Научная статья на тему 'Российский фармацевтический 10 рынок за первые 9 месяцев 2003 г'

Российский фармацевтический 10 рынок за первые 9 месяцев 2003 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Виктория

Объем фармрынка России в I-III кв. 2003 г. вырос по сравнению с таким же периодом предыдущего года на 15% и составил около 3 млрд. долл. в ценах конечного потребления. Потребление лекарств через аптеки на душу населения в эти месяцы достигло 16,5 долл. против 14,4 долл. год назад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский фармацевтический 10 рынок за первые 9 месяцев 2003 г»

10

главная тема: фармрынки стран снг

2004 январь-февраль PEMEÖUUM

Виктория СОКОЛОВА, RMBC

РОССИИСКИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК ЗА ПЕРВЫЕ 9 МЕСЯЦЕВ 2003 ГОДА

Объем фармрынка России в 1—Ш кв. 2003 г. вырос по сравнению с таким же периодом предыдущего года на 15% и составил около 3 млрд. долл. в ценах конечного потребления. Потребление лекарств через аптеки на душу населения в эти месяцы достигло 16,5 долл. против 14,4 долл. год назад.

ИМПОРТ

По данным Государственного таможенного комитета России, объем импорта за первые 9 месяцев 2003 г. составил почти 1,5 млрд. долл.1, то есть на 43% больше, чем этот показатель в аналогичный период 2002 г. Прошло уже почти два года с момента введения налога на добавленную стоимость, и если в начале 2002 г. объем импорта существенно снизился из-за избыточного ввоза лекарственных средств в преддверии введения НДС в конце 2001 г., то по итогам I—III кв. 2003 г. можно сказать, что ситуация стабилизировалась. Однако и по сравнению с тремя первыми кварталами 2001 г. увеличение весьма значительно — на 31% (рис. 1). При этом со-

1 Здесь и далее: объем импорта указан в ценах С1Р без учета таможенной пошлины и НДС.

отношение долей импорта из разных мировых регионов в целом остается стабильным. Отмечается небольшое (на 2 п.п.) увеличение доли импорта стран Западной Европы, США, Канады и Японии и соответствующее снижение доли стран Азии, Австралии и Латинской Америки (рис. 2).

Тенденция концентрации оборотов остается основной: за первые 9 месяцев 2003 г. доля импорта 10 ведущих производителей составила 36% от общего объема импорта, что на 2,2 п.п. больше, чем за 9 месяцев 2002 г., при неизменном составе «десятки» лидеров-производителей. Удвоила объем импорта в анализируемом периоде компания Aventis, она возглавила топ-«десятку». На 3-е и 5-е места переместились компании Sanofi-Synthelabo и Berlin Che-mie/Menarini Pharma, также увеличив-

шие объемы поставок. Лидер по итогам I—III кв. 2002 г. — компания Gedeon Richter тоже продолжает успешно наращивать обороты, однако ей не удалось удержать первую позицию, и по итогам 9 месяцев 2003 г. она заняла второе место (табл. 1).

В составе первой «тройки» дистрибьюторов по объему импорта за первые 9 месяцев 2003 г. изменений не произошло. Доля компаний «ЦВ Протек» и «СИА Интер-

таблица 1| Десять ведущих производителей

по объему импорта ГЛС (предварительные данные)

Место Доля в общем

Производитель объеме импорта, %

I-III кв. I-III кв. I-III кв. I-III кв.

2003 г. 2002 г. 2003 г. 2002 г.

1 2 Aventis 5,8 3,9

2 1 Gedeon Richter 4,3 4,1

3 4 Novo Nordisk 4,1 3,7

4 7 Sanofi-Synthelabo 3,8 3,0

5 10 Berlin-Chemie/Mena-rini Pharma G.m.b.H. 3,5 2,8

6 5 Novartis 3,4 3,3

7 6 KRKA D.D. 2,9 3,1

8 8 GlaxoSmithKline 2,7 2,9

9 3 Pfizer International Inc.* 2,6 3,7

10 9 Eli Lilly 2,6 2,8

*Включая компанию Pharmacia N.V./S.A.

