Научная статья на тему 'Использование ИКТ в преподавании иностранного языка в вузе в рамках компетентностного подхода'

Использование ИКТ в преподавании иностранного языка в вузе в рамках компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностный подход / компетентность / коммуникативная компетенция / иностранный язык / электронный словарь / электронные приложения / тематические сайты. / competence approach / competence / communicative competence / foreign language / electronic dictionary / electronic applications / thematic sites.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Наталья Николаевна, Личак Наталия Алексеевна

В статье акцентируется внимание на способах интенсификации учебной деятельности студентов, на повышении уровня их мотивации к изучению иностранного языка при использовании компетентностного подхода. Авторами приведены результаты зарубежного опроса по использованию на занятиях современных технических средств: электронных словарей, различных приложений и тематических сайтов. Данные технические средства как один из элементов коммуникационной компетентности обучения не только предоставляют возможности для эффективного усвоения учебного материала, но и оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, служат стимулом для создания дополнительной мотивации в дальнейшей учебно-поисковой и творческой деятельности. Навыки использования такого рода технологий развиваются студентами в процессе обучения иностранному языку, мотивируя их на самостоятельную творческую работу и решение проблем. Через взаимодействие студенты могут увеличить свой словарный запас в процессе чтения или прослушивания аутентичного лингвистического материала, а также высказываний других студентов в процессе обсуждений, выполнения совместных заданий. Для действительно эффективного использования технических средств при подготовке к занятиям необходимо убедиться в том, что содержание данных средств соответствует реальному уровню общения и языкового развития студентов и корреспондируется с содержанием серии занятий по темам. В целом исследуемый в статье подход к обучению иностранному языку производит суммарный эффект, выраженный в том, что на фоне адекватного программе освоения знаний формируются коммуникативная компетентность, умение сотрудничать, искать способ решения проблем, толерантность и многие другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касаткина Наталья Николаевна, Личак Наталия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Application of Modern Technology in the English Language Classroom within the Framework of the Competency-Based Approach

The article focuses on the ways of intensification of educational activity of students, increasing the level of their motivation to learn a foreign language using the competence approach. The authors describe the results of a survey on the use of modern technology in the classroom – electronic dictionaries, various apps and sites on this topic. These technical means as one of the elements of the communicative competence not only provide opportunities for effective acquisition of the material to be studied, but also have a strong emotional impact on students, serve as an incentive for creating additional motivation in further learning, and creative activities. The skills of using this kind of technology are developed by students in the process of learning a foreign language, motivating students to independent creative work, problem solving. Through interaction, students can increase their vocabulary in the process of reading or listening to authentic materials, talking and discussing information with other students, as well as working on group assignments. In order to use technical means effectively, while preparing for classes it is necessary to make sure that the content of these technical means corresponds to the level of students and to the content of the materials studied. In general, the approach to learning a foreign language discussed in the article produces a cumulative effect. In its turn the effect gained is expressed in the accumulation of communicative competence, the ability to cooperate, the ability to search for a way of solving problems, tolerance etc.

Текст научной работы на тему «Использование ИКТ в преподавании иностранного языка в вузе в рамках компетентностного подхода»

DOI 10.24411/1813-145X-2018-20015

УДК 37

Н. Н. Касаткина

https://orcid.org/0000-0002-6757-9622 Н. А. Личак

https://orcid.org/0000-0002-7659-6491

Использование ИКТ в преподавании иностранного языка в вузе в рамках компетентностного подхода

В статье акцентируется внимание на способах интенсификации учебной деятельности студентов, на повышении уровня их мотивации к изучению иностранного языка при использовании компетентностного подхода. Авторами приведены результаты зарубежного опроса по использованию на занятиях современных технических средств: электронных словарей, различных приложений и тематических сайтов. Данные технические средства как один из элементов коммуникационной компетентности обучения не только предоставляют возможности для эффективного усвоения учебного материала, но и оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, служат стимулом для создания дополнительной мотивации в дальнейшей учебно-поисковой и творческой деятельности. Навыки использования такого рода технологий развиваются студентами в процессе обучения иностранному языку, мотивируя их на самостоятельную творческую работу и решение проблем. Через взаимодействие студенты могут увеличить свой словарный запас в процессе чтения или прослушивания аутентичного лингвистического материала, а также высказываний других студентов в процессе обсуждений, выполнения совместных заданий. Для действительно эффективного использования технических средств при подготовке к занятиям необходимо убедиться в том, что содержание данных средств соответствует реальному уровню общения и языкового развития студентов и корреспондируется с содержанием серии занятий по темам. В целом исследуемый в статье подход к обучению иностранному языку производит суммарный эффект, выраженный в том, что на фоне адекватного программе освоения знаний формируются коммуникативная компетентность, умение сотрудничать, искать способ решения проблем, толерантность и многие другие.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, коммуникативная компетенция, иностранный язык, электронный словарь, электронные приложения, тематические сайты.

