Вестник НГИЭИ. 2022. № 11 (1SS). C. 57-70. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2022. № 11 (1SS). P. 57-70. ISSN 2227-9407 (Print)
WW^WW^V РРГМПНД ПКИЛЯ И OTP А Г ïtfra Я Я wn НП M ПК A
¿^•érni^h^^i^^^i^^i^, РЕ! И ОПАЛ ID ПАЯ И ОМГАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
_5.2.3 РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА_
Научная статья УДК 330.341.2
DOI: 10.24412/2227-9407-2022-11-57-70
Коммуникации цифровых платформ, на примере маркетплейсов агропромышленного комплекса
Галия Джавдятовна БаторшинаИгорь Николаевич Молодцов2
12 Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия 1 ООО «АРТ-АРТ»,
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0001 -7946-127X [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7067-708X
Аннотация
Введение. Статья посвящена анализу коммуникации современных цифровых платформ на примере маркет-плейсов агропромышленного комплекса (АПК). Цель работы - аналитическая оценка сущности и функции коммуникационных процессов с учетом трендов и перспектив.
Материалы и методы. Рассматриваются публикации российских и зарубежных авторов, затрагивающие различные аспекты данной темы, анализируются их экспертные оценки происходящих процессов, используются так же экономико-статистические методы исследования. В публикации определяются проблемы, затрудняющие эффективное продвижение маркетплейсов в Интернете и непосредственно в социальных сетях; предоставляются практические рекомендации по совершенствованию маркетинговых и коммуникационных стратегий. Результаты. Активизация процессов цифровизации в агропромышленном комплексе совершенствовала бизнес-процессы, в результате которых появились новые направления сотрудничества между цифровыми и реальными предприятиями в формате электронных платформ - маркетплейсов. Условия сотрудничества с электронными платформами дают возможность малым предприятиям отрасли продвигать свою продукцию через эти площадки, вписываясь в их существующие маркетинговые и коммуникационные стратегии. Новые виды сотрудничества способствовали и появлению новых форматов коммуникации как внутри платформ, так и на внешних ресурсах, в том числе в социальных сетях.
Обсуждение. Совершенствование систем продвижения и коммуникационных стратегий является важным условием для эффективного развития электронных площадок. Растущая популярность маркетплейсов, увеличение их количества, их доступность для участия производителям и поставщикам позволяют не только потребителям, но и предпринимателям выбирать ресурсы с наиболее приемлемыми для себя условиями. Поэтому задачей маркетплейсов является популяризация и продвижение своих платформ среди поставщиков и потребителей, что невозможно без совершенствования внутренних и внешних коммуникационных процессов. Заключение. Анализируя аккаунты маркетплейсов в социальных сетях, делаются выводы: о не слишком продуманной содержательной части информационных материалов, их контента, который публикуется без учета особенностей ресурсов; отмечается недостаточное количество обратной связи со стороны пользователей ресурсов; наблюдается также низкая вовлеченность подписчиков в обсуждение содержания публикуемых материалов; упоминается, что платформы проводят мало опросов и обыденных обсуждений. Несмотря на это, подчеркивается, что у всех анализируемых платформ зарегистрированы страницы в социальных сетях, что свидетельствует о понимании важности данных ресурсов для продвижения и коммуникации.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, коммуникации, маркетплейс, социальные сети, цифровиза-ция, электронная коммерция
© Баторшина Г. Д., Молодцов И. Н., 2022
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.
^^WWW^^WW огг/плм i л \m скгтпвл i гглшлшгс
nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMlLà_
Для цитирования: Баторшина Г. Д., Молодцов И. Н. Коммуникации цифровых платформ, на примере мар-кетплейсов агропромышленного комплекса // Вестник НГИЭИ. 2022. № 11 (138). С. 57-70. DOI: 10.24412/2227-9407-2022-11-57-70
Galia D. Batorshina18, Igor N. Molodtsov2
12 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia 1 «ART-AR» LLC, Moscow, Russia
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7946-127X
2 [email protected], https://orcid. org/0000-0002- 7067- 708X
Introduction. The article is devoted to the analysis of communication of modern digital platforms on the example of marketplaces of the agro-industrial complex (AIC). The purpose of the work is an analytical assessment of the essence and function of communication processes, taking into account trends and prospects.
Materials and methods. The publications of Russian and foreign authors touching on various aspects of this topic are considered, their expert assessments of ongoing processes are analyzed, and economic and statistical research methods are also used. The publication identifies problems that impede the effective promotion of marketplaces on the Internet and, directly, in social networks; practical recommendations for improving marketing and communication strategies are provided.
Results. The activation of digitalization processes in the agro-industrial complex improved business processes, as a result of which new areas of cooperation between digital and real enterprises appeared in the format of electronic platforms - marketplaces. The terms of cooperation with electronic platforms enable small enterprises in the industry to promote their products through these platforms, fitting into their existing marketing and communication strategies. New types of cooperation also contributed to the emergence of new communication formats both within the platforms and on external resources, including social networks.
Discussion. Improving promotion systems and communication strategies are important conditions for the effective development of electronic platforms. The growing popularity of marketplaces, the increase in their number, their availability for participation by manufacturers and suppliers, allow not only consumers, but also entrepreneurs to choose resources with the most acceptable conditions for themselves. Therefore, the task of marketplaces is to popularize and promote their platforms among both suppliers and consumers, which is impossible without improving internal and external communication processes.