таблица 2| Десять ведущих дистрибьюторов

по объему импорта ГЛС (предварительные данные)

Доля в общем

Место Производитель объеме импорта, %

I-III кв. I-III кв. I-III кв. I-III кв.

2003 г. 2002 г. 2003 г. 2002 г.

1 1 Протек 17,4 18,9

2 2 СИА Интернейшнл 13,0 11,9

3 3 Шрея Корпорэйшнл 6,5 6,7

4 7 Аптека-Холдинг 1,7 1,6

5 286 Доминанта-Сервис 1,6 0,01

6 4 Биотэк 1,5 2,8

7 5 Аптечный Склад №1 1,4 1,7

8 6 Фарм Тамда 77 1,4 1,7

9 8 Россиб Фармация 1,2 1,2

10 14 Морон 1,1 0,7

*Без учета консигнационных складов и покупателей ин-балк.

российский фармацевтический рынок за первые 9 месяцев 2003 г. 11

ремш1шм ян варь-февраль 2004 ^^Л

нейшнл», занимающих, соответственно, первую и вторую позиции, составляет 30,4% от общего объема импорта за 1—Ш кв. 2003 г., в то время как доля «десятки» ведущих дистрибьюторов составляет 46,8% (688 млн. долл.), что на 40,7% больше по сравнению с 1—Ш кв. 2002 г. В «десятке» появились два новых дистрибьютора: компании «Доминанта-Сервис» и «Мо-рон», занявшие 5-е и 10-е позиции соответственно по итогам первых 9 месяцев 2003 г. (табл. 2).

ПРОИЗВОДСТВО ГЛС

Объем производства ГЛС предприятиями химико-фармацевтической отрасли России за 9 месяцев 2003 г. составил 766,7 млн. долл., что на 18% больше, чем за аналогичный период 2002 г. (табл. 3). Компания «Отечественные лекарства» все так же занимает лидирующую позицию, объем ее производства увеличился на 12%, однако доля в общем объеме снизилась на 5% по сравнению с 9 месяцами 2002 г. В «десятке» производителей наибольшего роста объемов производства достигла компания «Ниж-фарм» (+47% по сравнению с 9 месяцами 2002 г.). Выше среднего по отрасли в целом был в I—III кв. 2003 г. рост объемов производства компаний ICN Pharmaceuticals, «Верофарм», «Акрихин», «Синтез» и «Мосхимфармпрепа-раты». Доля первой «десятки» компаний в общероссийском производстве выросла с 50% за 9 месяцев 2002 г. до 52% за аналогичный период год спустя.

[РОЗНИЧНЫЕ ПРОДАЖИ ГЛС

Согласно данным «Розничного аудита лекарственных средств в РФ»™, объем рынка аптечных продаж за первые 3 кв. 2003 г составил 2,4 млрд. долл. в ценах конечного потребления. Это на 15% выше, чем за аналогичный период 2002 г. Средняя торговая надбавка за первые 3 кв. 2003 г. составила 27% (на 1 п.п. выше соответствующего прошлогоднего показателя).

Несколько выросла суммарная доля десяти крупнейших компаний по объемам аптечных продаж (с 26% за 1—Ш кв. 2002 г. до 26,3% за аналогичный период 2003 г.). В розничных продажах по-прежнему

кроме того...

«АКРИХИН» — ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ

Открытое акционерное общество «Химфармкомбинат «Акрихин» — один из крупнейших производителей готовых лекарственных средств в России. На протяжении 65-летней истории своего существования предприятие активно развивалось, накапливая опыт в производстве ГЛС, и имеет репутацию надежного партнера и производителя продукции высокого качества.

