Научная статья на тему 'Компания Jadran: динамичный успех'

Компания Jadran: динамичный успех Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ ФАРМРЫНК / JADRAN GALENSKI LABORATORIJ D.D

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бучина Анна

Jadran Galenski Laboratorij d.d. является одной из наиболее динамично развивающихся компаний на российском фармрынке. По данным RMBC, за последние 5 лет объем продаж препаратов компании вырос с 640 000 долл. до 21,9 млн. долл. (в ценах конечного потребления)1, при этом наиболее значимыми стали 2 последних года: в 2005 г. объем продаж компании заметно превысил 10-миллионный рубеж, а в 2006 г. 20-миллионный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компания Jadran: динамичный успех»

ршшиим 2007 сентябрь

Анна БУЧИНА, RMBC

Компания Jadran:

ИНАМИЧНЫИ УСПЕХ

Jadran Galenski Laboratorij d.d. является одной из наиболее динамично развивающихся компаний на российском фармрынке. По данным RMBC, за последние 5 лет объем продаж препаратов компании вырос с 640 000 долл. до 21,9 млн. долл. (в ценах конечного потребления)1, при этом наиболее значимыми стали 2 последних года: в 2005 г. объем продаж компании заметно превысил 10-миллионный рубеж, а в 2006 г. — 20-миллионный.

В то время как большинство компаний, демонстрировавших сопоставимые темпы роста в эти годы, добились успеха благодаря активному участию в программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), основа беспрецедентного роста ^гап — успешные «коммерческие», т.е. «аптечные» препараты. Укрепление рыночных позиций компании определило улучшение ее позиций в рейтинге производителей по объему аптечных продаж: если в 2002 г. ]а&ап занимала 232 строчку, то в 2006 г. она вошла в Топ—60. Портфель компании представлен 7 лекарственными препаратами и, как вид-

1 Аптечные продажи - розничные цены, госпитальные закупки - оптовые цены.

но из рисунка 1, в прошлом году на долю трех — Аква Марис, Драмина и Д-Пантенол — приходилось 97% общего объема продаж. Ключевое место в структуре продаж Jadran занимает Аква Марис — антиконгестант для местного применения. Доля этого препарата в общем объеме продаж компании по итогам I квартала 2007 г. достигла 80%.

История развития брэнда Аква Марис была проанализирована в рамках сегмента группы «R01A Антиконгестанты и другие назальные препараты для местного применения» на основе данных «Розничного аудита ГЛС в РФ»™ RMBC.

Объем рынка антиконгестантов для местного применения по итогам 2006 г. со-

ставил 176 млн. долл. в розничных ценах, при этом в 2002—2006 гг. данный сегмент рос опережающими темпами по сравнению с аптечным сектором фарм-рынка в целом: среднегодовой темп роста (CAGR) аптечного рынка составил 22,8% за 2002—2006 гг. (в розничных ценах, долл.), тогда как аналогичный показатель по анализируемому сегменту превысил 33,2%. Сегмент группы R01A является весьма насыщенным по количеству участников: в 2006 г. он был представлен 45 торговыми наименованиями 59 производителей; большая часть продаж сегмента приходилась на препараты сим-патомиметики (МНН: ксилометазолин, нафазолин, оксиметазолин и пр.). Первым препаратом в России, основой действия которого является лечебная сила морской воды, стал препарат Аква Марис, за прошедшие 5 лет опередивший большинство торговых наименований группы по объему продаж. В 2006 г. доля препарата в сегменте R01A составила 9,6%. По итогам I квартала 2007 г. Аква Марис также продемонстрировала опережающие темпы: прирост объема продаж по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. достиг 68%, в то время как средний показатель по сегменту составил 53%.

РИСУНОК 1

Структура портфеля компании Jadran Galenski Laboratorij d.d. в динамике

100

80

3 X

60

40

20

2002

2003

2004

2005

2006

I — Алтей сироп

□ — Септогал

□ — Розамет

□ — Д-Пантенол П — Драмина

□ — Аква Марис

Источник: RMBC

РИСУНОК 2

Три ведущих торговых наименования группы «R01A Антиконгестанты и другие назальные препараты для местного применения»

ее

Ä О

100

80

60

40

20

0

2002

2003

2004

2005

2006

1 — Називин (Nycomed) □ — Отривин (Novartis)

□ — Аква Марис (Jadran) □ — Прочие

Источник: RMBC

ПОТРЕБЛЕНИЕ И СПРОС 29 \

сентябрь 2007 PEMEÜUUM Н

В последние годы на фоне относительной стабильности числа участников рынка антиконгестантов для местного применения, конкуренция в подсегменте назальных препаратов на основе морской воды нарастает: в 2002 г. препарат Jadran был единственным в стране, а в текущем году в российских аптеках можно встретить уже 4 препарата группы. Однако несомненным лидером подсег-мента является Аква Марис, аккумулирующий 83% общего объема продаж подсегмента по итогам I квартала 2007 г., при этом 95 из 100 назальных препаратов на основе морской воды, купленных в аптеках россиянами, были спреи или капли Аква Марис.

В России торговое наименование Аква Марис представлено двумя лекарственными формами: спрей назальный дозированный 30 мл и капли назальные для детей 10 мл. Детская лекарственная форма была выведена на рынок в 2003 г., а в 2006 г. ее доля превысила треть от общего объема продаж брэнда.

В заключение стоит отметить, что история успеха Jadran и Аква Марис и уникальна, и показательна — повторить этот успех, скорее всего, не удастся большинству компаний. С одной стороны, для высокотехнологичного фармрынка залогом победы зачастую является инновационность препарата, поэтому успех лекарства, в основе которого лежит принцип «все гениальное — просто», скорее всего будет носить долгосрочный характер. Кроме того, принцип «первенства» также играет важную роль: в сознании большинства российских потребителей Аква Марис является «первым» лекарством, действующим началом которого является морская вода, эффективным и безопасным при лечении острых и хронических ринитов и синуситов, профилактике ОРВИ и гриппа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.