Научная статья на тему 'Проблема подготовки специалистов по контролю качества военной продукции'

Проблема подготовки специалистов по контролю качества военной продукции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ВОЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ВОЕННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ / УЧЕБНЫЕ ВОЕННЫЕ ЦЕНТРЫ / QUALITY TO MILITARY PRODUCT IS DEFENSE INDUSTRIAL COMPLEX / MILITARY REPRESENTATIVES / SCHOLASTIC MILITARY CENTERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костин Константин Владимирович, Погодаев Виктор Павлович

В данной статье рассматривается вопрос повышения качества военной продукции в аспекте подготовки квалифицированных специалистов военной приёмки на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Поставлена проблема подготовки таких специалистов и указаны возможные пути её решения. Впервые предложено готовить военных представителей в Учебных военных центрах на базе гражданских вузов, приведены аргументированные доказательства того, что это позволит значительно повысить их качество подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костин Константин Владимирович, Погодаев Виктор Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of specialists' training on control quality of military products

In the given article it is considered question of increasing quality of military product in the aspect of preparation of skilled specialists of military quality control on enterprises of defense-industrial complex. The problem of specialist preparation is specified by possible ways of its solution. Is it for the first time it is offered to prepare military representatives in Scholastic military centre on the base civil high school, are brought argued proof that this will allow vastly to raise their quality of preparation.

Текст научной работы на тему «Проблема подготовки специалистов по контролю качества военной продукции»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011

УДК 378 : 658.562

К. В. КОСТИН В. П. ПОГОДАЕВ

Омский государственный технический университет

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА ВОЕННОЙ ПРОДУКЦИИ_______________________________

В данной статье рассматривается вопрос повышения качества военной продукции в аспекте подготовки квалифицированных специалистов военной приёмки на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Поставлена проблема подготовки таких специалистов и указаны возможные пути её решения. Впервые предложено готовить военных представителей в Учебных военных центрах на базе гражданских вузов, приведены аргументированные доказательства того, что это позволит значительно повысить их качество подготовки.

Ключевые слова: качество военной продукции, оборонно-промышленный комплекс, военные представители, Учебные военные центры.

На совещании по вопросам развития обороннопромышленного комплекса 26 октября 2009 года [1] Президент РФ Д. Медведев отметил: «От состояния нашей оборонной промышленности зависит жизнь наших солдат и офицеров в прямом смысле этого слова, особенно в условиях конфликтов, которые, к сожалению, могут возникнуть даже в ситуациях, в которых мы их не прогнозируем. И если по характеристикам вооружений нас будут превосходить, то здесь нам не поможет никакая стратегия, никакие тактические изыскания».

При этом Д. Медведев указал, что «спрос за конечный результат должен быть самый строгий. Это касается и качества, и своевременности поставок вооружений и техники. Причём я здесь не делаю различий между поставками на экспорт и поставками для собственных нужд, для укрепления нашей обороноспособности».

Говоря о качестве военной продукции президент РФ сказал: «От качества продукции нашего ОПК зависит конкурентоспособность России на мировом рынке вооружений. Мы ни в коем случае не должны допустить сдачи позиций, с таким трудом завоёванных. Это будет создавать ущерб репутации российского оружия, а стало быть, ущерб репутации всей нашей страны. Наше оружие во всём мире воспринимается как эффективное и исключительно надёжное».

Выступая с докладом на этом же совещании министр промышленности и торговли В. Христенко отметил, что состояние с качеством продукции вооружений, военной и специальной техники, поставляемой для обеспечения страны и на экспорт, вызывает обоснованную обеспокоенность заказчиков как в рамках оборонного заказа, так и со стороны иностранных потребителей военной и специальной техники. Мы имеем значительное количество рекламаций и по гособоронзаказу, и даже определённый рост этих рекламаций по линии военно-технического сотрудничества.

Качество военной и специальной продукции на всех этапах жизненного цикла зависит от множества факторов: начиная с разработки вооружений, военной и специальной техники и завершая послепродажным обслуживанием.

В своём докладе В. Христенко выделил основные факторы, которые обеспечивают качество и надёжность вооружения и военной техники:

— первичным, базовым, ключевым вопросом обеспечения соответствия качества вооружения современному уровню развития и требованиям ВТС является техническое перевооружение предприятий на новой технологической основе. Износ фондов и устаревшие технологии создают реальную угрозу не только функционированию предприятий, но и реальную угрозу безопасности.

