Научная статья на тему 'Коммуникация как социальный феномен: функциональный аспект'

Коммуникация как социальный феномен: функциональный аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2721
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / КОГНИТИВНАЯ / РЕГУЛЯТИВНАЯ / ПЕРЦЕПТИВНАЯ ФУНКЦИИ КОММУНИКАЦИИ / ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ: КОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ / МАНИПУЛЯТИВНАЯ / ПРЕЗЕНТАЦИОННАЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ ИНТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ / КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЗИДАЮЩАЯ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PERCEPTIVE FUNCTIONS OF COMMUNICATION / FORMS OF COMMUNICATION: CONVENTIONAL / PRESENTATIONAL / COMMUNICATIVE INTENSION / COMMUNICATION / COGNITIVE / REGULATORY / MANIPULATIVE / COMMUNICATIVE ACTION / COMMUNICATIVE BEHAVIOR / CREATIVE MENTAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Барахович Ирина Ильинична

В статье раскрывается понятие коммуникации как обмен информацией, мыслями; как процесс социального взаимодействия; как механизм становления социальной личности; как связующий механизм мышления и деятельности, как стратегия развития и продвижения, выработки общих смыслов; как совместное постижение предметов, как процесс созидания. Даются сущностные характеристики коммуникации как процесса информационного взаимодействия и достижения взаимопонимания различных социальных субъектов. Определяется функциональное назначение коммуникации как развивающейся структуры, подвижной конструкции, модели взаимодействия социальных субъектов. Многофункциональность коммуникации рассматривается с точки зрения ее содержания и формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communication as a social phenomenon: functional aspect

This article gives the definition of communication as the information and thoughts exchange; as the process of social interaction; as the mechanism of making social personality; as the linking mechanism of thinking and action, as the strategy of developing and promotion, making new senses; combined understanding of things, as the process of creation. The main characteristics of communication as the process of informational interaction and achievements of different social subjects understandings are given. The functional appointment of communication as the developing structure, mobile construction and the model of social subjects interaction can be defined in this article. Multifunction of communication is shown from the point of view of its form and meaning.

Текст научной работы на тему «Коммуникация как социальный феномен: функциональный аспект»

ПЕДАГОГИКА

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 37

ББК Ч31 + С55.35

И. И. Барахович

Коммуникация как социальный феномен: функциональный аспект

В статье раскрывается понятие коммуникации как обмен информацией, мыслями; как процесс социального взаимодействия; как механизм становления социальной личности; как связующий механизм мышления и деятельности, как стратегия развития и продвижения, выработки общих смыслов; как совместное постижение предметов, как процесс созидания. Даются сущностные характеристики коммуникации как процесса информационного взаимодействия и достижения взаимопонимания различных социальных субъектов. Определяется функциональное назначение коммуникации как развивающейся структуры, подвижной конструкции, модели взаимодействия социальных субъектов. Многофункциональность коммуникации рассматривается с точки зрения ее содержания и формы.

Ключевые слова: коммуникация, когнитивная, регулятивная, перцептивная функции коммуникации; формы коммуникации: конвенциональная, манипулятивная, презентационная; коммуникативная интенция; коммуникативное действие, коммуникативное поведение, созидающая мыследе-ятельность.

I. I. Barakhovich Communication as a social phenomenon: functional aspect

This article gives the definition of communication as the information and thoughts exchange; as the process of social interaction; as the mechanism of making social personality; as the linking mechanism of thinking and action, as the strategy of developing and promotion, making new senses; combined understanding of things, as the process of creation.

The main characteristics of communication as the process of informational interaction and achievements of different social subjects understandings are given. The functional appointment of communication as the developing structure, mobile construction and the model of social subjects interaction can be defined in this article. Multifunction of communication is shown from the point of view of its form and meaning.

Key words: communication, cognitive, regulatory, perceptive - functions of communication; forms of communication: conventional, manipulative, presentational; communicative intension, communicative action, communicative behavior, creative mental actions.

Знаковое явление сегодняшней рос- изменения, улучшения качества жизни

сийской действительности - разрешение населения путем коллективной мыследе-

новых проблем, назревших вопросов, ятельности, которую организуют власть

решение системных, глобальных задач и общество. Иллюстрацией этого взаи-

модействия является сотрудничество в рамках Национальных проектов. Саму архитектуру Национального проекта «Образование» в части определения лучших учителей можно назвать сложно организованной коммуникацией.

