ЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ
LOGICAL ASPECTS OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION
И.И. Барахович
Коммуникация, коммуникативные умения, коммуникативные компетенции, логика построения коммуникативных процессов, доказательство, коммуникативные практики, принципы логики, причины алогичности коммуникативного поведения, В статье обосновывается необходимость обучения мыслительным операциям во всех образовательных системах в течение активной жизнедеятельности человека. Показана связь между логикой мыследея-тельности и действиями человека в процессе профессиональной коммуникации. Раскрываются требования федерального государственного стандарта образования к коммуникативной подготовке обучающихся, которые обеспечат им реализацию стратегий сотрудничества, партнерства, кооперации; смысл, содержание и пути формирования коммуникативных умений и компетенций в период получения как общего, так и профессионального образования.
I.I. Barakhovich
Communication, communicative skills, communicative competences, the logic of the construction of communicative processes, proof, communicative practices, the principles of logic, the reasons for the illogicality of communicative behavior. This article proves the necessity of learning mental operations in all educational systems during the active life of a person. Besides, it shows the connection between a person's mental activity and actions in the process of professional communication. It also reveals the requirements of the federal state educational standard to students' communicative preparation, which will provide them with the opportunity to implement collaboration, partnership and cooperation strategies. The article discloses the meaning, content and ways of the formation of communicative skills and competences in the period of getting both general and vocational education.
Современный взгляд на образование, решение задач обучения и воспитания, в целом на педагогический процесс проходит через призму педагогической коммуникации как инструмента раскрытия личности обучающегося, ее социализации, адаптации в профессиональной среде. Одной из задач образования является формирование продуктивными средствами универсального умения обучающихся взаимодействовать с различными субъектами в различных обстоятельствах.
Российское образование как общее, так и профессиональное в настоящее время реализует принципиально новые стандарты. Стандарт общего образования формулирует задачи формирования универсальных учебных действий и волевых черт характера. Стандарт профессионального пе-дагогическогообразования строится накомпетент-ностном подходе и содержит требования к формированию профессиональных и универсальных
компетентностей педагога как результата его профессиональной подготовки. Предполагается, что реализация стандартов позволит как школьникам, так и будущим педагогам решать практические задачи личного и общественного продвижения. В перечне универсальных учебных действий выделены коммуникативные, которые должны обеспечить использование субъектам образования, профессиональной деятельности в деловых взаимоотношениях стратегии сотрудничества, партнерства, кооперации. В основе названных стратегий - умение слушать, слышать, понимать и принимать цели, мотивы, ценностные ориентиры партнера, распределять роли во взаимодействии, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи и др. Нововведением является и придание федеральному государственному образовательному стандарту общего образования статуса «общественного договора» между семьей, государством и
обществом, а педагогу предписывается новая функция - быть организатором обозначенного общественного договора [Данилюк, Кондаков, 2011, с. 3-14]. В связи с названными государством и обществом установками необходимо обратиться к пониманию сущности процессов, в рамках которых происходит решение задач образования, и в частности задач создания продуктивного взаимодействия, продуктивной коммуникации всех субъектов образовательного процесса.
Наше понимание коммуникации складывается на основании ряда общеизвестных утверждений. Аристотель, ссылаясь на Гомера, характеризует тех, кто живет вне общества (вне общения), как людей «без роду, без племени, вне законов, без очага» [Аристотель, 2006, с. 24]. К. Ясперс под «экзистенциальной коммуникацией» понимал отношения, возникающие «между двумя индивидами, которые связаны друг с другом, но должны сохранять свои различия, которые идут друг другу навстречу из уединенности, но знают об этой уединенности лишь постольку, поскольку они вступают в общение» [Ясперс, 2012, с. 62]. Ю.М. Лотман говорит о коммуникации как о переводе текста с языка моего «Я» на язык твоего «Ты» [Лотман, 1992, с. 249]. Г.П. Щедровицкий называет коммуникацию стержнем, который дает возможность объединить мышление, понимание, рефлексию и деятельность в одно целое [Щедровицкий, 2005, с. 225], и видит суть коммуникации в ее функциях.
Опираясь на приведенные и другие определения, можно выделить признаки, которые составляют содержание понятия «коммуникация». Подчеркивается социальный характер коммуникации, предполагающий диалог двух и более субъектов, направленный на преобразование того или иного социального процесса или явления на основании взаимопонимания и взаимопринятия, адекватного восприятия смыслов, информации, становления, коррекции и развития всех субъектов коммуникации [Барахович, 2013, с.138].
