Научная статья на тему 'Развитие народных традиций в отечественной истории'

Развитие народных традиций в отечественной истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ / ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ / "АМЕРИКАНИЗАЦИЯ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перчун Н.В.

В статье автор рассматривает традиции воспитания славянского мира от принятия христианства на Руси до настоящего времени. Русские традиции воспитания являются частью национальной культуры, характеризуют русских людей как этническую общность, способствуют развитию национального облика российских детей. В статье поднимается проблема «американизации» воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие народных традиций в отечественной истории»

чально особое направление деятельности музея: участие в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, создание образовательных программ для учащихся.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лихтварк А. Музеи как образовательные и воспитательные учреждения // Образовательные и воспитательные задачи современного музея / Под ред. Л.Г. Оршанского. СПб., 1914. С. 3.

2. Медведева Е.Б. Музейная педагогика: определение дефиниции // Здравствуй музей: Тезисы международ. музейно-педагогического семинара. СПб.: Изд-во С.-Петербург. гос ун-та, 1995. С. 69-70.

3. Рева Н.Д. Теория и практика экскурсионной работы художественных музеев со школьниками. СПб., 1993. С. 3.

4. Российская музейная энциклопедия: В 2-х т. М., 2001. Т. 1. С. 395, 396, 397.

Н.В. Перчун

РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

До нас дошло мало прямых свидетельств об укладе жизни наших предков, о традициях воспитания, которые они использовали много веков назад. Но современные науки (археология, история, этнография, лингвистика, фольклористика, этимология, языкознание и др.) располагают достаточным материалом для того, чтобы представить процесс передачи жизненного и социального опыта, знаний, умений и навыков нравственного поведения от старших поколений к младшим.

Народная педагогика возникла в глубокой древности. К.Д. Ушинский писал, что «воспитание существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ» [8, 482].

Составитель книги «История педагогики в России» С.Ф. Егоров говорит, что «до начала Х века восточно-славянские этносы прошли длинный путь своего развития. Таким же длинным было и развитие воспитания» [3, 4].

Говоря о роли народной педагогики в воспитательном процессе и использовании в стране, можно отметить следующее: не во все времена она применялась в полной мере, в истории государства были периоды активного влияния различных культур на русскую, многократно происходило уподобление западному образу жизни, заимствование традиций воспитания у других государств, в частности, скандинавских, византийских, татарских, французских, немецких, английских, южнославянских.

Огромное влияние на культуру языческой Руси оказало принятие в 988 году, по официальным данным, Владимиром Святославовичем христианской веры, которое стало эпохальным событием для русского государства. Языческие традиции воспитания подверглись глубокому изменению и переосмыслению. Доцент педуниверситета г. Рязани А.Н. Алексеева утверждает, что новая вера долгое время перерабатывалась в народном сознании, по существу, после нескольких веков в результате получилось причудливое соединение старой и новой веры, которое стало называться «русским православием» [4, 29].

Правители христианской Руси продолжали развивать гуманные традиции воспитания славянского мира. Например, Владимир Мономах известен в истории Руси как великий благотворитель. Он призывал людей быть гуманными, никогда не нападать первыми, а только достойно защищаться и защищать свою Родину и ближних. Призывал не лениться, любить труд с детства.

Но в древней Руси народ учить было некому. Когда стали появляться первые школы, у учителей, которые, главным образом, были лица духовного звания, основным приемом обучения были различные наказания. Причем в большом ходу были лоза и розги.

В школах X - XIII веков нравственное воспитание было первостепенной задачей. Учителей в учебные заведения отбирали, особенно строгий отбор проходили учителя начальных классов. В XII веке в Москве и Новгороде открывались училища по подготовке учителей школьному делу, в которых важным пунктом было нравственное воспитание самих будущих педагогов. Они должны были быть благочестивыми, преданными, учить своих учеников не только писать, читать и петь, но и любить своих родителей, быть милосердными, добрыми, достойными мужьями и женами, хранителями земли Русской.

До Петра I Россия была патриархальным государством. Детей воспитывали в семье. Религиозная литература была основным источником для обучения детей.

В «Домострое» помещены нравственные заповеди, которые были прогрессивными для того времени. Например, «Домострой» человеколюбиво советует мужьям не бить жен своих вообще; родителям любить своих детей; богатым хозяевам помогать дворовым осваивать профессии, чтобы они были всегда при деле, не воровали, не бродяжничали, не побирались [1, 12].

Во времена Петра I отечественная культура разделилась на две параллельные линии. Одна -так называемая дворянская, ориентированная на образцы запада, и народная, продолжающая традиции допетровской Руси, которая была пронизана православно - христианскими представлениями о прекрасном и нравственном. В семьях зажиточных людей было модным воспитывать детей на западный манер. В крестьянских семьях национальные традиции воспитания продолжали свое существование.