Последнее десятилетие стало самым динамичным в развитии ОАО «Химико-фармацевтический комбинат «Акрихин», как производителя современных эффективных готовых лекарственных средств. В номенклатуре предприятия более 170 препаратов практически всех основных фармакотерапевтичес-ких групп: в виде таблеток, мазей, сиропов, таблеток, покрытых оболочкой, твердых желатиновых капсул. Предпочтение отдается современным эффективным препаратам — дженерикам — аналогам оригинальных лекарственных средств, производимых ведущими зарубежными фармацевтическими компаниями. Часть препаратов этой группы имеет запатентованный товарный знак — приставку «Акри», которая пишется после международного непатентованного названия. Например: Ацикло-вир-Акри, Карбамазепин-Акри, Винпоцетин-Акри, Фамотидин-Ак-ри. Другие выводятся на рынок под собственным торговым названием. Например: Кларотадин (ло-ратадин), Микозорал (кетокона-зол), Глидиаб (гликлазид), Тари-цин (офлоксацин), Акридилол (карведилол).

На сегодняшний момент выпускается около 40 препаратов программы импортозамещения. Особое внимание при определении ассортиментной политики уделяется социально значимым лекарственным средствам. Продукция комбината включена в Федераль-

ные программы «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России» и «Сахарный диабет», «Артериальная гипертония». О признании «Акрихина» ведущим предприятием по выпуску высококачественной продукции говорит тот факт, что в настоящее время более тридцати препаратов производится в кооперации с 15 зарубежными фирмами. В феврале 2002 г. Министерство промышленности науки и технологий РФ выдало «Акрихину» Свидетельство №1 о соответствии производства лекарственных средств (цехов по производству сердечнососудистых препаратов и мазей) требованиям Стандарта отрасли ОСТ 42-510-98 ^МР). По итогам 1998—2001 гг., в результате опроса ведущих специалистов здравоохранения, руководителей отечественных и зарубежных компаний, национальных дистрибьюторов, ОАО «Химфарм-комбинат «Акрихин» признается наиболее влиятельным российским производителем готовой фармацевтической продукции. По результатам Всероссийских конкурсов фармацевтической отрасли «Платиновая Унция» комбинат назван лучшей отечественной компанией - производителем лекарственных средств 2000 и 2001 гг.

Лауреат общероссийской премии «Российский Национальный Олимп» за высшие достижения в социально-экономической сфере России в

2000 г.

Награжден международной премией Американо-российской торгово-промышленной палаты «За продукцию высокого качества» в

2001 г.

Заслуженный авторитет на фармацевтическом рынке и среди медицинской общественности страны сложился благодаря надежности «Акрихина» как партнера, в любой сфере деятельности, высочайшему уровню современного производства, гарантированному качеству продукции.

12 главная тема: фармрынки стран снг

2004 январь-февраль ршшиим

таблица з| Десять ведущих химико-фармацевтических

предприятий по объему производства

Доля в общем объе-

Место Производитель ме производства, %

9 мес. 9 мес. I-III кв. I-III кв.

2003 г. 2002 г. 2003 г. 2002 г.

1 1 Отечественные

лекарства 9,6 10,0

2 2 ICN Pharmaceuticals

(российские заводы) 9,5 8,4

3 4 Верофарм 4,9 4,5

4 6 Нижфарм 4,9 3,9

5 5 Мосхимфармпрепараты 4,3 4,0

6 3 Брынцалов А 4,3 5,5

7 8 Акрихин 4,2 3,6

8 11 Синтез 3,6 3,2

9 7 Биосинтез 3,2 3,7

10 9 Биохимик 3,1 3,5

лидируют антибактериальные препараты для системного использования, хотя их доля в общем объеме сократилась на 8% (табл. 4)- По сравнению с 1—Ш кв. 2002 г. в аналогичном периоде 2003 г. на

45% выросли продажи препаратов для устранения симптомов простуды и кашля. Новая группа в десятке лидирующих по аптечным продажам — это противовоспалительные и противоревматичес-

кие препараты. По-прежнему стабильны продажи конечному потребителю поли-витаминных/мультиминеральных препаратов, эналаприла, дротаверина, вин-поцетина (табл. 5). ►

РАБОТА НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РЫНКАХ СТРАН СНГ: ЖЕЛАЕМОЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ

Практическая выгода от взаимодействия фармацевтических предприятий на фармрынках соседних стран СНГ очевидна. Однако здесь существует ряд проблем, решение которых, по мнению практиков белорусского фармацевтического рынка, может затянуться, несмотря на их несомненную актуальность.

