ОН. Хованская
КОММУНИКЕМЫ В РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
На основании количественно-качественного анализа в гендерном аспекте устной речи младших школьников и речи взрослых выявлены закономерности функционирования коммуникем разных типов. Установлено, что в речи лиц женского пола функционирует больше коммуникем и они разнообразнее, чем в речи лиц мужского пола. Доминирующими являются коммунике-мы с позитивной эмоциональной окрашенностью.
Ключевые слова: коммуникемы; гендерный аспект; речь младших школьников; речь лиц женского пола; речь лиц мужского пола.
Гендерный подход к объектам изучения на современном этапе развития языка очень актуален, поскольку он «позволяет сделать еще один шаг вперед и не только описать антропоцентрическую систему языка, но и изучить возможности и границы подсистем, связанных с мужественностью и женственностью как двумя ипостасями человеческого бытия. Антропоориенти-рованный подход к исследованию языка и коммуникации тесно связан с когнитивной научной парадигмой и позволяет приписать мужественности и женственности статус концептов» [1. С. 20]. «Пол человека - одно из его важнейших как экзистенциальных, так и общественно значимых характеристик, во многом определяющая социальную, культурную и когнитивную ориентации личности в мире, в том числе посредством языка» [1. С. 20].
Многие психологи отмечают отсутствие абсолютных психологических различий в развитии между мальчиками и девочками, в том числе и речевых различий. Речь играет важнейшую роль в жизни и деятельности любого человека, поэтому ни тот ни другой пол «авербальным» назвать нельзя. К тому же трудно предположить, чтобы речевая сфера мальчиков и девочек коренным образом различалась. Но при более тщательном и детальном рассмотрении особенностей речевого развития мальчиков и девочек различия все-таки отмечаются. Выделяются целые группы показателей, по которым обнаруживаются речевые различия в пользу мужского или женского пола в определенные возрастные периоды: артикуляция речи, словарный запас, беглость речи, скорость чтения, понимание прочитанного, интеллектуальные показатели и др. [2. С. 189]. По большинству характеристик психологи отмечают превосходство девочек, в частности Дженет Хайд и Мар-сиа Линн, обновляя аналитический обзор материалов Маккоби и Джеклин, обнаружили, что у лиц женского пола в 75% из 165 проанализированных ими исследований были выявлены более развитые вербальные способности, хотя это различие было небольшим [3. С. 319]. Оно охватывает способности к артикуляции и подражанию, словарный запас, уровень развития речи и речевые навыки, декодирование речи, богатство и правильность ассоциаций, смысловое понимание речи, психолингвистические способности, вербальный интеллект, показатели чтения и др. [2. С. 197-198]. В целом речь лиц мужского пола характеризуется доминантностью, большим напором, использованием повелительного наклонения, приказов и запретов [3. С. 286]. Исследования эмоциональности речи по большей части демонстрируют также превосходство лиц женского пола в выражении эмоций над лицами мужского пола, для которых характерно стремление скрыть
свои эмоции. Однако в некоторых ситуациях мужчины могут превосходить женщин по эмоциональности. Психологи отмечают, что мужчины более эмоциональны в выражении гнева, агрессии, а женщины - в выражении страха и печали [2. С. 196].
В последнее время лингвистика все больше внимания стала уделять особенностям функционирования тех или иных языковых средств в речи носителей языка разных возрастных групп, в том числе и в речи детей младшего школьного возраста, учитывая гендерный аспект. Так, в диссертационном исследовании Н.В. Радченко большое внимание уделяется рассмотрению специфики функционирования имен прилагательных в речи мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Выявлено, что в речи мальчиков содержится большее количество имен прилагательных, чем в речи девочек.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы в гендерном аспекте рассмотреть, в чем заключается специфика функционирования коммуникем в речи младших школьников по сравнению с особенностями их функционирования в речи взрослых носителей языка.