Коммуникация реализуется там, где имеются разнопредметно организованные позиции ее участников. Схематически представленная коммуникация по Г. П. Щедровицкому соотносит мысли и координирует действия коммуникантов исходя из того, что каждый из них находится в разных парадигмаль-ных схемах, разных культурах. Каждый коммуникант мыслит и действует в своей ситуации, создает свой текст, описывающий ситуацию, и передает к другому. Этот «другой» должен понять текст, включить в ситуацию своей практической деятельности или построить новую ситуацию. «Коммуникация связывает мышление и деятельность, дает возможность переводить мышление в деятельность и деятельность поднимает до мышления» [11, с. 467]. Таким образом, в коммуникации происходят взаимодействие, взаимовлияние, взаимопонимание, создаётся новая коммуникативная образовательная среда.

Понятие коммуникации многими учеными социологами формируется в смысловом поле понятия «общение» как одна из его функций (коммуникативная - обмен информацией) наряду с другими функциями общения - перцептивной и интерактивной [1]. В современном словаре иностранных слов коммуникация определяется как общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д., как специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности; важнейший механизм становления индивида как социальной личности, проводника установок данного социума, формиру-

ющих индивидуальные и групповые установки; как средство коррекции асоциального проявления индивида или группы [9]. С точки зрения психологии «коммуникация есть смысловой аспект социального взаимодействия» [8]. Философия трактует коммуникацию «как процессы социального взаимодействия, взятые в их знаковом аспекте (язык, пара- и экстралингвистические, оптикокинетические знаковые системы), основывающиеся на взаимопонимании, дискуссии (современный экзистенциализм и персонализм)» [10].

Коммуникацию применительно к жизни человеческого сообщества И. А. Колесникова понимает как «как знаковое общение социальных субъектов» [5, с. 9].

С таким подходом согласуется трактовка термина «коммуникация» учеными лингвистами, которые соотносят его с речевым общением, речевым поведением, коммуникативным поведением, подчеркивая при этом важность результата коммуникации. Факторами влияния на успешность результата являются соответствие коммуникативной цели, коммуникативной стратегии и тактики коммуникативного поведения; настроенность на определенное понимание между людьми, на зависимость предметов и событий и т. д. Коммуникация - процесс, который интегрирует социальные, культурные и многие другие стороны существования человека, потому именно в коммуникации он проявляет свои этнические, национальные, культурные, интеллектуальные характеристики, демонстрирует особенности своего мировосприятия и ценностные ориентиры, идентифицируется как социальная личность [6].

Социология, определяя коммуникацию, устанавливает факт совместной деятельности людей, в которой они об-

мениваются различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. В то же время сообщения формируются, уточняются, развиваются. В коммуникации происходит движение, обмен информацией и выработка общего смысла [7]. Условиями формирования общего смысла в коммуникации являются адекватное принятие, понимание, восприятие и осмысление сообщения (информации). Эффективность коммуникации определяется тем, насколько успешно коммуниканты воздействуют друг на друга различными средствами и техниками.

Необходимым условием влияния в процессе коммуникации является единая или сходная (аналоговая) система кодирования и декодирования информации, направленной от коммуникатора к реципиенту. На чистоту коммуникативного процесса влияют различия в мироощущении, мировоззрении, миропонимании партнеров по коммуникации. Эти различия носят социальный или психологический характер и связаны с социальной, политической, религиозной, профессиональной интерпретацией тех же понятий, употребляемых в процессе коммуникации [1, с. 86].

В социальной психологии понятия «общение» и «коммуникация» рассматриваются в сравнении их функций, целей и установок. Суть коммуникативного процесса не информирование, но совместное постижение предмета [1, с. 85]. В этих определениях отражены такие признаки, как деятельность, взаимодействие, созидание; функции коммуникации - информирование, регулирование взаимодействий, установление взаимопонимания, совместное продвижение, развитие, поиск новых знаний и смыслов; принципы ее построения как прагматической, развивающей и развивающейся конструкции.

В рассуждениях исследователей о коммуникации как поведении отмечается ее роль в обустройстве фундаментальных межличностных смыслов. Поведение в ситуации интеракции имеет смысл сообщения, т. е. является коммуникацией. Ценность сообщения - это деятельность или бездействие, слова или молчание, они оказывают влияние на других и вызывают необходимость у этих других коммуницировать. Под коммуникацией здесь понимаются и оживленная дискуссия, и молчание, и закрытые глаза, которые говорят о нежелании говорить, и это нежелание считывается окружающими и вызывает соответствующее реагирование - оставить их в покое, и т. д. [3].

