Научная статья на тему 'М. В. Ломоносов о психолого-педагогических основах научного познания'

М. В. Ломоносов о психолого-педагогических основах научного познания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
753
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.В. ЛОМОНОСОВ / ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / M.V. LOMONOSOV / PSYCHOLOGY / PEDAGOGY / SCIENTIFIC KNOWLEDGE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старов Михаил Иванович

В статье рассматривается вклад М.В. Ломоносова в развитие оригинальной теории познания. Он разработал и внедрял оригинальные идеи по воспитанию и обучению молодежи на подлинно научных основах своего времени, которые имеют ценность и для развития современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOMONOSOV ON PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL BASES OF SCIENTIFIC COGNITION

This article discusses the contribution of M.V. Lomonosov in the development of the original theory of knowledge. He has developed and implemented original ideas on education and training of young people in a truly scientific basis of the time, which are valuable for the development of contemporary Russian society.

Текст научной работы на тему «М. В. Ломоносов о психолого-педагогических основах научного познания»

УДК 371.03

М.В. ЛОМОНОСОВ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

© М.И. Старов

Ключевые слова: М.В. Ломоносов; психология; педагогика; научное познание; воспитание.

В статье рассматривается вклад М.В. Ломоносова в развитие оригинальной теории познания. Он разработал и внедрял оригинальные идеи по воспитанию и обучению молодежи на подлинно научных основах своего времени, которые имеют ценность и для развития современного российского общества.

М.В. Ломоносов придавал большое значение естественному образованию молодежи, хотя естественные науки в тот период были развиты довольно слабо. Они включались в философию, которая состояла из элементов географии, химии, педагогики, физики, психологии, математики и других наук.

За методологическую основу у Ломоносова при разработке российской педагогической теории было взято материалистическое мировоззрение.

Предложенная ученым программа развития среднего и высшего образования построена была на основе принципов демократизма, гуманизма и народности.

По мнению Ломоносова, учебные планы должны создаваться при учете некоторых психолого-педагоги-ческих условий, таких как обучение на родном языке; последовательность изучения наук, их постепенное усложнение; светскость образования, единство и преемственность средней и высшей школы России.

Он был сторонником использования в тесном единстве теоретических и практических методов обучения, особенно высоко ценил самостоятельный научный поиск, самостоятельное изучение первоисточников учащимися и студентами, что предполагало активизацию мышления и переходу их из объекта в субъект, из процесса обучения в процесс учения. Он считал, что в рамках урока можно более эффективно использовать воспитательную функцию обучения. По мнению Ломоносова, обучение должно быть построено по определенной схеме, с учетом особенностей процесса восприятия детей:

1) проверка выполнения «домашних экзерциций» (домашних упражнений);

2) сообщение новых знаний, выполнение «дневных заданий» на уроке.

Много внимания он уделял практике, постановке опытов, практической значимости знаний. Эти положения тесно связаны с идеями великого чешского ди-дакта Я.А. Коменского.

Ломоносов полагал, что умственное развитие может быть результативным тогда, когда в процессе обучения педагог будет использовать определенные дидактические правила и принципы. Он добивался учета принципа доступности обучения, рекомендовал обязательно учитывать особенности детского познания, со-

ветовал идти в обучении от простого к сложному, «Заблуждались бы математики, если бы, отбросив самые простые понятия, стали исследовать трудные». Рекомендовал, опираясь на психолого-возрастные особенности детей, развивать их познавательную активность и самостоятельность. Он ратовал за проведение совместных занятий учашдхся, на которых они могли оказывать друг другу взаимопомощь и поддержку, выступал за избегание перегрузки (умственной и физической) детей.

Он выступил сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. Ученый поставил задачу приобщения детей к духовным ценностям прошлых веков, развития их любознательности, творчества. Включение молодежи в непосредственный производственный процесс, совместный научный поиск, обучение будущих ученых методике исследования были характерными для самого Ломоносова как педагога.

Ломоносов понимал значение влияния социальной среды на личность и высоко ценил «дружбу и единение» в педагогическом коллективе, которые способствовали получению позитивных результатов в процессе обучения и воспитания детей.