Функциональность коммуникации можно рассматривать с точки зрения определения ее логического смысла как влияние на отношение двух взаимодействующих субъектов, когда за изменением одного (или в одном) следует обусловленное
изменение другого (или в другом). Сегодня на телеэкране и в радиоэфире популярны шоу-программы, где демонстрируются диалогические формы взаимодействия, создается видимость свободных рассуждений, доказательств, поиска истины. Все чаще можно услышать выражения «давайте мыслить логически», «помыслим логически», «думаем логически», «рассуждаем логически» и т.д. Действительно, роль логического аспекта в поиске научной истины, в построении профессиональных отношений, в различных социальных, политических процессах оценивается высоко. Ученые подчеркивают, что на бытовом уровне люди уже владеют логикой, вне зависимости оттого, изучали они ее или нет, потому что законы логики -это отражение объективной действительности и люди познают их, осваивая язык. Исходя из законов логики как науки, сформулированных Аристотелем и математиком Лейбницем, можно обозначить такие принципы логики, как точность, последовательность и доказательность. Принцип точности, или тождества, заключается в следующем: употребляя слова, необходимо помнить о понятиях, которые за ними стоят, нужно быть уверенным в однозначном понимании употребляемых слов. Мыслить точно - значит формулировать суждения так, чтобы слушателю было понятно, что мы хотим сказать. Принцип последовательности: различая причины и следствия, принимая какие-то утверждения (причины) за истину, нужно воспринимать за истину и следствия, которые из них вытекают. Принцип доказательности: логическое размышление подразумевает наличие тезиса (основной мысли, которую необходимо обосновать, доказать истинность); аргументов (частные суждения, подтверждающие тезис, известные факты, аксиомы, максимы, правила, нормы, ранее доказанное по отношению к тезису) и формы доказательства (причинно-следственные связи, закономерности, связи аргументов между собой и с тезисом, правило вывода: индукция, дедукция, аналогия и т.д., достоверность, достаточность, последовательность, полнота аргументов). Доказательство, объяснение позиций предполагает жесткую структуру, которая в коммуникации уже сама по себе имеет убеждающее воздействие.
<С
ч tí m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
EÍ W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н
U
м
Реализация требований нового государственного образовательного стандарта основывается на диалоговом принципе построения взаимодействий между субъектами образовательного процесса и предполагает преимущественный жанр коммуникаций в образовании - переговоры, которые решают задачу - убедить партнера по коммуникации (обучаемого, родителей, коллег, представителей общественных структур и т.д.). Понятие «убедить» имеет скорее психологический аспект. В логике оно соотносится с понятием «доказательство».
Многолетние наблюдения, исследования ученых-педагогов педагогической практики, изучение отчетов, контролирующих образовательный процесс организаций, показывают, что существуют и все больше нарастают проблемы в построении коммуникаций в образовании. Рассмотрим несколько типичных сюжетов из обычной школьной жизни.
Классный руководитель вызывает родителей ученика в школу и, что называется, без подготовки, довольно резко дает характеристику их сыну: «Ваш сын разгильдяй и бездельник, кроме того, он ведет себя агрессивно по отношению к порядочным и послушным ребятам, обижает одноклассниц». На этот спич она получает реплику родителей (довольно сдержанную): «Извините, это не о нашем сыне, вы его с кем-то перепутали». Разговор окончился.
Преподаватель русского языка первого сентября проводит урок в десятом классе. Ее речь звучит следующим образом: «С сегодняшнего дня мы начинаем готовиться к ЕГЭ, необходимо выполнять все мои указания и никакой самодеятельности, на своих уроках не потерплю с голым животом, в татуировках и с кольцом в носу, волосы приберите».
Ученик четвертого класса Игорь П. увидел на груди у молодой учительницы, которую, как он считал, уважал и слушался, комсомольский значок. Этот факт его заинтересовал и очень удивил. Состоялся разговор. Игорь: «Валентина Ивановна, вы комсомолка?». «Да», - подтвердила она. На что мальчик ответил смущенно, удивленно и отчасти разочарованно: «Да? А я думал Вам лет
сорок». Можно предвидеть реакцию на приведенные коммуникативные сюжеты и первое, что можно в них зафиксировать, так это отсутствие видимых смыслов, точно обозначенных позиций, связей и зависимостей между фактом и выводом. Данные зарисовки лишь видимая сторона проблемы, а последствия прорастают корнями в фундамент, на котором возникают новые нормы поведения, традиции в построении отношений между людьми, морально-нравственные принципы, формируются новые ценности. Мы понимаем, что развитие общественных отношений при стремительной смене поколений предполагает трансформацию позиций, закономерностей, принципов на которых строятся взаимоотношения между людьми. Вместе с тем мы считаем, что любое изменение должно иметь причину, аргументацию, доказательство.