Г. П. Щедровицкий пишет, что «коммуникация является тем стержнем, который и дает нам возможность объединить мышление, понимание, рефлексию и деятельность в одно целое» [11, с. 452]. И видит суть коммуникации в ее функциях.

Сущностными характеристиками коммуникации как процесса информационного взаимодействия и взаимопонимания различных социальных субъектов являются: наличие некоторой проблемы, определяющей интенцио-нальный характер коммуникации; каждый участник коммуникации мыслит в поле своей деятельности, в своей «па-радигмальной схеме», использует собственную систему кодов и декодеров при передаче и приеме информации с целью наиболее адекватного восприятия, понимания, принятия и интерпретации смысла информации; коллективная мыследеятельность по совместному постижению сущности предметов, явлений, процессов и созданию новых знаний, отношений, процессов, обеспечивающих продвижение субъектов коммуникаций в социокультурном пространстве.

При рассмотрении коммуникации как «живого» процесса, развивающейся структуры, модели взаимодействия социальных субъектов, подвижной конструкции, возникает необходимость определения ее функционального предназначения. Функциональность коммуникации можно рассматривать, с точки зрения определения ее логического смысла, как влияние на отношение двух взаимодействующих объектов, когда за изменением одного (или в одном) следует обусловленное изменение другого (или в другом). Социальная роль коммуникации, взаимодействие различных социальных институтов (например, семьи, школы, государства, названных в Президентской инициативе «Наша новая школа») в рамках социальных процессов (коммуникационного, инновационного, модернизационного и т. д.) заключаются в постижении сущностных характеристик предметов и явления, создании инновационного интеллектуального продукта на основе интеграции традиций и новаций и продвижении самих субъектов коммуникативного процесса в социокультурном пространстве.

По своему предназначению коммуникация многофункциональна. Доминирующими по содержанию коммуникации, по мнению многих исследователей в социальной психологии, являются три основных группы функций: когнитивной, регулятивной, перцептивной. Разработка и внедрение Федерального государственного стандарта как «общественного договора», как «социальной конвенциональной нормы» требует создания коммуникативного образовательного взаимодействия, выработки принципов построения коммуникативной стратегии формирования инновационного образовательного продукта и постоянного конструктивного социального диалога.

Позволят им самостоятельно решать проблемы, организовывать познавательную деятельность, и новой, но уже существующей системы оценивания результатов образования. В этом случае педагогическое сообщество может стать стратегическим ресурсом развития России.

Образование педагога, способного решать поставленные ФГОСом как общественным договором задач, должно происходить в социокультурном контексте, определяющем факторы влияния различных общественных процессов на образование, а также влияния образования на общественные процессы [2, с. 76]. Профессиональная подготовка педагогов должна основываться на инновационной перестройке структуры и содержания профессиональных образовательных программ, каждой учебной дисциплины и изменении формата образовательного процесса в пространстве поликультурного диалога всех субъектов образования.

Актуальным для педагогического вуза является создание исследовательских лабораторий, творческих мастерских, педагогических клубов, обучение у мастеров и т. д.

Содержание регулятивного функционального аспекта связано со значением коммуникации как процесса, направленного на упорядочение, нормализацию, определение направляющего вектора развития информации. Регуляция структурирует и модернизирует процесс коммуникации, обеспечивает упорядочение идей, новых смыслов, построение отношений между коммуницирующими субъектами, благоприятной психологической коммуникативной среды. Регулирование в социальных процессах связано с развитием самосознания личности, становлением в человеке образа Я, обретением смыс-

лов, общих человеческих ценностей и добродетелей. Значимыми факторами эффективности личностного развития являются специально организуемая образовательная среда, технологичность образовательных процессов. Система образования, обладая такими ресурсами, как современные педагогические технологии обучения и воспитания, устойчивые мотивационные факторы, имея своим предназначением просветительскую миссию, должно определять свою ведущую роль в организации постоянного общественного диалога, координации действий различных субъектов образования.

Успешное построение коммуникативной стратегии зависит от сформиро-ванности нормативов и эталонов, структурной типологии межличностного и межгруппового восприятия, восприятия статуса индивида в группе, точности и адекватности восприятия людьми друг друга, закономерностей и эффектов межгруппового восприятия и т. д.

