Научная статья на тему 'Организация подготовки специалистов военной приёмки'

Организация подготовки специалистов военной приёмки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
572
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ВОЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ВОЕННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ / УЧЕБНЫЕ ВОЕННЫЕ ЦЕНТРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костин Константин Владимирович, Погодаев Виктор Павлович, Лепешинский Игорь Юрьевич

Авторы предлагают систему подготовки квалифицированных специалистов военной приёмки для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Поднимается проблема подготовки таких специалистов и указаны возможные пути её решения. Впервые предложено готовить военных представителей в учебных военных центрах на базе гражданских вузов, приведены доказательства того, что это позволит значительно повысить качество их подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костин Константин Владимирович, Погодаев Виктор Павлович, Лепешинский Игорь Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация подготовки специалистов военной приёмки»

УДК 378:658.562

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВОЕННОЙ ПРИЁМКИ

К.В. Костин, В.П. Погодаев, И.Ю. Лепешинский Омский государственный технический университет

Авторы предлагают систему подготовки квалифицированных специалистов военной приёмки для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Поднимается проблема подготовки таких специалистов и указаны возможные пути её решения. Впервые предложено готовить военных представителей в учебных военных центрах на базе гражданских вузов, приведены доказательства того, что это позволит значительно повысить качество их подготовки.

Ключевые слова: качество военной продукции, оборонно-промышленный комплекс, военные представители, учебные военные центры.

27 июня 2012 года Президент РФ Владимир Путин, выступая на пленарном заседании Совета Федерации заявил, что необходимо вернуться назад и восстановить действовавшую ранее систему военных представительств. По мнению главы государства, это даст возможность обеспечить эффективное управление качеством продукции военного назначения. «Что касается военной приёмки, её просто ликвидировали почти как класс, что плохо», — сказал глава государства. — «Её нужно восстанавливать, потому что без эффективной, работающей, функционирующей системы военной приёмки у нас будут большие проблемы с качеством военного оборудования» [1].

Здесь стоит отметить, что этот вопрос вновь был поднят 26 ноября 2012 года, премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил о необходимости восстановления института военной приёмки, существовавшего в советское время, но ликвидированного в период руководства Сергеем Ивановым Минобороны России [2]. Инициативу премьера прокомментировал член комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций ОПК Анатолий Локоть [2]: «Нужно говорить не просто о военной приёмке, а об институте заказчика, подразумевающего анализ характеристик тех или иных видов оружия, совместно с разработчиками, и приём готовой продукции на окончательной стадии, проверка на соответствие тем характеристикам, которые были заданы изначально».

В нашей стране главным заказчиком вооружения, военной и специальной техники является Министерство обороны России. Именно оно должно добиваться, чтобы армия и флот, другие российские силовые структуры получали высококачественные изделия, причём закупаемые отнюдь не по завышенной цене [3]. Представители Минобороны, которые работают на предприятии, способны всесторонне проанализировать методы и характер формирования статей калькуляции, составляющих себестоимость образца вооружения, чтобы удалить излишние, не относящиеся к производству конкретных образцов ВВТ финансовые затраты.

В прошлом известны случаи, когда вследствие неправильной организации хранения сырья, материалов и покупных изделий часть из них утрачивалась или приходила в негодность. При этом потери документально не фиксировались, однако вся их стоимость относилась на статьи калькуляции себестоимости образцов ВВТ, выпускаемых на головном предприятии. Есть примеры, когда в цехе кроме элементов (деталей, сборочных единиц) образцов ВВТ производились другие элементы продукции общепромышленного назначения, не относящиеся к ГОЗ, а затраты на отопление и освещение данного цеха полностью включались в статьи калькуляции себестоимости образцов ВВТ. Имели место и такие факты: в некоторые статьи калькуляции себестоимости образцов ВВТ, изготавливаемых на предприятиях, вписывались затраты

на капитальный ремонт принадлежащих им детских садов [3].

В то же время сегодня существуют проблемы с кадрами на предприятиях ОПК, так в проекте документа «О состоянии законодательства, регулирующего деятельность ОПК РФ» аналитического управления аппарата Совета Федерации от 2010 года [4] сказано: «...сегодня наблюдаются серьёзные проблемы организаций ОПК в нехватке квалифицированных кадров на всех уровнях — от рабочего до высшего звена управления. Численность квалифицированного персонала на предприятиях снижается темпами до 7 % в год. При этом число работников предпенсионного и даже пенсионного возраста растёт. Вызывает особую тревогу отток молодых специалистов. У большинства организаций ОПК недостаточно средств для финансирования подготовки и повышения квалификации кадров. Все это вызывает необходимость государственного регулирования кадровых вопросов в области ОПК». Таким образом, проблеме подготовки специалистов контролирующих не только качество, но и ценообразование военной продукции на предприятиях ОПК необходимо уделять особое внимание.