Здесь стоит отметить, что этот вопрос вновь поднимался Председателем Правительства РФ В.Путин на итоговом совещание по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК), состоявшемся 5 апреля 2010 г. [2]. В частности, было сказано: «Основным приоритетом для нас должна стать коренная модернизация производственной базы оборонно-промышленного комплекса. Новый облик Вооруженных сил невозможно представить без нового облика самого оборонно-промышленного комплекса. В ближайшее время нам необходимо сделать всё, чтобы устранить опасную диспропорцию между технологическими возможностями оборонных предприятий и потребностями Вооружённых сил»;

— вторая по значимости проблема, связанная с развитием ОПК и повышением конкурентоспособности — это состояние кадрового потенциала в аспекте повышения качества подготовки кадров ОПК. По данной проблеме в Проекте документа «О состо-янии законодательства, регулирующего деятельность ОПК РФ» аналитического управления аппарата Совета Федерации от 2010 г. [3], сказано: «Сегодня наблюдаются серьезные проблемы организаций ОПК в нехватке квалифицированных кадров на всех уровнях — от рабочего до высшего звена управления. Численность квалифицированного персонала на предприятиях снижается темпами до 7% в год. При этом число работников предпенсионного и даже пенсионного возраста растет. Вызывает особую тревогу отток молодых специалистов. У большинства организаций ОПК недостаточно средств для финансирования подготовки и повышения квалификации кадров. Все это вызывает необходимость государственного регулирования кадровых вопросов в области ОПК»;

— третья проблема-отсутствие в организациях оборонно-промышленного комплекса реально внедрённых

в производство документированных процедур контроля и управления качеством. Решить эту проблему предлагается созданием межотраслевой системы контроля качества и соответствующей межведомственной информационной системы мониторинга качества.

Авторы данной статьи считают, что первая и третья из поставленных проблем решаются комплексно, как на уровне государства (предоставление определенных полномочий предприятиям), так и на уровне самих предприятий ОПК (создание и внедрение эффективной и реально действующей системы менеджмента качества, углубленная модернизация и перевооружение производства, применение современных технологий).

Вторую же проблему — проблему эффективной подготовки кадрового потенциала должно решать образование при поддержке государства. В рамках решения данной проблемы необходимо уделить особое внимание подготовке специалистов, контролирующих качество военной продукции.

На сегодняшний день контроль качества военной продукции на предприятиях ОПК осуществляется поэтапно: рабочий — мастер (бригадир) — контролёр ОТК — военный представитель (военпред).

Таким образом, можно выделить систему и гражданского (внутреннего) контроля, и систему военного (внешнего) контроля военными представителями. Соответственно, в звене контроля решающее слово остаётся за военными представителями, именно от их уровня подготовки, честности и принципиальности во многом будет зависеть конечное качество готовой продукции.

Поэтому чрезвычайно актуальным становится вопрос об этапах и принципах подготовки специалистов военной приемки. Сегодня в данной сфере складывается парадоксальная ситуация: несмотря на острую необходимость повышения качества и конкурентоспособности военной продукции целенаправленная подготовка специалистов, осуществляющих военную приемку, отсутствует. Специалисты данного профиля приходят из войск, после распределения из военных институтов и университетов, после окончания военных кафедр при гражданских вузах (однако надо отметить, что сейчас выпускники военных кафедр уже не подлежат призыву, а значит, не будут пополнять ряды военпредов), то есть люди, у которых отсутствовала специальная подготовка, профилизация как военных представлителей.

Таким образом, стоит сделать вывод, что целенаправленной подготовки военных представителей не существует.

Проблему подготовки таких специалистов могли бы решить военные технические вузы, однако, во-первых, в большом количестве их в условиях реформирования Вооружённых сил РФ нет необходимости, во-вторых возможности военных вузов по подготовке таких специалистов ограничены, т.к. отсутствует лабораторно-производственная база, недостаточно опытных преподавателей-производственников, слаба связь с реально действующим производством.

На наш взгляд, возможности подготовки военных представителей есть у Учебных военных центров (УВЦ) при гражданских вузах, так как:

1) данные центры готовят, прежде всего, офицеров, знающих военную технику и вооружение;

2) обучаемые получают базовое гражданское образование по специальности, что даёт более глубокие знания по профилю будущей специальности, чем у курсанта военного вуза, в связи с тем, что ос-

новной акцент ставится на подготовку инженера, работающего в сфере производства;

3) гражданские вузы значительно лучше, чем военные вузы, оснащены лабораториями и современным оборудованием, с которым специалист будет работать на предприятии, при этом новейшие достижения науки, информационные технологии, инновационные разработки сразу же используются в учебном процессе, что напрямую способствует повышению качества подготовки специалистов. Так, например, в конце 2009 года в Омской области создан ресурсный центр развития микроэлектроники на базе Омского государственного технического университета. В вузе работает лаборатория, позволяющая вести проектирование радио- и электронных устройств на кристаллах на наноуровне [4];

4) профессорско-преподавательский состав гражданского вуза непосредственно взаимодействует с производством, а следовательно, досконально знает типовые технологические процессы и производственные возможности современного оборудования;

5) многие гражданские вузы имеют налаженные связи с производством, осуществляются научноисследовательские работы, имеются совместные лаборатории, проводится производственная и преддипломная практика обучаемых, чего нельзя сказать о военных вузах;

6) в отдельно взятом гражданском вузе количество специальностей обучения значительно больше, чем в вузе военном, а следовательно, можно охватить больше направлений в подготовке военных представителей, а соответственно, повысить экономическую эффективность подготовки таких специалистов;

7) подготовка военпредов в УВЦ при гражданских вузах позволит уже на стадии обучения дать представление о структуре, целях и задачах конкретного производства и, в частности, военной приёмки. У обучаемых открывается возможность получить представление и опыт работы в конкретной должности, более того, само предприятие сможет выбрать того специалиста, который отвечает его требованиям и даже корректировать его обучение с учетом стандартов ГОС ВПО третьего поколения, отслеживать уровень подготовки и профессиональный рост будущего специалиста.