По своей организации коммуникация принимает конвенциональную, манипулятивную и презентационную (презентативную) формы.

Конвенциональной нормой в сфере образования называется новый Федеральный образовательный стандарт как «общественный договор» между обществом (социальный заказ на воспитание «новой генерации россиян»); личностью и семьей, имеющих цель изменить качество своей жизни; государством, заинтересованным в глубокой модернизации экономики. Договорной процесс, убеждение - коммуникативная стратегия с опорой на сознание взаимодействующих сторон. Коммуникативные процессы могут принимать и манипуля-тивный формат как эффективный способ влияния на общественное мнение, достижение поставленных целей. Мани-

пулятивная форма коммуникации рассматривает индивида, группу, социальную общность как объект воздействия, как носителя определенных нужных манипулятору качеств и свойств. Психологическим основанием манипулятивной коммуникативной стратегии является внушение использованием имеющихся установок и стереотипов.

Презентационная составляющая формы коммуникации является неотъемлемой частью и требованием эффективности процесса взаимодействия субъектов и влияет на установление межличностных контактов, профилактику негативной установки коммуникантов, результативность сотрудничества, качество коммуникативного продукта. По ожидаемому результату реализации целей и коммуникативной интенции функциональность коммуникации проявляется в достижении эффективного взаимодействия, взаимопонимания, взаимного признания, согласия; воздействии, взаимовлиянии, сотрудничестве, координации действий; создании новых знаний, смыслов, процессов, технологий и т. д.

Понимание функциональной обусловленности коммуникативного процесса обеспечивает выбор и построение той или иной стратегии в рамках социального взаимодействия, коллективной мыследеятельности; эффективный поиск нового в той или иной области знаний; создание новых технологий, организацию новых отношений в обществе направленных на созидательные процессы в обществе в т. ч. образовании.

Образование - сфера взаимодействия различных социальных субъектов, часто с полярными представлениями о мире; ядерный центр создания человека - нового россиянина; модель становления, проживания и развития человеческой личности.

Именно сфера образования, интегрирующая в себе различные коммуникативные процессы, «способна и обязана оказывать свое существенное влияние на развитие тех или иных тен-

денций в обществе, поддерживать или, напротив, тормозить их, находить свои специфические возможности решения глобальных или локальных социальных проблем» [4, с. 12].

Список литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений. М. : Аспект-Пресс, 1998. 376 с.

2. Бордовский Г. А. Особенности развития современного педагогического образования // Педагогика. 2010. № 5. С. 60.

3. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций : изучение паттернов, паталогий и парадоксов взаимодействия. М. : Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 320 с.

4. Гершунский Б. С. Образование в третьем тысячелетии : гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа). М. : Московский психолого-социальный институт, 1997. С. 12.

5. Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога/ под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2007. 336 с.

6. Культура русской речи : энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева [и др.]. М. : Флинта ; Наука, 2003. С. 252, 253, 261.

7. Леонтьев А. Н. Психология общения. М. : Смысл, 1997.

8. Психологический словарь / под ред. А. Н. Голубева. М., 1984.

9. Современный словарь иностранных слов. СПб. : Дуэт, 1994.

10. Философский энциклопедический словарь / редкол. : С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев [и др.]. 2-е изд. М. : Сов. энциклопедия, 1989. 815 с.

11. Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М., 2005.

УДК 371,49 ББК Ч 34(5 Кит)

Л. А. Бордонская, Чэнь Чжаомин Высшая средняя школа современного Китая

Эффективность реформирования системы образования Китая обеспечивается сочетанием мировых образовательных тенденций и национальных традиций. Сегодня ВСШ - ведущий элемент системы образования Китая, определяющий успешность и результативность функционирования системы образования в целом.

В статье раскрывается специфика действующей системы образования Китая, динамика изменений в системе образования по ряду параметров (количество учебных заведений, число обучаемых и учителей и т. п.), выясняются особенности ВСШ как особого элемента системы образования (типы школ, инфраструктура, управление школой, состав педагогических кадров, организация образовательного процесса, учебный план и распорядок работы школы и т. п.).

Ключевые слова: реформирование, система образования Китая, динамика изменений в образовании, высшая средняя школа (старшая ступень средней школы), функционирование школы, образовательный процесс, учитель, учебный план.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.