N. N. Kasatkina, N. A. Lichak

The Application of Modern Technology in the English Language Classroom within the Framework of the Competency-Based Approach

The article focuses on the ways of intensification of educational activity of students, increasing the level of their motivation to learn a foreign language using the competence approach. The authors describe the results of a survey on the use of modern technology in the classroom - electronic dictionaries, various apps and sites on this topic. These technical means as one of the elements of the communicative competence not only provide opportunities for effective acquisition of the material to be studied, but also have a strong emotional impact on students, serve as an incentive for creating additional motivation in further learning, and creative activities.

The skills of using this kind of technology are developed by students in the process of learning a foreign language, motivating students to independent creative work, problem solving. Through interaction, students can increase their vocabulary in the process of reading or listening to authentic materials, talking and discussing information with other students, as well as working on group assignments. In order to use technical means effectively, while preparing for classes it is necessary to make sure that the content of these technical means corresponds to the level of students and to the content of the materials studied.

In general, the approach to learning a foreign language discussed in the article produces a cumulative effect. In its turn the effect gained is expressed in the accumulation of communicative competence, the ability to cooperate, the ability to search for a way of solving problems, tolerance etc.

Keywords: competence approach, competence, communicative competence, foreign language, electronic dictionary, electronic applications, thematic sites.

Компетентностно ориентированное профессиональное образование - объективное явление, вызванное к жизни социально-экономическими и педагогическими изменениями в обществе. Данная реакция профессионального образования на

трансформировавшиеся условия возникла в связи с тем, что рынок стал предъявлять к специалистам новые требования, которые ранее не были учтены в программе их подготовки. Данные требования относятся не только к содержанию образования,

© Касаткина Н. Н., Личак Н. А., 2018

но и к целям, результатам и педагогическим технологиям обучения.

В качестве цели в современном образовании рассматривается формирование у специалиста соответствующих его профилю компетенций. В глоссарии к Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) понятие «компетенция» определяется как «круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов, а также совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы» [3].

Анализ специальной литературы показал, что компетентность как сложное, многокомпонентное, междисциплинарное понятие не имеет в научной литературе однозначного определения. У разных авторов определения различаются по объему, составу, семантической и логической структуре. Компетентность может быть описана как характеристика личности (свойство, качество личности, ее компонент); целостное образование в структуре личности; система свойств личности; система свойств регуляции; состояние, возникающее вследствие овладения знаниями, опытом, навыками, умениями (подготовленность, ориентированность, осведомленность, правомочность, эффективность). Вместе с тем компетентность просто отождествляется со знаниями и опытом. В научной литературе можно встретить следующие определения компетентности:

- А. А. Вербицкий, М. Д. Ильязова [2, с. 230]: проявленные и реализованные на практике компетенции человека, характеризующие уровень владения им технологиями практической деятельности (бытовой, социальной, духовной, общекультурной, профессиональной, научной) и развития социально-нравственных качеств личности: гражданственности, ответственности, самостоятельности, способности к принятию индивидуальных и совместных решений, коммуникативности, способности к непрерывному образованию и самообразованию и др.

- А. В. Хуторской [4, с. 35]: обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности, а также совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориента-ций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в социальной и личностно значимой сфере.

- В. И. Байденко [1, с. 27]: особый тип организации знаний, навыков, умений и фундаментальных способностей, которые позволяют лич-

ности быть успешной в определенном виде деятельности.

— М. А. Чошанов [5, с. 35]: потенциальная готовность решать задачи со знанием дела, которая включает содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение ее решать.

— Б. Д. Эльконин [7, с. 65]: мера включенности человека в деятельность.

— С. Е. Шишов [6, с. 65]: общая способность, основанная на знаниях, ценностях, склонностях, дающая возможность установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для решения проблемы.

Обобщая определения экспертов, отметим, что компетентность - новая единица измерения образованности человека, так как знания, умения и навыки уже полностью не удовлетворяют требованиям и не позволяют измерить уровень качества образования. Компетентность предполагает наличие у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению профессиональной деятельности, присутствие профессиональных ценностей и отношение к профессии как к ценности.

