Научная статья на тему 'Российский фармацевтический рынок в i полугодии 2003 года'

Российский фармацевтический рынок в i полугодии 2003 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Виктория, Горелова Светлана

По данным Государственного таможенного комитета, объем импорта ГЛС в РФ за первое полугодие 2003 г. составил 930 млн. долл. США. По сравнению с аналогичным периодом 2002 г. (612 млн. долл.) объем импорта лекарств вырос на 52%. Такой резкий скачок можно объяснить тем, что в начале 2002 г. объем им-порта снизился из-за избыточного ввоза лекарственных средств в конце 2001 г., в преддверии введения НДС. По сравнению с I полугодием 2001 г. объем импорта увеличился на 24%. За первое полугодие 2003 г. структура импорта ГЛС по странам-импортерам претерпела не-значительные изменения по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. (рис. 2). Наибольший объем импортируемых лекарств приходится на страны Западной Европы, США, Канаду и Японию, доля этих стран увеличилась на 3 п.п. по сравнению с I полугодием 2002 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский фармацевтический рынок в i полугодии 2003 года»

октябрь 2003

ршшиим

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

Виктория СОКОЛОВА, Светлана ГОРЕЛОВА, RMBC

Российский фармацевтический рынок

В I ПОЛУГОДИИ 2003 ГОДА

ИМПОРТ ГЛС

По данным Государственного таможенного комитета, объем импорта ГЛС в РФ за первое полугодие 2003 г. составил 930 млн. долл. США1 (рис. 1). По сравнению с аналогичным периодом 2002 г. (612 млн. долл.) объем импорта лекарств вырос на 52%. Такой резкий скачок можно объяснить тем, что в начале 2002 г. объем импорта снизился из-за избыточного ввоза лекарственных средств в конце 2001 г., в преддверии введения НДС. По сравнению с I полугодием 2001 г. объем импорта увеличился на 24%. За первое полугодие 2003 г. структура импорта ГЛС по странам-импортерам претерпела незначительные изменения по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. (рис. 2). Наибольший объем импортируемых лекарств приходится на страны Западной Европы, США, Канаду и Японию, доля этих стран увеличилась на 3 п.п. по сравнению с I полугодием 2002 г. При этом доля стран Азии, Африки, Ла-

1 Здесь и далее: объем импорта указан в ценах CIP без учета таможенной пошлины и НДС.

тинской Америки и Австралии снизилась на 3 п.п., а доля государств Восточной Европы — на 1 п.п. Объем импорта из стран СНГ и Балтии увеличился на 1 п.п. и составил 5% от общего объема импорта в первом полугодии 2003 г. «Десятка» ведущих компаний-производителей по объему импорта ГЛС существенно изменилась в I полугодии 2003 г. по сравнению с I полугодием 2002 г., на итогах которого сильно отразилось введение НДС (табл. 1).

Большинство членов первой «десятки» значительно увеличили объемы импорта лекарств, в частности объем импорта компании GlaxoSmithKline вырос практически в три раза, компаний Gedeon Richter и Sanofi-Synthelabo — на 79 и 77% соответственно по сравнению с I полугодием 2002 г. Кумулятивная доля 10 ведущих компаний-импортеров в анализируемом периоде составила 36,1% от общего объема импорта.

«Десятка» дистрибьюторов по объему импорта ГЛС в I полугодии 2003 г. также существенно изменилась по сравнению с I полугодием 2002 г. (табл. 2). Состав пер-

вой «тройки» лидеров не изменился, однако эти компании значительно увеличили свои объемы. Объем поставок «Протека» возрос на 31%, однако его доля в общем объеме импорта упала на 2,7 п.п. Поставки компании «СИА Интернейшнл» возросли практически в 2 раза, а ее доля увеличилась на 30%. Компания «Шрея Корпорэйшнл» превысила объемы своего импорта годовой давности на 65%. Также существенно вырос импорт компаний «Аптека-Холдинг» и «Морон». В то же время объем поставок компании «Биотек» упал на 31%, а ее доля снизилась более чем в 2 раза по сравнению с I полугодием 2002 г.

