Научная статья на тему 'Использование национальных традиций казахского народа в работе с многодетными семьями'

Использование национальных традиций казахского народа в работе с многодетными семьями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / МНОГОДЕТНОСТЬ / КУЛЬТУРА / НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИИ / ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабиева Алтынай Жубаткановна

Целью данной статьи являются выявление и обоснование влияний национальных традиций, воспитательных возможностей применения культурных национальных ценностей во взаимодействии с многодетными семьями. В статье раскрываются сущностные характеристики понятий «семья», «многодетная семья», исследуется культурное наследие казахского общества и их влияние на формирование личности ребёнка в многодетной семье. Народное воспитание описывается как один из путей формирования гражданина своего Отечества. По итогам исследования автором сделан вывод, что включение этнического компонента в учебно-воспитательный процесс способствует успешному взаимодействию учителей с многодетными семьями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сабиева Алтынай Жубаткановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF KAZAKH PEOPLE’S NATIONAL TRADITIONS IN WORK WITH LARGE FAMILY

The purpose of this article is to identify and substantiate the influence of national traditions, educational opportunities for the application of national cultural values in interaction with large families. The essential characteristics of the concepts "family", "large family" are revealed. The article also examines the national characteristics of upbringing children in a Kazakh family with many children. The cultural heritage of the Kazakh society and their influence on the formation of the child's personality in a large family are explored. Public education and the inclusion of the ethnic component in the educational process of the educational organization is an effective way of forming a citizen of his Fatherland.

Текст научной работы на тему «Использование национальных традиций казахского народа в работе с многодетными семьями»

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 355.233

DOI: 10.18384/2310-7219-2018-4-8-14

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ КАЗАХСКОГО НАРОДА В РАБОТЕ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ

Сабиева АЖ.

Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата 120014, г. Кызылорда, ул. Айтеке би, д. 29А, Казахстан

Аннотация. Целью данной статьи являются выявление и обоснование влияний национальных традиций, воспитательных возможностей применения культурных национальных ценностей во взаимодействии с многодетными семьями. В статье раскрываются сущностные характеристики понятий «семья», «многодетная семья», исследуется культурное наследие казахского общества и их влияние на формирование личности ребёнка в многодетной семье. Народное воспитание описывается как один из путей формирования гражданина своего Отечества. По итогам исследования автором сделан вывод, что включение этнического компонента в учебно-воспитательный процесс способствует успешному взаимодействию учителей с многодетными семьями.

Ключевые слова: семья, многодетность, культура, народное воспитание, традиции, воспитание в семье.

USE OF KAZAKH PEOPLE'S NATIONAL TRADITIONS IN WORK WITH LARGE FAMILY

A. Sabiyeva

Korkyt Ata Kyzylorda State University

29A Aiteke bie str, Kyzylorda,120014, Kazakhstan

Abstract. The purpose of this article is to identify and substantiate the influence of national traditions, educational opportunities for the application of national cultural values in interaction with large families. The essential characteristics of the concepts "family", "large family" are revealed. The article also examines the national characteristics of upbringing children in a Kazakh family with many children. The cultural heritage of the Kazakh society and their influence on the forma-

© CC BY Сабиева А.Ж., 2018.

w

tion of the child's personality in a large family are explored. Public education and the inclusion of the ethnic component in the educational process of the educational organization is an effective way of forming a citizen of his Fatherland.

Key words: family, large families, culture, people's upbringing, traditions, education in the family.

В условиях формирования правового государства и цивилизованного общества в суверенном Казахстане возникает потребность повышения духовного богатства и культуры, способности широко мыслить и творить. Семья здесь играет первостепенную роль, создавая атмосферу взаимопонимания и любви для всестороннего развития ребёнка.

Обновленное содержание образования и воспитания ставит новые требования, а точнее - учёта национальных и общечеловеческих ценностей, опыта истории, многовековых национальных культурных традиций. Главная цель сегодняшнего дня - воспитание подрастающего поколения средствами национального и общечеловеческого достояния культуры, преемственности духовных ценностей.

В программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Президент Н.А. Назарбаев, размышляя о будущем Казахстана, считает необходимым совершенствовать наше общество путём модернизации сознания граждан, сохранив всё лучшее в поведенческом и культурном аспекте, накопленное вековыми традициями и историей народов [10]. Особая роль в этом процессе принадлежит, по убеждению главы государства, школам, университетам и образованию в целом как нациообразующим структурам в контексте равного и взаимополезного развития культуры и духа всех этносов и механизмов братского согласия.

Опираясь на слова Альберта Эйнштейна о том, что «легче расщепить атом, чем переделать сознание или мировоззрение человека», наш президент призывает во все структуры образовательной системы вернуть главный принцип: обучая, воспитывать нравственного человека [10, с. 137], поэтому культурологический подход в подготовке и самоподготовке учителей ориентирован на процессы общественного развития и располагает значимыми возможностями в деле воспитания культуры межнационального общения, толерантности, ненасилия.