Психологами, лингвистами, психолингвистами и другими специалистами неоднократно отмечалось, что речь детей, в том числе и младшего школьного возраста, имеет свою специфику, во многом отличную от речи взрослых носителей языка, причем этот факт отчетливо проявляется не только при сопоставлении тех или иных языковых средств между носителями языка различных возрастных групп, но и внутри возрастной группы между представителями мужского и женского пола. Особенно ярко эта специфичность обнаруживается на уровне функционирования эмоционально-экспрессивных средств языка, к которым относятся, в частности, коммуникемы, т. е. «...коммуникативные непредикативные единицы синтаксиса, представляющие собой слово или сочетание слов, грамматически нечленимые, характеризующиеся наличием модусной пропозиции, нерасчлененно выражающие определенное непонятийное смысловое содержание (т.е. неравное суждению), не воспроизводящие структурных схем предложения и не являющиеся их регулярной реализацией, лексически непроницаемые и нераспространяе-мые, по особым правилам сочетающиеся с другими высказываниями в тексте и выполняющие в тексте реактивную, волюнтативную, эмоционально-оценочную, эстетическую и информативную функции» [4. С. 31].
Для того чтобы выявить специфику функционирования коммуникем в речи детей младшего школьного возраста и речи взрослых носителей языка, учитывая гендерный аспект, из устной речи младших школьников всех классов, обучающихся по традиционной и по развивающей системам, и из устной речи взрослых нами были взяты по семь выборок, каждая из которых состоит из ста
предикативных единиц [5]. Коммуникемы условно также были отнесены к предикативным единицам. В составе единиц, содержащихся во всех выборках, оказалось 4882 коммуникемы (4572 единицы - в речи младших школьников, 310 единиц - в речи взрослых).
Результаты анализа выборок устной речи младших школьников и взрослых носителей языка представлены в табл. 1.
Итак, проведенное наблюдение относительно устной речи младших школьников показало, что в целом больше коммуникем функционирует в речи девочек (2313 единиц), чем в речи мальчиков (2259 единиц). Это подтверждает мнение о том, что девочки эмоциональнее мальчиков, ибо известно, что коммуникемы - единицы экспрессивного синтаксиса, которые «являются знаком отношений и чувствований, а не представлений» [6. С. 28]. При
Сравнивая полученные данные относительно специфики функционирования коммуникем в речи младших школьников и в речи взрослых, следует, прежде всего, отметить, что в речи младших школьников всех классов традиционной и развивающей систем обучения зафиксировано большее количество коммуникем, чем в речи взрослых. Это объясняется большей эмоциональностью речи младших школьников по сравнению с речью взрослых. Очевидно, что по мере взросления человека его речь становится менее эмоциональной. Акцентируя внимание на гендерном аспекте при рассмотрении особенностей функционирования коммуникем в речи взрослых, следует подчеркнуть, что в речи женщин зафиксировано большее количество коммуникем (158 единиц), чем в речи мужчин (152 единицы), хотя разница очень небольшая. Полученные результаты совпадают с выводами по речи мальчиков и девочек, а также с мнением психологов о том, что речь лиц женского пола эмоциональнее речи лиц мужского пола: «женщины эмоциональнее мужчин, обидчивее <...>. Основные личностные черты женщин - это, как правило, эмоциональность, тревожность.» [7. С. 23].
Для подтверждения или опровержения полученных результатов относительно особенностей функционирования коммуникем в устной речи детей младшего школьного возраста и в устной речи взрослых носителей языка с учетом гендерного аспекта был также про-
этом обращает на себя внимание тот факт, что в речи девочек, обучающихся по развивающей системе, зафиксировано большее количество коммуникем (1172 единицы), чем в речи девочек, обучающихся по традиционной системе (1141 единица). В речи же мальчиков, обучающихся по развивающейся системе, зафиксировано меньшее количество коммуникем (1116 единиц), чем в речи мальчиков, обучающихся по традиционной системе (1143 единицы). Однако в целом в устной речи младших школьников, обучающихся по развивающей системе, функционирует большее количество коммуникем (2288 единиц), чем в устной речи младших школьников, обучающихся по традиционной системе (2284 единицы), хотя разница весьма небольшая. Результаты анализа устной речи, представленные в таблице, хотя и непоследовательно, но отражают рост в речевом развитии детей от класса к классу.