В «десятке» ведущих дистрибьюторов появился новый игрок — компания «Доминанта-Сервис» (в I полугодии 2002 г. она не импортировала ЛС). В I полугодии текущего года она заняла четвертое место по объемам импорта. Кумулятивная доля десяти ведущих дистрибьюторов в I полугодии 2003 г. составила 48,5% объема импорта ГЛС. Поскольку 8 из 10 крупнейших дистрибьюторов — московские компании, в списке

таблица i| Десять ведущих производителей

по объему импорта ГЛС

Место Доля в общем

I пол. I пол. Производитель объеме импорта, %

2003 г. 2002 г. I пол. 2003 г. I пол. 2002 г.

1 7 Aventis 6,3 3,3

2 2 Gedeon Richter 4,4 3,7

3 4 Novo Nordisk 4,0 3,4

4 5 Berlin-Chemie/ Menarini Pharma 3,8 3,3

5 8 Sanofi-Synthelabo 3,5 3,0

6 6 Novartis 3,2 3,3

7 3 KRKA D.D. 2,9 3,7

8 18 GlaxoSmithKline 2,9 1,6

9 1 Pfizer1 2,6 4,1

10 10 Eli Lilly 2,5 2,2

1 Включая I компанию Pharmacia N.V./S.A. Источник: «Импорт-Экспорт ГЛС», RMBC

ТАБЛИЦА 2

| Десять ведущих дистрибьюторов по объему импорта ГЛС

Место Доля в общем

I пол. I пол. Компания1 объеме импорта, %

2003 г. 2002 г. I пол. 2003 г. I пол. 2002 г.

1 1 Протек 17,2 19,9

2 2 СИА Интернейшнл 14,6 11,2

3 3 Шрея Корпорэйшнл 7,4 6,8

4 - Доминанта-Сервис 1,6 -

5 6 Аптека-Холдинг 1,5 1,5

6 4 Биотек 1,4 3,0

7 5 Аптечный Склад №1 1,4 1,7

8 7 РоссибФармация 1,2 1,4

9 14 Морон 1,1 0,7

10 8 Фарм Тамда 77 1,1 1,3

1 Без учета консигнационных складов и покупателей «ин-балк».

Источник: «Импорт-Экспорт ГЛС», RMBC

РШШШМ |октябрь 2003

РОССИЙСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК В I ПОЛУГОДИИ 2003 ГОДА КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

ТАБЛИЦА 3

I Десять ведущих регионов России по объему импорта ГЛС

Место Доля в общем

I пол. I пол. Регион объеме импорта, %

2003 г. 2002 г. I пол. 2003 г. I пол. 2002 г.

1 1 Москва 86,6 83,7

2 2 Санкт-Петербург 3,6 4,4

3 4 Московская область 2,5 2,6

4 3 Новосибирская область 2,5 3,5

5 7 Ростовская область 1,0 0,5

6 9 Свердловская область 0,4 0,4

7 10 Владимирская область 0,4 0,4

8 12 Красноярский край 0,4 0,3

9 30 Рязанская область 0,3 0,04

10 6 Смоленская область 0,3 0,7

Источник: «Импорт-Экспорт ГЛС», RMBC

таблица 4| Десять ведущих химико-фармацевтических

предприятий по объему производства

Место Компания Доля в общем объеме произ-ва,%

I пол. 2003 г. I пол. 2002 г.

I пол. 2003 г. I пол. 2002 г.