Conclusion. Analyzing the accounts of marketplaces in social networks, conclusions are drawn: about the not very thoughtful content of information materials, their content, which is published without taking into account the characteristics of the resources; there is an insufficient amount of feedback from resource users; there is also a low involvement of subscribers in the discussion of the content of published materials; it is mentioned that the platforms conduct few surveys and mundane discussions. Despite this, it is emphasized that all the analyzed platforms have registered pages on social networks, which indicates an understanding of the importance of these resources for promotion and communication.
Key words: agro-industrial complex, digitalization, communications, social networks, marketplace, electronic commerce
For citation: Batorshina G. D., Molodtsov I. N. Communications of digital platforms, on the example of marketplaces of the agro-industrial complex // Bulletin NGIEI. 2022. № 11 (138). P. 57-70. DOI: 10.24412/2227-94072022-11-57-70
Communications of digital platforms, on the example of marketplaces of the agro-industrial complex
Abstract
Процессы цифровизации, охватившие сегодня все отрасли экономики и социальной сферы, стали неотъемлемой частью жизнедеятельности страны. Форсированная трансформация экономического
Введение
сектора отразилась на совершенствовании бизнес-процессов и предприятий агропромышленного комплекса (АПК), результатом внедрения инноваций явилось и создание маркетплейсов и экосистем в отрасли.
VWWWWW рргипнл пкнля u птрл г tifra я ч wn нп м и к a VWWWWW ¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, ре! ИипАЛРпАЯ И УМГЛСЛЕВАП жипимпкн
Современные тенденции развития сектора АПК, а также вызовы современности ставят перед предприятиями отрасли не только новые задачи для решения, но и открывают перспективы эффективной и конкурентоспособной деятельности. Взаимодействие цифровых и реальных секторов экономики способствует усилению конкурентных преимуществ, снижению негативного влияния рыночных угроз на деятельность предприятий отрасли, а также дальнейшему их технологическому росту. Развитие современных цифровых платформ расширяет и спектр предоставляемых услуг, способствуя повышению качества обслуживания и росту лояльности потребителей. В результате процессов трансформации создаются и новые форматы коммуникации как между участниками ресурсов, так и за его пределами, оказывающиеся не всегда эффективными, чем и обусловлена актуальность данной публикации. Выбранная тема является актуальной также по причине того, что в России количество маркетплейсов непрерывно увеличивается, в связи с чем цифровым платформам необходимо постоянно разрабатывать и внедрять разнообразные маркетинговые стратегии для укрепления своих рыночных позиций.
Настоящий период, характеризующийся огромной популярностью электронных средств коммуникаций: мессенджеров, электронной почты и телефона, ввел в реалии современной жизни понятие дистанционного общения. Цифровизация расширила возможности данного типа взаимодействия, став неотъемлемой частью процессов коммуникации также между производителями и потребителями товаров и услуг, в формате чат-ботов, виртуальных голосовых помощников и консультантов. Увеличение количества цифровых площадок приводит и к росту онлайн-коммуникации, создавая предпосылки для выстраивания бизнес-процессов через интеграцию маркетплейсов.
Маркетплейсы занимают большое место в развитии цифровых площадок. Маркетплейс - это не только торговая площадка, через которую производитель реализовывает свои товары и услуги, но еще и канал коммуникации для общения с клиентами и партнерами и продвижения продукции малых предприятий. Привлечением клиентов, как правило, занимается сам электронный ресурс. Владельцы ресурса заинтересованы как в привлечении новых поставщиков товаров и услуг, так и в сохранении старых [1]. Поэтому коммуникационная политика онлайн-площадки, с учетом свода правил и обязанностей, отражается в выстраивании взаимоотноше-
ний между участниками системы и способствует формированию имиджа ресурса. Однако в свете того, что общение происходит в цифровом формате, плохое качество сервиса электронных служб ухудшает и качество коммуникационных процессов. Например, при возникновении нестандартной ситуации участники процесса коммуникации вынуждены общаться с электронным голосовым помощником, аналогом Алисы у Яндекса, или оставлять заявки в службу технической поддержки. В результате на решение проблемной ситуации может потребоваться больше времени, чем это могло бы быть при непосредственном живом обращении к компетентному сотруднику подразделения.
Цель настоящего исследования - проанализировать коммуникационные процессы маркетплейсов агропромышленного комплекса, ориентированные как на общение внутри самих ресурсов, так и с анализом их взаимодействия с общественностью, на примере одного из основных и наиболее популярных инструментов интернет-маркетинга - социальных сетей.
Материалы и методы
При проведении исследования использовались следующие методы: контент-анализ нормативно-правовой базы и научных публикаций, касающиеся как цифровизации сельскохозяйственной отрасли, так и развития современных электронных платформ. Были проведены экономико-статистические и эконометрические анализы динамики развития процессов цифровизации. Был проведен анализ маркет-плейсов агропромышленного комплекса, а также проанализированы коммуникационные активности ресурсов в социальных сетях.
