Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ феномена «Социальные компетенции»'

Ретроспективный анализ феномена «Социальные компетенции» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закурдаева Л. Г.

Цель данной статьи – представить отражение в общественном сознании ретроспективных теоретических представлений о феномене «социальные компетенции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ феномена «Социальные компетенции»»

конструировать свое бытие в профессиональной среде на основе общечеловеческих ценностей; преданность корпоративным ценностям при критичном от ношении к ним; способность к гармонизации внутренних потребностей и внешних условий; профессиональное самосовершенствование обусловлено личностными смыслами, реальностью;

- эмоциональный компонент: личностные проявления, лежащие в основе эмоционального компонента (способность к эмпатии, идентификации, принятию, эмоциональная устойчивость), имеют широкий диапазон, выражены достаточно сильно, носят устойчивый стабильный характер;

- поведенческий компонент: способности, умения и навыки, обеспечивающие толерантное поведения хорошо развиты; на практике отмечается преобладание толерантного поведения.

Разработанная нами теоретическая модель процесса становления профессиональной толерантности позволяет выявить факторы, стимулирующих ее развитие у будущих сотрудников ОВД и определить дидактические условия для этого развития в процессе профессиональной подготовки.

Список литературы:

1. Современная философия: словарь и хрестоматия. - Ростов-н/Д., 1995.

2. Табидзе О.И. К проблеме целостности человека // Вопросы философии. - 1973. - № 3. - С. 43-51.

3. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА «СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ»

© Закурдаева Л.Г.*

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

Цель данной статьи - представить отражение в общественном сознании ретроспективных теоретических представлений о феномене «социальные компетенции».

На современном этапе, в связи с вхождением России в Болонский процесс, в образовании приоритетным является компетентностный подход. В переводе с латинского сошрйепйа означает «круг вопросов, в которых человек осведомлен, обладает познаниями и опытом и, соответственно,

* Аспирант кафедры Педагогики и психологии, педагог-психолог

выполняет некоторые действия». Владение социальными компетенциями определяет успешность выполнения человеком социальных ролей и эффективность его жизнедеятельности в условиях данного общества.

Еще в XIX веке К. Марксом было установлено, что воспитание не является неизменной категорией, а имеет исторический характер и изменяется вместе с изменением общества. Очевидно, что от этого зависит и содержание воспитания, т. е. набор социальных компетенций, который человек должен освоить.

Отметим также, что изменялось название рассматриваемого феномена: от понятия «добродетели», «качества человечности», «качества личности», «общечеловеческие ценности» к современному понятию «социальные компетенции».

Зарождение педагогической теории исследователи связывают со временем Древней Греции, с именами таких философов как Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель [7]. Эти философы высшей добродетелью в человеке называли нравственность и призывали к воспитанию этого качества. Демокрит нравственным считал человека умеренного, действующего по долгу перед обществом, способного участвовать в общественной и политической жизни, трудолюбивого. Среди основных добродетелей Платон выделял мудрость, мужество и умеренность. Аристотель добродетели разделил на два вида: дианоэтические (интеллектуальные): разумность, или мудрость, и рассудительность, и этические (нравственные): правдивость, мужество, умеренность, щедрость.

Во время феодального строя в церковных школах учителя (монахи или священники) воспитывали в мальчиках качества в духе христианской религии: долготерпение и смирение, покорность феодалам; учили, что жизнь на земле - подготовка к загробному миру, в котором все будут вознаграждены за перенесенные на земле страдания. Светские феодалы (рыцари) получали иное воспитание и образование, заключавшееся в овладении семью «рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом, плавать, фехтовать, владеть мечом, щитом и копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи в честь своего сюзерена и дамы сердца [3].

На территории Киевской Руси в эпоху феодального строя князья и церковь распространяли в народе переводные сборники поучений. Рекомендовалось воспитывать у детей чувство страха перед богом, беспрекословное повиновение воле старших, духовенства и правителей, а также нравственные качества, соответствующие требованиям христианской морали [3].

В эпоху Возрождения гуманистами был провозглашен «культ человека», распространявшийся только на представителей социальной верхушки общества. Педагоги-гуманисты Западной Европы (Витторино да-Фальте, Италия; Франсуа Рабле, Франция и др.) ставили задачей воспитать людей, обладающих многосторонними интересами, творческой активностью и светскими знаниями.