Начиная с первых лет обучения, затем осваивая математику, физику, химию, школьники постоянно решают задачи: доказать теорему, объяснить решение задачи, доказать ход рассуждений и т.д. Казалось бы, уже с малых лет дети усваивают и осваивают определенные мыслительные и языковые конструкты формальной логики. Однако по прошествии определенного времени, с переходом человека в другую деятельность, отличную от образовательной, способность к аргументированному диалогу нивелируется. Одной из причин может быть изменение социального статуса участников коммуникации (пример учительницы русского языка - занимаясь собственным нормотворчеством, забывая, что она профессионал, а не обыватель, считает возможным в качестве аргументов использовать непрофессиональную терминологию, устанавливать несуществующие связи между фактами, делать необоснованные выводы, стимулирующие, с ее точки зрения, обучающихся и их родителей). Вторая причина заключается в том, что мера ответственности за результаты переговорного процесса в образовании не определена, цена слову не высока, результат переговоров может быть отдаленным по времени. Пример коммуникативного поведения классного руководителя (довольно часто встречающийся) показывает, что мало кто в образовании несет
ответственность за явные или скрытые оскорбления, за неточность в изложении смыслов; педагог не осознает прямых негативных воспитательных последствий подобной коммуникативной деятельности. Третья причина низкого уровня доказательности в рассуждениях, с нашей точки зрения, отсутствие постоянно организованного обучения и практики участия в переговорных процессах на всех этапах становления коммуникативных умений и компетенций на основе формальнологических законов. Можно констатировать низкий как содержательный, так и демонстративный уровень текстов, произносимых на различных мероприятиях депутатами, руководителями различных структур муниципального, регионального уровня и т.д. Иллюстрацией к этому может быть такой пример нетребовательности к качеству собственных высказываний - текст поздравления на конкурсе красавиц. Председатель жюри, молодой бизнесмен, подводит итоги коротким публичным заявлением: «По первому месту у нас, мужского жюри, как бы ничего не возникло» - и объявляет имя победительницы. Это должно было обозначать, что не было разногласий. Вал отреагировал удивленно, причем не по поводу выбора победительницы. Думаем, что просвещенная аудитория может удивляться по разным поводам. Главный аргумент в пользу выбора красавицы - у мужского жюри «как бы ничего не возникло».
Возвращаясь к третьему сюжету, наиболее сложному в образовательной практике, мы наверняка задумываемся над тем, какой тезис доказывал для себя школьник, каков контекст его вывода, какие мыслительные операции производил, какие связи устанавливал в рассуждениях? Какие выводы, какое открытие, сделал маленький человек, какое правило сформулировал? Предположительно, что он анализировал уже сложившееся понимание смысла взаимоотношений между людьми. Старший, с его точки зрения, значит мудрый, сильный, справедливый, строгий, великодушный, понимающий, а более молодой - более уязвимый, зависимый, часто непоследовательный, не всегда уверенный, не всегда надежный человек. Скорее всего, он открыл для себя новые условия (как вывод) зависимости между ка-
чественными и количественными характеристиками партнеров по коммуникации, кем являются учитель и ученик. Он нашел в учительнице качества, которыми, по его мнению, должен обладать опытный педагог, а значит, возрастной. В результате определенных логических операций у ребенка появилось новое знание, обогатившее его исследование характеристик той или иной личности. Эта мыследеятельность (Г.П. Щедровицкий) полезна в части овладения мыслительными конструктами, нормами и правилами их построения, достижения истинных выводов, развития понятийного аппарата его наполнения и использования. Мы понимаем, что человек не может не думать, но практике думания, структуре думания (мыследеятельности) он должен научиться в системе образования.
