Научная статья на тему 'Отечественный сегмент фармацевтического рынка России'

Отечественный сегмент фармацевтического рынка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМРЫНОК РФ / ЛС / ЛЕКАРСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бучина Анна

В течение 90-х годов максимальных размеров (при пересчете в долл.) фарм рынок РФ достиг в 1997 г. В первой половине 1998 г. рост продолжился: по отношению к аналогичному периоду 1997 г. он составил 14%. Однако, по итогам 1998 г., в результате финансового кризиса рынок значительно со кратился до уровня 1996 г. В 1999 г. рынок сузился еще больше почти на треть по сравнению с предыдущим годом. Начиная с 2000 г. положи тельная динамика рынка возобновилась. В новом тысячелетии рынок раз вивался поступательно; на его росте мало отразились введение НДС, новый порядок сертификации и другие события. Помимо финансового кризиса 1998 г. принципиальным образом на размеры и структуру рынка за всю ис торию его развития повлияла только программа дополнительного лекарст венного обеспечения (ДЛО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отечественный сегмент фармацевтического рынка России»

гг

РШШииМ 2008

Анна БУЧИНА, RMBC

Отечественный сегмент

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ

В течение 90-х годов максимальных размеров (при пересчете в долл.) фарм-рынок РФ достиг в 1997 г. В первой половине 1998 г. рост продолжился: по отношению к аналогичному периоду 1997 г. он составил 14%. Однако, по итогам 1998 г., в результате финансового кризиса рынок значительно сократился до уровня 1996 г. В 1999 г. рынок сузился еще больше — почти на треть по сравнению с предыдущим годом. Начиная с 2000 г. положительная динамика рынка возобновилась. В новом тысячелетии рынок развивался поступательно; на его росте мало отразились введение НДС, новый порядок сертификации и другие события. Помимо финансового кризиса 1998 г. принципиальным образом на размеры и структуру рынка за всю историю его развития повлияла только программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО).

Программа ДЛО оказала достаточно ощутимое воздействие на структуру отечественного фар-мрынка, где-то выступив в виде катализатора протекающих процессов, а где-то просто изменив многолетний баланс сил.

Несмотря на весьма благоприятную конъюнктуру российского фармрынка, отечественные компании из года в год ослабляли свои позиции. Впрочем, динамика этого процесса была достаточно умеренной. Реализация Программы придала ощутимый импульс этой тенденции (доля отечественных производителей в 2002 г. составляла 29%, в 2004 г. — 27%, а в 2006 г. — 22%). В то же время почти половина продаваемых упаковок ЛС произведена на территории РФ.

Целью настоящей статьи является характеристика текущего состояния сектора отечественного фармпроизводите-ля, поэтому для анализа были выбраны данные RMBC за год — с III квартала 2006 г. по II квартал 2007 г., для сравнения были взяты данные за аналогичный период 2005—2006 гг. За анализируемый период объем продаж российских производителей составил 1,8 млрд. долл. в ценах конеч-

espite rather unfavorable situation on the Russian pharmaceutical market, national companies have been gradually reducing their presence on the market. However, the process is characterized by moderate dynamics: the percentage of national manufacturers in 2002 equaled 29%, in 2004 — 27% and 22% in 2006. At the same time, almost half of the sold drug packages are produced on the territory of the RF. The author evaluates the performance of the national drugmakers sector today, RMBC data being the basis for the analysis. Anna BUCHINA, RMBC. National companies on the Russian pharmaceutical market.

G

ного потребления1, превысив аналогичный показатель предыдущего периода на 17% в рублевом эквиваленте2. Таким образом, сегмент отечественных фарм-производителей несколько опередил по темпу роста фармрынок в целом, увеличившийся в объеме за анализируемый временной промежуток на 14%. Сегмент отечественных производителей заметно отличается от фармрынка в целом по структуре дистрибьюции (рис. 1, 2). Коммерческие продажи через аптечную сеть превалируют по объему, на долю данного канала приходится более 3/4

1 Без учета поставок ЛС, осуществляемых за счет средств федерального бюджета в рамках Федеральных целевых программ и Централизованных закупок, а также ПНП «Здоровье».

2 Здесь и далее динамика объемов продаж указывается в рублевом эквиваленте вследствие нестабильности курса доллара.

общего объема продаж российских препаратов, что превышает аналогичный показатель по фармрынку. В то же время сектор ДЛО занимает лишь 9% в общем объеме продаж российских компаний, тогда как на фармрынке его доля составляет 20%.