Среди педагогических теорий XVII века особо ценной для мировой педагогики является теория Яна Амоса Коменского (1592-1670). Его идеалом являлся человек, способный «знать, действовать и говорить». Комен-ский Я.А. призывал к всеобщему обучению. Основными «кардинальными» добродетелями педагог считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Кроме них Я.А. Коменский советовал воспитывать в детях следующие качества: стремление к деятельности, трудолюбие, послушание, правдивость, опрятность, вежливость, почтительность к старшим, любовь к людям, самообладание, выносливость, скромность, выполнение долга, готовность принести пользу, благожелательность к людям [6].

Педагогическая теория французского просветителя XVII века Джона Локка (1632-1704) определила цели и характер воспитания джентльмена, представителя пришедшей к власти буржуазии, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно». Он должен был отличаться «утонченностью в обращении», обладать мужественностью и настойчивостью, дисциплинированностью, уметь руководить своими страстями [3]. Детям трудящихся Дж. Локк предлагал давать только трудовое и религиозное воспитание.

Развитие педагогических взглядов французских просветителей в XVIII веке можно проследить в работах гуманиста и демократа Жан-Жака Руссо (1712-1778). Воспитатель, которому Ж-Ж. Руссо отводил большую роль в формировании нового человека, должен был дать воспитаннику не сословное, не профессиональное, а общечеловеческое воспитание: выработку добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, трудолюбия, гуманного отношения к людям, воспитанию доброты, сострадания к обездоленным и угнетенным. В девушках, по взглядам Ж.-Ж. Руссо, нужно воспитывать повиновение и покорность [6].

Педагогическая мысль XVIII века в Российском государстве связана с деятельностью И.И. Белцкого [3], который призывал воспитать в России «новую породу людей» - образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством, и разночинцев - «третий чин людей», способных развивать промышленность, торговлю, ремесло. Бецкой И.И. предлагал поддерживать в детях склонность к трудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть всегда учтивыми и сострадательными к бедности и несчастью.

Новиков Н.И. (1744-1818) призывал развивать у детей такие качества как любовь к людям вне зависимости от их состояния, религии, национальности, положения в обществе; сострадание и уважение к бедным и обездоленным, воспитывать любовь к правде, твердое намерение отстаивать истину, приучать к полезному труду.

Радищев А.Н. (1749-1802) целью воспитания считал формирование человека высокой нравственности, человека-гражданина, способного бороться за счастье своего народа и с ненавистью относящегося к его притеснителям [3].

Видным представителем педагогики конца XVIII - начала XIX веков был И.Г. Песталоцци (1746-1827). Он считал, что цель воспитания - проявление в детях «истинной человечности»: человеческого достоинства, деятельной любви к людям, трудолюбия, настойчивости, добросовестности и других нравственных чувств и волевых качеств [6].

XIX век ознаменовал собой создание теории научного коммунизма, связанного с именами К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895). Важнейшими качествами человека той эпохи были: верность народу, товарищеская взаимопомощь, умение поступиться личными интересами во имя торжества общего дела, революционная отвага, чувство патриотизма, дисциплинированность, коллективизм [3].

Белинский В.Г. и Герцен А.И. создали в русской педагогике XIX века революционно-демократическое направление. В.Г. Белинский (1811-1848) призывал воспитывать в ребенке человечность. Элементами человечности он считал благородство и достоинство манер и обращения с людьми, эстетическое чувство, практические дела, направленные на благо народа, на борьбу за его освобождение, трудолюбие, самодеятельность, активность, патриотизм. Герцен А.И. (1812-1870) выступал за воспитание настойчивости, воли, умения подчинять свои желания требованиям взрослых [3].

Целью воспитания революционные демократы 60-х годов XIX в. считали воспитание нового человека-гражданина, патриота своего отечества, революционного борца, имеющего твердые идейно-политические убеждения и стремящегося беззаветно и преданно трудиться на благо народа, всегда готового на подвиги в интересах общества. Надо так воспитывать ребенка, писал Н.Г. Чернышевский(1828-1889), «чтобы в жизни он был человеком развитым, благородным и честным» [3].