Результаты
По итогам 2020 года в мире на маркетплейсы пришлось 62 % глобальной розничной онлайн-торговли1. В России в 2020 году рынок маркетплей-сов прибавил 108 % в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом, составив чуть больше четверти в общем объеме онлайн-ритейла2. В России «универсальные маркетплейсы продолжают доминировать и конкурировать между собой. В 2021 году доля универсальных маркетплейсов выросла с 49 до 62 % от общего числа онлайн-заказов»3. Рост доли маркетплейсов говорит о том, что все большее количество людей начинает на постоянной основе делать покупки на таких платформах, а не в обычных офлайн и интернет-магазинах. Соответственно, увеличение спроса порождает увеличение предложения, в связи с этим крупнейшие
! REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS
россииские маркетплеисы наращивают инвестиции в собственную инфраструктуру. «Объем электронной торговли в России превысил 4 миллиарда рублей в 2021 году, а до 2025 года прогнозируется рост на 34 %»4. Таким образом, тенденция на увеличение объема рынка электронной коммерции продолжится, развивая конкуренцию как между универсальными маркетплейсами (Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, СберМегаМаркет), так и маркетплейсами агропромышленного сектора. Анализ практической реализации маркетинга в социальных медиа на основе анализа SMM в деятельности электронных платформ агропромышленной направленности обусловлен тем, что социальные сети занимают первое место5 среди активностей интернет-пользователей,
и на сегодняшний день развитие информационно-коммуникационных технологий предполагает использование организациями из различных сфер, в том числе и из сферы электронной торговли и агропромышленного комплекса, Интернета и социальных сетей для продвижения товаров и услуг, формирования благоприятного имиджа и поддержания положительной репутации, а также для привлечения потенциальных потребителей и клиентов [2].
Обсуждение Особая роль среди современных цифровых площадок принадлежит специализированным мар-кетплейсам сельскохозяйственной направленности, предлагающим свою продукцию как физическим лицам ^2^, так и юридическим (Ь2Ь), таблица 1.
Таблица 1. Специализированные цифровые площадки в АПК Table 1. Specialized digital platforms in the agro-industrial complex
Направ-
№ Название / ленность Структура сервиса / Условия сотрудничества /
Title / Orientation Service structure Terms of cooperation
«Ешь
Деревенское»/ 1 «Yesh'
Derevenskoye»
b2c b2b
Союз крестьянско-фермерских хозяйств / Union of peasant farms
«ТВОИ ПРОДУКТ» / 2 «TVOY PRODUKT»
b2c b2b
«АгроМП» / b2c
«AgroMP»
b2b
Крестьянско-фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства / Peasant farms, personal subsidiary plots
Крестьянско-фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства / Peasant farms, personal subsidiary plots
Крестьянско-фермерские хозяйства, производители сель-поле.рф / скохозяйственной продукции
4 pole.rf b2b и техники, юридические лица
/ Peasant farms, manufacturers of agricultural products and equipment, legal entities Источник: таблица составлена автором на основе анализа данных из Интернета
Производители: устанавливают цену, соблюдают лимит на поставку. Маркетплейс предоставляет: логистику, маркировку, оформление документов, привлечение покупателей / Producers: set the price, observe the supply limit. Marketplace provides: logistics, labeling, paperwork, customer acquisition
Производители: устанавливают цену. Собственная логистика. Маркетплейс: привлечение покупателей. Техническая поддержка, в т. ч. наличие внутреннего мессенджера для общения продавца с покупателем / Producers: set the price. Own logistics. Marketplace: attracting buyers. Technical support, including the presence of an internal messenger for communication between the seller and the buyer Производители: устанавливают цену. Собственная логистика. Маркетплейс: привлечение покупателей. Техническая поддержка / Producers: set the price. Own logistics. Marketplace: attracting buyers. Technical support Производители: устанавливают цену. Маркет-плейс: привлечение покупателей, оформление документации, проведение сделки / Producers: set the price. Marketplace: attracting buyers, paperwork, closing a deal
3
VWWWWW рргмпнд пкнля и птрдг/ifra я жпнпмнк'л VWWWWW
¿^•émi^h^^i^^^i^^i^, РЕ1 ИОПАЛ ID ПАЯ И О1 ГАСЛЕРАЯ ЭКОНОМИКА
Несмотря на недостаточно быстрые темпы цифровизации у малых и средних предприятий из-за дефицита как финансовых, так и человеческих ресурсов, процессы по внедрению инновационных продуктов в отрасли все же реализуются [3]. Циф-ровизация бизнеса является важным фактором, способствующим увеличению роста электронной коммерции, развитию логистики, совершенствованию технологий онлайн-продаж, а также развитию коммуникационных процессов в АПК.
Между тем, благодаря государственной поддержке, крупные предприятия отрасли в настоящее время демонстрируют положительную динамику по темпам экономического роста [4], возглавляя рейтинги активно развивающихся компаний. Вместе с тем, благодаря процессам цифровизации, у малых предприятий появилась возможность включиться в интегрированные ресурсы электронных площадок, для входа в которые не требуется больших финансовых вложений и которые смогут явиться хорошей стартовой площадкой для дальнейшего их развития.
Наличие выбора среди существующих электронных площадок агропромышленного комплекса дает возможность производителям продукции и услуг выбирать платформы в зависимости от своих предпочтений и с учетом предлагаемых условий [5].
