Научная статья на тему 'Азиатский сегмент на мировом фармрынке'

Азиатский сегмент на мировом фармрынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ МИРОВОГО ФАРМРЫНКА / АЗИАТСКИЙ СЕГМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ченцова Мария

Развитие мирового фармрынка идет неравномерно рост на зрелых рынках снижается, а на развивающихся рынках он только набирает обороты. К развивающимся рынкам, которые в ближайшее время будут оказывать существенное влияние на мировой фармрынок, можно отнести страны Азии, в частности Китай, Индию и Южную Корею. Основная причина, которая позволит вывести фармрынки этих стран в одни из ведущих в мировом масштабе, является существенный рост валового внутреннего продукта, который позволяет увеличить уровень финансирования системы здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Азиатский сегмент на мировом фармрынке»

Мария ЧЕНЦОВА, «Ремедиум»

АЗИАТСКИМ СЕГМЕНТ НА МИРОВОМ ФАРМРЫНКЕ

Развитие мирового фармрынка идет неравномерно рост на зрелых рынках снижается, а на развивающихся рынках он только набирает обороты. К развивающимся рынкам, которые в ближайшее время будут оказывать существенное влияние на мировой фармрынок, можно отнести страны Азии, в частности Китай, Индию и Южную Корею. Основная причина, которая позволит вывести фармрынки этих стран в одни из ведущих в мировом масштабе, является существенный рост валового внутреннего продукта, который позволяет увеличить уровень финансирования системы здравоохранения.

ЯВИ

The research of the Asian segment of the world market for the period from 2003 to 2005, the analysis of sales volume, the analysis of generics and biotechnologies market in the Asian countries. The main developmental tendencies of the Asian pharmaceutical markets are represented in the world level. The analysis of Asian companies’ presence in the Russian pharmaceutical market. The research of the sales volume in the section of International Nonproprietary Names (INN) and brand names for drugs. Maria CHENTSOVA, «Remedium». The asian segment of the world market.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАРМРЫНКА СТРАН АЗИИ

Китай, который за последние несколько лет достиг в своем социально-экономическом развитии достаточных высот, в ближайшее время может стать одним из ведущих мировых производителей фармпрепаратов и продуктов биотехнологий. Одним из преимуществ Китая можно признать невысокую стоимость научных исследований и затраты на персонал.

В ближайшие несколько лет у китайского фармрынка есть возможность

стать пятым по величине рынком в мире. Одним из активно развивающихся секторов фармрынка Китая можно назвать биотехнологию, которой запущены в разработку более 300 продуктов. В частности, особое внимание уделяется разработке вакцин, продуктов, основанных на рекомбинантной и генной технологиях, диагностическим препаратам.

Более 11 000 видов медицинского оборудования разрабатывается и производится в Китае. Сектор медоборудова-ния сконцентрирован на производстве вычислительной томографии. Большинство фармком-паний Китая являются небольшими

как по количеству персонала, так и по объему вкладываемых ими инвестиций. Крупнейшим 60 компаниям фармрынка Китая принадлежит 35% от общих продаж.

Индийский фармрынок стоит на 15-м месте по объему продаж и на 4-м по объему производимых продуктов. Фармрынок Индии сосредоточен на разработке антибиотиков, сердечнососудистых и противодиабетических препаратов, а также препаратов для лечения опухолевых и ревматических заболеваний.

Для расширения своего присутствия на мировом фармрынке индийские компании используют различные стратегии, в частности концентрацию своих усилий на разных региональных растущих рынках, концентрацию на производстве дженериковых препаратов, а также сотрудничество на основании аутсорсинга.

Особенностью фармрынка Индии являются высокие расходы на разработку и исследования новых препаратов, но эта возможность используется крупными компаниями.

Фармрынок Южной Кореи составляет 1—2% от мирового и признается одним из быстрорастущих среди стран Азии. Увеличение населения Южной Кореи до 50 млн. человек и объема валового внутреннего продукта, приходящегося на душу населения, а также увеличение качества

жизни привело к развитию сферы здравоохранения.

При этом невысокие объемы вложений в исследования и разработки новых препаратов не позволяют производить в большом количестве оригинальные ЛС, что приводит к необходимости большинству фармкомпа-ний концентрироваться на дженери-ковом секторе рынка. Южно-корейский фармрынок признается одним из крупнейших среди «азиатских тигров», а также входит в двадцатку крупнейших мировых рынков.

АНАЛИЗ ПРОДАЖ

Анализируя объем продаж фармрынка стран Азии за 2003—2005 гг., хотелось бы отметить, что из рассматриваемых стран лидерство принадлежит Китаю. За 2003—2005 гг. объем мировых продаж увеличился с 9,7 до 14 млрд. долл., на 4,3 млрд. долл., или на 44,3%.