Вследствие этого позиции, занимаемые отечественными производителями в секторах фармрынка, различны. Так, в анализируемом периоде их доли в аптечном и госпитальном секторе достигли 18 и 19%, соответственно (в ценах конечного потребления). Следует отметить, что объемы и аптечных продаж, и госпитальных закупок росли опережающими темпами по сравнению с соответствующими секторами фарм-рынка, т.е. за III кв. 2006 — II кв. 2007 гг. позиции российских компаний в целом укрепились относительно предыдущего анализируемого периода. В секторе ДЛО отечественные производители занимают гораздо более скромное место, при этом объем реализации их препаратов за анализируемый период сократился гораздо более существенно, чем общий объем ДЛО, вследствие чего их доля уменьшилась с 11 до 7%. Очевидно, что в 2005 г., когда Программа ДЛО только стартовала, с ней были связаны надежды российских компаний по укреплению своего положения на фармрынке, но в процессе реализации Программы как проекта по обеспечению льготных категорий граждан современными и высокоэффективными лекарственными препаратами стало ясно, что отечественная фармотрасль зачастую не выдерживает конкуренции, поскольку заметно отстает по ассортименту от западных производителей. Доля инновационных и оригинальных препаратов в общем объеме продаж национальных компаний не превышает 1%, на долю дженериковых препаратов

Е

ПОТРЕБЛЕНИЕ И СПРОС

23

2008 РШШШШ

таблица і| Средняя стоимость упаковки ГЛС

в III кв. 2006 — II кв. 2007 гг., долл.

Средняя стоимость упаковки ГЛС, долл.

Отечественные производители Фармрынок в целом

Сектор ДЛО 2,95 14,09

Больничный сектор 1,06 2,25

Розничный сектор 0,77 2,02

РИСУНОК 1

Структура продаж отечественных производителей по каналам дистрибьюции в III кв. 2006 — II кв. 2007 гг.

Сегмент отечественного производителя 1

1 — Сектор

ДЛО, 9%

2 — Госпитальный

сектор, 15%

3 — Аптечный

сектор, 76%

приходится четверть объема продаж сегмента, т.е. в структуре продаж российских производителей по-прежнему доминируют т.н. «традиционные» ЛС, которые включают в себя, главным образом, непатентовавшиеся «советские» препараты, ГЛС на основе растительного лекарственного сырья, комбинированные препараты, витамины и пр. Однако нельзя не отметить тот факт, что развитие отечественного сегмента происходит в соответствии с общими тенденциями, характерными для фармрын-ка России. Так, относительно динамичный рост в денежном выражении обусловлен качественным развитием рынка, т.е. увеличение объема рынка вызвано не ростом потребления ЛС в упаковках — объем рынка в целом, как и сегмента отечественных производителей, относительно стабилен, — а смещением спроса в сторону более дорогих, т.е. качественных, современных, безопасных ЛС. Данная тенденция находит выражение в постепенном росте одного из ключевых показателей фармрынка — средней стоимости упаковки ГЛС. В то же время отставание сегмента российских производителей по данному показателю от фармрынка по-прежнему весьма существенно (табл. 1), при этом наиболее значительный разрыв наблюдается в секторе ДЛО, где стоимость российского препарата в среднем почти в 5 раз ниже, чем в целом в рамках реализации программы.

Анализируемый сегмент представлен порядка 400 отечественных производителей (всего на российском фармрынке присутствуют около 900 производителей), рейтинг десяти ведущих корпораций по объему продаж представлен в таблице 2. «Десятка» относительно стабильна по составу и аккумулирует поч-

РИСУНОК 2

Структура фармрынка по каналам дистрибьюции в III кв. 2006 — II кв. 2007 гг.

Фармрынок в целом

1 - - Сектор

ДЛО, 20%

2 - - Госпитальный

сектор, 13%

3 - - Аптечный

сектор, 67%

ти половину объема сегмента; «четверка» основных игроков в течение рассматриваемого периода осталась неизменной. «Фармстандарт» с существенным отрывом лидирует в списке, на долю корпорации приходится почти 18% общего объема продаж сегмента. Следует отметить, что свыше 90% оборота

корпорации обеспечивается аптечными продажами препаратов ее производства. Существенное укрепление позиций «Фармстандарта» на фармрынке было обусловлено приобретением прав на ряд брэндов компании «Мастерлек» и включением в портфель отечественного блокбастера — препарата Арбидол.

ТАБЛИЦА і 2| «Десятка» ведущих производителей по объему продаж

Место в рейтинге Корпорация Доля в объеме продаж, %

III кв. 2006 — II кв. 2007 гг. III кв. 2005 — II кв. 2006 гг. III кв. 2006 — II кв. 2007 гг. III кв. 2005 — II кв. 2006 гг.

1 1 «Фармстандарт» 17,7 16,8

2 2 «Отечественные Лекарства» 5,4 5,6

3 3 «Стада-Нижфарм»* 4,1 5,5

4 4 «АКРИХИН» 3,6 5,1

5 6 «Верофарм» 3,5 3,2

6 8 «Микроген» 3,0 3,0

7 7 «Мосхимфармпрепараты» 2,9 3,1

8 9 «Дальхимфарм» 2,8 2,7

9 11 «Синтез» 2,5 2,1

10 10 «Аболмед» 2,4 2,5

Итого Топ-10 48,0 49,4

* Без учета «Макиз-Фарм».