Однако во времена правления Петра и позднее, при Екатерине II, были люди, которые являлись сторонниками отечественной народной педагогики, ратовали за ее использование не только в крестьянских семьях, но и в дворянских.

При Екатерине II была открыта первая семинария для подготовки учителей, вышло особое предписание об уничтожении телесных наказаний в школах.

Екатерина Романовна Дашкова - деятель русской культуры XVIII века, директор Петербургской академии наук, президент Российской академии (Академия русского языка и словесности) выступала за воспитание детей на отечественных народных традициях. Так, в статье «О смысле слова "воспитание"» она высмеивала дворян, преклонявшихся перед иностранной модой, презиравших все национальное, русское, стремившихся воспитывать детей по западному образцу. Е.Р. Дашкова считала, что, в первую очередь, нужно обучать детей русскому языку, а потом уже иностранным и древним языкам. Она писала: «Воспитание состоит не только в приобретении только чужих языков. Отцы наши воспитать уже нас желали как-нибудь, только чтоб не по-русски и чтоб чрез воспитание наше не походили на россиян» [3, 94-96]. Екатерина Романовна Дашкова призывала воспитывать в детях такие исконно-русские качества, как доброта, скромность, милосердие, трудолюбие, любовь к отечеству, родному языку, почтительное отношение к родителям своим».

В XVIII веке Н.И. Новиков выступал за народное воспитание, говорил, что «оно является подлинным творцом добрых нравов, через него вкус к добродетели, через него отечественный дух, благородная народная гордость...» [3, 112].

Н.М. Карамзин считал, что система образования должна соответствовать народным традициям и отвечать национальным интересам России. Выступал против механического переноса западно-европейского опыта на русскую почву. Считал, что система образования должна соответствовать народным традициям и отвечать национальным интересам России. Отмечал, что отец и мать должны давать ребенку первые нравственные уроки. Выступал за то, чтобы дети воспитывались на родине и привыкали к традициям, обычаям, нравам, характеру жителей своей страны. В частности, он писал: «В одной России можно сделаться хорошими русскими» [3, 116].

В 1826 году А.С. Пушкиным была подана записка «О народном воспитании» Николаю I. В ней поэт представил свои размышления о государственном обучении и воспитании того времени. А.С. Пушкин говорил о неприятии иноземных систем обучения, придерживался национального мировоззрения, подчеркивал недостаток просвещения и нравственности в стране. О домашнем воспитании говорил так: «В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное: ребенок окружен одними холопями, видит одни гнусные примеры, своевольничает, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным освоением всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем» [7, 173-174].

В начале XIX века в русских семьях дети лучше знали культуру, язык, традиции Франции. В обществе считалось неприличным не знать и не говорить на этом языке.

Лишь в царствование императора Александра II стали появляться народные школы. В них преподавали образованные и преданные делу народные учителя.

С середины XIX века русская культура приобретает черты гуманизма, пронизывается идеями социальной справедливости, вызывает стремления отдавать свои силы и знания на служение Родине. В гуманистической педагогике было сделано открытие мира ребенка, детского возраста. Содержание образования строилось в соответствии с гуманистической парадигмой.

В это время К.Д. Ушинским была предложена новая модель образования, в основе которой наряду с православием лежали народная (национальная, отечественная) культура и наука. По его мнению, такая система соответствует природе ребенка. В учебные заведения и в воспитание, в частности, элемент национальности входит как неизбежное условие осуществления общечеловеческих начал.

Передовые люди того времени призывали воспитывать детей согласно требованиям народной педагогики. Например, на рубеже XIX - ХХ веков преподаватель Казанской Духовной академии А.А. Царевский ратовал за необходимость использования в школах народной педагогики. Он говорил о недостатках русского воспитания того времени: «В результате немецкого воспитания получается немец, из французского - француз, только из русского воспитания сплошь да рядом выходит не русский, а часто если не космополит по убеждениям, то человек совсем равнодушный к своей стране и народности» [9, 29].

Известный педагог-гуманист начала XX века И.А. Ильин в своих педагогических воззрениях обращался к русским учителям, призывал их продумать и прочувствовать до конца свою национальную задачу. «Он не специалист по ликвидации безграмотности, а воспитатель русских детей, - писал он. - В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания. Национальная задача русского учителя - в пробуждении и укреплении в детях духовности, совести, чести, художественного вкуса, братской сверхклассовой солидарности, чувства ответственности, патриотизма и уважения к своей и чужой собственности» [2, 323].

С.А. Рачинский - известный ботаник - поддерживал своих современников-педагогов в вопросе возрождения народных школ. Последние 17 лет жизни он посвятил их созданию, а также нравственному воспитанию детей.

Однако две линии (дворянская и народная) продолжали свое существование вплоть до 1917

года.