Компетентностный подход - это приоритетная ориентация образования на его результаты: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализацию, развитие индивидуальности и самоактуализацию.

При обучении иностранному языку в рамках компетентностного подхода учитывается профессиональный аспект, в частности формируется коммуникативная компетенция. Анализ научной литературы и изучение реальной педагогической практики позволили выявить, что в зависимости от того, как проблема компетентности вписана в круг научных интересов исследователей, выбираются основные аспекты ее изучения: коммуникативная компетентность определяется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, то есть обладание компетенцией» (А. В. Воловик); обосновывается сущность этого явления с точки зрения формирования вторичной языковой личности - личности, способной вступать в межкультурное общение с представителями других культур (Н. И. Гез); раскрывается, что коммуникативная компетентность есть совокупность компетенций, среди которых центральное место отводится иноязычной коммуникативной компетенции, определяется ее компонентный состав (И. Л. Бим, Н. И. Гез, И. А. Зимняя, Р. П. Мильруд, Ван Эк, Д. Шейлз и др.).

В рамках приобретения данной компетенции обоснуем необходимость использования современных информационных технологий на занятиях английского языка, приобретающих все большую популярность как за рубежом, так в нашей стране. Приведем роль внедрения в учебный процесс некоторых современных технических средств и методик преподавания. Они заключаются в следующем [8]:

— методы коммуникативной педагогики обеспечивают максимальное вовлечение студентов в процесс обучения;

— web-чаты дают возможность практиковаться в общении на иностранном языке даже самым застенчивым людям;

— интернет-ресурсы изобилуют доступными оригинальными материалами;

— социальные сети предлагают общаться с реальными носителями языка из различных культурных сред;

— всевозможные портативные устройства, используемые ранее как средство развлечения и общения, теперь становятся мощным орудием для обучения вкупе с традиционными ресурсами.

Однако несмотря на многочисленные возможности и преимущества применения современных информационных технологий, подобная форма обучения может подойти не всем, поэтому при

В Таблице 2 приводятся результаты двух исследований, проведенных с разницей 5-7 лет (Р. Триндер и агентства ЕАСЕА [18; 14]), что позволяет проследить динамику использования различных технологий. Респондентам было предложено указать технологии, которые помогли им в изучении английского (второго) языка; значительно помогли; помогли больше, по сравнению с другими технологиями.

Из результатов опроса следует, что такие сервисы, как онлайн-словари, просмотр новостных

проектировании системы изучения языка необходимо учитывать предпочтения пользователей, их отношение к различным формам обучения [13].

Одно из последних исследований, направленное на изучение потребностей и предпочтений людей при выборе форм обучения английскому языку, было проведено сотрудницей Венского университета экономики и бизнеса Рут Триндер [8]. В исследовании приняли участие 175 студентов австрийских университетов. Им были предложены опросы, выявляющие наиболее часто используемые технологии, пользу, которую они принесли при изучении второго языка, а также предпочтительные формы обучения английскому языку.

В Таблице 1 представлены результаты опроса, выявляющего частоту использования различных технологий на английском языке, в том числе для его изучения. Как видно из таблицы, наиболее популярны при изучении английского (второго) языка электронные словари (94 % пользуются ими практически каждый день, 0 % никогда не пользовались). Также изучение языка с помощью различных приложений довольно популярно среди студентов, по сравнению с использованием обучающих CD/DVD и тематических сайтов (42 % ежедневного/частого использования против 1 % и 5 % соответственно).

Таблица 1

сайтов/журналов, фильмов (в том числе DVD/BluRay), использование обучающих приложений, электронной почты (e-mail), оказываются наиболее полезными при изучении английского языка.

Эффективность при обучении английскому языку, по сравнению с прошлым исследованием, снизилась при использовании таких технологий, как дискуссионные форумы, блоги и обучающие сайты/курсы на DVD/CD.