Он первым из российских ученых обратил внимание на правильное использование терминологии в науке и создал своеобразный стиль научного изложения, который отличался точностью, обобщенностью, логичностью. Ломоносов ввел в научное употребление такие психолого-педагогические понятия и термины, как воспитание (воспитатель, воспитывающиеся), гимназия (гимназисты, гимназический дом), занятия, знания, класс, каждый учебный год, лекции, обучать (обучающиеся, обучение), познание, учение, урок и др.

Ломоносов разработал оригинальную теорию познания, отличающуюся заботой о каждом человеке, опорой на национальные традиции. Он разработал и внедрял оригинальные идеи по воспитанию и обучению молодежи на подлинно научных основах своего времени, которые значимы в наше время и будут иметь ценности в перспективе развития российского общества.

Ломоносов большую роль отводил наряду с обучением воспитанию и был уверен в том, что процесс воспитания является вполне управляемым, если подходить

к его осуществлению с подлинно научных позиций. Цель воспитания он видел в формировании человека-патриота, главными качествами личности которого должны быть: высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение Родине.

Он исходил в воспитании из принципов гуманизма и народности, основанных на многовековых российских традициях. Идеал воспитания он видел во всестороннем развитии, высокообразованном и культурном человеке.

Личностными качествами нравственно воспитанного человека, по его мнению, являются: патриотизм, милосердие, трудолюбие (на формирование последнего, к сожалению, у детей сейчас мало обращают внимания в образовательных учреждениях).

К порокам нравственности Ломоносов относил: леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и др.

Ученый видел органическую связь обучения, воспитания и развития, ратовал за взаимосвязь физического, интеллектуального, нравственного, духовного, умственного развития личности, т. е. за осуществление антропологического подхода в эти сложные психологические процессы.

В тоже время им предлагается оптимально использовать разнообразные психологические средства поощрения и наказания в обучении и воспитании [1]. Особо отличившихся учащихся, по его совету, награждали золотыми и серебряными медалями, книгами, математическими приборами в присутствии всей гимназии. В качестве же наказания Ломоносов рекомендовал применять выговоры, угрозы. За «постыдные шалости» наказание осуществлялось на глазах всех учащихся. Распространенные в школах телесные наказания, по сложившейся в России традиции, применялись, по рекомендации Ломоносова, в исключительных случаях, не причиняя при этом вреда физическому, психическому и психологическому здоровью детей.

Психолого-педагогическим условием формирования личностных качеств он считал соблюдение детьми порядка и дисциплины, следил за выполнением учащимися распорядка дня, чистоты в учебных помещениях и общежитиях, выполнение правил поведения, по его мнению, все это способствует воспитанию «нравов».

В воспитании и образовании детей ученый считал важными психологическими средствами убеждение и личный пример, по современной психологической терминологии он рекомендовал учитывать психологический механизм «подражание» [2]. «Добрые» и «приличные» поступки взрослых (ректора, инспекторов, учителей) являются, по его мнению, необходимым в духовно-нравственном развитии личности учащихся и студентов.

Ломоносов разработал требования к личности, педагогической деятельности и психологии учителя, заложив основы психолого-педагогической этики. Важнейшими личностными качествами педагога, прежде всего, он считал: чувство патриотизма и любви к Родине, быть образцом нравственности для учащихся. «Учители, - писал он, - с учениками не должны поступать ни гордо, ни фамильярно. Первое производит ненависть, второе - презрение. Умеренность не дает места ни тому, ни другому, и, словом, учитель должен не

токмо словами учения, но и поступками добрый пример показывать учащихся».