Задачей образования является формирование таких универсальных учебных коммуникативных действий, как способность сформулировать и предъявить тезис, аргументы и вывод. Тезис - это основа общения, суждение, мысль, точка зрения, позиция. Формулируя тезис, мы задаемся вопросами: как мои действия связаны с моими целями? Для чего формулируется тезис? Для кого предназначена моя точка зрения? Если главное условие успешной коммуникации - работа в одной системе ценностей с партнером, то необходимо так сформулировать тезис, чтобы он соответствовал, не противоречил системе ценностей партнера по коммуникации или был ему понятен. (Взаимодействие классного руководителя и родителей ученика.) Аргумент-доказательство, факт, причина, мотив, основание для понимания и принятия тезиса. Для доказательства важны набор, анализ и выявление наиболее сильных аргументов. Важно собрать как можно больше аргументов, чтобы потом было возможно ими оперировать; анализ дает возможность оценить наиболее интересные с точки зрения целей аргументы. Далее следует экспертиза с точки зрения релевантности, силы воздействия, истинности, поскольку ложные аргументы очень опасны. Необходимо выделить группы аргументов: социального характера, интеллектуальные, технологические, правовые, нравственные, профессиональные, психологические,
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
щ м
классифицировать их, для того чтобы затем грамотно подкреплять ими основной тезис (установки учительницы русского языка, относительно условий качественного усвоения материала). Вывод - как заключение закономерное следование, которое формулируется на основании связей между аргументами, между тезисом и аргументами, на основании правил истинности рассуждений.
Коммуникативная среда в образовании сложная, разветвленная, с большим количеством неизвестных величин, входящих в педагогические коммуникативные задачи. Решение таких задач носит квазиалгоритмический характер, и прямое доказательство, скорее всего, не будет эффективным способом выяснения истины. Постижение педагогом этой профессиональной истины является одним из условий успешной коммуникации. Классному руководителю прежде чем воспользоваться стратегиями осуждения и обвинения, необходимо было изучить систему ценностей в семье и, опираясь на эти знания, соотнести цели, позиции с позициями партнеров, каковыми должны являться родители, достичь понимания позиций, обозначить противоречия и далее приводить аргументы в качестве доказательств.
Таким образом, перед системой образования стоит задача формирования коммуникативного умения, основанного на логичности мыследе-ятельности обучающихся в разных образовательных системах. История педагогики и образования России напоминает нам о том, что образовательная программа общего образования в 60-х годах XX века включала в 10-11 классах учебную дисциплину «Логика». По этому поводу можно рассуждать, сравнивая, сокрушаясь, восхищаясь, однако необходимо понять, каким ресурсом обладает современная образовательная программа общего и профессионального образования и каким образом использовать этот ресурс с целью формирования личности, обладающей логичностью мышления. В настоящее время мы находим различные возможности организации непрерывного образования педагогов: система повышения квалификации и переподготовки, дистанционное образование, тренинги и т.д. И это является местом освоения коммуникативных методик и коммуникативных
практик. Школьная и вузовская программы, методики обучения и воспитания ориентированы стандартом общего и профессионального педагогического образования на формирование у обучающихся коммуникативных умений и компетенций, а значит, умения слушать и понимать собеседника, создавать и произносить тексты, вести содержательный диалог. Коммуникативные умения зависят от умения целенаправленно мыслить и действовать, производить аналитические процессы, проявлять интуицию, быть прагматичным, реалистично отражать явления, процессы, основанные на глубоких знаниях в той или иной области знаний, научных исследованиях; умения создавать взаимосвязи вещей, понимать основные принципы, законы и взаимосвязи в исследуемой проблеме. М. Мамардашвили в работе «Символ и сознание» подчеркивает: «...дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно. Точность мышления есть нравственная обязанность того, кто к этому мышлению приобщен» [Мамардашвили, Пятигорский, 2009, с. 131].
Библиографический список
1. Аристотель. Политика: М.: ACT; Act Москва: Хранитель, 2006. 348 с.
2. Барахович И.И. Коммуникативный потенциал педагога: прогнозный сценарий развития: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 408 с.
3. Данилюк А.Я., Кондаков A.M. Развитие человеческого потенциала средствами социализации и воспитания в условиях модернизации России // Педагогика. 2011. № 1.
4. Лотман Ю.М. Культура и программы поведения // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллин, 1992. Т. 1. С. 249-287.
5. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Прогресс-Традиция, 2009. 288 с.
6. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М., 2005. 524 с.
7. Ясперс К. Философия / пер. А.К. Судакова. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2012. Кн. 1: Философское ориентирование в мире. 384 с.