Частота использования различных технологий на английском (втором) языке [8]

Общение Просмотр/скачивание контента Изучение языка

Наиболее часто используемые технологии

Социальные сети: Информационные сайты: Онлайн-словари:

58 % - ежедневно/часто 71 % - ежедневно/часто 94 % - ежедневно/часто

14 % - никогда 2 % - никогда 0 % - никогда

E-mail: Скачанное/потоковое видео: Приложения для обучения английскому

45 % - ежедневно/часто 74 % - ежедневно/часто языку:

9 % - никогда 5 % - никогда 42 % - ежедневно/часто

11 % - никогда

Реже используемые технологии

Блоги: Электронные книги: Курс английского языка на CD/DVD:

10 % - ежедневно/часто 7 % - ежедневно/часто 1 % - ежедневно/часто

65 % - никогда 66 % - никогда 89 % - никогда

Голосовые чаты: Спутниковое/кабельное ТВ/радио: Сайты для изучения языка:

14 % - ежедневно/часто 31 % - ежедневно/часто 5 % - ежедневно/часто

41 % - никогда 25 % - никогда 53 % - никогда

Таблица 2

Исследование Рут Триндер (2013): Технология помогла в изучении, % Исследование ЕАСЕА (2007/09): Технология помогла в изучении, % Исследование Рут Триндер (2013): Технология очень помогла в изучении (больше, чем другие), % Исследование Рут Триндер (2013): Частота использования технологии на англ. языке, %

Онлайн-словари 99 (словари+пособия по грамматике) 89 74 (26) 94

ТВ/радио/видеоклипы 93 65 67 (26) 73

Новостные сайты/журналы 91 - 51 (40) 45

Фильмы, в том числе DVD/BluRay 85 85 60 (25) 41

Обучающие приложения 85 - 38 (47) 42

E-mail 81 78 23 (58) 43

Информационные web-сайты/сайты компаний 75 18 (57) 58

Социальные сети 74 40 23 (51) 36

Web-чаты 74 50 23 (52) 18

Онлайн-пособия по грамматике 68 (словари + пособия по грамматике) 89 22 (47) 22

Электронные книги 63 - 41 (23) 14

Голосовые чаты 52 38 15 (37) 27

Текстовые сообщения/SMS 49 30 9 (41) 12

Дискуссионные форумы 42 48 7 (35) Online - 5

Сайты/курсы DVD/CD для обучения языку 35 68 7 (29) DVD - 1

Блоги 30 49 7 (24) 9

Следует отметить, что студенты отдают предпочтение технологиям, обеспечивающим визуальное и звуковое сопровождение, таким как ТВ-шоу, видеоклипы и т. д. Это связано, в первую очередь, с тем, что данные технологии изобилуют материалом для изучения неформального, живого английского языка, различными акцентами. По словам студентов, они могут приятно проводить время, заодно улучшая свои языковые навыки и произношение.

В Таблице 3 представлены результаты опроса, выявляющего предпочтения в способе обучения

английскому языку. С постоянным развитием технологий использование ИКТ и различных смешанных форм обучения становится все более популярным. Всего за несколько лет уровень интеграции технологий в педагогическую практику заметно изменился: в исследовании EACEA 2009 г. 18 % респондентов не сталкивались с применением каких-либо цифровых/мобильных технологий на систематической основе при изучении языка, в то время как в новом исследовании Р. Триндер - только 4 %.

Таблица 3

Предпочитаемая студентами форма изучения английского (второго) языка

Предпочитаемый способ обучения Для изучения нового языка, % Для повышения уровня второго языка (английского), %

С преподавателем в классе (традиционный подход) 20 4

С помощью программного обеспечения (в том числе онлайн) 2 3

В смешанной среде обучения (комбинация традиционного подхода и подхода на основе использования ПО) 24 6

С помощью погружения в языковую среду за границей (обучение/путешествие/работа в стране, где говорят на изучаемом языке) 42 70

За счет взаимодействия с носителями языка в домашних условиях (например, изучение языка в тандеме, уроки, беседы, общение) 8 15

С помощью традиционных средств и ресурсов (книги, пособия по грамматике, телевидение и т. д.) 5 2

Таким образом, создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам - один из важных проблемных вопросов современной методики. С ним, в первую очередь, связана реализация массового (с одновременным активным участием большого количества людей) обучения двум из четырех основных видов речевой деятельности: аудированию и говорению (условно-коммуникативному или коммуникативному). О значительной роли технологий в решении этих задач свидетельствует тот факт, что ранее (до появления технических средств) данные задачи даже не ставились, так как, в частности, в зарубежной методике отсутствовали необходимые средства для их практического решения.

Учитывая современный социальный заказ российского общества на людей творческих, способных к самостоятельной работе, ощущающих потребность в непрерывном образовании, особенно важным видится повышение уровня владения студентами иностранным языком.