Александр Николаевич ФАНДО - директор Борисовского завода медицинских препаратов

Очевидно, что ЛС производства стран СНГ по ряду серьезных причин не могут попасть на западные рынки. Поэтому конкурировать могут только на пространстве бывшего Советского Союза. Чтобы производители работали на этих фармрынках эффективно, необходима гармонизация законодательных и нормативных требований и создание равных условий для участников рынков. Несмотря на усилия некоторых межгосударственных комиссий, мы, к сожалению, не видим тех результатов, которых хотелось бы. Белорусские производители находятся в неравных условиях с российскими производителями. В первую очередь речь идет об одностороннем введении российской стороной лицензии на ввоз медикаментов, что предполагает до-

полнительные финансовые затраты и повышает стоимость белорусских лекарств на рынке России. Лицензия выдается на один год по каждому коду, а код стоит немалых денег. Это создает серьезные барьеры в реализации наших медикаментов в России. С другой стороны, понятно, что каждая страна может защищать свой рынок и своих производителей. Но ведь на всех уровнях продекларировано создание союзного государства... Безусловно, мы заинтересованы в российском рынке. Так же, как россияне в белорусском, где они чувствуют себя свободно. Мы, белорусские производители, не возражаем, хотя имеем на это моральное право. Нас больше интересует: сделают ли российские регуляторные органы встречный шаг, выровняют условия для белорусских производителей? Рынок, безусловно, должен существовать, но он должен быть цивилизованным. Мы готовы к конкуренции. Перед белорусским производителем больших проблем по реализации своей продукции в России нет. Она качественна, ее хорошо знают в России. В настоящий момент нам удалось снизить цены на 20%. Это большая подвижка и наши цены как никогда ранее конкурентоспособны. Наши продажи в России, несмотря ни на что, увеличиваются ежегодно на 5—7%. Мы по-

российский фармацевтический рынок за первые 9 месяцев 2003 г.

13

РЕМШииМ январь-февраль 2004

таблица 4| Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС Название АТС группы Доля в общем объеме аптечных продаж, %

I-III кв. 2003 г. I-III кв. 2002 г. группы I-III кв. 2003 г. I-III кв. 2002 г.

Антибактериальные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 1 J01 препараты для системного использования 6,8 7,4

2 2 N02 Анальгетики 6,3 6,4

3 3 A11 Витамины 5,0 5,0

4 4 C09 Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин 4,0 3,9

5 5 N06 Психоаналептики 3,7 3,7

6 8 R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля 3,2 2,5

7 9 G03 Половые гормоны 3,0 2,5

Противовоспалительные

8 12 M01 и противоревматические препараты 2,7 2,4

9 7 C01 Препараты для лечения заболеваний сердца 2,7 2,8

10 6 N05 Психотропные препараты 2,6 3,0

кроме того...

«минскинтеркапс»

УП «Минскинтеркапс» — молодое, динамично развивающееся фармацевтическое предприятие, третье в Республике Беларусь по величине объема производства. Номенклатура производимой продукции: 30 лекарственных средств. Наиболее известны на российском рынке Антигриппокапс, Троксерутин-МИК, Аевит, Витамин Е, Витамин А, Азелли-капс-вита (витаминизированный рыбий жир). Активно продвигаются на рынок РФ антиоксидантные комплексы Анти-оксикапс (суточная норма витаминов С, Е и Р-каротина), Антиоксикапс с цинком, Антиоксикапс с селеном. «Минскинтеркапс» производит также твердые желатиновые капсулы (типоразмер «0», «1»), оказывает производственные услуги по инкапсулированию и блистированию. Объем продаж в 2003 г. — более 7 млн. долл. Система качества разработки и производства продукции соответствует требованиям ИСО 9001 (с 2000 г.). Ведется подготовка к сертификации по GMP. Ежегодные инвестиции в основное производство — 750—800 тыс. долл. Численность работающих — 207 человек.

