Научная статья на тему 'Компании Азии на фармрынке России'

Компании Азии на фармрынке России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕМ ПРОДАЖ ЛС / ФАРМРЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абраменко Лариса, Ченцова Мария

Общий объем продаж ЛС на российском фармрынке компаний из стран Азии (Индия, Китай, Южная Корея) за период 2005-2006 гг., составлял, соответственно, 226,9-278,1 млн. долл., увеличившись за анализируемый период на 51,1 млн. долл., или на 22,5%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компании Азии на фармрынке России»

10

главная тема: тигр в прыжке

НЕМОДНІМ 2007 март

Лариса АБРАМЕНКО, к.ф.н, RMBC, Мария ЧЕНЦОВА, «Ремедиум»

КОМПАНИИ АЗИИ НА ФАРМРЫНКЕ РОССИИ

Общий объем продаж ЛС на российском фармрынке компаний из стран Азии (Индия, Китай, Южная Корея) за период 2005—2006 гг., составлял, соответственно, 226,9—278,1 млн. долл., увеличившись за анализируемый период на 51,1 млн. долл., или на 22,5%.

Большая доля присутствия этих стран на фармрынке России принадлежит Индии, объем продаж которой увеличился с 222,63 до 274,87 млн. долл., на 23,4%. Значительно отстают от нее объемы продаж Китая (за 9 мес. 2005 г. — 3,22 млн. долл., за 9 мес. 2006 г. — 3,18), и Южной Кореи (за 9 мес. 2005 г. — 1,04 млн. долл., за 9 мес. 2006 г. — 0,03 млн. долл.). То есть, за анализируемый период объемы продаж фармпрепаратов Китая и Южной Кореи на рынке России снизились на 1,24 и 97,1% соответственно. Подобные результаты у Южной Кореи свидетельствуют о потере позиций на российском фарм-рынке.

Индия же, напротив, расширила свое присутствие на российском фарм-рынке, о чем свидетельствует тот факт, что темп прироста объемов продаж Индии превышает этот же по-

казатель по всем трем рассматриваемым странам Азии.

Наибольшее присутствие препаратов стран Азии наблюдается в розничном сегменте. Первое место в нем принадлежит Индии, объем розницы которой за анализируемый период вырос с 173,35 до 212,78 млн. долл. (22,7%).

Китай и Южная Корея, как показали данные по общим объемам продаж на российском фармрынке, значительно уступают Индии в розничных продажах. Объем розничных продаж препаратов китайского производства за анализируемый период увеличился на 0,64%. Объем розничных продаж фарм-продуктов Южной Кореи за анализируемый период составил 60—6,2 тыс. долл. Подобная же ситуация наблюдается в больничном секторе и секторе ДЛО. Причем южно-корейские препараты не включены в программу ДЛО. За пе-

риод 2005—2006 гг. объем продаж Индии в программе ДЛО увеличился с 20,99 до 24,33 млн. долл. (15,9%). Китай, с объемом продаж своих препаратов в программе ДЛО в 2006 г. в размере 5,5

РИСУНОК 1

Объем продаж на фармрынке России ЛС стран Азии за 9 мес. 2005-2006 г., млн. долл.

■ — 9 мес. 2005 г. □ — 9 мес. 2006 г.

300

250

200

150

100

50

- 274,87

- 222,63

3,22 3,18 1 1,04 0,03

Китай Индия Корея Южная

РИСУНОК 2

Распределение объемов продаж по различным секторам фармрынка России стран Азии за 9 мес. 2006 гг., тыс. долл.

Индия

Китай

Корея

Южная

212780

1137750 24330

3140

31

5,5

6,2

27

0

50000 100000 150000 200000 250000

- Розничный □ — Госпитальный рынок

рынок □— ДЛО

11

март 2007 ршшиим

КОМПАНИИ АЗИИ НА ФАРМРЫНКЕ РОССИИ

таблица 1| Наиболее продаваемые фармакотерапевтические группы

препаратов стран Азии за 9 мес. 2006 г., тыс. долл.

Место в рейтинге Фармакотерапевтическая группа Доля в продажах, %

9 мес. 2005 г. 9 мес. 200б г.

ИНДИЯ

1 Антибактериальные препараты для системного использования 18,15 18,13

2 Противовоспалительные и противоревматические препараты 15,81 17,31

3 Анальгетики 10,14 10,9

КИТАЙ

2 Ангиопротекторы 33,69 35

3 Препараты для лечения заболеваний, связанных с нарушением кислотности 0,69 0,61

4 Половые гормоны 1,28 0,49

КОРЕЯ ЮЖНАЯ

1 Анестетики 73,55 98,93

2 Антибактериальные препараты для системного использования 26,35 1,07

3 Кортикостероиды для системного использования 0,1

тыс. долл., не составляет конкуренцию для Индии.

Анализ присутствия на фармрынке России наиболее пользующихся спросом групп препаратов стран Азии за период 2005—2006 гг. показал, что сильные позиции на рынке занимают антибактериальные, противовоспалительные, противо-

ревматические и анальгетики производства Индии. Объем продаж индийских антибактериальных препаратов за анализируемый период вырос с 40,39 до 49,82 млн. долл. (23,3%), противовоспалительных и противоревматических — с 35,19 до 47,57 млн. долл. (35,1%), а анальгетиков — с 22,62 до 30 млн. долл. (32,6%).

Хотелось бы отметить, что каждая из стран Азии специализируется на различных группах фармацевтических препаратов. Можно заметить только одно совпадение — это антибактериальные препараты у Индии и Южной Кореи. Но существенная разница в объемах продаж в этой группе препаратов свидетельствует о неконкурен-тоспособности препаратов Южной Кореи.