1 1 Отечественные лекарства 9,4 10,3

2 2 ICN Pharmaceuticals (Российские заводы) 7,4 7,3

3 10 Нижфарм 4,9 3,6

4 6 Мосхимфармпрепа-раты им. Н.А.Семашко 4,9 4,1

5 4 Верофарм1 4,7 4,3

6 3 Брынцалов А 4,4 5,2

7 5 Акрихин 4,2 4,1

8 11 Синтез 4,0 3,2

9 9 Вирион 3,5 3,6

10 7 Биосинтез 3,4 3,8

1 С учетом компании ПЭНС. Источник: Госкомстат, анализ RMBC

ТАБЛИЦА 5

Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место

I пол. 2003 г. I пол. 2002 г. Производитель ме аптеч. продаж, %

I пол. 2003 г. I пол. 2002 г.

1 1 Aventis 3,8 4,3

2 2 Gedeon Richter 3,0 3,2

3 6 Berlin-Chemie/ Menarini Pharma 2,9 2,4

4 3 KRKA D.D. 2,7 2,7

5 5 Sanofi-Synthelabo 2,4 2,5

6 10 Pfizer1 2,4 2,0

7 7 Novartis 2,4 2,2

8 8 GlaxoSmithKline 2,2 2,2

9 9 Servier Pharmaceuticals 2,2 2,1

10 4 ICN Pharmaceuticals (Российские заводы) 2,1 2,5

Доля в общем объе-

[ компанию Pharmacia N.V./S.A.

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

рисунок ^ Объем импорта ГЛС в I полугодии 2002 г.

и I полугодии 2003 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щ 1000 г 930

1 800 612 □ — I полугодие 2002 г.

^ 600 sL 400 - □ — I полугодие 2003 г.

J 200 ■

° 0 Источник: «Импорт-Экспорт ГЛС», RMBC

РИСУНОК 2

| Структура импорта ГЛС в I полугодии 2002 г. и I полугодии 2003 г. по странам-импортерам

I полугодие 2002 г.

■ — Западная Европа, США, Канада и Япония

□ — Восточная Европа

□ — Страны СНГ и Балтии

□ — Азия, Австралия

и Латинская Америка

I полугодие

2003 г. Источник: «Импорт-Экспорт ГЛС», RMBC

ведущих по объему импорта ГЛС регионов за I полугодие 2003 г. Москва занимает лидирующую позицию (табл. 3). По сравнению с I полугодием 2002 г. доля Москвы увеличилась на 3 п.п., в то время как доля С.-Петербурга снизилась на 0,8 п.п., а Новосибирской области упала на 1 п.п. Значительно увеличилась доля в общем объеме импорта Рязанской области. Основной причиной этого является начало импорта «ин-балк» Скопинским фармацевтическим заводом. Импорт все так же высоко сконцентрирован: кумулятивная

доля импорта трех лидирующих регионов в I полугодии 2003 г. составляет 92,7%, а первых пяти — 96,2%. Таким образом, на оставшиеся 84 субъекта РФ приходится всего 3,8% объема импорта ГЛС.

ВНУТРЕННЕЕ ПРОИЗВОДСТВО ГЛС

Объем производства готовых лекарств предприятиями химико-фармацевтической отрасли России в I полугодии 2003 г. составил 496 млн. долл., что на 16% превышает уровень I полугодия 2002 г. (429 млн.

долл.). Лидер среди российских производителей — компания «Отечественные лекарства» — потеряла 9% своей доли на рынке, несмотря на то, что объем ее производства увеличился на 5% (табл. 4). Наибольшего прироста в I полугодии 2003 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года достигла компания «Нижфарм», увеличив объем производства на 57%, а долю — на 36%. Также в «десятке» ведущих российских производителей значительно выросли объемы компании «Синтез» (на 46%).

таблица б| Десять ведущих торговых марок по объему аптечных продаж

Место Доля в общем объеме аптечных

Торговое Производитель продаж в оптовых ценах, %

I пол. I пол. наименование I пол. I пол.

2003 г. 2002 г. 2003 г. 2002 г.