ставляем на российский рынок 50% всех произведенных нами лекарств, 34% нашей продукции реализуется в Беларуси, остальное мы экспортируем на другие рынки. Емкость российского рынка в 10 раз больше белорусского. Россия — это огромные пространства с различными уровнями жизни населения. Это не только большая и успешная Москва. За пределами Золотого кольца живет наш покупатель. За время длительного сотрудничества мы знаем его запросы и, уверен, правильно на них реагируем.

Мария Григорьевна ШАЛАЕВА - директора РУП «Бел-фармация»

Исторически сложилось, что препараты, выпускаемые белорусскими производителями, дублируются как в России, так и в Украине. После развала Советского Союза мы остались один на один со своими ста наименованиями. Положение было крайне сложное. Но, к чести наших производителей, быстро произошло расширение номенклатуры. Однако расширение шло в основном за счет дублирования производства ЛС, выпускаемых в России или в Украине. И если в начале наши препараты выгодно отличались по стоимости, то сегодня цены выровнялись. Началась серьезная конкуренция. В условиях, когда более 60% из перечня основных и важнейших ЛС приходится импортировать из стран дальнего зарубежья, факт дублирования дженериков — это нерациональные затраты усилий и средств. Понятно, что так происходит по причине недостаточного изучения рынка, спроса, пер-

спектив развития. Но сегодня эта информация — важнейший инструмент в руках и производителей, и торговых структур. Следует также думать о разработках оригинальных препаратов, тех, которые необходимы с точки зрения развития отечественной медицины, новых медицинских технологий. Мне кажется, в этом смысле производители стран СНГ серьезно недорабатывают. Если мы планируем работать в едином экономическом пространстве, ситуацию на производстве следует пересмотреть в сторону выпуска оригинальных, востребованных препаратов. Безусловно, такое производство — это большие затраты, но впоследствии они с лихвой окупятся. Программа дублирования и воспроизводства ЛС, от которых мир уходит, малоперспективна. Будущее за теми, кто работает на завтрашний день. В Беларуси такие предприятия есть, есть и высокий научный потенциал. О гармонизации рынков можно реально говорить в случае заинтересованности со стороны производителей, чего на сегодня нет. Мы продолжаем дублировать и производить одни и те же препараты, с которыми приходим на рынки друг к другу конкурировать. Но перспективы развития отрасли в рамках единого экономического пространства немыслимы без гармонизации.

Редакция благодарит УП«Профессиональные издания» (Беларусь, Минск) за помощь при подготовке материалов. Компания «Профессиональные издания» (директор Л.Евтушенко) работает на белорусском фармрынке с 1998 г, издает научно-практический журнал для фармацевтов и врачей «Рецепт» и газету для потребителей «069».

14

главная тема: фармрынки стран снг

2004 январь-февраль PEMEÖUUM

таблица б| Десять ведущих МНН/группировочных

наименований по объему аптечных продаж

Место Доля в общем объеме

в рейтинге МНН аптечных продаж, %

I-III кв. I-III кв. I-III кв. I-III кв.

2003 г. 2002 г. 2003 г. 2002 г.

1 1 поливитамин+ мультиминерал 2,3 2,4

2 2 эналаприл 2,3 2,4

3 3 дротаверин 1,2 1,2

4 4 винпоцетин 1,1 1,1

5 7 панкреатин 1,1 1,0

6 5 поливитамин 1,1 1,0

7 6 диклофенак 1,0 1,0

8 10 боярышника плоды 0,9 0,8

9 12 силденафил 0,8 0,7

кофеин+кодеин+пара-

10 8 цетамол+метамизол натрия+фенобарбитал 0,8 0,8

таблица б| Десять ведущих торговых наименований

по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге Торговое Доля в общем объеме госпитальных закупок, %

I-III кв. 2003 г. I-III кв. 2002 г. наименование I-III кв. 2003 г. I-III кв. 2002 г.

