УДК 378: 658.562
К.В. Костин, И.Ю. Лепешинский, В.А. Мунин
Омский государственный технический университет, г. Омск
РЕФОРМА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УЧЕБНЫЕ ВОЕННЫЕ ЦЕНТРЫ
ПРИ ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ
На прошедших 15 мая 2012 г. слушаниях в Общественной палате по реформе военного образования участвовавшая в слушаниях директор департамента образования Минобороны Екатерина Приезжева сообщила [1], что министерство завершает модернизацию сети своих вузов. «В основу новой военной вузовской сети в настоящее время входят три военноучебных вузовских центра видов вооруженных сил, 11 военных академий, три военных университета. В их составе есть 25 филиалов вузов и три научно-исследовательских организации» - сказала она. В 2012 году кадровый заказ на подготовку офицеров в 45 вузах составляет 8,5 тыс. человек», - добавила Приезжева и подчеркнула, что в настоящее время заказ на подготовку офицеров уменьшился в семь раз. «Количество вузов сократилось в 3,7 раза», -уточнила директор департамента.
Такое положение дел связано с тем, что штатную численность офицерского состава в армии и на флоте сократили почти в два раза, поэтому два последних года военные вузы страны не осуществляли набор курсантов для подготовки их по офицерским должностям.
Рассматривая данное выступление можно отметить, что такая структура, как учебные военные центры (УВЦ) при гражданских вузах, как элемент системы подготовки офицерских кадров не рассматривается.
Возникает вопрос: где же оптимальнее готовить офицеров, с точки зрения экономичности и качества подготовки, в военных образовательных учреждениях или в УВЦ при гражданских вузах?
При выборе типа учебного заведения при подготовке офицеров естественно необходимо руководствоваться следующими моментами:
33
1) профиль будущего офицера (командный или инженерный), очевидно, что командный профиль необходимо оставить за военными образовательными учреждениями;
2) необходимое количество офицеров по военно-учетным специальностям (ВУС), при этом целесообразнее в современных условиях при малой потребности в специалистах по тем или иным ВУС, готовить в УВЦ при гражданских вузах;
3) территориальное размещение вуза, при этом необходимо руководствоваться наличием крупных предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), взаимодействие с которыми позволило бы решить задачи поставленные Президентом РФ по интеграции науки, образования и производства. Такая интеграция позволила бы более качественно готовить на базе УВЦ офицерские кадры в интересах ВС РФ, так и других силовых структур, в частности внутренних войск РФ.
Помимо этого такое сотрудничество с ОПК позволит:
а) для учебной работы:
- обеспечить прохождение курсантами производственной практики на промышленных предприятиях имеющих специфику производства военной продукции;
- изучить действующие технологические процессы и средства технологического оснащения, применяемые при производстве военной продукции;
- обеспечить прохождение курсантами преддипломной практики;
- реализовать курсантам свои знания в написании дипломных проектов и работ;
б) для методической работы:
- повысить уровень квалификации профессорско-педагогического состава;
- получить информацию (технологические процессы, фото- и видеоматериалы де-
монстрирующие производственную базу промышленных предприятий) которая будет способствовать улучшению создаваемых учебно-методических материалов;
в) для научной работы:
- получить информацию для разработки учебников, учебных пособий, монографий, военно-теоретических трудов, статей, подготовки докладов, научных отчетов, сообщений,
- помочь профессорско-преподавательскому составу (ППС) при написании диссертаций (т.е. промышленные предприятия могут стать именно той базой, на которой могут быть опробированы научные разработки ППС УВЦ) и тем самым повысить аккредитационный показатель по проценту ППС с учеными степенями и званиями, как УВЦ, так и самого ВУЗа в целом;
- принять участие профессорско-преподавательскому составу и курсантам УВЦ в рационализаторской, изобретательской и патентно-лицензионной работе, способствующих совершенствованию технологических процессов при производстве военной продукции на промышленных предприятиях;
- осуществлять профессорско-преподавательскому составу и курсантам УВЦ научноисследовательские работы (фундаментальные и прикладные) на базе промышленных предприятиях;
- разрабатывать компьютерные учебники и учебные пособия, автоматизированные системы проектирования вооружения и военной техники, автоматизированные обучающие и тренажные комплексы;
г) для совершенствования учебно-материальной базы (УМБ): изыскать возможность (при согласовании с Центральными органами военного управления) получения на производ-
34
ственном предприятии моделей, деталей, узлов, макетов, учебно-действующих стендов в целях улучшения качества обучения по преподаваемым дисциплинам.
Взаимодействие с промышленными предприятиями, выпускающими военную продукцию, целесообразно организовать следующим образом:
- заключение договора о совместной деятельности;
- заключение договоров о прохождении производственной и преддипломной практик;
- осуществление планирования научно-исследовательской, рационализаторской, изобретательской и патентно-лицензионной работ;
- планирование мероприятий по повышению уровня квалификации профессорско-педагогического состава
4) наличием учебно-материальной базы, при этом необходимо учитывать, что некоторых случаях проще даже поставить новое оборудование и технику, нежели заменить что-то старое;
5) экономической целесообразностью.
Сколько стоит процесс военного обучения с первого по пятый курс в российском военно-учебном заведении?
Любое образование стоит очень дорого, военное особенно. Это связано, прежде всего, с использованием в образовательном процессе вооружения, военной и специальной техники, расходы на изготовление и эксплуатацию которых составляют миллионы рублей. Кроме того, нельзя забывать, что курсанты находятся на полном государственном обеспечении, получают денежное содержание, значительно превышающее стипендии студентов гражданских вузов. Суммируя эти показатели можно вычислить среднюю стоимость обучения в военном вузе. Она находится в пределах 720 тыс. рублей в год. Умножаем на продолжительность обучения и получаем при 4-летнем сроке обучения - 2,8 млн. рублей, а при 5-летнем -3,6 млн. рублей. Подготовка же одного курсанта летного училища, к примеру, обходится государственному бюджету почти в миллион рублей в год [2].
В сравнении: стоимость обучения курсанта УВЦ обходится государству приблизи-
тельно в 750 тыс. рублей за 5 лет обучения (стипендия, компенсация за приобретение формы одежды, оплата труда преподавательского состава, затраты на проведение сборов и стажировок), т.е. примерно 4,8 раза меньше, чем военном вузе.
Библиографический список
1. Генерал запаса критикует реформу военного образования [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.ofizer.ru/news/general 2арава кгкікиеі геГогти уоеппоцо оЬга-
20уапіїа / 2012-05-21-1560 (21.05.12 г.).
2. Костин, К. В. Учебные военные центры при гражданских вузах, как составляющая системы военного образования в период строительства современных вооруженных сил РФ / К. В. Костин, В. П. Погодаев // Вестник академии военных наук. - 2011. - №2 (35). - С. 364 -369.