Великий педагог XIX в. К.Д. Ушинский (1824-1870) необходимым считал развитие и укрепление в детях ценнейших психологических черт и моральных качеств - патриотизма, национальной гордости, любви к труду, гуманности, честности, чувства ответственности, чувства собственного достоинства, твердого характера и воли, стойкости, чувства долга, уважения и любви к людям [6].

Среди педагогических теорий конца XIX - начала XX веков следует выделить теорию П.Ф. Лесгафта (1837-1909), в основе которой была задача воспитать полноценную человеческую личность, борющуюся с общественным злом и насилием, признающую общественный труд смыслом жизни, отдающую все свои силы служению идее. В своих работах П.Ф. Лес-гафт использует понятие «нормальный тип ребенка», по его мнению, воспитание должно создать, сохранить и развить ценнейшие качества: впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию, навыки спокойного дисциплинированного поведения, сознательное отношение к своим поступкам, волю и умение преодолевать трудности [8].

Крупская Н.К. (1869-1939) была выдающимся теоретиком педагогики в СССР. «Воспитывать, - писала она, - значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Основой воспитания детей в духе коммунистической нравственности Н. К. Крупская считала развитие у них коллективизма, интересов и мотивов общественного характера, политической активности, а также сознательного, коммунистического отношения к труду, самообладания, дисциплинированности [8].

Одним из создателей системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения был педагог-новатор А.С. Макаренко (1888-1939). Важнейшими качествами советского человека педагог называл его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива [6].

Караковский В. А. в качестве системообразующих факторов воспитательной системы предложил общечеловеческие ценности [2]. Караков-ский В.А. считает, что выстраивать содержание образования и воспитания следует исходя из следующих систем жизненных ценностей: Земля - как место обитания человека; Отечество, семья - естественная среда развития ребенка; труд - как основа человеческого бытия, знания, культуры; Мир, Человек - абсолютная ценность, «мера всех вещей».

Таким образом, при рассмотрении различных воспитательных систем и их содержания в различные исторические эпохи четко прослеживается обусловленность формируемых социальных компетенций состоянием общественных отношений, религиозной, экономической и политической обстановкой в государстве.

Анализируя набор предлагаемых исследователями социальных компетенций в настоящее время, можно отметить, что все они соответствуют современному этапу развития нашей страны, а также мировым процессам глобализации, информатизации, создания единого образовательного пространства: это компетенции социального взаимодействия, компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе, информационно-технологические и т.д. [1, 4, 9]. Несомненно, что наряду с ними современному человеку необходимо обладать фундаментальными, базовыми социальными компетенциями, передающимися из поколения в поколение, представленными в мировом педагогическом опыте, такими как доброта, вежливость, активность, трудолюбие, патриотизм и многими другими.

Список литературы:

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И. А. Зимняя - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

2. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем [Текст] / В. А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. - М., 1996.

3. Константинов Н.А. История педагогики [Текст]: Учебник для студентов пед. вузов. - изд. 4-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1974. - 447 с.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002.

5. Молчанов С.Г. Стандартизация дошкольного образования: проблемы и перспективы [Текст] // Челябинский гуманитарий. - 2008. - № 6. -С. 13-24.

6. Мудрость воспитания: книга для родителей / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. - 2-изд, доп. - М.: Педагогика, 1989. - 304 с.

7. Философский словарь [Текст] / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 719 с.

8. Хрестоматия по педагогике [Текст] / Сост. С.Н. Полянский. Пособие для учащихся пед. училищ. - изд. 2, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1972. - 512 с.

9. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования [Текст] / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 320 с.

КОММУНИКАЦИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТ © Иванова В.В.*

Бийский государственный педагогический университет им. В.М. Шукшина, г. Бийск

Данная статья посвящена проблеме внедрения новых информационных технологий в обучение. Раскрываются преимущества использования Интернет-коммуникации в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам.

В настоящее время образование претерпевает все новые и новые изменение, часть из которых связана с применением новых информационных технологий. Компьютеризация и информатизация затрагивают все сферы образования. Преподавание иностранных языков не стало исключением. Компьютерное тестирование, программы стали неотъемлемой частью образовательного процесса, а Интернет стал незаменимым источником аутентичных материалов.

В связи с новыми тенденциями в развитии и обновлении российского образования в целом, и языкового образования в частности, зафиксиро-

* Ассистент кафедры Иностранных языков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.