1 2 Цефазолин 2,б 2,3

2 1 Натрия хлорид 2,5 2,8

3 3 Глюкоза 1,6 1,7

4 б Фраксипарин 1,3 1,1

5 7 Тиенам 1,2 1,1

б 4 Меронем 1,2 1,3

7 9 Актовегин 1,2 1,0

8 11 Таксотер 1,2 1,0

9 25 Цефобид 1,0 0,б

10 28 Цефотаксим 1,0 0,б

► Среди торговых наименований наиболее заметным изменением стало вхождение в топ-20 ТераФлю от гриппа и простуды (с 73-й строчки в листе 2002 г. препарат переместился на 19-ю позицию по объемам аптечных продаж). 13 пунктов потерял Низорал и вследствие этого выбыл из «десятки» лидеров 2002 г.

Наивысшие объемы аптечных продаж аккумулируют Москва (объем розничного рынка в конечных ценах составляет 409,6 млн. долл.), С.-Петербург (99,7 млн. долл.) и Московская область (99,2 млн. долл.). Суммарная доля составляет более 25% от общего объема аптечного сегмента фармрынка России. Самая низкая торговая надбавка за анализируемый период зафиксирована в Челябинске, а самая высокая — в Тюмени. Наибольшее среднедушевое потребление лекарственных средств наблюдается в крупных городах, в частности в Москве.

Госпитальный сектор

По данным «Анализа больничных закупок в РФ»™, за первые 9 месяцев 2003 г. объем госпитального сектора составил 500,6 млн. долл. в ценах закупки (оптовых ценах). Это на 18% выше, чем за аналогичный период 2002 г. (423,5 млн. долл.).

Среди производителей лидер по итогам анализируемого периода — Ауепй^ как и

в аптечных продажах. На втором месте находится GlaxoSmithKline, чьи объемы продаж в больничный сектор и доля существенно выросли (на 59 и 34% соответственно). Также значительного роста достигла компания Sanofi-Synthelabo, объемы ее продаж в госпитальный сектор возросли на 50%, а доля — на 27%. Из десяти ведущих производителей только доля компании AstraZeneca в сегменте несколько уменьшилась (на 4%). В «десятке» ведущих торговых наименований по объему госпитальных закупок произошли более заметные изменения (табл. 6). Закупки всех препаратов «десят-

ки» в I—III кв. 2003 г. по сравнению с тем же периодом 2002 г. возросли, однако у некоторых ГЛС темп роста закупок был ниже среднерыночного, из-за чего их доли в общем объеме закупок снизились. Доля Натрия хлорида в больничном сегменте уменьшилась на 12% по сравнению с I— III кв. 2002 г. Также доля закупок Меронема упала (на 11%), и этот препарат переместился с 4-го на 6-е место. В то же время госпитальные закупки препаратов Цефо-бид и Цефотаксим выросли практически в 2 раза в I—III кв. 2003 г. по сравнению с аналогичным периодом 2002 г., а их доли увеличились на 62 и 65% соответственно. В десятке лидирующих по госпитальным продажам групп лекарственных средств появилась новая группа — противотуберкулезные препараты. Объемы госпитальных закупок этих лекарств увеличились на 66% в I—III кв. 2003 г. по сравнению с аналогичным периодом 2003 г., а доля в больничном секторе — на 41%. Также за анализируемый период значительно возросли закупки антикоагулянтов (на 52%). И в то же время существенно снизились госпитальные закупки препаратов для лечения сахарного диабета (объем закупок упал на 28%, а доля на 39%), упали закупки иммуномодуляторов (на 15%) (табл. 7).

выводы

Таким образом, можно констатировать дальнейшее развитие российского

РЕМШииМ январь-февраль 2004

рисунок 2

Структура импорта ГЛС по стране-производителю

100

80

60

40

20

4 4

10 8

- 25 25

- 61 63

-

1 — Западная Европа,

США, Канада и Япония

2 — Восточная

Европа

3 — Азия, Австралия,

Латинская Америка

4 — Страны СНГ

и Балтии

ЫП кв. 2002 г.

ЫП кв. 2003 г.