Маркетплейс «Ешь Деревенское» Маркетплейс «Ешь Деревенское»6, размещенный на интернет-сайте esh-derevenskoe.ru, объединяет небольшие крестьянско-фермерские хозяйства, предлагающие товары собственного производства: мясную и молочную продукцию, фрукты, овощи, бакалею и напитки. В позиционировании ресурса делается акцент на том, что производителями являются небольшие фермы, семейные хозяйства и деревенские артели, придерживающиеся методов органического земледелия, натурального растениеводства и заботливого животноводства. Ресурс подчеркивает уникальность своих продуктов, делая акценты на их экологичности и эксклюзивности. В настоящее время именно экологичность продукции является одним из самых востребованных и популярных трендов в проведении коммуникационных кампаний, так как отвечает потребностям современного потребителя. Поэтому маркетологи ресурса используют его, ориентируясь на ожидания аудитории. На главной странице маркетплейса указано, что к середине недели какие-то наименования продукции могут закачиваться, подогревая этим уточнением дополнительный интерес к ассортименту. Через создание так называемого «барьера средней
сложности» - дефицита продукции, маркетологи ресурса усиливают интерес к изделию, подталкивая к совершению покупки. Администрация площадки гарантирует контроль качества предлагаемых продуктов, сообщая о посещении хозяйств производителей и проверке продуктов в лабораториях на соответствие требованиям. Ресурс сотрудничает с 200 фермерскими хозяйствами, что является небольшой цифрой по сравнению с другими маркет-плейсами агропромышленной направленности (таблица 1), предлагающими 2000 наименований продукции из Тверской, Ярославской, Липецкой и Московской областей, Краснодарского края. Товары поставляются жителям Москвы и Московской области, Твери, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга. Маркетологи продвигают продукцию ресурса с ориентацией на конкретные сегменты целевой аудитории, проживающей в крупных городах, имеющей средний и выше среднего уровень дохода, при выборе продукции, отдающей предпочтение экологичности и свежести. Креативная составляющая концепции продвижения, включая стилистику оформления упаковки, разработана в соответствии с учетом потребностей аудитории и ориентацией на экологичность [6]. Продукция поставляется в минимальные сроки, с учетом того, что свежесть для покупателей ресурса имеет более важное значение, чем стоимость.
Платформа работает в двух направлениях: в2с и в2в. При поставке продукции частным клиентам производитель привозит ее в распределительный центр (РЦ) сервиса, в котором она силами маркет-плейса упаковывается и далее доставляется покупателю. При поставке продукции юридическим лицам: ритейлерам, маркетплейсам, представителям гостиничного и ресторанного бизнеса (HoReCa), офисам заказы также доставляются в РЦ «Ешь Деревенское» и оттуда, уже без упаковки, отправляются заказчику.
Что касается внутренней коммуникационной стратегии, администрация площадки общается со своими поставщиками как через электронные каналы связи ресурса, так и вживую, объезжая их хозяйства в рамках ознакомительного предварительного посещения, используя, таким образом, комбинированный вариант коммуникации. Сотрудничество со сравнительно небольшим количеством поставщиков продукции представляется продуманной стратегией [7], позволяющей ресурсу сохранять контроль и уверенность в поставке только качественной продукции.
! REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS
Таблица 2. Коммуникационная стратегия маркетплейса «Ешь Деревенское» в социальных сетях Table 2. Communication strategy of the «Yesh' Derevenskoe» marketplace in social networks
Социальные сети / Social networks
Показатель / Index Telegram ВКонтакте/ VKontakte Дзен / Dzen YouTube
Подписчики / Followers Частота публикаций / Publication frequency Комментарии/comments Лайки/просмотры / Likes/wiews Видеопосты / Video posts
2170
2-3 раза в неделю / 2-3 times per week
50 304
29 900 1-2 раза в неделю / 1 -2 times per week 1 -2
1002 Редко / Rarely
2-3 раза в неделю / 2-3 times per week
1-2 раза в месяц / 1-2 times a month
138-740 Редко / Rarely
Хештеги / Hashtags
Ссылки на продукцию фермеров / Links to farm products
Не всегда есть / Not always there
Ссылки на продукцию фермеров / Links to farm products
Отзывы / Rewiews
Нет рубрик с отзывами / No reviews section
Нет рубрики с отзывами / No reviews section
Нет рубрики с отзывами / No reviews section
Нет рубрики с отзывами / No reviews section
Полнота описания (характер деятельности, адрес, номер телефона, ссылка на официальный сайт) / Completeness of the description (nature of activity, address, phone number, link to the official website)
Полная / Complete
Полная / Complete Полная / Complete
Неполная, нет аватара / Incomplete, no avatar
Степень вовлечённости Низкая, приток Низкая, приток Низкая, приток аудитории / Degree of аудитории / Low, аудитории / Low, аудитории / Low, audience involvement influx of audience influx of audience influx of audience / Источник: составлено автором на основе анализа данных из Интернета
Низкая, приток аудитории / Low, influx of audience
В качестве внешних каналов продвижения представленной на маркетплейсе продукции и взаимодействия с аудиторией ресурс использует социальные сети (таблица 2), современное и популярное средство интернет-маркетинга. Данный инструмент способствует достижению двух целей - формированию положительного имиджа и созданию доверительных отношений с аудиторией (сотрудниками, партнёрами, поставщиками, СМИ, конкурентами, потребителями и т. д.) [8].