Здесь возникает парадокс. Системе образования, ограниченной рамками государственной учебной программы, отводится особая роль в деле

развития творческих способностей подрастающего поколения. Но в то же время современные технологии, чаще всего находящиеся за пределами практического занятия в вузе, обладают уникальной возможностью стимулирования творческих способностей студентов при обучении иностранному языку.

Основная задача обучения иностранному языку заключается не просто в усвоении учебного материала, а в расширении индивидуальных интеллектуальных ресурсов студентов, в создании благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала каждого обучающегося, в его самореализации с целью осуществления творческой, научно-практической, исследовательской и проектной деятельности.

Приведем результаты опроса двух групп студентов языкового и неязыкового факультетов Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова и Ярославского государственного технического университета соответственно. Студентам (40 человек) были заданы вопросы, аналогичные иностранным, согласно методике Р. Триндер и EACEA (Таблица 4).

Таблица 4

Технологии, применяемые ярославскими студентами при изучении иностранного языка

Технологии Количество студентов языкового вуза, использующих технологию, % Количество студентов неязыкового вуза, использующих технологию, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Онлайн-словари 100 82

ТВ/радио/видеоклипы 42 38

Новостные сайты/журналы 58 25

Фильмы, в том числе DVD/BluRay 68 38

Обучающие приложения 37 56

E-mail 16 -

Информационные web-сайты/сайты 42 31

компании

Социальные сети 84 56

Web-чаты 11 -

Онлайн-пособия по грамматике 47 50

Электронные книги 63 25

Голосовые чаты 16 6

Текстовые сообщения/SMS 32 5

Дискуссионные форумы 11 13

Сайты/курсы DVD/CD для обучения 37 31

языку

Блоги 42 13

Результаты опроса показали, что ярославские студенты используют аналогичные зарубежным сервисы при изучении иностранного языка - он-лайн-словари и фильмы. Обучающие приложения, электронная почта (e-mail) нечасто применяются в образовательном процессе у опрошенных студентов и языковых, и неязыковых факультетов. Наиболее полезными при изучении английского языка ярославские респонденты назвали социальные сети, электронные книги, новостные сайты и онлайн-пособия по грамматике.

Эффективность в обучении английскому языку не является приоритетной при использовании таких технологий, как дискуссионные форумы, бло-ги и Web-чаты.

Сравнив результаты, полученные в ходе опросов, отметим, что основной целью компетент-ностной методики является формирование навыков самостоятельного поиска ответов, а также обучение через взаимодействие. При этом основной упор должен быть сделан на взаимодействие студентов друг с другом.

К формам изучения языка, кроме указанных в шенствовать существующий уровень языка и Таблице 5, некоторые студенты добавляли подго- овладевать навыками практической работы с за-товку докладов, выступления на конференциях, рубежными источниками информации (написа-публикации в зарубежных изданиях. Данные ком- ние, оформление статей в соответствии с требова-петенции помогают, по мнению студентов, совер- ниями иностранного журнала и т. д.).

Таблица 5

Форма изучения английского языка студентами неязыкового вуза

Предпочитаемый способ обучения Для изучения нового языка, %

С преподавателем в классе (традиционный подход) 25

С помощью программного обеспечения (в том числе онлайн) 25

В смешанной среде обучения (комбинация традиционного подхода и подхода на основе использования ПО) 56

С помощью погружения в языковую среду за границей (обучение/путешествие/работа в стране, где говорят на изучаемом языке) 50

За счет взаимодействия с носителями языка в домашних условиях (например, изучение языка в тандеме, уроки, беседы, общение) 13

С помощью традиционных средств и ресурсов (книги, пособия по грамматике, телевидение и т. д.) 25

Подводя итог, отметим, что в качестве интегрального социально-личностного и поведенческого феномена как результата образования на современном этапе выступают компетенции, формируемые у студентов. Высшее образование должно приближать содержание, условия и деятельность студентов к будущей профессиональной деятельности. Этому способствуют коммуникативные компетенции, характерные для определенной сферы профессионального труда.

Цель в компетентностном подходе называется поведенческой целью, которая представлена наблюдаемым поведением ученика. Она обладает как минимум двумя характеристиками: описывает, что должен делать студент, а не преподаватель, указывая на поведение наблюдаемого ученика [9].

Процесс обучения иноязычной коммуникации предполагает не только получение определенных языковых навыков, но и развитие речевых умений обучаемых, позволяющих им стать реальными участниками межкультурной коммуникации. Данные навыки возможно получить, применяя современные образовательные технологии в процессе обучения иностранному языку, мотивируя студентов на самостоятельную творческую работу, решение проблем. Переключение обучения на самостоятельную основу получения знаний возможно с применением современных технических средств на занятиях по английскому языку.