Каждый народ, существующий на Земле, мечтает о поколении разносторонне и гармонично развитых и культурных личностей. Один из путей воспитания ребёнка, при котором впитывается духовное наследие - народное воспитание. Будущее каждого народа зависит от молодёжи. Если народ не будет воспитывать своё поколение в национальном духе, то будущее этого народа представляется смутным. Об этом часто говорят учёные, потому что все наследие народа всецело передаётся молодому поколению. Если молодое поколение не передаст этого богатого наследия следующему поколению, это грозит исчезновением нации.

Исследователь традиций в истории Казахстана Ж.О. Артыкбаев отмечает, что главной причиной сохранения казахской народности является воспитание подрастающего поколения в традициях, обычаях, духовном наследии

с прочностью, долговечностью этих ценностей. Традиции - это непрерывная передача от поколения к поколению духовного наследия. Мы должны освоить традиции воспитания настоящих казахов [1].

Изучив исследовательские работы казахских учёных, отмечаем, что в решении воспитательных задач актуальным является объединение эт-нопедагогических традиций с мето-дико-теоретическими традициями педагогической науки.

Анализируя работы казахстанских учёных в области этнокультурных и этнопедагогических исследований, Ш.М. Мухтарова выделяет следующие направления:

1) теорию и методологию этно-культуры и этнопедагогики (К.Б. Жа-рикбаев, С.К. Калиев, К.К. Кожахмето-ва, С.А. Узакбаева и др.);

2) культурологическую и этно-педагогическую подготовку учителя (Ж.И. Асанов, К.Б. Булеев, А.С. Магау-ова, А. Табылдиев и др.);

3) сравнительные аспекты этнопедагогики (Б.А. Джетписбаева, Г.Н. Ра-машова и др.);

4) воспитание и обучение средствами народной педагогики (А.К. Айтбае-ва, Г.К. Тлеужанова, Л.В. Колесникова, Ш.М. Мухтарова, К.А. Сарбасова и др.) [9, с. 142].

Каждое общество заинтересовано воспитать разностороннее, гармонично развитое поколение. Как известно, в осуществлении этого семья - главный социальный фактор. Семья существовала на протяжении многих веков и, являясь многоаспектным феноменом в функционировании общества, вызывает особый интерес учёных к исследованию процессов своей жиз-

недеятельности. Важность, многогранность, сложность и проблематичность такого явления, как семья, даёт основу исследования её разными путями в научной литературе.

Семья, удовлетворяя личные потребности своих членов, регулирует их поведение согласно педагогическим требованиям. Институт семьи является важным посредником во взаимосвязи общества и личности, а точнее - будущее одной семьи опирается на логику развития многотысячной семьи.

Семья является объектом исследования таких наук, как философия, психология, социология, экономика, демография, педагогика. Изначально определились многие педагогические проблемы семьи. Она рассматривалась как база, общественная ячейка. Семья, состоящая из отца, матери и нескольких детей, в индустриальном обществе является социально принятой моделью, стандартом.

А.Г. Харчев определяет семью как историческую систему взаимоотношений, в которой её члены взаимосвязаны общими бытовыми, родственными и супружескими связями, а социальная потребность в семье обусловлена потребностью общества к увеличению численности населения [12].

Все авторы, изучающие проблему семейного воспитания в социологических, психологических и педагогических аспектах (Е.Ф. Ачильдиева, С.И. Голод, А.Д. Давлетова, В.И. Зацепин, М.С. Мацковский, Г.И. Сейлхан, Е.А. Силина и др.), едины во мнении, что именно семья влияет на рост и развитие детей.

А.С. Макаренко рассматривал семью как воспитательный коллектив, в

котором формируется здоровая личность. Однако в семье с единственным сыном или дочерью, где отец и мать воспринимают своё чадо как сокровище, страшатся его потерять, трудно воспитать настоящего человека, и потому Антон Семёнович призывал родителей к многодетности [8].

Казахская семья всегда культивирует многодетность и является основным опосредующим звеном, которая передаёт нормы, ценности и традиции общества конкретному индивиду, что нашло отражение в законодательной практике РК: «Многодетная семья -это семья, имеющая четырех и более совместно проживающих (включая временно отсутствующих) несовершеннолетних детей» [6, с. 9].