1 1 Но-шпа Sanof'-Synthelabo 1,0 1,0

2 3 Энап KRKA D.D. 0,9 0,9

3 4 Кавинтон Gedeon Richter 0,9 0,9

4 5 Боярышника настойка Различные производители 0,8 0,7

5 7 Виагра Pfizer 0,8 0,6

6 2 Эссенциале Н Aventis 0,8 1,0

7 6 Мезим форте Berlin-Chemie/ Menarini Pharma 0,7 0,7

8 10 Актовегин Nycomed 0,7 0,6

9 9 Эналаприл Различные производители 0,6 0,6

10 15 Арифон Servier 0,5 0,5

ТАБЛИЦА 7

Десять ведущих МНН и группировочных названий по объему аптечных продаж

Место

I пол. I пол. наименование I пол. I пол.

2003 г. 2002 г. 2003 г. 2002 г.

1 1 Поливитамин+мультиминерал 2,6 2,7

2 2 Эналаприл 2,3 2,4

3 3 Дротаверин 1,2 1,2

4 5 Поливитамин 1,2 1,1

5 4 Винпоцетин 1,1 1,2

6 6 Панкреатин 1,1 1,0

7 7 Диклофенак 1,0 1,0

8 11 Боярышника плоды 0,8 0,7

9 18 Силденафил 0,8 0,6

10 8 Кофеин+кодеин+парацетамол+ 0,8 0,8

метамизол натрия+фенобарбитал

Доля в общем объеме аптечных продаж в оптовых ценах, %

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

Наиболее заметное снижение объемов производства произошло у компании «Брынцалов А», переместившейся с третьей позиции в списке на шестую. Объем производства данной компании упал на 3%, а доля — на 16%.

Кумулятивная доля первой «десятки» в общероссийском производстве выросла на 1 п.п., достигнув 51% в I полугодии 2003 г.

РОЗНИЧНЫЕ ПРОДАЖИ ГЛС

По данным «Розничного аудита ГЛС в РФ»™, осуществляемого компанией RMBC, объем аптечного рынка в I полугодии 2003 г. составил 1,25 млрд. долл.2 (в оптовых ценах); средняя торговая надбавка составила 27%. По сравнению с первой половиной 2002 г. аптечный рынок вырос на 10,2%. Несмотря на уменьшение доли в общем объеме аптечных продаж, лидером по-прежнему является Aventis (табл. 5). Компании Berlin-Chemie/Menarini и Pfizer существенно улучшили свои позиции; в то же время единственный представленный среди 10 лидеров российский производитель ICN Pharmaceuticals (Россия) переместился на пять пунктов вниз, замыкая «десятку». Суммарная доля 10 крупнейших компаний по объемам аптечных продаж составила 26% объема аптечного рынка — ровно столько же, сколько и в I полугодии 2002 г. Позиции ведущих торговых марок первой половины 2002 г. демонстрируют некоторые изменения (табл. 6). Наиболее заметное — это снижение объема аптечных продаж Эссенциале Н на 13%. С другой стороны, значительно выросли продажи Виагры и Актовегина (на 37 и 30% соответственно). Три марки-лидера — Но-шпа, Энап и Кавинтон — сохранили свои доли рынка. Настойка боярышника, объем аптечных продаж которой увеличился на 29%, переместилась с пятого места на четвертое. В то же время по составу «десятка» довольно стабильна: единственный препарат, который выбыл из нее, Фестал, объем аптечных продаж которого упал на 11%. Суммарная доля десяти лидирующих торговых наименований составляет 7,7% общего объема рынка. Относительно стабильной по составу продолжает оставаться и «десятка» МНН и группировочных названий — в ней сменились только 2 позиции (табл. 7). Совокупный объем продаж 10 лидирующих МНН составил 12,9% аптечного рынка.

2 Здесь и далее: с учетом НДС.