Традиционно взаимодействие с общественностью в социальных сетях базируется на принципе полной открытости о деятельности организации, дающее возможность получать моментальную реакцию на публикации, в качестве которых выступают комментарии, отзывы, лайки, репосты, обсуждения.
Интернет-коммуникации позволяют управлять мнением аудитории, влиять на их выбор за счёт большого комплекса приёмов и средств. Кроме того, данный вид коммуникации помогает лучше изучать своих потребителей, поставщиков, конкурентов и т. д., на основании чего появляется возможность совершенствовать своё предложение, выявлять рыночные тенденции, изучать внешнюю и внутреннюю среду компании [9].
Маркетплейс «Ешь Деревенское» достаточно активно, по сравнению с другими платформами (таблица 1), использует продвижение через Интернет. У площадки есть сайт, созданы профили почти во всех популярных в РФ интернет-ресурсах: мес-сенджере «Telegram», социальной сети «ВКонтак-те», блоге «Дзен» и видеохостинге «YouTube».
VWWWWW рргипнл пкнля u птрл г tifra я ч wn нп м и к a VWWWWW
¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, РЕ! ИОПАЛЬНАЯ И Шгаслевап жипимпкА
Сайт esh-derevenskoe.ru, оформленный в современной стилистике с учетом тренда на эколо-гичность, имеет четкую классификацию по предлагаемым продуктам, легок в использовании. Маркетологи ресурса, осознавая важность площадки как основного инструмента для взаимодействия с общественностью, создали ресурс максимально понятный и легкий для коммуникации с аудиторией. Именно благодаря сайту площадки обычные пользователи скорее всего будут становиться клиентами [10]. На сайте размещена информация о маркет-плейсе: ассортимент, специальные предложения, информация о поставщиках, рубрика ответов и вопросов, статьи и последние новости, контактные данные, ссылки на страницы в социальных сетях.
Страницы в социальной сети «ВКонтакте» платформой ведутся на регулярной основе и достаточно активно. Именно на этом ресурсе у платформы большее всего пользователей - 50 304. С учетом того, что социальные сети способны привлекать к потреблению молодую аудиторию, на странице более часто, чем на других ресурсах, обновляется информация, до четырех раз в неделю, публикуют видеоматериалы. Но вовлеченность аудитории в коммуникационный процесс остается низкой, о чем свидетельствует небольшое количество комментариев и просмотров. Собственникам ресурса необходимо более тщательно изучать отзывы и мнения по поводу качества и свойств предлагаемой продукции, чаще размещать хештеги при публикации материалов, добавить рубрику с отзывами и уже на основании этого формировать более привлекательные предложения.
Страница в блоге «Дзен» занимает второе место по количеству подписчиков - 29 900. Эта платформа, представляющая из себя своего рода интернет-журнал, позволяющая коммуницировать с аудиторией на определенную тематику, маркетплейсом используется менее активно, чем страница «ВКон-такте». Но в предлагаемых к прочтению и обсуждению материалах содержатся хештеги со ссылкой на продукцию фермеров. Собственникам «Ешь Деревенское» также необходимо более активно выстраивать коммуникации с подписчиками, с учетом характерных особенностей ресурса: интерактивности, использования технологий, позволяющих аудитории проявлять творчество, личностное или групповое самовыражение. С учетом того, что «Дзен» признан одним из наиболее популярных блогов в Интернете [11], благодаря регулярным и интересным публикациям, с учетом потребностей аудитории,
количество подписчиков можно значительно повысить, добившись этим и увеличения количества клиентов.
Количество подписчиков в мессенджере «Tel-egram» «Ешь Деревенское» составляет чуть больше 2 000 пользователей. Данный телеграмм-канал набирает всю большую популярность среди пользователей социальных сетей, с учетом этого фактора несколько активизировалась и деятельность мар-кетплейса на данном ресурсе: появились видеоматериалы (месяц назад их не было), анкеты-опросы, состоящие из трех-четырех вопросов, что является свидетельством того, что ресурс понимает важность площадки для коммуникации с аудиторией и пытается увеличить количество своих подписчиков.
Итак, все представленные интерактивные инструменты взаимодействия с общественностью (сайт, социальные сети, блогосфера) открывают для маркетплейса широкий спектр возможностей [12]: способствуют повышению имиджа, налаживают контакт с потребителем (через прямое общение, опросы, обсуждения, отзывы на сайте), рассказывают о компании и её продукции, оповещают о новинках и других изменениях наиболее быстрым, дешёвым и повсеместно доступным способом.
На всех страницах располагается общая информация (вид деятельности, контактные данные, обзор ассортимента), на аватаре установлен логотип компании, кроме страницы на видеохостинге «YouTube». Контент постов в большей степени однотипный - продукция, периодически размещается информация о конкурсах и розыгрышах, иногда публикуются опросы, поздравления подписчиков с праздниками. Для удобства клиентов при поиске используются хештеги.
Маркетплейс «ТВОЙПРОДУКТ»
Маркетплейс «ТВОЙПРОДУКТ»7, размещенный на интернет-сайте tvoyproduct.ru, позиционирует себя как информационно-торговая платформа продовольственного рынка. Ресурс работает как с розничными покупателями, предлагая им 540 282 наименования изделий, так и с юридическими лицами, с ассортиментом 58 372 товара. В разделе «опт» можно разместить предложения об оптовых поставках, предлагая продукцию к продаже или информируя о желаемых условиях ее приобретения.