1

24

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ СЕГМЕНТ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ

РШШииМ 2008 январь

ТАБЛИЦА з| «Десятка» ведущих торговых наименований по объему продаж

Место в рейтинге Доля в объеме продаж, %

III кв. III кв. Торговое III кв. III кв.

2006 — 2005 — наименование 2006 — 2005 —

I кв. II кв. II кв. II кв.

2007 гг. 2006 гг. 2007 гг. 2006 гг.

1 1 Арбидол 5,2 4,1

2 2 Мексидол 2,8 2,8

3 10 Виферон 2,2 1,6

4 5 Терпинкод 2,1 2,1

5 3 Натрия хлорид 2,1 2,4

6 9 Пенталгин-Н 1,5 1,6

7 11 Пенталгин-^ 1,4 1,6

8 6 Фенотропил 1,4 1,9

9 8 Боярышника настойка 1,3 1,7

10 12 Флюкостат 1,3 1,1

Итого Топ-10 21,3 20,8

таблица 4| «Десятка» АТС-групп по объему продаж

Место в рейтинге АТС-группа Доля в объеме продаж, %

III кв. 2006 — II кв. 2007 гг. III кв. 2005 — II кв. 2006 гг. III кв. 2006 — II кв. 2007 гг. III кв. 2005 — II кв. 2006 гг.

1 1 Ь03 [Иммуномодуляторы] 13,0 10,0

2 2 ^01 [Антибактериальные препараты для системного использования] 7,1 7,6

3 4 N02 [Анальгетики] 5,8 6,2

4 3 N06 [Психоаналептики] 5,3 6,4

5 5 А11 [Витамины] 4,4 5,1

6 6 В05 [Плазмозамещающие и перфузионные растворы] 4,4 4,5

7 8 R05 [Препараты для устранения симптомов простуды и кашля] 4,1 3,8

8 10 N07 [Препараты для лечения заболеваний нервной системы другие] 3,3 3,1

9 13 А07 [Противодиарейные препараты] 3,2 2,8

10 11 N05 [Психотропные препараты] 3,1 3,0

Итого Топ-10 53,6 53,0

Следует отметить, что приобретение группой компаний Stada отечественного производителя «Макиз-Фарма» в августе 2007 г. приведет ее на 2 место в рейтинге следующего анализируемого периода, совокупная доля корпорации составит около 6% от общего объема продаж отечественных производителей. Единственным новым участником списка стала компания «Синтез», продемонстрировавшая наиболее высокий прирост продаж по сравнению с предыдущим анализируемым периодом среди

участников «десятки». Замыкает «десятку» лидеров компания «Аболмед», производитель современных госпитальных антибиотиков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рынке отечественных лекарственных препаратов присутствуют чуть менее 1,5 тыс. торговых наименований, тогда как фармрынок в целом представлен 4,4 тыс. наименований. На долю 10 ведущих российских торговых марок приходится свыше 21% общего объема продаж сегмента. Занимая более 5% рынка, препарат Арбидол, применяемый для профи-

лактики и лечения гриппа и других простудных вирусных заболеваний, возглавляет «десятку», по сравнению с предыдущим анализируемым периодом объем его продаж вырос более чем в 1,5 раза. Еще более заметную динамику продемонстрировало торговое наименование Виферон (рост в 1,6 раза), что позволило ему войти в «тройку» лидеров. В списке появились два новых участника: анальгетик Пенталгин-ICN и препарат для лечения молочницы Флюкостат. Значительно сократив объем продаж, «десятку» торговых наименований покинул препарат Хондроксид, применяемый при дегенеративно-дистрофических заболеваниях суставов («Нижфарм», «Фармакон»), и Капотен, блокатор АПФ («АКРИХИН»).

Структура продаж отечественных лекарственных средств относительно стабильна. Совокупная доля десяти ведущих АТС-групп 2-го уровня превышает половину объема сегмента. Существенный рост торговых марок Ар-бидол и Виферон обусловил опережающие темпы роста объема продаж группы «Иммуномодуляторы» в целом (+44%). Состав «десятки» пополнился двумя новыми участниками: АТС-группы «Проти-водиарейные препараты» и «Психотропные препараты» вошли в список с приростом 30 и 20%, соответственно. Сегмент отечественных производителей в целом заметно отстает в развитии от фармрынка, несмотря на историю успеха некоторых российских компаний, появление новых перспективных отечественных препаратов. Среди основных причин данного отставания можно выделить следующие: во-первых, до недавнего времени ассортимент продукции, как правило, не включал патентованные препараты и брэнд-дженерики; во-вторых, ставка на новые МНН-дженерики, сделанная отечественными производителями в период активного формирования отечественного фармрынка, не оправдалась: в условиях острой ценовой конкуренции их выпуск оказался на грани или ниже грани рентабельности; кроме того, до 2002—2004 гг. российские компании не имели достаточно эффективные команды медицинских представителей и отделы маркетинга.

<$>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.