Научная статья на тему 'Коммуникация посредством Интернет'

Коммуникация посредством Интернет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова В. В.

Данная статья посвящена проблеме внедрения новых информационных технологий в обучение. Раскрываются преимущества использования Интернет-коммуникации в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникация посредством Интернет»

2. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем [Текст] / В. А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. - М., 1996.

3. Константинов Н.А. История педагогики [Текст]: Учебник для студентов пед. вузов. - изд. 4-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1974. - 447 с.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002.

5. Молчанов С.Г. Стандартизация дошкольного образования: проблемы и перспективы [Текст] // Челябинский гуманитарий. - 2008. - № 6. -С. 13-24.

6. Мудрость воспитания: книга для родителей / Сост. Б.М. Бим-Бад,

Э. Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. - 2-изд, доп. - М.: Педагогика, 1989. - 304 с.

7. Философский словарь [Текст] / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 719 с.

8. Хрестоматия по педагогике [Текст] / Сост. С.Н. Полянский. Пособие для учащихся пед. училищ. - изд. 2, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1972. - 512 с.

9. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования [Текст] / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 320 с.

КОММУНИКАЦИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТ © Иванова В.В.*

Бийский государственный педагогический университет им. В. М. Шукшина, г. Бийск

Данная статья посвящена проблеме внедрения новых информационных технологий в обучение. Раскрываются преимущества использования Интернет-коммуникации в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам.

В настоящее время образование претерпевает все новые и новые изменение, часть из которых связана с применением новых информационных технологий. Компьютеризация и информатизация затрагивают все сферы образования. Преподавание иностранных языков не стало исключением. Компьютерное тестирование, программы стали неотъемлемой частью образовательного процесса, а Интернет стал незаменимым источником аутентичных материалов.

В связи с новыми тенденциями в развитии и обновлении российского образования в целом, и языкового образования в частности, зафиксиро-

* Ассистент кафедры Иностранных языков

ванных в «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001) и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», произошла переориентация цели образования на формирование и развитие компетентности выпускников образовательных учреждений разных уровней. Эти изменения коснулись всех ступеней обучения, в том числе и в высшей школы.

В данной статье нам бы хотелось рассмотреть проблемы преподавания иностранного языка в ВУЗЕ, так как именно здесь преподаватель сталкивается с главной трудностью на сегодняшний момент - совершенствованием всех полученных ранее знаний, умений и навыков для формирования ключевой компетенции, а именно - коммуникативной. Почему коммуникативная компетенция призвана быть главной при изучении иностранного языка? Современное общество нуждается в образованных специалистах, владеющими не только основами своей профессии, но и иностранным языком, не просто для чтения и письма, а на уровне, достаточным для коммуникации с представителями других культур. Таким образом, компетентностный подход в формулировании цели обучения привел к тому, что целью обучения иностранному языку провозглашается формирование и развитие коммуникативной компетенции. И самый эффективный способ ее формирования и развития на продвинутом этапе является общение на иностранном языке с его носителями. Данный вид деятельности не всегда доступен, особенно для отдаленных регионов или провинциальных городов. Применение новых информационных технологий как раз и призвано решить эту проблему, а точнее, коммуникация по средствам Интернет.

Коммуникация по средствам компьютера, существующая в примитивном виде с 1960-х гг. и начавшая широко распространяться в 1990-е гг. благодаря Интернету, позволяет студентам, изучающим язык, общаться напрямую, недорого и удобно с другими студентами или носителями языка в любое время в любом месте. Коммуникация может осуществляться асинхронно (не одновременно) посредством таких инструментов, как электронная почта, когда участники готовят свои сообщения в удобное для них время и в удобном темпе, или синхронно (одновременно), когда с помощью таких программ, как форумы, чаты, конференции и видеоконференции, люди в разных частях света могут создавать свои сообщения в реальном времени. В Интернете преподаватель и студент могут общаться не только друг с другом, но и с небольшой группой, целым классом, клас-сом-партнером или участвовать в международной дискуссии с участием сотен или тысяч человек.