Активное исследование проблемы многодетной семьи началось с конца 70-х гг. XX в. Анализ психолого-педагогического потенциала мы находим в трудах И.В. Бестужева-Лады, В.В. Бойко, А.Г. Вишневского, Н.В. Гаврило-вой, О.И. Иванова, Т.В. Свадьбиной, А.Г. Харчева и др. В своих работах учёные считают необходимым создание благоприятных условий для увеличения числа многодетных семей, подразумевая высоконравственную атмосферу любви, заботы друг о друге, приучение детей с раннего возраста к выполнению определённых обязанностей. Семья как сообщество разновозрастных и равноправных людей ведёт свою внутреннюю и внешнюю политику и исполняет функцию небольшого государства.

Общеизвестно, что при хороших родителях многодетные семьи считаются самыми эффективными для нормального духовно-нравственного воспитания детей. В.С. Безрукова, характери-

зуя многодетную семью, отмечает, что это особая семья, где родители могут организовать детскую взаимоподдержку и взаимопомощь, воспитать в детях взаимотерпение и взаимоподчинение, где легче организовать самообслуживание, уход за малыми и слабыми, передачу традиций [2].

По мысли Г.А. Бондарской, высокие показатели воспроизводства по-прежнему соотносятся с национальной принадлежностью, религиозными особенностями этнокультурного наследия [4].

С таким подходом солидарна и В.А. Белова, считающая, что «плодовитость связана в определённой степени с национальными традициями, пришедшими из прошлого, но сохраняется долгое время и продолжает влиять на формирование норм и установок в отношении деторождения» [3, с. 12].

Казахстанский психолог А.Д. Дав-летова изучает психологические особенности развития личности в многодетных казахских семьях. Особое внимание в своём исследовании учёный уделяет изучению формирования личностных характеристик, зависящих как от этнических особенностей семьи, так и от положения ребёнка в структуре семьи (старший, средний, младший ребёнок) [5].

В работе педагога Г.И. Сейлхан определены научно-теоретические положения формирования национальных свойств в многодетных семьях на основе казахской этнопедагогики. Исследователь утверждает, что через усвоение родного языка, национальных ценностей, идеалов, традиций ребёнок приобщается к миру казахской культуры и становится национально ориентированной личностью [11].

В соответствии с педагогическими основами развития истории нации в воспитании в казахских многодетных семьях находят решение следующие проблемы:

- формирование положительного взгляда на духовные ценности своего народа;

- совершенствование национального самосознания путём создания единых взглядов на историю народа и его роль в мировой культуре;

- стремление к самопознанию на образцах народного творчества, народной культуры;

- формирование познавательного интереса к усвоению лучших образцов народной культуры, традиций и обычаев;

- формирование уважения и почтения к национальным ценностям других народов и народностей Казахстана;

- формирование межнациональной культуры;

- развитие умения ценить окружающий мир, видеть красоту и значимость родного пространства города, села.

Семья в казахском обществе в своей основе всегда отождествлялась с понятием «Шанырак». Шанырак, расположенный на самом верху казахской юрты, похож на купол или свод, в каждой жерди отражаются на все стороны света лучи восходящего солнца. В прошлом все материальное достояние нашего народа заключалось в юрте и необходимых семи предметах быта, характеризуемых как семь планет. Их можно было перевезти в любой момент куда угодно. Переносное жилище и сейчас точно соответствует законам движения небесных светил.

Семья у казахов всегда состояла из нескольких поколений и включала в себя отцов и матерей, дедушек и бабушек, а также уже взрослых женатых внуков. Совместное проживание нескольких семей в одном доме диктовалось не только экономическими интересами, но и кровными узами и моральными устоями, что, в свою очередь, позволяло эффективно организовывать процесс воспитания детей. Такой жизненный уклад многодетной казахской семьи способствовал формированию в детях таких качеств, как самостоятельность, коммуникабельность, уверенность в поддержке, учтивость и отзывчивость, взаимопомощь.

В связи с этим мы считаем, что включение этнического компонента в учебно-воспитательный процесс образовательной организации открывает широкие перспективы для взаимодействия школы и семьи. Формами такого взаимодействия могут быть:

- изучение народных обычаев, обрядов и традиций;

- составление родословной своей семьи;

- работа разных кружков народного творчества;

- организация совместных семейных, народных праздников;

- участие в фольклорных экспедициях;

- оказание помощи этнографическому музею;

- проведение семейных конкурсов и праздников и др.

Вместе с тем в современном мире происходит смена парадигмы отношений государства, школы и семьи в сторону утверждения приоритета семьи, особенно многодетной семьи в воспитании. Если прежняя парадигма отно-

шений выражалась формулой «семья помогает государству и школе воспитывать детей», то на сегодняшний день она противоположна.

Казахстанский ученый А.С. Магау-ова считает, что, чем больше взаимодействий между членами многодетной семьи и педагогами на эмоциональном уровне, тем крепче становится взаимное доверие [7]. Следовательно, можно

констатировать: практика показывает, что взаимодействие с членами многодетной семьи в процессе учебно-воспитательной работы является более эффективным при разностороннем использовании национальных традиций, обрядов и обычаев казахского народа.