Авторы данной статьи считают, что проблему эффективной подготовки специалистов, контролирующих качество военной продукции, должно решать образование при поддержке государства.

На сегодняшний день контроль качества военной продукции на предприятиях ОПК осуществляется поэтапно: рабочий - мастер (бригадир) - контролёр ОТК - военный представитель (военпред).

Таким образом, можно выделить систему гражданского (внутреннего) контроля и систему военного (внешнего) контроля военными представителями. Соответственно, в звене контроля решающее слово остаётся за военными представителями, именно от их уровня подготовки, честности и принципиальности во многом будет зависеть конечное качество готовой продукции.

Поэтому чрезвычайно актуальным становится вопрос об этапах и принципах подготовки специалистов военной приёмки. Сегодня в данной сфере складывается парадоксальная ситуация: несмотря на острую необходимость повышения качества и конкурентоспособности военной продукции целена-

правленная подготовка специалистов, осуществляющих военную приёмку, практически отсутствует. Специалисты данного профиля приходят из войск, после распределения из военных институтов и университетов, после окончания военных кафедр при гражданских вузах (однако надо отметить, что сейчас выпускники военных кафедр уже не подлежат призыву, а значит, не будут пополнять ряды военпредов), то есть люди, у которых отсутствовала специальная подготовка, профилизация в качестве военных представителей. Таким образом, целенаправленной подготовки военных представителей практически не существует.

Проблему подготовки таких специалистов могли бы решить военные технические вузы, однако, во-первых, в большом количестве их в условиях реформирования Вооружённых сил РФ нет необходимости, во-вторых, возможности военных вузов по подготовке таких специалистов ограничены, т. к. отсутствует лабораторно-производственная база, недостаточно опытных преподавателей-производственников, слаба связь с реально действующим производством.

На наш взгляд, возможности подготовки военных представителей, а также военпредов-экономистов есть у учебных военных центров (УВЦ) при гражданских вузах, так как:

1) данные центры готовят, прежде всего, офицеров запаса, знающих военную технику и вооружение;

2) обучаемые получают базовое гражданское образование по специальности, что даёт более глубокие знания по профилю будущей специальности, чем у курсанта военного вуза, в связи с тем, что основной акцент ставится на подготовку инженера, работающего в сфере производства;

3) гражданские вузы значительно лучше, чем военные вузы, оснащены лабораториями и современным оборудованием, с которым специалист будет работать на предприятии, при этом новейшие достижения науки, информационные технологии, инновационные разработки сразу же используются в учебном процессе, что напрямую способствует повышению качества подготовки специалистов. Так, в конце 2009 года в Омской области создан ресурсный центр развития микроэлектроники на базе Омского государственного технического университета. В вузе работает

лаборатория, позволяющая вести проектирование радио- и электронных устройств на кристаллах на наноуровне [5];

4) профессорско-преподавательский состав гражданского вуза непосредственно взаимодействует с производством, а, следовательно, досконально знает типовые технологические процессы и производственные возможности современного оборудования;

5) многие гражданские вузы имеют налаженные связи с производством, осуществляются научно-исследовательские работы, имеются совместные лаборатории, проводится производственная и преддипломная практика обучаемых, чего нельзя сказать о военных вузах;

6) в отдельно взятом гражданском вузе количество специальностей обучения значительно больше, чем в вузе военном, а, следовательно, можно охватить больше направлений в подготовке военных представителей, и соответственно, повысить экономическую эффективность подготовки таких специалистов;

7) подготовка военпредов в УВЦ при гражданских вузах позволит уже на стадии обучения дать представление о структуре, целях и задачах конкретного производства и, в частности, военной приёмки. У обучаемых открывается возможность получить представление и опыт работы в конкретной должности, более того, само предприятие сможет выбрать того специалиста, который отвечает его требованиям и даже корректировать его обучение с учётом стандартов ГОС ВПО третьего поколения, отслеживать уровень подготовки и профессиональный рост будущего специалиста.

На базе УВЦ при ОмГТУ созданы соответствующие условия для подготовки военпредов для большинства из 30 предприятий [6], научно-исследовательских и конструкторских организаций ОПК города Омска, таких как: ФГУП ОмПО «Иртыш», ФГУП «Омский научно-исследовательский институт приборостроения», ФГУП «Омсктрансмаш» и КБТМ, ФГУП «ПО "Полет"», ФГУП «ММПП "Салют" — Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова» и т. д.

При этом нельзя забывать, что контроль качества военной продукции осуществляется также и гражданскими специалистами, в лице гражданских представителей военных приёмок, а также сотрудников ОТК. Подготовку

такого рода специалистов могут обеспечивать военные кафедры при гражданских вузах.