Ученый считал главнейшими составными компонентами сознания: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку полученных результатов. «Идеями называются, по его мнению, представления вещей или действий в уме нашем...». Кроме этого, он считал, что «из наблюдений надо установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения - есть лучший всех способ к изысканию правды». И что особенно важно, что природу человека ученый рассматривал иерархически по двум следующим уровням: первый -«низший», чувственный, эгоистический и второй - «высший», духовный, патриотический. Он отстаивал идею светскости образования и получения молодыми поколениями основ научных знаний. Связывал, как и современные психология и педагогика, формирование личности человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни, с уровнем развития общества в целом, - с одной стороны, и, в то же время - он был ярым сторонником принципа природосообразно-сти, - с другой стороны, подчеркивая, что воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребенка. «Чаще природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и добродетели способствовали», - считал он. Природные особенности детей считал, исходя из принципов гуманизма и народности. Ломоносов высоко ценил общечеловеческую нравственность. Он считал необходимым воспитывать в молодых людях такие «добродетели», как «мудрость, благочестие, воздержание, чистота, милость, благодарность, великодушие, терпение, незлобие, простосердечие, постоянство, трудолюбие, дружелюбие, послушание, скромность». Ученый предостерегал молодежь о сложностях человеческой жизни: «Жизнь человеческая подобна непостоянному морю, следовательно, она от нападения противных случаев колеблется, подобно как море от нападения бурных ветров». Говоря о ценностях и значимости человеческого бытия, которые и определяют, как, каким образом используются различные индивидуальнопсихологические особенности в процессе жизнедеятельности, ведут ли они к развитию, стагнации или регрессу существования человека, Ломоносов призывал совершать добрые поступки, потому что через них «заслужить можно честь, получить богатство и бессмертие по себе оставить» - это ведь основа духовности, как считает современная психология.

Ломоносов очень ценил такое качество в человеке, как милосердие. Он призывал помнить христианскую заповедь: «Буде же ты человек, то помни, что ты такое» -и считал, что «кто милосерд, следовательно, тот бесчеловечно не поступает», «где добродетели господствуют, тут порокам нет места».

Ученый учитывал также и то, в каких условиях будет проходить трудовая деятельность, т. е. он поднимал вопросы психологии труда. К ним относил предварительную подготовку к выполнению того или иного дела, обоснование цели работы, планирование ее хода, подбор необходимых инструментов, анализ результатов. Трудовые операции должны быть, по его мнению, тщательно продуманы и расположены в определенной последовательности, т. е. должен быть выработан чет-

кий алгоритм деятельности. При этом он рекомендовал опираться на имеющийся передовой опыт и научные достижения того времени.

Следуя традициям гуманизма, Ломоносов считал, что человек должен быть счастливым, в это понятие он вкладывал не столько удовлетворенность своей жизнью, сколько возможность служить на благо общества.

По мнению ученого, интенсивное нравственное воспитание детей осуществляется в семье и школе. Однако не во всех семьях оказывается положительное влияние, и поэтому он считал, что осуществлять образовательный и воспитательный процесс лучше в средних и высших учебных заведениях.

Он утверждал, что в образовательном процессе следует учитывать наследственные (природные), социальные и индивидуальные способности каждого ребенка.

Ломоносов предложил типологию всех студентов по трем классам: «...первого класса студенты ходят на все лекции, для того чтобы иметь понятие обо всех науках и чтобы всяк мог видеть, к какой кто науке больше способен и охоту имеет; второго класса студенты должны ходить на лекции только того класса, в котором их наука, третьего класса студенты те, которые определены уже к одному профессору и упражняются в одной науке» [3].

Таким образом, можно отметить, что М.В. Ломоносов разработал и успешно применял подлинно психологические стратегии в своей педагогической и научной деятельности в области научного познания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании: сборник / сост. Т.С. Буторина. М., 1991. 339 с.

2. Кольцова В.А. Вклад М.В. Ломоносова в развитие отечественной психологической науки // Психологический журнал. 1986. Т. 7. № 6. С. 127-146.

3. Ломоносов М.В. Полное собрание соч.: в 10 т. Москва; Ленинград, 1950-1959.

Поступила в редакцию 16 ноября 2011 г.

Starov M.I. M.V. LOMONOSOV ON PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL BASES OF SCIENTIFIC COGNITION This article discusses the contribution of M.V. Lomonosov in the development of the original theory of knowledge. He has developed and implemented original ideas on education and training of young people in a truly scientific basis of the time, which are valuable for the development of contemporary Russian society.

Key words: M.V. Lomonosov; psychology; pedagogy; scientific knowledge; education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.