Что же такое Интернет с позиции его применения для формирования коммуникативной компетенции? В первую очередь Интернет - это вирту-

альная языковая среда, где можно встретить носителей изучаемого языка разных возрастов и профессий. Таким образом, использование Интернет облегчает образовательный процесс, так как не нужно моделировать учебную ситуацию, достаточно найти нужного партнера в сети и задать ему все необходимые вопросы. При этом возрастает мотивация к изучению языка, так как такая форма общения способствует формированию устойчивой мотивации к изучению языка, так студенты, которые обычно не охотно говорят в классе, проявляют большую готовность участвовать в онлайновых дискуссиях. Также отмечается такой существенный фактор, повышающий мотивацию, как возможность общения именно с ровесниками, и то, что язык используется в аутентичной обстановке. Студенты понимают, что они используют реальные инструменты для реальных целей.

Далее следует обратить внимание на то, что при использовании виртуальной языковой среды проявляется субъектизация процесса обучения. Существенно изменяется роль преподавателя и характер взаимодействия с обучаемыми. Процесс управления учебным процессом становится опосредованным, преподаватель работает как консультант и помощник, что способствует устранению так называемого языкового барьера, обучающий уже не боится сделать ошибку. Очень важно, что студентам предоставляется возможность обдумать то, что они хотят сказать, прежде чем сформировать высказывание. Поэтому учебный процесс, организованный именно таким образом, позволяет использовать иностранный язык непосредственно для коммуникации, что и является главной задачей обучения.

В режиме Интернет коммуникации студенты не только больше пишут на иностранном языке, но и больше читают. Им приходится просматривать сообщения своих партнеров по чатам и форумам, чтобы на равных участвовать в дискуссиях. Экспериментально доказано, что благодаря довольно быстрому темпу дискуссий, студентам учатся искать основную мысль в сообщении и не фиксироваться на отдельных словах.

Как у всякого новшества, у Интернет-коммуникации наряду с несомненными достоинствами есть и ряд проблем. В первую очередь это проблемы связаны с оборудованием классов, доступом к сети Интернет, а также отсутствие соответствующей подготовки или навыков работы с ней. Так же существенный минус использования данного вида деятельности для преподавателя - это большое количество времени, требуемого для подготовки такого рода занятия.

Другая проблема - грамотность устных и письменных высказываний. Несомненно, что правильный, грамматически выверенный входящий текст способствует адекватному усвоению языка. В чатах циркулируют в основном материалы, созданные молодыми людьми, и они, даже у носителей языка, бывают не совсем безупречными. Читая подобные тексты, студенты, возможно, «глотают» немало ошибок. Также отмечается, что дис-

куссии в Сети часто лишены связности, последовательности, поскольку число участников бывает достаточно большим.

В заключении стоит отметить, что все-таки все достоинства при правильно организованной работе перечеркнут недостатки, а педагог найдет способы интегрировать Интернет-коммуникацию в образовательный процесс для достижения главной цели - научить студентов свободно владеть иностранным языком.

Список литературы:

1. Warschauer M. Computer-assisted language learning: An introduction. Multimedia language teaching. S. Fotos (Ed.). - Tokyo: Logos International. 1996.

2. Chafe A. Computer Mediated Communication in the Second Language Classroom [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cdli.ca/~achafe/ commedlang_html.htm

3. Means B., Olson K. (Ed.) Technology and Education Reform. Document prepared by the Office of Educational Research and Improvement. U.S. Department of Education, 1997.

4. Kern R. Restructuring classroom interaction with networked computers: Effects on quantity and quality of language production // Modern Language Journal. - 1995. - № 79 (4). - Р. 457-476.

КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО СПЕЦИАЛИСТА

© Кривцова Е.В.*

Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

Коммуникативная толерантность является стержневой характеристикой, одной из важнейших и информативных черт человека, которая определяет ее жизненный путь и деятельность. Актуальность приобретает задача формирования коммуникативной толерантности, где особое место занимает использование социально-психологического тренинга.

Толерантность рассматривается нами как личностная характеристика индивида, и содержание толерантности проявляется как качество личности, представляющее соответствующую способность, продиктованную рациональными и волевыми установками, и имеющее эмоциональную основу и связана с ценностной ориентацией личности.

* Старший преподаватель кафедры «Социальная работа и менеджмент социальной сферы»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.