Помимо этого военная кафедра могла бы обучать специалистов-производственников различных отделов и служб заводов ОПК (отдела Главного технолога, Главного энергетика, Главного металлурга, Главного механика и т. д.), которые изучали бы военную технику и вооружение на материальной части военной кафедры и самого производства (в рамках производственной и преддипломной практик).

Таким образом, учебные военные центры при гражданских вузах могут готовить высококвалифицированные военные кадры (военпредов, военпредов-экономистов), а военные кафедры — гражданский персонал как для военных представительств на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, так и сотрудников ОТК, что скажется и на общем уровне подготовки указанных специалистов, а также повысит контроль качества производимой военной продукции.

Вышеприведённый материал в системе подготовки специалистов военной приёмки является начальным уровнем.

Вся система подготовки военпредов, наш взгляд, должна быть представлена следующим образом:

Уровень 1 — получение высшего образования (курсант - лейтенант) на базе УВЦ при гражданских вузах - 5 лет.

Уровень 2 — переподготовка офицеров войск (4-6-месячные курсы переподготовки на базе гражданского вуза - вопросы стандартизации, сертификации продукции, экономическое обоснование ценообразования на военную продукцию, организационно-штатная структура военного представительства, цели и задачи военной приёмки).

Уровень 3 — повышение квалификации в системе командирской подготовки на предприятии ВПК, стажировка в войсках (работа по рекламациям, анализ выхода из строя ВВТ, работа в ремонтных органах), обмен опыта с представителями других военных приёмок, освоение производства новых образцов ВВТ.

Уровень 4 — повышение квалификации на курсах повышения квалификации при гражданских вузах (новые методы, средства и технологии контроля качества продукции, стандартизация и сертификация продукции).

Уровень 5 — обучение в профильных военных академиях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1.http://blackseafleet-21.com/news/10-08-2012_vozrozhdenie-iz-pepla-minoborony-vernet-na-predprijatija-voennyh-predstavitelej

2.

http://kprf.ru/dep/gosduma/activities/112879.html

3.http://gubkin.info/economic/95540-voenpredy-oko-voennogo-vedomstva.html

4.http://www.council.gov.ru/files/leaders_organs/ param_item720100408143733.000000.pdf

5. http://www. gtrk-omsk.ru/news/detail.php?ID=27566

6. У армии и флота России один союзник - ее ОПК // Официальный сайт Омского ордена Октябрьской революции производственного объединения «Радиозавод имени А.С. Попова», / URL: http://www.relero.ru/main.php?id=3&nid=465 (16.09.10 г.)

7.Костин К.В., Погодаев В.П. Проблема подготовки специалистов по контролю качества военной продукции // Омский научный вестник. -2011. - № 2 (96). - С. 186-188.

Костин Константин Владимирович - кандидат технических наук, старший преподаватель учебного военного центра при Омском государственном техническом университете (ОмГТУ); [email protected]

Погодаев Виктор Павлович - кандидат технических наук, доцент, директор института военно-технического образования при ОмГТУ; Лепешинский Игорь Юрьевич - кандидат педагогических наук, доцент, начальник военной кафедры ОмГТУ.

Статья поступила в редакцию 26 мая 2014 г.

© К.В. Костин, В.П. Погодаев, И.Ю. Лепешинский, 2014

УДК 378

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

А. Н. Лёвочкин, И. В. Логинов Омский автобронетанковый инженерный институт (филиал)

В статье приводятся выводы из исследования развития компетентности курсантов двух высших военных учебных заведений в воспитании личного состава. Вскрываются основные противоречия и трудности этого процесса. Определяется проблема формирования в образовательном процессе непрерывной педагогической практики курсантов.

Ключевые слова: компетентность, воспитание, курсанты, военный вуз, противоречия.

Подготовка офицера к воспитанию личного состава как одна из ключевых задач военного образования установлена достаточно давно. Ещё в ходе военной реформы середины XIX в. она уже ставилась перед военными вузами. Фактически и в дореволюционной, и в Советской Армии постоянно совершенствовались методы и технологии обучения будущих офицеров воспитательной работе, поэтому практику развития компетентности курсантов военного вуза в воспитании личного состава можно считать вполне сло-

жившейся. С одной стороны, ориентация профессионального военного образования на традиции обеспечивает сохранение и трансляцию традиций в профессиональной подготовке офицера, а, с другой стороны, можно отметить, что на протяжении нескольких десятилетий, за исключением последних лет, она менялась лишь незначительно, постепенно отставая от педагогической реальности.

Постсоветский период и период затянувшейся военной реформы внёс в организацию профессиональной подготовки офицера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.