Согласно результатам исследований наибольшей популярностью при изучении английского (второго) языка студентами пользуются электронные словари, различные приложения, новостные и тематические сайты.

Наиболее предпочтительными являются технологии, обеспечивающие визуальное и звуковое сопровождение (ТВ-шоу, видеоклипы и т. д.), поскольку содержат материал для изучения нефор-

мального, живого английского языка. Вместе с тем исследования показали высокий уровень внедрения информационных компьютерных технологий в обучение иностранным языкам, а также популярность смешанного обучения - как интерактивного, так и традиционного (с преподавателем).

Библиографический список

1. Байденко, В. И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы [Текст] / В. И. Байденко. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 296 с.

2. Вербицкий, А. А. Инварианты профессионализма: проблемы формирования [Текст] : монография / А. А. Вербицкий, М. Д. Ильязова. - М. : Логос, 2011. -250 с.

3. Кахриманкызы, Ю. А. Технические средства обучения в преподавании иностранного языка [Текст] / А Кахриманкызы // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). - Чита : Молодой ученый, 2013. - С. 138-141.

4. Словарь терминов ФГОС [Электронный ресурс]. - URL: / http://gymc1540.mskobr.ru (дата обращения: 22.01.2018).

5. Хуторской, А. В. Технология проектирования компетенций [Текст] / А. В. Хуторской // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2014. - № 3. - С. 35-41.

6. Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения [Текст] : метод. пособие / М. А. Чошанов. - М. : Нар. Образование, 1996. - 93 с.

7. Шишов, С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования [Текст] / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 2. -С. 41-48.

8. Эльконин, Б. Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения [Текст] / Б. Д. Эльконин // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. - Самара, 2001. -С. 43-49.

9. Competency Based Language Teaching Theory and Guidance for Classroom Practices. By: Sojuangon Rambe, S. S., M. Pd English Education Vol. 1 No. 2. JULy 2013 [электронный ресурс]: http://jurnal.iainpadangsidimpuan. ac.id/index.php/EEj/article/download/7/4.

10. Competency-based Language Curriculum in Focus / Morteza Montazeri Department of English, Sari Branch, Islamic Azad University, Sari, Iran; Alireza Gerdabi Department of English, Ministry of Education, Ilam, Iran; Mohsen Hashemnia Gatabi M. A. Graduate of Geography and Urban Planning, Rey Branch, Islamic Azad University, Rey, Iran. - ICT & Innovations in Education / International Electronic Journal. - ISSN 2321 - 7189 | Volume 2, Issue 3 | August 2014 [электронный ресурс]: http ://ictejournal. com/2014/08/

11. Competence Approach to Teaching English as a Foreign Language to Technical Students / Sviridon R. A. / Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Krasnoyarsk, Russia [электронный ресурс]: http://ae.fl.kpi.ua/article/view/44302

12. The Competency - Based Approach in Distance Foreign Language Teaching/ Zhuchenko Alla / Institute of Applied Linguistics, Riga Technical University [электронный ресурс]: http://www.tsi.lv/sites/ de-fault/files/editor/science/Conferences/Education/2012/zhuc henko.pdf.

13. Competency Based Language Teaching [электронный ресурс]: http://approaches.tr.gg/HOME.htm

14. EACEA. (2009) Study on the impact of information and communications technology (ICT) and new media on language learning: final report. Brussels: European Commission http://eacea.ec.europa.eu

15. 5 Reasons You Should Consider Competency-based Language Teaching in Your Classroom [электронный ресурс]: www.fluentu.com/blog/educator/ competency-based-language-teaching

16. Introduction to Competency-Based Language Teaching / W. I. Griffith, University of Texas at Austin, Retired; Hye-Yeon Lim, Defense Language Institute, Foreign Language Center. - MEXTESOL Journal, Vol. 38, No. 2, 2014 [Электронный ресурс]: http://www.mextesol.net/ journal/index.php?page=journal&id_issue= 100

17. Investigating EFL Teachers' Perspectives on Competency-Based Language Learning / Khalil Motallebzadeh and Razieh Ganjali. - 2016 (April), Vol.3, No.4: 13-26 ISSN: 2410-3446 [электронный ресурс]: http://www.ijeionline.com/index.php/53-2016-4

18. Ruth Trinder (2016). Blending technology and face-to-face: Advanced students' choices. ReCALL, 28, pp. 83-102 doi:10.1017/S0958344015000166.

