Научная статья на тему 'Гуманистическая педагогика'

Гуманистическая педагогика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4466
649
Поделиться
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / HUMANISTIC PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романюк Лариса Валерьевна

В статье рассматривается понятие «гуманистическая педагогика».

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романюк Лариса Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Humanistic Pedagogy

The article covers the concept of humanistic pedagogy.

Текст научной работы на тему «Гуманистическая педагогика»

304 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ_________2012 - №2

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Гуманистическая педагогика

Л. В. Романюк (Московский гуманитарный университет)

Гуманистическая педагогика — направление в теории и практике воспитания и обучения, основывающееся на том, что ребенок — высшая ценность и самоцель исторического развития человеческой деятельности в области образования, центр «педагогической Вселенной»; провозглашающее уникальность личности подрастающего человека. Гуманистические идеи, получившие развитие в философско-педагогических трудах мыслителей различных эпох, являются основополагающими для современной трактовки феномена гуманистической педагогики.

Впервые термин «гуманизм» употребил Марк Туллий Цицерон, связывая его с человеколюбивой идеологией, где такие человеческие добродетели, как мудрость, справедливость, мужество, умеренность, явились основой источника счастья. Античный период становления гуманистической мысли неразрывно связан с рассмотрением идеала образования — гармонически и всесторонне развитой личности, с признанием права человека на свободное развитие, саморазвитие и проявления своих способностей, с утверждением блага, счастья человека как одних из главных критериев оценки общественных отношений. Для возникших в I в. н. э. на территории Римской империи раннехристианских общин были характерны забота о духовном благе личности и большое внимание к воспитанию детей и юношества обоих полов. Особое значение в христианских общинах придавалось созда-

нию у их членов внутреннего настроя, эмоциональной приподнятости, мотивации учения как богоугодного дела.

В эпоху раннего Средневековья, когда христианство становится господствующей идеологией, в трактовку гуманизма были включены общечеловеческие императивы: любовь к ближнему, равенство всех перед Богом независимо от этнической и социальной принадлежности. Это, в свою очередь, отразилось на гуманистических идеях в образовании и воспитании, где утверждалась важность воспитания в духе деятельного человеколюбия и патриотизма, защиты человеческого достоинства, побуждения к трудолюбию и милосердию, покаянию и покорности (М. Пселл, Бл. Августин, В. Мономах, И. Златоуст и др.). Гуманистическая педагогическая мысль была ориентирована на мировоззренческую основу христианского гуманизма, утверждающего новый идеал в воспитании. В основе православного образования всегда лежала открытость подлинной реальности, жизни во Христе. Отношение Иисуса с апостолами, своими учениками, не могли не послужить добрым образцом. В православных монастырях на протяжении столетий именно так велось обучение. Живой личностно ориентированный характер православного образования вел к разумному преобладанию духовно-нравственного начала воспитания души человеческой над обучением как способом развития абстрактного, отвлеченного мышления, над обучением как накоп-

лением всевозможной информации. Идеалом православного воспитания всегда являлась личность, стремящаяся к духовному совершенствованию, умеющая видеть в каждом человеке уникальное и неповторимое.

В Х1У-ХУ1 вв. в западноевропейской цивилизации гуманистический взгляд на ребенка представила эпоха Возрождения. Интеллектуальное и моральное совершенствование ребенка, гармоничное и универсальное его воспитание — это цель ренессансного педагога.

Гуманистическая теория в педагогике в середине ХУ в. реализовывалась в новом типе гуманистической школы в Мантуе — в «школе радости» Витторино да Фельтре. Целью обучения являлось формирование личности высокообразованной, нравственной, граждански активной, способной к добродетельным поступкам. Большое внимание уделялось развитию самостоятельности в обучении, чему способствовало использование игровых занятий, повышающих интерес детей к изучаемому материалу. Истинно гуманистический подход к воспитанию учеников в «школе радости» проявлялся в учете их индивидуальных особенностей. Воспитание носило универсальный характер, объединяя в единое целое нравственное, умственное и физическое воспитание. При этом ведущими оставались дисциплины гуманитарного тривиума: грамматика, риторика, диалектика, к которым добавлялась моральная философия. Это, по мнению педа-гога-гуманиста, вело к познанию человеком самого себя, к его совершенствованию.

Стройная система гуманистического воспитания была разработана в XVII в. Я. А. Ко-менским. Весь процесс обучения, как он отмечал, должен быть приспособлен к детскому уму, который по своей природе «любит приятное и веселое». Нравственность следует воспитывать воздействием на ум учащегося, а также личным примером наставника и выполнением соответствующих предписаний и правил. Все эти рекомендации способствовали тому, что школа, работающая в соответствии с ними, действительно могла стать «мастерской гуманности» своего времени. И будучи таковой, она не исключала строгой дисциплины, главное назначение которой —

исправление нравственных прегрешений, а не принуждение к учебе. Наследие Я. А. Комен-ского пронизано высочайшим духом гуманизма: «необходимо все дарования развивать в совершенстве, чтобы родившийся человек учился и действовал по-человечески». Воспитание Я. А. Коменский рассматривал как способ развития думающего, чувствующего и действующего человека и как средство формирования в нем человечности, определяющей стиль его отношений с другими людьми, его социальное поведение.