Раздел маркетплейса, посвященный гастроту-ризму, предлагает обширную географию мест посещения. Наличие медиаресурса «Твой продукт Медиа» с вкладками: новости, рецепты, здоровье, быт, истории - позволяет объединить различные
! REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS
направления ресурса в единое информационное пространство, формируя интерес у целевой аудитории платформы к различным видам продукции и создавая инфоповоды для коммуникации между участниками.
Ежедневная аудитория маркетплейса составляет порядка 500 000 человек. Услуги сервиса для производителей являются бесплатными, предоставляется техническая поддержка, позволяющая авто-
матически обрабатывать заказы. Доставка товара осуществляется продавцом самостоятельно. Покупатель и продавец могут поддерживать связь по внутреннему мессенджеру. Взаимодействие через мессенджеры позволяет оперативно отвечать на сообщения, решая все текущие вопросы в онлайн-формате и создавая удобный и современный формат коммуникации, что, безусловно, является преимуществом данной площадки.
Таблица 3. Коммуникационная стратегия маркетплейса «ТВОИПРОДУКТ» в социальных сетях Table 3. Communication strategy of the marketplace «TVOYPRODUKT» in social networks
Социальные сети / Social networks
Показатель / Index Telegram ВКонтакте / VKontakte Одноклассники / Odnoklassniki YouTube
Подписчики/ Followers
Частота публикаций / Publication frequency
Комментарии / Comments Лайки/просмотры / Likes/wiews Видеопосты / Video posts
Хештеги / Hashtags
Отзывы / Rewiews
82
1 -2 раза в месяц / 1 -2 times a month
1-2
До / Before 10/50
1-2 раза в месяц / 1 -2 times a month Ссылки на продукцию фермеров / Links to farm products Нет рубрик с отзывами / No reviews section
1593
1 -2 раза в месяц / 1 -2 times a month
Почти нет / Almost not Почти нет / Almost not 1 раз в месяц / 1 times a month
Нет / No
Нет рубрики с отзывами / No reviews section
Полная / Complete Полная / Complete
Низкая, приток аудитории / Low, influx of audience
Низкая, приток аудитории / Low, influx of audience
1371
Больше 2 лет не
размещается информация / No information has been posted for more than 2 years
нет/no 1-2
Нет / No
Нет рубрики с отзывами / No reviews section
Полнота описания (характер деятельности, адрес, номер телефона, ссылка на официальный сайт) / Completeness of the description (nature of activity, address, phone number, link to the official website) Степень вовлечённости аудитории / Degree of audience involvement
Источник. Составлено автором на основе анализа данных из Интернета
Полная / Complete
Низкая, приток аудитории / Low, influx of audience
4760
1 раз в месяц / 1 times a month
100-105 000
1 раз в месяц / 1 times a month
Нет рубрики с отзывами / No reviews section
Полная / Complete
Низкая, приток аудитории / Low, influx of audience
РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА ]
У маркетплейса «ТВОЙПРОДУКТ» созданы также и страницы в социальных сетях (таблица 3), наполнение которых можно охарактеризовать как однообразное. Активность на страницах - невысокая, публикации размещаются один-два раза в месяц. Сайт маркетплейса tvoyproduct.ru удобен и прост для пользователя, все вкладки быстро открываются, подбор продуктов формируется с уточнением геолокационной информации. Большое количество поставщиков позволяет предлагать большой ассортимент товаров в разных регионах. С учетом вышеперечисленного можно сделать заключение, что основной площадкой для коммуникационной активности маркетплейса является сам сайт.
«АгроМП»
«АгроМП», размещенная на интернет-сайте agromp.ru, - автоматизированная онлайн-платформа, предоставляющая возможность выбора сельскохозяйственной продукции и техники более 1000 наименований8. Маркетплейс объединяет всех, кто связан с отраслью: фермеров, владельцев магазинов, представителей предприятий общественного питания, крупный бизнес [13]. Маркетологи ресурса придумали несколько уникальных предложений, выделяющих площадку среди конкурентов и ориентированных как
на небольшие фермерские хозяйства, так и крупные компании: прием индивидуальных заказов на выращивание и производство сельскохозяйственной продукции; формирование запроса на приобретение интересующих товаров через вкладку «биржа»; предоставление информационных материалов для открытия магазина. «Агро МП» в стремлении выстроить доверительные взаимоотношения с клиентами информирует партнеров о готовности обслуживать крупные рынки сбыта за счет создания сетевого эффекта. Сотрудничество с крупным бизнесом в качестве потребителя продукции, представленного на ресурсе, - это возможность для платформы увеличить размеры оборотных финансовых средств, позволяющих и дальше развивать ресурсы различной направленности [14]. Размещение информации о продуктах и услугах на маркетплейсе бесплатные. Партнерам платформы доступна статистическая информация по заказам, а также предоставляется канал связи для облегчения и ускорения внутренних коммуникационных процессов. Доставка осуществляется продавцом. Коммуникационная политика ресурса кажется максимально клиентооринтированной, способствующей как привлечению и сохранению клиентов, так и укреплению имиджа маркетплейса.