Bibliograficheskij spisok

1. Bajdenko, V I. Standarty v nepreryvnom obra-zovanii: konceptual'nye, teoreticheskie i metodologicheskie problemy [Tekst] / V I. Bajdenko. - M. : Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 1999. -296 s.

2. Verbickij, A. A. Invarianty professionalizma: problemy formirovanija [Tekst] : monografija / A. A. Verbickij, M. D. Il'jazova. - M. : Logos, 2011. - 250 s.

3. Kahrimankyzy, Ju. A. Tehnicheskie sredstva obuchenija v prepodavanii inostrannogo jazyka [Tekst] / A Kahrimankyzy // Aktual'nye zadachi pedagogiki : materialy IV Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chita, oktjabr' 2013 g.). -Chita : Molodoj uchenyj, 2013. - S. 138-141.

4. Slovar' terminov FGOS [Jelektronnyj resurs]. -URL: / http://gymc1540.mskobr.ru (data obrashhenija: 22.01.2018).

5. Hutorskoj, A. V Tehnologija proektirovanija kompe-tencij [Tekst] / A. V Hutorskoj // OBZh. Osnovy bezopas-nosti zhizni. - 2014. - № 3. - S. 35-41.

6. Choshanov, M. A. Gibkaja tehnologija problemno-modul'nogo obuchenija [Tekst] : metod. posobie / M. A. Choshanov. - M. : Nar. Obrazovanie, 1996. - 93 s.

7. Shishov, S. E. Ponjatie kompetencii v kontekste kachestva obrazovanija [Tekst] / S. E. Shishov // Standarty i monitoring v obrazovanii. - 1999. - № 2. - S. 41-48.

8. Jel'konin, B. D. Ponjatie kompetentnosti s pozicii razvivajushhego obuchenija [Tekst] / B. D. Jel'konin // Sov-remennye podhody k kompetentnostno-orientirovannomu obrazovaniju. - Samara, 2001. - S. 43-49.

9. Competency Based Language Teaching Theory and Guidance for Classroom Practices. By: Sojuangon Rambe, S. S., M. Pd English Education Vol. 1 No. 2. JULy 2013 [jelektronnyj resurs]: http://jurnal.iainpadangsidimpuan. ac.id/index.php/EEJ/article/download/7/4.

10. Competency-based Language Curriculum in Focus / Morteza Montazeri Department of English, Sari Branch, Islamic Azad University, Sari, Iran; Alireza Gerdabi Department of English, Ministry of Education, Ilam, Iran; Mohsen Hashemnia Gatabi M. A. Graduate of Geography and Urban Planning, Rey Branch, Islamic Azad University, Rey, Iran. - ICT & Innovations in Education / International Electronic Journal. - ISSN 2321 - 7189 | Volume 2, Issue 3 | August 2014 [jelektronnyj resurs]: http://ictejournal.com/2014/08/

11. Competence Approach to Teaching English as a Foreign Language to Technical Students / Sviridon R. A. / Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Krasnoyarsk, Russia [jelektronnyj resurs]: http://ae.fl.kpi.ua/article/view/44302

12. The Competency - Based Approach in Distance Foreign Language Teaching/ Zhuchenko Alla / Institute of Applied Linguistics, Riga Technical University [jelektronnyj resurs]: http://www.tsi.lv/sites/default/ files/editor/science/Conferences/Education/2012/zhuchenk o.pdf.

13. Competency Based Language Teaching [jelektronnyj resurs]: http://approaches.tr.gg/HOME.htm

14. EACEA. (2009) Study on the impact of information and communications technology (ICT) and new media on language learning: final report. Brussels: European Commission http://eacea.ec.europa.eu

15. 5 Reasons You Should Consider Competency-based Language Teaching in Your Classroom [jelektronnyj resurs]: www.fluentu.com /blog/educator/competency-based-language-teaching

16. Introduction to Competency-Based Language Teaching / W. I. Griffith, University of Texas at Austin, Retired; Hye-Yeon Lim, Defense Language Institute, Foreign Language Center. - MEXTESOL Journal, Vol. 38, No.

2, 2014 [Jelektronnyj resurs]: http://www.mextesol.net/ journal/index.php?page=journal&id_issue= 100

17. Investigating EFL Teachers' Perspectives on Competency-Based Language Learning / Khalil Motallebzadeh and Razieh Ganjali. - 2016 (April), Vol.3, No.4: 13-26 ISSN: 2410-3446 [jelektronnyj resurs]: http://www.ijeionline.com/index.php/53-2016-4

18. Ruth Trinder (2016). Blending technology and face-to-face: Advanced students' choices. ReCALL, 28, pp. 83-102 doi:10.1017/S0958344015000166.