Из МНН, вошедших в верхнюю «десятку», наибольший рост позиции продемонстрировало МНН силденафил (с 18-го на 9-е место). Другие МНН, улучшившие свои позиции, поливитамин (с 5-го на 4-е место) и боярышника плоды (с 11-го на 8-е).

Снижение рейтинговых позиций из присутствующих в «десятке» МНН наблюдалось только у винпоцетина и группиро-вочного наименования «кофеин + кодеин + парацетамол + метамизол натрия + фенобарбитал».

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

Абсолютно стабилен по составу список десяти ведущих групп АТС, а положение первых пяти групп не изменилось по сравнению с прошлым годом, хотя их доли в общем объеме аптечных продаж снизились (табл. 8).

Лидерами по объемам аптечных продаж являются антибактериальные препараты для системного использования, анальгетики и витамины. Кумулятивная доля входящих в топ-10 групп составила в I полугодии 2003 г. 35% аптечного рынка.

РШШШМ Октябрь 2003

РОССИЙСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК В I ПОЛУГОДИИ 2003 ГОДА КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

таблица г| Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место Код АТС Группа АТС Доля в общем объеме аптечных продаж в оптовых ценах, %

I пол. 2003 г. I пол. 2002 г.

I пол. 2003 г. I пол. 2002 г.

1 1 J01 Антибактериальные препараты для системного использования 5,9 7,4

2 2 N02 Анальгетики 5,5 6,4

3 3 A11 Витамины 4,8 5,5

4 4 C09 Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин 3,5 4,0

5 5 N06 Психоаналептики 3,3 3,8

6 8 R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля 2,9 2,7

7 10 G03 Половые гормоны 2,4 2,4

8 7 C01 Препараты для лечения заболеваний сердца 2,4 2,9

9 6 N05 Психотропные препараты 2,3 3,0

10 9 A02 Препараты для лечения заболеваний, связанных с нарушением кислотности 2,1 2,5

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

таблица 9| Аптечные продажи в регионах России в I полугодии 2003 г.

Объем продаж Доля Средняя Потребление

Регион в розн. ценах, в розн. розн. нацен- на душу насе-

млн. долл. ценах, % ка, долл. ления в розн. ценах, долл.

Москва 274,0 17,3 28,1 26,5

Санкт-Петербург 65,4 4,1 26,2 14,0

Московская область 64,7 4,1 31,6 9,8

Свердловская область 44,4 2,8 22,6 9,9

Самарская область 40,8 2,6 29,9 12,6

Краснодарский край 36,5 2,3 22,9 7,1

Красноярский край 33,0 2,1 19,6 11,1

Татарстан 32,7 2,1 24,7 8,7

Нижегородская область 30,8 1,9 28,3 8,7

Новосибирская область 28,7 1,8 26,5 10,7

Башкортостан 27,3 1,7 33,3 6,6

Ростовская область 23,9 1,5 23,6 5,4

Воронежская область 17,8 1,1 27,9 7,5

Омская область 17,0 1,1 26,9 8,2

Тюмень 14,6 0,9 36,5 26,4

Пермь 14,1 0,9 28,7 13,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Челябинск 12,6 0,8 19,3 11,7

Саратов 11,5 0,7 36,0 13,2

Владивосток 10,6 0,7 31,2 16,7

Иркутск 9,6 0,6 29,8 16,3

Хабаровск 7,1 0,4 27,0 11,4

Остальные регионы 768,7 48,5 26,7 9,7

Россия 1585,6 100,0 27,0 10,9

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

В таблиир 9 представлены аптечные продажи ГЛС (в розничных ценах) и средние розничные наценки в крупнейших регионах России. Суммарные продажи в 21 анализируемом регионе составили 51,5% объема российского аптечного рынка. Регионами с наибольшими объемами аптечного рынка являются Москва, С.-Петербург и Московская область — суммарные продажи в них превысили четверть общих продаж в России. По аптечным продажам на душу населения лидируют Тюмень и Москва; наименьшее среднедушевое потребление лекарств — в Ростовской области (5,4 долл.) и Башкортостане (6,6 долл.).