Источник: ГТК, анализ RMBC

таблица 7| Десять ведущих АТС групп по объему госпитальных закупок

Место Доля в общем объеме

в рейтинге АТС АТС группа госпитальных закупок, %

1-111 кв. 1-111 кв. код 1-111 кв. 1-111 кв.

2003 г. 2002 г. 2003 г. 2002 г.

Антибактериальные пре-

1 1 ¿01 параты для системного использования 22,2 20,4

2 2 В05 Плазмозамещающие 8,5 9,0

и перфузионные растворы

3 3 L01 Противоопухолевые препараты 6,7 8,1

4 5 N05 Психотропные препараты 4,1 3,6

5 7 N06 Психоаналептики 3,4 3,0

6 10 В01 Антикоагулянты 3,0 2,3

7 б N01 Анестетики 2,7 3,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 4 А10 Средства для лечения сахарного диабета 2,5 4,2

9 9 С01 Препараты для лечения 2,4 2,3

заболеваний сердца

10 18 ¿04 Противотуберкулезные препараты 1,9 1,4

фармрынка и существенный рост его основных параметров в первые 9 месяцев 2003 г.

По сравнению с аналогичным периодом 2002 г. на 43% вырос объем импорта лекарств. Продолжают расти объемы отечественного фармацевтического производства, доля первой «десятки» увеличивается. Ведущую позицию уже почти два года занимает компания «Отечественные лекарства», а наибольшего прироста объемов производства из десяти ведущих производителей за I—III кв. 2003 г. по сравнению с анало-

гичным периодом 2002 г. достигла компания «Нижфарм».

Однако по объемам продаж лекарств продолжают лидировать производители иностранных препаратов. По итогам первых трех кварталов 2003 г. по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. российский аптечный сектор вырос на 15%, а больничный сегмент — на 18%. Можно определить, что в целом рынок к концу 2003 г. вырастет на 15% и достигнет 4,3 млрд. долл. в ценах конечного потребления.

кроме того...

«СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ»: ОПЕРЕЖАЯ ВРЕМЯ

С уникальными возможностями работы центрального автоматизированного склада компании «СИА Интернейшнл» смогли ознакомиться в начале года журналисты ряда столичных изданий. Экскурсия включала посещение всех участков центрального склада компании, в том числе «зоны №5», введенной в строй в конце 2003 г. и предназначенной для расширения площадей хранения лекарств. Оборудованный в соответствии с международными стандартами, центральный склад «СИА Интернейшнл» занимает площадь более 39 тыс. кв. м. и в скором времени будет расширен до 45 кв. м. В его развитие уже вложено около 12 млн. долл. Удобная планировка складских помещений, предусматривающая также возможность специального хранения отдельных препаратов (трав, свечей, спиртосодержащих и сильнодействующих веществ), компьютеризированная система контроля за движением товара и его посерийный учет обеспечивают бесперебойную и точную работу компании, поставляющей в аптеки России гарантированно качественные ЛС. Внедрение высоких технологий на центральном складе компании позволило увеличить число ежедневно обрабатываемых товарных позиций до 100 тыс. наименований, что привело к увеличению объема продаж на 80% и увеличению количества клиентов на 35%. В ближайших планах компании — открытие собственного таможенного терминала, лаборатории контроля качества лекарств, а также начало строительства завода по производству собственных ЛС.

Соб. инф.

ХОРОШАЯ НОВОСТЬ ОТ «СОФАРМЫ»

Хорошей новостью для российских потребителей и фармацевтических дистрибьюторов стало объявление о начале в 2004 г. поставок на российский рынок оригинального безрецептурного препарата Трибестан®. Это лекарственный продукт растительного происхождения, обладающий общетонизирующим и стимулирующим функции половой системы действием. В борьбе с сексуальными расстройствами специалисты «Софармы» пошли дальше своих конкурентов — Трибестан® предназначен и для мужчин, и для женщин: препарат восстанавливает и усиливает влечение, удлиняет время и силу эрекции у мужчин, облегчает постклимактерические симптомы у женщин.

Соб. инф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.