Объем продаж на мировом фармрынке Южной Кореи всего лишь на 2—2,4 млрд. долл. меньше, чем у Китая. При этом темп прироста объема продаж у этой страны за анализируемый период составил 64,3%. Если Южная Корея занимает 2 место по объему продаж на мировом фармрынке стран юговосточной Азии, по темпу прироста этого показателя она занимает 1 место, опередив Китай и Индию.

Объем продаж на мировом фармрын-ке Индии за период 2003—2005 гг. со-

РИСУНОК 1

| Объем продаж стран Азии на мировом | фармрынке за 2003—2005 гг., млрд. долл.

14

11,7 12

РИСУНОК 2

| Количество фармкомпаний стран Азии за 2003—2005 гг., ед.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2003 г. 2004 г. 2005 г.

2585

2000

16530

Щ 3500 2736

18348

5000

3218

20000

5000

10000 15000

20000

— Китай

□ — Южная Корея

| | — Индия

Ц — Китай □ — Южная Корея

| | — Индия

ставил 4,5—6 млрд. долл., что выше на 1,5 млрд. долл., или на 33,3%.

Хотелось бы отметить общую тенденцию — увеличение на 33,6% количества фармкомпаний стран Азии. Несмотря на то, что объем мировых продаж фармрынка Индии меньше, чем в рассматриваемых странах, по количеству фармфирм она находится на 1 месте. За 2003—2005 гг. количество фармкомпаний Индии увеличилось с 16 530 до 20 000 ед. на 3470, или на 20,9%, сохраняя темп прироста в 9—10%.

Примерно на одном уровне по количеству фармкомпаний находятся Китай и Южная Корея. За анализируемый период в Китае количество фарм-компаний увеличилось с 2585 до 5000, на 2415, или на 93,4%, а в Южной Корее этот показатель возрос с 2000 до 3218, на 1218, или на 60,9%.

Таким образом, имеющаяся тенденция увеличения количества фармком-паний анализируемых стран позволяет сделать вывод о дальнейшем освоении странами Азии мирового фарм-рынка.

Средний объем продаж, приходящийся на одну компанию, характеризует особенность фармрынка той или иной страны.

Спецификой индийского фармрын-ка является невысокий показатель среднего объема продаж одной фармкомпании, который имеет тенденцию к снижению с 0,06 до 0,05 млн. долл., на 6,16%. Это объясняется

Источник: IMS Health

Источник: IMS Health

тем, что в Индии превалирует огромное число фармкомпаний небольшого размера при невысоком объеме фармрынка. В подобном случае может наблюдаться высокая конкуренция между компаниями, которая в дальнейшем приведет к различным комбинациям слияний и поглоще-

ний. С одной стороны, небольшая фармкомпания более мобильна, имеет высокую скорость в принятии решений. Но небольшой объем компании не всегда позволяет вкладывать достаточно средств в исследования, в разработку новейших препаратов.

В Китае и Южной Корее также наблюдается снижение рассматриваемого показателя с 0,73 до 0,46 млн. долл. и с 0,70 до 0,59 млн. долл. соответственно. При этом, учитывая вышеприведенные данные по мировым объемам продаж среди выделенных стран Азии на мировом фармрынке, где Китай стоит на 1 месте, а Южная Корея на втором, а по средним продажам ситуация обратная.

Снижение среднего объема продаж варьируется в зависимости от страны от 15,7 до 36,6%, что обостряет конкуренцию на фармрынке рассматриваемых стран Азии.

АНАЛИЗ РЫНКА ДЖЕНЕРИКОВ И БИОТЕХНОЛОГИЙ СТРАН АЗИИ ЗА 2003-2005 гг.

Состояние рынка дженериков Китая, Южной Кореи и Индии за период 2003—2005 гг. характеризуется активным развитием. Об этом свидетельствуют следующие данные: объем продаж дженериковых препаратов в Китае увеличился с 6,3 до 9,5 млрд. долл. на 3,2 млрд. долл., или на 50,7%, в Южной Корее также наблюдается рост

РИСУНОК 3

Средний объем продаж, приходящийся на одну компанию за 2003-2005 г., млн. долл.

0,8

0,7

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

0,1

0,0

0,57 0,58 °,59

0,46

2003 г. 2004 г. 2005 г.

— Китай

□ — Южная Корея

| | — Индия

Источник: IMS Health

РИСУНОК 4

Рынок дженериков стран Азии за 2003—2005 гг., млрд. долл.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

6,3

3,9

1,1

7,7

5,3

1,57

9,5

7,3

2

_і______________________________і___________________________і____________________________і_

8 10

— Китай

| | — Южная Корея

| | — Индия

Источник: IMS Health

РИСУНОК 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рынок биотехнологий стран Азии за 2003—2005 гг., млрд. долл.

2.5 2,0

1.5 1,0 0,5 0,0

2,1

2003 г.