ГОСПИТАЛЬНЫЙ СЕКТОР

По данным «Анализа больничных закупок в РФ»™, в I полугодии 2003 г. объем госпитального сектора составил 330,1 млн. долл.3 в оптовых ценах (в ценах закупки больниц). Это на 18% выше, чем в I полугодии 2002 г. (279,3 млн. долл.). Структура госпитального сектора по производителям претерпела существенные изменения, однако лидер — Aventis — сохранил свою позицию, увеличив при этом свою долю на 19% по сравнению с I полугодием 2002 г. (табл. 10). Все члены первой «десятки» увеличили объемы своих продаж в госпитальном секторе. Наибольшего роста достигла компания Pfizer: объем больничных закупок ее препаратов в I полугодии 2003 г. увеличился на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. В «десятке» появились три новых игрока — Pliva, Nycomed и Novartis; их доли в госпитальном секторе возросли на 20, 9 и 3% соответственно. В то же время Eli Lilly, Schering AG и Novo Nordisk покинули «десятку» в I полугодии 2003 г. Кумулятивная доля «десятки» в общем объеме больничных закупок в исследуемом периоде возросла на 1 п.п. и составила 31,5%. В структуре госпитальных закупок по торговым наименованиям Натрий хлорид, Це-фазолин и Глюкоза сохранили ведущие позиции (табл. 11). Однако доля первого в общем объеме больничного сегмента упала на 11% при росте объемов на 5%. Наибольшего роста из десяти ведущих препаратов достигли Цефобид и Цефотаксим; их объемы продаж в больницы в I полугодии 2003 г. по сравнению с I полугодием 2002 г. одинаково увеличились на 172%. За тот же период упали закупки Меронема, Фортума и Нейпоге-на, и эти препараты покинули «десятку». В I

3 Здесь и далее: с учетом НДС.

ТАБЛИЦА 10

Десять ведущих производителей по объему госпитальных закупок

Место

Компания

I пол. I пол. I пол. I пол.

2003 г. 2002 г. 2003 г. 2002 г.

1 1 Aventis 5,7 4,8

2 6 Pfizer1 3,9 2,7

3 3 Gedeon Richter 3,7 3,4

4 2 F. Hoffmann-La Roche 3,7 3,8

5 9 Sanofi-Synthelabo 3,1 2,5

6 4 GlaxoSmithKline 2,7 2,8

7 12 Nycomed2 2,3 2,1

8 8 AstraZeneca 2,2 2,6

9 11 Novartis 2,2 2,1

10 14 Pliva d.d. 2,0 1,7

Доля в общем объеме госпитальных закупок в оптовых ценах, %

1 Включая компанию Pharmacia N.V./S.A.

2 Включая Merck KGAA.

Источник: «Анализ больничных закупок в РФ»™, RMBC

ТАБЛИЦА 11

| Десять ведущих торговых марок по объему госпитальных закупок

Мест I пол. 2003 г. о I пол. 2002 г. Торговое наименование Доля в общем объеме госпитальных закупок в оптовых ценах, %

I пол. 2003 г. I пол. 2002 г.

1 1 Натрия хлорид 2,5 2,8

2 2 Цефазолин 2,5 2,4

3 3 Глюкоза 1,6 1,7

4 6 Таксотер 1,5 1,1

5 7 Фраксипарин 1,2 1,1

6 8 Актовегин 1,2 1,1

7 38 Цефобид 1,2 0,5

8 11 Тиенам 1,2 1,0

9 43 Цефотаксим 1,0 0,5

10 5 Меронем 1,0 1,3

Источник: «Анализ больничных закупок в РФ»™, RMBC

таблица 12|Десять ведущих МНН и группировочных названий

по объему госпитальных закупок

Ме< :то МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме госпитальных закупок в оптовых ценах, %

I пол. 2003 г. I пол. 2002 г. I пол. 2003 г. I пол. 2002 г.