Таблица 4. Коммуникационная стратегия маркетплейса «АгроМП» в социальных сетях Table 4. Communication strategy of the AgroMP marketplace in social networks
Показатель / Index
Социальные сети/ Social networks
ВКонтакте / VKontakte
Одноклассники / Odnoklassniki
Подписчики / Followers
Частота публикаций / Publication frequency
1203
С марта 2022 г. по сентябрь не было публикаций / From March 2022 to September there were no publications
2
Последняя публикация в марте 2022 / Last published March 2022
Комментарии / Comments Почти нет / Almost not Нет / No
Лайки/просмотры / Likes/wiews Почти нет/ Almost not /50 1-2
Видеопосты / Video posts 1 раза в месяц / 1 times a month
Хештеги / Hashtags Нет / No Нет / No
Отзывы / Rewiews Нет рубрики с отзывами / No reviews section Нет рубрики с отзывами / No reviews section
Полнота описания (характер деятельности, адрес, номер телефона, ссылка на официальный сайт) / Completeness of the description (nature of activity, address, phone number, link to the official website) Степень вовлечённости аудитории / Degree of audience involvement
Источник: составлено автором на основе анализа данных из Интернета
Полная / Complete
Низкая, приток аудитории / Low, influx of audience
Полная / Complete
Низкая, приток аудитории / Low, influx of audience
! REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS
Что касается продвижения продукции и коммуникации с общественностью через социальные сети, собственники платформы осознают важность этих инструментов маркетинга, о чем свидетельствуют созданные страницы в социальных сетях «ВКонтак-те» и «Одноклассниках» (таблица 4), но не предпринимают пока никаких усилий для их развития. Все коммуникации с общественностью происходят через сайт маркетплейса, который удобный и современный, содержит много полезной информации в соответствии с предлагаемыми товарами и услугами.
«Поле.рф»
Агромаркетплейс «Поле.рф»9, созданный в формате электронной платформы и размещенный на сайте поле.рф, работает исключительно с юридическими лицами (B2B). Платформа специализируется на продвижении продукции, необходимой для предприятий отрасли в каждодневной деятельности: удобрениях, семенах, средствах защиты растений и сельскохозяйственной технике, а также является
площадкой, на которой агропромышленные комплексы могут продавать свой урожай, а потребители закупать оптом продукцию сельскохозяйственных компаний.
Коммуникационная политика ресурса носит комбинированный характер. Какие-то процессы взаимодействия автоматизированы и осуществляются в соответствии с установленными шаблонами, какие-то носят индивидуальный характер. Например, условия сотрудничества с каждым клиентом обсуждаются персонально и не подлежат огласке, а сделки по купле-продаже, с возможностью заключения договора, оформляются на площадке ресурса в онлайн-режиме.
Логистика осуществляется сторонними подрядчиками за счёт продавца или покупателя, по договоренности сторон. «Поле.рф» при совершении сделки проводит проверку качества товара, с оформлением необходимой документации по сделке, включая выставление и оплату счета.
Таблица 5. Коммуникационная стратегия маркетплейса «поле.рф» в социальных сетях Table 5. Communication strategy of the «pole.rf» marketplace in social networks
Показатель / Index
Социальные сети / Social networks
Telegram «работаю в поле» / «rabotayu v pole»
Дзен / Dzen
Подписчики / Followers
Отзывы / Rewiews
Полнота описания (характер деятельности, адрес, номер телефона, ссылка на официальный сайт) / Completeness of the description (nature of activity, address, phone number, link to the official website)
1160
Нет рубрики с отзывами / No reviews section
Полная / complete
2700
2-3 публикации в месяц / 2-3 times a month Нет / No
2-3
1 раз в месяц / 1 times a month
Нет рубрики с отзывами / No reviews section
Полная / Complete
Степень вовлечённости аудитории / Низкая, приток аудитории / Низкая, приток аудитории /
Degree of audience involvement Low, influx of audience Low, influx of audience
Источник. Составлено автором на основе анализа данных из интернета
У ресурса «Поле.рф» есть журнал с одноименным названием, который публикует новостную информацию и статьи на различные актуальные темы по отрасли, ведется активная публикационная деятельность. На странице журнала так же, как и на
основной странице агромаркетплейса, размещены ссылки на страницы в мессенджере «Telegram» и блоге «Дзен» (таблица 5). Страница «работаю в поле» в «Telegram» позиционируется как медиа для фермеров, материалы размещаются стабильно, с
VWWWWW рргипнд пкнля и птрдг/ifra я жпнпмнк'л VWWWWW
¿^•émi^h^^i^^^i^^i^, РЕ1 И ОПАЛ D ПАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
определенной периодичностью, в качестве тем для публикаций служит актуальная и полезная информация, интересная для сельхозпроизводителей. В «Дзен» публикуются более развернутые материалы, тоже с определенной периодичностью, но реже. Однако на всех ресурсах не очень активная вовлеченность общественности для обсуждения поднимаемых тем в публикациях. Ресурс размещает также и рекламу в Интернете, которая появилась в формате баннерной рекламы на моем компьютере, сразу после посещения сайта агромаркета.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что проанализированные цифровые площадки агропромышленного комплекса разработаны с ориентацией на две целевые аудитории: производителей и поставщиков продукции и потребителей товаров и услуг [15]. Производители и поставщики используют электронные площадки в качестве каналов сбыта и коммуникации с клиентами, являясь при этом получателями услуг, предлагаемых платформами [16]. Конечные потребители имеют возможность выбирать интересующие наименования продуктов, ориентируясь на прямую информацию, размещенную на платформе непосредственно от поставщиков, и косвенную от маркетплейса, предлагаемую в формате отзывов, новостных и аналитических материалов с фото- и видеоиллюстрациями, а также ссылок и хештегов.