2004 г. 2005 г.

Ц — Китай □ — Южная Корея

| | — Индия

Источник: IMS Health

дженерикового рынка с 3,9 до 7,3 млрд. долл. на 87,1%, а в Индии этот рост составил с 1,1 до 2,0 млрд. долл. на 81,8%.

Активное развитие дженерикового рынка в рассматриваемых странах объясняется невысоким объемом средств, выделяемых на исследования и разработки новых препаратов, а также относительно невысокий уровень жизни населения.

При этом сохраняется общая тенденция для рассматриваемых стран по развитию фармрынка. Китай лидирует по объему продаж дженериковых препаратов, потом идет Южная Корея, а затем — Индия.

Как показывают расчеты, во всех 3 странах наблюдается увеличение до-

ли дженериковых препаратов на общем фармрынке. За период 2ОО3— 2ОО5 гг. в Китае доля дженериков увеличилась с 64,9 до 67,8%, в Южной Корее — с 43,4 до 6О,8%, а в Индии с 24,4 до 33,3%.

Таким образом, в Китае и Южной Корее наблюдается превалирование дженериковых препаратов на фармрынке (доля более 5О%), а в Индии этот сектор активно развивается.

Анализ рынка биотехнологий стран Азии за 2ОО3—2ОО5 гг. показывает общую положительную тенденцию к дальнейшему его развитию в пределах 36,2—52%. За 2ОО3—2ОО5 гг. объем продаж рынка биотехнологий Китая увеличился с 1,5 до 2,1 млрд. долл., т.е. на 4О%, что дела-

ет его лидером на этом рынке. Значительно меньший объем рынка биотехнологий занимают Южная Корея и Индия. В Южной Корее объем продаж продуктов биотехнологий увеличился с 0,8 до 1,09 млрд. долл. на 36,2%, а в Индии — с 0,25 до 0,38 млрд. долл. на 52%.

Хотелось бы отметить, что за анализируемый период наблюдается тенденция увеличения темпа прироста рынка биотехнологий во всех рассматриваемых странах Азии. В Китае темп прироста с 2003—2004 гг. составил 13,3%, а за период 2004—2005 гг. — 23,5%; в Южной Корее за 2003—2004 гг. — 16,2%, а за 2004—2005 гг. — 17,2%.

В Индии наблюдается самый высокий темп прироста рынка биотехнологий

среди всех рассматриваемых стран, который составил за 2ОО3—2ОО4 гг. 8%, а за 2ОО4—2ОО5 гг. — 4О,7%.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФАРМРЫНКОВ СТРАН АЗИИ В МИРОВОМ МАСШТАБЕ

Основной тенденцией китайского фармрынка можно назвать сохранение роста рынка на уровне 2О%. Расширению присутствия Китая на мировом фармрынке будет способствовать повышение эффективности деятельности фармкомпаний и слияние с крупнейшими международными корпорациями.

В дальнейшем членство в ВТО повысит уровень качества фармпрепаратов и конкурентоспособность фармрынка за счет:

« развития сотрудничества между китайскими фармпроизводителями и иностранными компаниями;

+ совершенствования патентного права и развития сектора исследований и разработки новых фармпрепаратов;

« увеличения объема иностранных инвестиций в фармпромышленность Китая;

+ увеличения экспортных операций в дженериковом секторе фармрынка, а также в секторах традиционной китайской медицины и медицинского оборудования;

+ совершенствования системы управления китайскими фармкомпаниями. Несмотря на радужные перспективы развития фармрынка Китая, он столкнется с рядом трудностей:

+ снижение таможенных пошлин на ввозимую фармпродукцию с 20% до 5,5—6,5% может оказать неоднозначное влияние на различные сегменты фармрынка;

« ужесточение конкуренции с иностранными компаниями повлечет за собой некоторое ослабление китайских компаний на национальном и мировом фармрынках.

В дальнейшем расширение присутствия Индии на мировом фармрынке будет происходить за счет развития участия в международных клинических исследованиях и

производстве новейших фармпро-дуктов.

Высокий интеллектуальный и технологический уровень индийских фарм-компаний, наряду с невысокой стоимостью ресурсов, станет в будущем одним из важнейших условий для развития фармрынка Индии в мировом масштабе.

Кроме того, развитие инфраструктуры фармрынка Индии и увеличение объемов инвестиционных вложений позволит значительно укрепить существующие позиции на мировом фармрынке и подготовит к значительному рывку для захвата новых рынков.

Фармрынок Южной Кореи, являясь самым успешным среди «азиатских тигров», имеет самые благоприятные прогнозы для дальнейшего развития. При этом для его расширения необходимо увеличить прозрачность фарм-рынка, проанализировать объем затрат на дорогостоящие фармпрепараты, пересмотреть систему ценообразования на фармпродукты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.