1 2 Цефазолин 2,8 2,7

2 4 Цефотаксим 2,7 2,3

3 1 Натрия хлорид 2,5 2,8

4 3 Цефтриаксон 2,4 2,4

5 5 Декстроза 1,6 1,7

6 10 Доцетаксел 1,5 1,1

7 17 Цефоперазон 1,4 0,9

8 11 Надропарин кальция 1,2 1,1

9 9 Цефтазидим 1,2 1,2

10 13 Имипенем+циластатин 1,2 1,0

Источник: «Анализ больничных закупок в РФ»™, RMBC

полугодии 2003 г. кумулятивная доля 10 ведущих препаратов по сравнению с I полугодием 2002 г. не изменилась и составила 15% госпитального сектора — вдвое выше, чем в розничном секторе рынка. Сравнивая «десятки» ведущих торговых наименований и МНН (табл. 12), можно отметить, что лидер торговых наименований — Натрий хлорид — в списке МНН/Группиро-вочных наименований занимает лишь третью позицию.

Структура «десятки» МНН/Группировочных наименований претерпела некоторые изменения. Рост доли и объема продаж трех наименований — цефоперазона, надропарина кальция и комбинации имипенем+циласта-тин — позволил им войти в «десятку». Наибольший рост объема госпитальных закупок был зафиксирован у цефоперазона (на 76%). В I полугодии 2003 г. кумулятивная доля ведущих десяти МНН/Группировочных наименований составила 18,5%, незначительно превысив уровень годовой давности (18,1%). Структура ведущих АТС групп по объему госпитальных закупок относительно стабильна по составу В I полугодии 2003 г. только одна новая группа — «Антикоагулянты» — смогла войти в «десятку» (табл. 13): объем их закупок в I полугодии 2003 г. увеличился на 44%, а доля — на 22% по сравнению с I полугодием 2002 г Существенно возросли закупки препаратов группы-лидера — «Антибактериальные препараты для системного использования» — на 31%, а также группы «Психотропные препараты» — на 37%. В I полугодии 2003 г. по сравнению с I полугодием 2002 г на 11% упали закупки

противоопухолевых препаратов, а их доля в госпитальном сегменте — на 24%. Кумулятивная доля первой «десятки» АТС групп в общем объеме больничных закупок в I полугодии 2003 г. составила 57,4%, что на 2 п.п. меньше, чем в аналогичном периоде 2002 г.

ВЫВОДЫ

В первом полугодии 2003 г. объем импорта ГЛС увеличился на 51% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. Основной причиной столь существенной разницы, очевидно, является резкое падение импорта в начале 2002 г., однако в I полугодии 2003 г.

импорт не только достиг уровня I полугодия 2001 г., но и превысил его на 24%. Компания Aventis вернула себе лидирующую позицию, занимаемую среди зарубежных поставщиков ГЛС в I полугодии 2001 г. Среди дистрибьюторов наиболее заметный рывок совершила компания «Доминанта-Сервис», впервые вошедшая в «пятерку» лидеров. «СИА Интернейшнл» также значительно увеличила объем импорта ГЛС. Импорт сильно сконцентрирован в ведущих регионах — значительно более, чем аптечные продажи ГЛС. Москва и С.-Петербург продолжают служить основными транзитными пунктами при импорте лекарственных средств. Более того, Моск-

PEMfOLIUM

октябрь 2003

РОССИИСКИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ РЫНОК В I ПОЛУГОДИИ 2003 ГОДА

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

ТАБЛИЦА 13

Десять ведущих АТС групп по объему госпитальных закупок

Доля в общем объеме

Место АТС Группа АТС госпитальных закупок

группы в оптовых ценах, %

I пол. I пол. I пол. I пол.

2003 г. 2002 г. 2003 г. 2002 г.