Укрепление понятия «гуманизм» в философско-педагогических науках произошло в ХУШ-Х1Х вв. Немецкий философ И. Кант определял гуманизм как «чувство блага в общении с другими; с одной стороны, всеобщее чувство участия, с другой — возможности внутренним и всеобщим образом сообщаться с другими...». Английский философ Дж. Локк писал, что категорию Ьишапказ надо развивать и укреплять путем воспитания и «исправления всех человеческих дел» и общественного порядка, путем мира и справедливости. Великие философы, педагоги, общественные деятели (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, М. В. Ломоносов, И. И. Бецкой, И. Г. Песта-лоцци и др.) ратовали за неразрывную связь воспитания и обучения, связывая развитие ребенка с личной свободой, с формированием у него чувства достоинства, на которое должна ориентироваться деятельность педагога-наставника. В этот период были заложены основы гуманистической теории «свободного естественного воспитания», которая нашла отражение и развитие в русской гуманистической педагогике Х1Х в.

Конец Х1Х — начало ХХ в. в странах Западной Европы ознаменовались зарождением реформаторского движения в педагогике, характеризующегося альтернативными подходами к личности ребенка, созданием для него «жизненного пространства», организацией «новых школ», где весь педагогический процесс должен быть направлен на развитие «природных дарований» детей, обеспечение естественного роста ребенка, раскрытие заложенных в нем потенций. Основные тенденции этого педагогического направления — педо-

центризм, гуманизм, демократизм, культуро-и природосообразность, т. е. придание образованию личностно ориентированного характера, который заключается в создании условий выбора познавательных альтернатив с целью самореализации и самообразования; в наличии развивающей школьной среды; в развитии конструктивных взаимоотношений между учителем — учеником, учеником — учеником. Содержание образования строится исходя из детских интересов, дети вовлекаются в активную творческую деятельность; роль педагога ограничена ролью «источника знаний», наблюдателя-консультанта.

На основе накопления и осмысления знаний о человеке и его природе во второй половине Х1Х в. в России произошло становление педагогики как науки, что позволило создать научную основу для реализации принципа гуманизма в педагогической практике. В педагогике пореформенной России гуманистические идеи были связаны прежде всего с общедоступностью народной школы, строящей деятельность на основе обучения родному языку и отечественной истории, с учетом индивидуальных способностей обучающихся, путем включения в содержание образования всех наук, в тесной связи с практикой; на основе развития самостоятельности учащихся в учебной работе; утверждения демократических норм взаимоотношений наставников и обучающихся; воспитания и обучения на базе научно-антропологических знаний; разработки и внедрения в учебную деятельность новых учебников, методических пособий для учителей; совершенствования методов и форм преподавания.

Гуманистическая педагогика в России Х1Х — начала ХХ в. характеризовалась следующими чертами: дифференциация учебного материала (П. Ф. Каптерев, В. И. Водовозов); природо-сообразность в образовании, т. е. учет возрастных и психологических, национальных особенностей детей в процессе их воспитания и обучения, а также развитие ребенка посредством природы (В. В. Зеньковский, П. Ф. Лес-гафт, К. Д.Ушинский, С. А. Рачинский); ориентировка на создание национальной школы, сочетающей в себе общечеловеческие и отече-

ственные ценности (Вл. Соловьев, К. Д. Ушин-ский, Н. Ф. Бунаков, В. Я. Стоюнин и др.); гармоническое сочетание общечеловеческого и индивидуального в воспитании человека (В. В. Розанов, К. Н. Леонтьев); взаимосвязь национального и социального воспитания, выраженная в установке на воспитание человека и гражданина.

В начале ХХ в. в России возникает новое научное течение в педагогике и психологии — педология, основоположником которого в России стал А. П. Нечаев. Педология пыталась рассматривать и изучать ребенка комплексно, с позиций физиологии, психологии и педагогики (П. П. Блонский). С глубочайшими знаниями возрастной психологии, пониманием и учетом подростковой психологии строилась педагогическая деятельность А. С. Макаренко. Его система воспитания очень гуманистична, поскольку в ее основу положены следующие принципы: параллельное педагогическое воздействие, авансирование личности, оптимистическая гипотеза, доверие к силам и возможностям ребенка, теория «завтрашней радости», воспитание личности в коллективе.