веден эксперимент, в котором принимали участие 240 человек (из них 180 учащихся 2-4-х классов школы № 24 г. Таганрога (по 30 мальчиков и 30 девочек из каждого класса) и 60 взрослых (30 мужчин, 30 женщин) в возрасте от 18 до 58 лет). Участникам эксперимента было предложено заполнить анкеты, перечислив в них вербальные единицы, с помощью которых они выражают согласие, утверждение, подтверждение; удивление; радость, восторг, восхищение; несогласие, отрицание; досаду, упрек, негодование; безразличие; испуг. Участникам эксперимента пояснялось, что эти единицы должны представлять собой реплики-реакции на предыдущее высказывание собеседника. В качестве таких реплик-реакций в анкетах и фиксировались ком-муникемы с указанными значениями. Выбор именно этих значений обусловлен тем, что все они в той или иной степени носят эмоционально-экспрессивный характер, причем три группы значений (согласие, утверждение, подтверждение; удивление; радость, восторг, восхищение) имеют положительную эмоциональную окрашенность, три группы значений (несогласие, отрицание; досаду, упрек, негодование; испуг) - отрицательную эмоциональную окрашенность, а одно значение (безразличие) имеет нейтральную эмоциональную окрашенность. Коммуникемы же, как было отмечено выше, используются в большей степени в речи младших школьников, чем в речи взрослых, а следователь-
но, полученные результаты и позволят определить более конкретно специфику функционирования комму-никем в речи детей и взрослых.
Данные первой части эксперимента представлены в табл. 2.
Итак, результаты эксперимента по каждому отдельно взятому классу, как и результаты анализа устной речи младших школьников, не отражают четкой закономерности в доминировании коммуникем в речи представителей того или другого гендера (в таблице: м - мальчики, д - девочки). Но при обобщении полученных данных по каждому классу видно, что в речи девочек функционирует большее количество коммуникем (772 единицы), чем в речи мальчиков (756 еди-
В целом младшие школьники предпочтение отдают коммуникемам с позитивной эмоциональной окраской. Коммуникем с негативной эмоциональной окраской в их речи функционирует значительно меньше, коммуникем с нейтральной эмоциональной окраской - меньше всего. Такие же результаты мы наблюдаем и в речи взрослых. Однако, рассматривая данные мальчиков и данные девочек раздельно, обнаруживаем, что в речи мальчиков доминируют коммуникемы, выражающие негативную эмоциональную окрашенность, а в речи девочек - коммуникемы, выражающие позитивную эмоциональную окрашенность. Полагаем, что это связано с тем, что мальчики в процессе общения для достижения своих коммуникативных целей более агрессивны, чем девочки, что сказывается на выборе тех или иных языковых средств. В речи же и мужчин и женщин доминируют
Результаты эксперимента показывают, что в речи младших школьников, обучающихся по развивающей системе, функционирует большее количество коммуникем, чем в речи младших школьников, обучающихся по традиционной системе, что опровергает ранее сделанные
ниц), как и в речи взрослых носителей языка, где женщины перечислили больше коммуникем, чем мужчины, а это, в свою очередь, подтверждает ранее сделанные выводы о том, что речь лиц женского пола эмоциональнее речи лиц мужского пола. Обращает на себя внимание тот факт, что данные эксперимента также зафиксировали увеличение количества функционирующих коммуникем в речи младших школьников от класса к классу (2-й класс - 448 единиц, 3-й класс - 458, 3-й класс - 622 единицы), и то, что в речи взрослых отмечено большее количество коммуникем (595 единиц), чем в речи учащихся 2-3-х классов, но меньшее количество коммуникем, чем в речи учащихся 4-го класса.
коммуникемы, выражающие позитивную эмоциональную окрашенность, затем следуют коммуникемы, выражающие негативную эмоциональную окрашенность, и на последнем месте находятся коммуникемы, выражающие нейтральную эмоциональную окрашенность. Взрослые в процессе общения для достижения положительных результатов общения, вероятно, стремятся, прежде всего, наладить контакт с реципиентом, что возможно только благодаря единицам с положительной эмоционально-экспрессивной окраской.
Во второй части эксперимента необходимо было определить систему обучения, способствующую большему использованию коммуникем. Для этого проанализированы анкеты 60 учащихся (30 традиционной системы обучения и 30 развивающей системы обучения). Полученные результаты отражены в табл. 3.