1 1 J01 Антибактериальные препараты 22,4 20,2

для системного использования

2 3 B05 Плазмозамещающие и перфузионные растворы 8,5 8,7

3 2 L01 Противоопухолевые препараты 6,9 9,1

4 5 N05 Психотропные препараты 3,9 3,3

5 7 N06 Психоаналептики 3,4 3,1

6 11 B01 Антикоагулянты 2,7 2,2

7 4 A10 Средства для лечения сахарного диабета 2,6 4,3

8 6 N01 Анестетики 2,6 3,2

9 9 C01 Препараты для лечения заболеваний сердца 2,4 2,5

10 8 L03 Иммуномодуляторы 2,0 2,9

Источник: «Анализ больничных закупок в РФ»™, RMBC

ва за последний год еще больше увеличила свою долю в импорте, что является еще одним индикатором усиления позиций ведущих дистрибьюторов. Объем отечественного производства продолжает расти — российская фармацевтическая промышленность демонстрирует

активный рост уже на протяжении полугода. Ведущую позицию по объему производства среди российских компаний в течение полутора лет занимают «Отечественные лекарства».

Наибольшего прироста объема производства в I полугодии 2003 г. по сравнению

с I полугодием 2002 г. добилась компания «Нижфарм», переместившаяся в результате на третье место среди отечественных компаний.

В аптечных продажах из наиболее заметных изменений в рассматриваемом периоде можно выделить рост позиций компании Pfizer (объединившейся с компанией Pharmacia N.V./S.A.), а также продолжающийся рост объемов аптечных продаж торговых наименований Актовегин и Виагра. В то же время значительно снизилась позиция препарата Эссенциале Н, переместившегося со второго места на шестое и выбывшего, таким образом, из «пятерки» ведущих торговых наименований на российском розничном фармрынке, куда он входил вплоть до конца 2002 г Анализ госпитальных закупок в I полугодии 2003 г. показывает как рост объема закупок, так и существенные изменения в их структуре, особенно это касается торговых наименований за пределами первой «тройки», их производителей и соответствующих МНН. Как и в аптечном сегменте, наиболее заметное явление здесь — улучшение позиций компании Pfizer.

«НУТРИФАРМ» НАЧАЛ ПОЛНОМАСШТАБНУЮ РЕКЛАМНУЮ КАМПАНИЮ

Более 1,5 млн. долл. составит до конца нынешнего года рекламный бюджет компании «Нутрифарм». Об этом было объявлено на состоявшейся 9 сентября пресс-конференции «Компания «Нутрифарм»: новое слово в маркетинговой и информационной политике по продвижению препаратов БАД на отечественном фармацевтическом рынке». Рекламная кампания разработана как для конечных потребителей, так и для специалистов фарм-рынка. Она проходит на телевидении, радио, в средствах массовой информации. При продвижении своей продукции компания делает акцент на просветительской деятельности, позиционируя БАД как корректирующие добавки к питанию здоровых людей.

Соб.инф.

ICN PHARMACEUTICALS. ВОЗВРАЩЕНИЕ В РОССИЮ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Официальная церемония по поводу открытия представительства ICN Pharmaceuticals Switzerland Ltd. состоялась 12 сентября в Москве. Во время презентации Дэвидом Д.Смитом, директором по экспорту в Центральной и Восточной Европе, был представлен глава представительства А.Смирных. В настоящее время компания занимается продвижением продукции Solko Basel AG, вошедшей в состав ICN Pharmaceuticals в 2000 г. Среди ее основных препаратов — хорошо известные на российском рынке Солкосерил, СолкоТриховак, Солкодерм и Солковагин. В процессе регистрации находится препарат Виразол (рибави-рин), выпускаемый в форме инъекций и применяющийся для лечения тяжелых вирусных инфекций. В течение 5 лет компания планирует войти в число 25 иностранных производителей с наибольшими объемами продаж в России.

Соб. инф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.