Reference List

1. Baidenko V. I. Standards in continuous education: conceptual, theoretical and methodological problems [Text] / V I. Baydenko. - M. : Research center of problems of quality of experts training, 1999. - 296 pages.

2. Verbitsky A. A. Professionalism invariants: problems of formation: monograph / A. A. Verbitsky, M. D. Ilyazova. - M. : Lagos, 2011. - 250 pages.

3. Kakhrimankyzy Yu. A. Technical means of training in teaching a foreign language / Yu.A. Kakhrimankyzy // Relevant problems of pedagogics: materials of the IV international scientific conference. (Chita, October, 2013). -Chita: Young scientist, 2013. - Page 138-141.

4. Dictionary of FGOS terms [An electronic resource]. - URL: / http://gymc1540.mskobr.ru (access date: 22.01.2018).

5. Khutorskoy A. V. Technology of designing competences /A. V Khutorskoy // Fundamentals of Health and Safety. Bases of life safety. - 2014. - № 3. - Page 35-41.

6. Choshanov M. A. Flexible technology of problem and modular training: methodical book / M. A. Choshanov. - M. : Nar.Obrazovanie, 1996. - 93 pages.

7. Shishov S. E. Concept of competence in the education quality context / S. E. Shishov // Standards and monitoring in education. - 1999. - № 2. - Page 41-48.

8. Elkonin B. D. Concept of competence from a position of the developing training / B. D. Elkonin // Modern approaches to the competence-based focused education. -Samara, 2001. - Page 43-49.

9. Competency Based Language Teaching Theory and Guidance for Classroom Practices. By: Sojuangon Rambe, S. S., M. Pd English Education Vol. 1 № 2. JULy 2013 [Electronic resourse]: http://jurnal.iainpadangsidimpuan.ac.id/index.php/EEJ/artic le/download/7/4.

10. Competency-based Language Curriculum in Focus / Morteza Montazeri Department of English, Sari Branch, Islamic Azad University, Sari, Iran; Alireza Gerdabi Department of English, Ministry of Education, Ilam, Iran; Mohsen Hashemnia Gatabi M. A. Graduate of Geography and Urban Planning, Rey Branch, Islamic Azad University, Rey, Iran. - ICT & Innovations in Education / International Electronic Journal. - ISSN 2321 - 7189 | Volume 2, Issue 3 | August 2014 [электронный ресурс]: http://ictejournal.com/2014/08/

11. Competence Approach to Teaching English as a Foreign Language to Technical Students / Sviridon R. A. / Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Krasnoyarsk, Russia [Electronic resourse] : http://ae.fl.kpi.ua/article/view/44302

12. The Competency - Based Approach in Distance Foreign Language Teaching/ Zhuchenko Alla / Institute of Applied Linguistics, Riga Technical University [Electronic resourse]: http://www.tsi.lv/sites/default/files/editor/ sci-ence/Conferences/Education/2012/zhuchenko.pdf.

13. Competency Based Language Teaching [Electronic resourse]: http://approaches.tr.gg/HOME.htm

14. EACEA. (2009) Study on the impact of information and communications technology (ICT) and new media on language learning: final report. Brussels: European Commission http://eacea.ec.europa.eu

15. Reasons You Should Consider Competency-based Language Teaching in Your Classroom [электронный ресурс] : www.fluentu.com /blog/educator/competency-based-language-teaching

16. Introduction to Competency-Based Language Teaching / W. I. Griffith, University of Texas at Austin, Retired; Hye-Yeon Lim, Defense Language Institute, Foreign Language Center. - MEXTESOL Journal, Vol. 38, № 2, 2014 [Электронный ресурс]: http://www.mextesol.net/journal/index.php?page=journal& id_issue=100

17. Investigating EFL Teachers' Perspectives on Competency-Based Language Learning / Khalil Motallebzadeh and Razieh Ganjali. - 2016 (April), Vol.3, № 4: 13-26 ISSN: 2410-3446 [Electronic resourse]: http://www.ijeionline.com/index.php/53-2016-4

18. Ruth Trinder (2016). Blending technology and face-to-face: Advanced students' choices. ReCALL, 28, pp. 83-102 doi:10.1017/S0958344015000166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.