятельности.

По мнению автора данной статьи, у преподавателя специальных дисциплин средних специальных учебных заведений железнодорожного транспорта должны быть сформированы следующие профессионально-педагогические компетенции:

1. В области преподаваемых дисциплин:

— реализация требований практической подготовки;

— реализация требований современной научнотеоретических основ преподаваемой дисциплины;

— диагностика затруднений студентов;

— промежуточный и итоговый мониторинг качества подготовки студентов.

2. В области методической работы:

— создание учебно-методического сопровождения преподаваемой дисциплины;

— овладение современными педагогическими технологиями, в том числе информационными, и их использование.

3. В области связи с производством:

— постоянная актуализация теоретических и практических знаний по преподаваемой дисциплине;

— мониторинг качества обучения студента на соответствие требованиям работодателя.

4. В области воспитания работника железнодорожного транспорта:

— формирование мотивации к получению профессии железнодорожника;

— формирование у студентов качеств, необходимых железнодорожнику: корпоративная культура, ответственность, добросовестность, исполнительская дисциплина.

Для формирования компетенций в современной педагогической науке существуют различные подходы.

Например, в работе Корнеева Ю. В. предложены способы развития профессиональной компетентности преподавателей учреждений среднего профессионального образования через систему повышения квалификации преподавателей внутри и вне учебного заведения [7, с. 23-25].

Кудзоева В.И. предлагает поэтапную модель формирования компетенций в учебном заведении с помощью тренингов, лекций, семинаров и т.п. [8, с. 3-104].

Яцура Н.Г. обозначила уровни становления профессионально-педагогической компетентности преподавателя технического колледжа через системную работу методических объединений технического колледжа [9, с. 59-63].

Однако в вышеназванных работах формирование компетенций не рассмотрено с позиций:

— индивидуального подхода к формированию компетенций в зависимости от преподаваемой дисциплины;

— зависимости формирования компетенций от вида деятельности преподаватель-студент;

— зависимости результатов обучения студентов от сформированности профессионально-педагогических компетенций у преподавателя;

— необходимости одновременного формирования нескольких компетенций при параллельном выполнении различных видов деятельности.

На взгляд автора статьи, предлагаемые пути формирования компетенций в виде курсов повышения квалификации, лекций, семинаров, тренингов неэффективны, поскольку предполагают освоение основ педагогики, в основном дидактики, в отрыве от практической деятельности, либо дополнительную работу преподавателей в искусственно организованной практической обстановке (тренинги).

Автор статьи предлагает формирование профессионально-педагогических компетенций осуществлять в практико-ориентированной среде, представляющей собой педагогические условия для формирования компетенций в процессе педагогической практики при выполнении различных видов учебной деятельности в рамках преподаваемых дисциплин.

Понятие практико-ориентированной среды рассматривается в работах Н.Н. Калининой. По её мне-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011

нию, практико-ориентированная среда гарантирует «обеспечение необходимых организационно-педагогических условий деятельности образовательных учреждений ... для повышения уровня ... компетенций. Современному рынку труда нужны практикоориентированные специалисты, имеющие не только глубокие знания, но, главным образом, . опыт их применения на практике, что обусловливает необходимость перехода от знаниевой парадигмы в образовании к практико-ориентированной, основанной на квинтете «знания-умения-навыки-опыт деяте-льности-компетентность« [10, с. 58-68].

Практико-ориентированная среда понимается нами как ряд организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование профессионально-педагогических компетенций преподавателей. Особенностью организации практико-ориенти-рованной среды является расширение образовательного пространства образовательного учреждения за счет включения в него институционального окружения как источников учебной информации, производственных площадок для формирования компетенций. Практико-ориентированная среда состоит из внешней и внутренней среды и включает:

— специально организованные мероприятия;

— учебно-лабораторную базу учреждения;

— систему регулярной консультативной поддержки преподавателей;

— механизмы взаимодействия с социальными партнерами.

Внутренняя среда-это деятельность различных структур учебного заведения по организации различных мероприятий с целью формирования профессионально-педагогических компетенций преподавателей.

Внешняя среда-это совокупность институционального окружения учебного заведения, которая объединяет государственные управленческие структуры, предприятия, образовательные учреждения различного уровня подготовки.

Основной принцип формирования профессионально-педагогических компетенций преподавателей в практико-ориентированной среде основывается на организации активной профессиональной деятельности преподавателя. Процесс формирования компетенций происходит в ходе педагогического процесса в реальной производственной деятельности в органической связи теоретической и практической подготовки. В практико-ориентированной среде пре-

подаватель является объектом и субъектом педагогической деятельности одновременно, что способствует осуществлению системного подхода к решению задачи профессионально-педагогической грамотности преподавателя, что позволяет без отрыва от профессиональной деятельности преподавателя своевременно корректировать промежуточные результаты формирования компетенций.

Библиографический список

1. Макет федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования.-М. : ФИРО, 2007. -20 с.

2. Маркова, А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А. К. Маркова // Советская педагогика.- 1990.-№ 8 .-С. 82-88.

3. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. - М. : Флинта, 1998.-200 с.

4. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина.-М. : Высшая школа, 1990.- 119 с.

5. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. - М. : МГУ, 2003.416 с.

6. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития /

Э. Ф. Зеер.-М. : Академия, 2006.-240 с.

7. Корнеев, Ю. В. Реализация компетентностного подхода в сфере профессионального образования / Ю. В. Корнеев // Профессиональное образование. Столица.-2008.-№ 11. — С. 23-25.

8. Кудзоева, В. И. Организация научно-методической работы в колледже / В. И. Кудзоева, И. П. Бирюков // В помощь преподавателю : пособие для преподавателей.-2-е изд., испр. -Волгоград : ВГЭК, 2004.-С. 3-104.

9. Яцура, Н. Г. О модели формирования профессиональнопедагогической компетентности преподавателя технического колледжа / Н. Г. Яцура // Вестник Иркутского университета : сб. научных трудов.-Иркутск, 2004.-С. 59-63.

10. Калинина, Н. Н. Экономическая практико-ориентиро-ванная образовательная среда и основы предпринимательства в школе / Н. Н. Калинина, Н. В. Топешкина // Экономика в школе .2008 .- № 3.-С. 58-68.

ВАГАНОВА Наталья Октревна, заместитель директора техникума по учебной работе.

Адрес для переписки: е-таіі: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.06.2010 г.

© Н. О. Ваганова

Книжная полка

Кирьянова, Р. А. Игры со словами для развития речи: Картотека игр для детей дошкольного возраста : учебно-метод.пособие / Р. А. Кирьянова. - М. : Каро, 2010. - 296 с. - ISBN 978-5-9925-0491-0.

Дети очень любят игры со словом, им интересно заниматься словотворчеством. Использование педагогами разных методов и приемов работы с детьми, прежде всего игр со словами, действительно обогатит словарный запас каждого дошкольника, поможет ему практически овладеть навыками грамматически правильной речи, а также принятыми в языке законами сочетания слов. Игры проводятся воспитателем на основе знакомства дошкольников с новой лексической темой, с постепенным усложнением заданий и с учетом возраста и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка. Наилучших результатов в непростом деле формирования у ребенка лексико-грамматических представлений удается достичь тогда, когда взрослый проявляет заинтересованность, доброжелательное внимание к дошкольнику, восторженно и эмоционально поощряет его даже за самую маленькую удачу и старание. Продуманная система игр и упражнений, представленная в книге известного специалиста по дошкольному воспитанию Р. А. Кирьяновой, позволит педагогам достичь хорошего результата в работе по развитию у детей навыков владения словом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.