В СССР статус государственной педагогической концепции приобретает революционный гуманизм. Особенность его заключалась в том, что личность рассматривалась только в системе общественно-политических приоритетов, не учитывалась ее индивидуальность. Это привело к насильственному «обобществлению» человека.

В середине ХХ в. общественно-политическая оттепель в СССР послужила отправной точкой для развития новых гуманистических педагогических концепций, направленных на развитие личностного духовного потенциала ребенка: педагогического стимулирования (Л. Ю. Гордин, З. И. Равкин), познавательного интереса (Г. И. Щукина), формирование духовных потребностей школьников (Ю. П. Азаров, Е. П. Белозерцев, Б. Т. Лихачев, Н. Д. Ни-кандров). Значимым вкладом в трактовку понятия «гуманизм» в этот период явилась деятельность В. А. Сухомлинского, который считал, что воспитывать чувства собственного достоинства, чести, уважения к самому себе

можно лишь тогда, когда человек ощущает себя хозяином в своем собственном духовном мире, когда в нем есть определенная граница, которую никто не имеет право переступить. Поэтому главным «инструментом» педагога, по его мнению, является умение глубоко уважать человеческую личность.

Западная философско-педагогическая мысль в ХХ в. стала рассматривать понятие «гуманизм» с позиций человеческой свободы, этического выбора человеком системы ценности и смыслов человеческого бытия, а также способности личности к ответственности, самоактуализации, определения своей собственной свободы, среды, ближайшего окружения и готовности ответить каждого человека за свои действия (К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм, Ж. П. Сартр, В. Франкл и др.).

Современная отечественная гуманистическая педагогика характеризуется следующими инновационными направлениями педагогической теории и практики: во-первых, это «педагогика сотрудничества» (Ш. А. Амонашвили) — ее суть в стремлении сделать ребенка добровольным и заинтересованным соратником, единомышленником воспитателей и учителей в его же воспитании и обучении; во-вторых, «педагогика ненасилия» (В. А. Ситаров, В. Г. Маралов), основывающаяся на воспитании миролюбия как способности к международному общению, к уважению жизни и людей, терпимости, понимании того, что человечество может двигаться вперед только благодаря индивидуальным усилиям и активному сотрудничеству всех; в-третьих, «диалоговая педагогика» (М. М. Бахтин и А. А. Ухтомский), рассматривающая активность человека, развитие личности только в диалогическом общении, основанном на равенстве партнеров по общению, эмоциональной открытости и доверии другому человеку; в-четвертых, «педагогика успеха» (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына), ориентирующая построение педагогического процесса на принципах достижения успеха как своеобразной лестницы, каждая ступенька которой — это достижение ребенком определенной цели, совершенное с верой в себя и значимость поставленной цели; в-пятых, «педагогика свободы» (О. С. Газман), направленная на конструиро-

вание внутреннего мира ребенка как субъекта природного (биологического), социального (культурного), экзистенциального (независимого, самосущего, свободного).

Таким образом, на современном этапе приоритетными направлениями гуманистической педагогики являются отказ от идеологии формирования личности и переход к идеологии ее развития; принятие педагогом позиции фаси-литатора, помогающего становлению личности ребенка; определение базовых условий лично-стно центрированного обучения (наличие процесса «значимого учения», проистекающего из естественного интереса ребенка, его желания открывать, познавать, пробовать; конгруэнтность учителя, т. е. искренность, естественность, уверенность в себе, готовность представить различные дидактические средства учащимся для продвижения в знании; противопоставление доминирующему интеллектуализму в образовании развивающего обучения и личност-но ориентированного характера воспитания).

Лит.: Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996; Богуславский М. В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX в. // Педагогика. 2000. №4. С. 63-70; Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. СПб., 2000; Романюк Л. В. Динамика гуманистической традиции в научнопедагогическом наследии России второй половины XIX века. М., 2001; Ситаров В. А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. М., 2000.

HUMANISTIC PEDAGOGY L. V. Romaniuk (Moscow University for the Humanities)

Bibliography (transliteration): Amonashvili Sh. A. Razmyshleniia o gumannoi pedagogike. M., 1996; Boguslavskii M. V. Genezis gumanisticheskoi para-digmy obrazovaniia v otechestvennoi pedagogike nachala XX v. // Pedagogika. 2000. №4. S. 63-70; Modzalevskii L. N. Ocherk istorii vospitaniia i obucheniia s drevneishikh do nashikh vremen. SPb., 2000; Romaniuk L. V. Dinamika gumanisticheskoi traditsii v nauchno-pedagogicheskom nasledii Rossii vtoroi poloviny XIX veka. M., 2001; Sitarov V. A., Maralov V. G. Pedagogika i psikhologiia nenasiliia v obrazovatel’nom protsesse. M., 2000.