выводы о том, что в устной речи мальчиков, обучающихся по развивающей системе, функционирует меньшее количество коммуникем, чем в устной речи мальчиков, обучающихся по традиционной системе. Очевидно, что развивающая система обучения способствует большему
Т а б л и ц а 2
N. Значение \коммуникем Класс, пол N. Согласие, утверждение, подтверждение (Да, Конечно!) Удивление (Неужели!, Не может быть!) Радость, восторг, восхищение (Ура!, Ух ты!) Несогласие, отрицание (Нет, Нельзя) Досада, упрек, негодование, возмущение (Ужас!, Кошмар!) Безразличие (Ну и что!, Без разницы) уг -а!!) к ^ ° Всего
2 м 47 35 36 32 25 23 33 231
д 42 32 44 32 29 17 21 217
Всего 89 67 80 64 54 40 54 448
3 м 39 34 42 26 22 9 25 197
д 51 53 49 30 23 20 35 261
Всего 90 87 91 56 45 29 60 458
4 м 61 44 59 47 45 34 38 328
д 62 53 60 36 27 17 39 294
Всего 123 97 119 83 72 51 77 622
Всего 302 251 290 203 171 120 191 1528
Мужчины 43 33 31 34 29 22 26 218
Женщины 78 56 79 44 51 24 46 378
Всего 121 89 110 74 83 46 72 595
Т а б л и ц а 3
——— Система, обучения Пол " —-—— Коммуникемы, функционирующие в речи младших школьников
традиционной системы обучения развивающей системы обучения
Мальчики 126 156
Девочки 128 177
Всего 254 333
развитию речи учащихся, чем традиционная система. Обращает на себя внимание и тот факт, что в речи девочек традиционной и развивающей систем обучения функционирует большее количество коммуникем, чем в речи мальчиков этих же систем обучения, что еще раз свидетельствует о большей эмоциональности речи девочек по сравнению с речью мальчиков.
Таким образом, установлено, что в устной речи младших школьников функционирует больше коммуникем, чем в устной речи взрослых, что непосредственно связано с различием в уровне эмоциональности речи детей и взрослых. Очевидно, что дети воспринимают окружающий их мир во многом посредством эмоций, в связи с этим и мысли они стараются выразить эмоциональноэкспрессивными средствами, среди которых большое место отводится единицам непонятийного характера, т.е. коммуникемам. Взрослые же более рациональны, поэтому в своей устной речи они используют меньше коммуникем, а больше употребляют единиц понятийного характера, к которым относятся предложения в традиционном их понимании. Однако данные эксперимента показывают,
что запас коммуникем у взрослых значительно шире, чем у младших школьников, что свидетельствует о разном уровне развития речи взрослых и детей. В целом в речи лиц женского пола функционирует большее количество коммуникем и они разнообразнее, чем в речи лиц мужского пола в силу того, что женщины эмоциональнее мужчин. Результаты анализа устной речи детей младшего школьного возраста и данные эксперимента подтвердили тот факт, что от класса к классу увеличивается количество коммуникем и что развивающая система обучения больше способствует использованию таких языковых средств, служащих для выражения эмоций, какими являются коммуникемы. Полученные результаты анализа устной речи детей и взрослых отразили доминирование коммуникем с позитивной эмоциональной окрашенностью, что немаловажно с точки зрения выявления общего эмоционального настроя испытуемых. Проводимые исследования в данном направлении очень актуальны, поскольку для учителя важно целенаправленно и эффективно организовать работу по развитию речи учащихся, что является одной из основных задач современной школы.
ЛИТЕРАТУРА
1. КирилинаА.В. Проблема гендерного подхода в изучении межкультурной коммуникации // Гендер как интрига познания. М., 2002. С. 20-27.
2. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учеб. пособие. СПб., 2007.
3. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. СПб., 2002.
4. Меликян В.Ю. Очерки по синтаксису нечленимого предложения. Ростов н/Д, 2001.
5. Инфантова Г.Г. Русская разговорная речь. Таганрог, 2006.
6. Меликян В.Ю. Проблема статуса и функционирования коммуникем: Язык и речь. Ростов н/Д, 1999.
7. Ильина Г.Н., Литовский Л.Я., Никитина Ю.А., Чернов М.Г. Проблема лидерства в молодежной среде: Гендерный аспект. Волгоград, 2001. Статья представлена научной редакцией «Филология» 19 сентября 2008 г.