Анализ объемов продаж наиболее пользующихся спросом препаратов стран Азии по МНН характеризуется уже выявленной тенденцией доминирования индийских ЛС.

Индия занимает высокие позиции с ке-торолаком, объем продаж которого за анализируемый период увеличился с 21,85 до 28,5 млн. долл. (30,4%), ципро-флоксацином, увеличившим продажи с 20,05 до 21,92 млн. долл. (9,3%), и оме-празолом с 14,20 до 18,41 млн. долл. (29,6%).

По данному показателю у препаратов Китая и Южной Кореи объемы продаж снижаются. Например, продажи мифе-пристона (Китай) за анализируемый период снизились с 41 до 15 тыс. долл., или на 63,4%. То же самое происходит и с южно-корейским препаратом про-пофолом.

Анализ ведущих фармпроизводителей стран Азии за анализируемый период показывает, что три крупнейшие фармкомпании увеличили объем своих продаж: Dr. Reddy’s Laboratories с

РИСУНОК 3

Ведущие производители фармпрепаратов стран Азии на рынке РФ за 9 мес. 2006 г., млн. долл.

80

70

60

50

40

30

20

10

0

1 — Д-р Редди'с

Лабораторис (Индия)

2 — Ранбакси (Индия)

3 — Юник Фармасьютикал

Лабораториз (Индия)

4 — Цисин Фармацевтическая

Компания(Китай)

5 — Маинлун (Китай)

6 — Канглайт (Китай)

7 — Донг Кук Фармасьютикал

(Южная Корея)

РИСУНОК 4

|Топ-ТН препаратов стран Азии І за 9 мес. 2006 г., тыс. долл.

20000

15000

■ — 9 мес. 2005 г. □ — 9 мес. 200б г.

1 — Омез (Индия) 5 — Безорнил (Китай)

2 — Эссливер форте (Индия) 6 — Канглайт (Китай)

3 — Кетанов (Индия) 7 — Пофол (Южная Корея)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 — Болюсы Хуато (Китай) 8 — Цефтриаксон (Южная Корея)

12

главная тема: тигр в прыжке

ршшиим 2007 март

таблица 2|Топ-МНН стран Азии

за 9 мес. 2006 г., тыс. долл.

Место в рейтинге МНН Сумма в ценах конечного потребления, тыс. долл.

9 мес. 2005 г. 9 мес. 200б г.

ИНДИЯ

1 Кеторолак 21 847,9 28 498,3

2 Ципрофлоксацин 20 048,4 21 923,2

3 Омепразол 14 199,8 18 408,9

КОРЕЯ ЮЖНАЯ

1 Пропофол 769,2 33,4

КИТАЙ

1 Мифепристон 41,3 15,6

РЫНОК ГЛС СТРЕМИТЕЛЬНО РАСТЕТ

По данным RMBC объем аптечного рынка готовых лекарственных средств (ГЛС) России в 2006 г. вырос на 28% по сравнению с 2005 г. и составил 5 млрд. долл. в оптовых и 6,6 млрд. долл. в розничных ценах (без учета государственной программы добровольного лекарственного обеспечения (ДЛО), на которую в 2006 г. было выделено около 1 млрд. долл.). Столь динамичные темпы роста обусловлены двумя факторами, считают эксперты RMBC, — ростом розничных цен на лекарства и увеличением покупательского спроса. Так, по данным RMBC, средняя розничная цена фармпрепаратов выросла на 26% и достигла 1,77 долл. при средней аптечной наценке 32%, а показатель потребления лекарств на душу населения через аптечную сеть увеличился на 30% относительно аналогичного показателя 2005 г. и составил 46,23 долл. в розничных ценах.

Соб.инф.

54,36 до 68,87 млн. долл. (26,6%), Ranbaxy — с 34,25 до 40,38 млн. долл. (17,8%), Unique Pharmaceutical Laboratories — с 23,27 до 31,11 млн. долл. (33,7%).

Сравнительный анализ объемов продаж трех крупнейших фармкомпаний Китая и Южной Кореи показал, что их показатели существенно ниже показателя индийских компаний и, кроме того, имеет тенденцию к снижению. Исключение могут составлять китайские компании «Маинлун» и «Цисин Фармацевтическая Компания», объем продаж которых незначительно увеличился за анализируемый период. Исследуя объемы продаж пользующихся спросом препаратов стран Азии по торговым наименованиям на российском фармрынке, следует отметить активные продажи индийских препаратов, в частности, таких как Омез, увеличивший объем продаж с 12,97 до 17,31 млн. долл. (33,5%), Эссливер форте, который вырос с 8,61 до 16,11 млн. долл. (87,2%), а также Кетанов — с 12,83 до 15,11 млн. долл. (17,7%).

В отношении активно пользующихся спросом фармпрепаратов Китая и Южной Кореи, представленных на российском фармрынке, можно отметить Болюсы Хуато (Китай), объем продаж которого увеличился с 1,97 до 1,98 млн. долл. а также Безорнил — с 1,09 до 1,11 млн. долл. Кроме того, в 2006 г. на российский рынок вышел китайский антидиабетический препарат — Гансулин.

Объем продаж южно-корейских препаратов имеет тенденцию к снижению. Ее можно наблюдать на примере препарата Пофол, объем продаж которого за анализируемый период снизился с 760 до 33 тыс. долл. (на 95,6%), и препарата Цефтриаксон, продажи которого прекратились.

Исследование присутствия стран Азии (Индии, Китая и Южной Кореи) показало, что наиболее уверенно на фарм-рынке чувствует себя Индия, серьезно опережая по объемам продаж и темпам прироста компании из Китая и Южной Кореи.

<$>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.