На базе УВЦ при ОмГТУ созданы соответствующие условия для подготовки военпредов для большинства из 30 предприятий [5], научно-исследовательских и конструкторских организаций ОПК города Омска, таких как: ФГУП ОмПО «Иртыш», ФГУП «Омский научно-исследовательский институт приборостроения», ФГУП «Омсктрансмаш» и КБТМ, ФГУП «ПО «Полет», ФГУП «ММПП «Салют»-Ом-ское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова» и т.д.

При этом необходимо не забывать, что контроль качества военной продукции осуществляется также и гражданскими специалистами, в лице сотрудников ОТК. Подготовку такого рода специалистов могут обеспечивать военные кафедры при гражданских вузах. Они же в случае необходимости, которая может возникнуть в ходе реформирования Вооружённых сил, и в частности института военной приёмки, могли бы заменить военпредов.

Помимо этого военная кафедра могла бы обучать специалистов-производственников различных отделов и служб заводов ОПК (отдела главного технолога, главного энергетика, главного металлурга, главного механика и т.д.), которые изучали бы военную технику и вооружение на материальной части во-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011

енной кафедры и самого производства (в рамках производственной и преддипломной практик).

Таким образом, Учебные военные центры при гражданских вузах могут готовить высококвалифицированные кадры для военных представительств на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, а военные кафедры — инженеров, знающих военную технику и этапы её производства, в том числе сотрудников ОТК, что скажется и на общем уровне подготовки указанных специалистов, а также повысит контроль качества производимой военной продукции.

Библиографический список

1. Начало совещания по вопросам развития обороннопромышленного комплекса [Электронный ресурс] Официальный сайт Президента России. — Режим доступа : http:// www.kremlin.ru/transcripts/5825 (дата обращения : 16.09.10).

2. Итоговое совещание Правительства Российской Федерации по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса [Электронный ресурс] Интернет-портал Правительства Российской Федерации. — Режим доступа : http://www.government.ru/ Погодаев Виктор Павлович gov/priorities/docs/10084/ (дата обращения : 16.09.10).

3. О состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса Российской Федера-

ции [Электронный ресурс] Сайт Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. — Режим доступа : http:// www.council.gov.ru/files/leaders_organs/ param_item/ 20100408143733.000000.pdf (дата обращения : 16.09.10).

4. Развитие микроэлектроники остается одним из ведущих направлений на предприятиях ОПK Омской области [Электронный ресурс] Официальный сайт ПЖ «Омск». — Режим доступа : http://www.gtrk-omsk.ru/news/detail.php?ID = 27566 (дата обращения : 16.09.10).

5. У армии и флота России один союзник — ее ОПK [Электронный ресурс] Официальный сайт Омского ордена Октябрьской революции производственного объединения «Радиозавод имени А.С. Попова». — Режим доступа : http://www.relero.ru/ main.php?id = 3&nid = 465 (дата обращения : 16.09.10).

КОСТИН Константин Владимирович, кандидат технических наук, старший преподаватель Учебного военного центра при Омском государственном техническом университете (ОмГТУ).

ПОГОДАЕВ Виктор Павлович, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент, начальник Учебного военного центра при ОмГТУ.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.09.2010 г.

© К. В. Костин, В. П. Погодаев

УДК 377И2-057.85 н. О. ВАГАНОВА

Филиал Сибирского государственного университета путей сообщения Новосибирский техникум железнодорожного транспорта

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЕ

Эта статья о формировании профессионально-педагогических компетенций у преподавателей средних специальных учебных заведений. Мы предлагаем способ формирования профессионально-педагогических компетенций преподавателей в практикоориентированной среде, которая содержит педагогический и отраслевой аспекты. Ключевые слова: компетенция, преподаватели, практико-ориентированная среда, среднее профессиональное образование.

На современном этапе развития общества подготовка специалистов в системе среднего профессионального образования претерпевает серьезные изменения: переход от знаниевой парадигмы к компетен-тностному подходу.

В Макете федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования компетенция определяется как «готовность человека к решению задач профессиональной и внепро-фессиональной деятельности на основе использования человеком внутренних и внешних ресурсов» [1, с. 5].

Наряду с понятием «компетенция» прописаны понятия «общие (универсальные) компетенции» и «профессиональные (специальные) компетенции». Профессиональные (специальные) компетенции — это компетенции, необходимые для реализации профессиональной деятельности. Они приобретаются студентами при освоении профессионального модуля (части профессиональной образовательной программы, имеющей определенную логическую завершенность по отношению к заданным стандартом результатам образования)и обеспечивают реализацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.