Статья поступила в редакцию 16.07.2018

ЛИТЕРАТУРА

1. Артыкбаев Ж.О. История Казахстана. Астана, 2014. 159 с.

2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2000. 937 с.

3. Белова В.А. Число детей в семье. М., 1982. 211 с.

4. Бондарская Г.А. Рождаемость в СССР. М., 1977. 128 с.

5. Давлетова А.Д. Ориентировка личности в психологическом пространстве родительской семьи (на материале исследования казахской семьи): автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. М., 2003. 22 с.

6. Закон Республики Казахстан от 16.04.1997 №94-1 (ред. от 24.05.2018) «О жилищных отношениях». Астана, 2018. 96 с.

7. Магауова А.С. Этнопедагогика в системе высшей профессиональной подготовки учителей. Семей, 2015. 77 с.

8. Макаренко А.С. Книга для родителей. М., 1987. 575 с.

9. Мухтарова Ш.М. Методологическое обоснование этнопедагогической направленности этнического компонента в содержании высшего педагогического образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2017. № 2. C. 140-149.

10. Назарбаев Н.А. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания. Астана, 2017. 512 с.

11. Сейлхан Г.И. Формирование национальных качеств в многодетной семье на основе казахской этнопедагогики: автореф. дис. . канд. пед. наук. Астана, 2014. 24 с.

12. Харчев А.Г. Семья и общество. М., 1982. 128 с.

REFERENCES

1. Artykbaev Zh.O. Istoriya Kazakhstana [History Of Kazakhstan]. Astana, 2014. 159 p.

2. Bezrukova V.S. Osnovy dukhovnoi kul'tury (entsiklopedicheskii slovar'pedagoga) [The foundations of spiritual culture (encyclopedic dictionary of the teacher)]. Ekaterinburg, 2000. 937 p.

3. Belova V.A. Chislo detei vseme [The number of children in the family]. Moscow, 1982. 211 p.

4. Bondarskaya G.A. Rozhdaemost' v SSSR [The birth rate in the USSR]. Moscow, 1977. 128 p.

5. Davletova A.D. Orientirovka lichnosti v psikhologicheskom prostranstve roditel'skoi sem'i (na materiale issledovaniya kazakhskoi sem'i): avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [The orientation of the personality in psychological space parent families (based on the study of the Kazakh family): abstract of PhD thesis in Psychological sciences]. Moscow, 2003. 22 p.

6. Zakon Respubliki Kazakhstan ot 16.04.1997 №94-I (red. ot 24.05.2018) «O zhilishchnykh ot-

nosheniyakh» [The law of the Republic of Kazakhstan dated 16.04.1997 No. 94-I (ed. by 24.05.2018) "On housing relations"]. Astana, 2018. 96 p.

7. Magauova A.S. Etnopedagogika v sisteme vysshei professional'noi podgotovki uchitelei [Pedagogy in the system of higher professional training of teachers]. Semey, 2015. 77 p.

8. Makarenko A.S. Kniga dlya roditelei [A book for parents]. Moscow, 1987. 575 p.

9. Mukhtarova Sh.M. [Methodological substantiation of the ethnopedagogical orientation of ethnic component in the content of higher pedagogical education]. In: Vestnik Chuvashsko-gogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta im. I.YA. Yakovleva [Bulletin of Chuvash state pedagogical University. I. Ya. Yakovlev], 2017, no. 2, pp. 140-149.

10. Nazarbaev N.A. Vzglyad v budushchee: modernizatsiya obshchestvennogo soznaniya [Looking to the future: the modernization of social consciousness]. Astana, 2017. 512 p.

11. Seilkhan G.I. Formirovanie natsional'nykh kachestv v mnogodetnoi seme na osnove kazakh-skoi etnopedagogiki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [The formation of the national qualities in a large family on the basis of the Kazakh ethnopedagogics: abstract of PhD thesis in Pedagogic sciences]. Astana, 2014. 24 p.

12. Kharchev A.G. Sem'ya i obshchestvo [The family and society]. Moscow, 1982. 128 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Сабиева Алтынай Жубаткановна - ассистент кафедры педагогики, Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата; e-mail: zhan86-87@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Altynai Zh. Sabiyeva - Assistant at the Department of Pedagogy, Korkyt Ata Kyzylorda State University;

e-mail: zhan86-87@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Сабиева А.Ж. Использование национальных традиций казахского народа в работе с многодетными семьями // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 4. С. 8-14. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-4-8-14

FOR CITATION

Sabieva A. Use of national traditions of kazakh people in work with large family. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2018, no. 4, рр. 8-14. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-4-8-14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.