В годы советской власти народная педагогика принималась в усеченном виде. Она была более теоретической, чем практической. П.И. Пидкасистый отмечает, что в данное время «игнорировалась культура этноса, в общеобразовательных учебных заведениях не учитывался народный педагогический опыт, накопленный и выкристаллизованный тысячелетиями, обучение и воспитание в основном были ориентированы на формирование усредненной унифицированной личности без учета психологии этноса, специфики жизни и деятельности его представителей. Это привело к тому, что учащиеся погружались в неестественные для себя схемы унифицированных учебных заведений, происходил разрыв между поколениями, между школой и жизнью» [6, 477]. Из чего следует, что несколько поколений русских людей выросло, не зная своей отечественной культуры, своих национальных традиций, нравственных идеалов.

Исследуя социально-политическую ситуацию в стране с 1917 года до восьмидесятых годов, современные исследователи Г.В. Махумедзянова и Р.А. Назимов отмечают, что «три поколения советских людей прошло через пытки, голод и страх, гибель миллионов в тюрьмах и лагерях. На коротком отрезке истории произошла концентрация лишений, страданий, мук и унижений людей. И как следствие - растление личности, всеобщая утрата духовности, отсутствие элементарной культуры» [5, 6].

Конечно, в этот период вести речь о национальной культуре не имела смысла.

Сегодня велико влияние западной культуры на подрастающее поколение. Многие исследователи отмечают всеобщую «американизацию». Современные дети лучше знают персонажей зарубежных сказок и мультфильмов, чем национальных былинных и сказочных героев. Несомненно, происходящие процессы влияют на нравственное становление личности ребенка. Образцы нравственного поведения, характерные для иных этносов, «приживаются» в России.

С другой стороны, с середины 80-х годов XX века в стране наблюдается рост национального самосознания, который способствует возрождению русских народных традиций воспитания.

Сегодня в нашей стране процессы демократизации и гуманизации набирают силу, поэтому современная педагогика, как и в XIX веке, опирается на принципы гуманизма. Использование учителями школ гуманистических традиций воспитания - это один из путей решений насущных проблем, особенно в области развития нравственных качеств детей. Русские традиции воспитания являются частью национальной культуры, характеризуют русских людей как этническую общность, способствуют развитию национального облика российских детей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Домострой / Сост., вступ. ст., пер. и комент. В.В. Колесова; подгот. текстов В.В. Рождественской, В.В. Колесова и М.В. Пименовой. М.: Советская Россия, 1990.

2. Ильин И.А. О России. М., 1991.

3. История педагогики в России / Сост. Егоров С.Ф. М.: Изд. центр «Академия», 1999.

4. Мир русской души / Алексеева А.Н., Грачева И.В., Качаева М.А. Рязань: Изд-во «Узорочье», 1998.

5. Мухамедзянова Г.В., Назимов Р.А. Педагогическая культура татарского народа. Казань: Заря-Тан, 1994.

6. Педагогика / Под ред. Н.И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1996.

7. Пушкин А.С. О народном воспитании // Народное образование в России, 2000. С. 173-177.

8. Ушинский и современная школа. Ч. 2 / Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции (23-25 февраля 1994 г.) Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ин-та, 1994.

9. Царевский А.А. Значение русской словесности в национальном русском образовании. Казань, 1993.

Н.П. Рыжих

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В СВЕТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР*

Средства массовой коммуникации (медиа) в начале XXI века проникли во все виды жизнедеятельности людей. Мир вступил в новый этап своего развития - информационное общество. Под средствами массовой коммуникации понимают средства массовой информации (СМИ: печатные издания, теле-, радио-, видео-, кинопрограммы или иные формы массового распространения информации), а также новые телекоммуникационные средства на компьютерной базе (глобальные компьютерные сети - Интернет). Средства массовой коммуникации выполняют следующие социально-воспитательные функции: информационную, воспитательную, образовательную, социально-управленческую, рекреативную, релаксационную.

Медиа используют почти все каналы восприятия человека, они играют огромную роль в его жизни: в культурном обмене между людьми, в воспитании и образовании подрастающего поколения, а также в процессах управления и других областях социальной сферы. Сегодня медиа - один из основных факторов социализации молодого поколения. Объект воздействия потока сообщений - не столько отдельный индивид, сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации.

В современных условиях особенно велика роль медиаобразования. Психолого-педагогический словарь определяет медиаобразование как «направление в педагогике, выступающее за изучение учащимися закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиаоб-разования - подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий» [4, 241].

Средства массовой коммуникации являются способом трансляции традиционной культуры. Одновременно с появлением медиа возникает понятие «медиакультура» - совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакуль-тура» или «аудиовизуальная культура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиа-творчеством, усваивать новые знания в области медиа» [5, 8].

Статья написана при поддержке проекта РНП. 2.1.3.491 в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки РФ. Руководитель проекта - доктор педагогических наук, профессор А.В. Федоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.