Продвижению платформы, размещенной на интернет-сайте, маркетплейсы уделяют большое внимание, но не всегда достаточно активно занимаются популяризацией своего бренда в социальных сетях [17], даже при наличии зарегистрированных страниц. Однако две площадки из четырех проанализированных «Ешь Деревенское», «поле.рф», достаточно активно продвигают страницы в соци-
альных сетях, улучшая новостной контент, добавляя видеоматериалы, пользующиеся популярностью среди пользователей. Стоит также отметить, что интернет-продвижение в целом характеризуется частой сменой лидеров и появлением новых ресурсов и форматов [18], и даже крупные компании не всегда оперативно реагируют на изменения. Поэтому коммуникационные стратегии агропромышленных маркетплейсов в целом развиваются в соответствии с современными трендами, с учетом потребительских предпочтений [19]. Тем не менее оптимальным условием для эффективного развития является ведение активности сразу на нескольких платформах. Причём необходимо не только правильно подбирать ресурсы, но и создавать для них разные контенты [20]. К сожалению, размещаемая информация на ресурсах не отличается разнообразием и не создается с учетом особенностей его целевой аудитории. Коммуникации не приносят достаточной отдачи и в качестве обратной связи. Платформы проводят мало опросов и обыденных обсуждений, что также не позволяет страницам обрести большую популярность и вызывать больше положительных эмоций у аудиторий.
Вместе с тем, как показал анализ ресурсов платформ, их владельцы уделяют большое внимание коммуникациям на интернет-сайте ресурса, что свидетельствует о заботе как о своих поставщиках, так и клиентах, желании сохранить их.
Таким образом, на данный момент для развития маркетплейсов в Интернете имеется множество перспектив и возможностей. Но и конкуренция среди аналогичных площадок тоже будет только увеличиваться в свете стремительного развития цифровых технологий, платформам необходимо совершенствовать как каналы продвижения, так и коммуникационные процессы.
Примечания:
1 What are the top online marketplaces? Digital Commerce 360. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.digitalcommerce360.com/article/infographic-top-online-marketplaces/
2 Интернет-торговля в России 2020. Datainsight.ru. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://datainsight.ru/sites/default/files/DI_eCommerce2020.pdf
3 Оптимистичный прогноз: что ждёт маркетплейсы в будущем. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vc.ru/marketing/466903-optimistichnyy-prognoz-chto-zhdet-marketpleysy-v-budushchem (дата обращения: 04.10.2022).
4 21 вывод из огромного исследования маркетплейсов в России. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://texterra.ru/blog/glavnye-trendy-rynka-marketpleysov-v-rossii-v-2022-godu-ogromnoe-issledovanie.html (дата обращения: 04.10.2022).
5 Медиапотребление 2022. MediaScope. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mediascope.net/library/presentations (дата обращения: 12.11.2022).
^^WWW^^WW пгппыл i л мп сггтппл т сглилмггг
nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMILb_
6 Ешь Деревенское - маркетплейс по доставке продуктов. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://esh-derevenskoe.ru/about_us
7 Твой продукт - продовольственный сервис. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tvoyproduct.ru/
8 «АгроМП» - онлайн-площадка для продажи и покупки агропродукции. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://agromp.ru/o-servise/
9 Поле.рф - маркетплейс для аграриев. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа:_https://xn--e1alid.xn--p1ai/
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Марченков А. А. Маркетплейсы как главный тренд электронной коммерции // Научные стремления. 2019. № 26. С. 65-67.
2. Макарова А. Е. Преимущества использования компаниями SMM-маркетинга // Вестник науки. 2019. № 9. С. 9-11.
3. Иваненко О. Б., Степанова А. О., Ковалев А. И. Тенденции цифровизации экономики России // Вестник СИБИТа. 2021. № 2. С. 60.
4. Баторшина Г. Д. Особенности развития предприятий малого и среднего предпринимательства в период пандемии COVID-19 // Экономика образования. 2022. № 1. С. 84-91.
5. Устинова О. Е. Социальные медиа как маркетинговый инструмент в цифровой экосистеме // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2020. № 3-1.
6. Куликова Е. С. Контент как один из инструментов цифрового маркетинга // Московский экономический журнал. 2020. № 7. С. 29.
7. Иванова В. Н., Серегин С. Н., Семин Д. В. Создание современной инфраструктурной системы агропро-довольственного рынка - основные направления развития // Пищевая промышленность. 2015. № 12. С. 8-14.
8. Варачев И. Н. Социальный медиа-маркетинг как вид современной бизнес-коммуникации // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 94. С. 40-42.
9. Варданян Г. А. PR и реклама: взаимосвязь и применение при продвижении // Аллея науки 2020. Т. 1. № 3 (42). С. 730-735.
10. Баторшина Г. Д. Цифровые технологии в АПК на примере электронной платформы «Россельхозбан-ка» svoe-rodnoe.ru // Вестник НГИЭИ. 2022. № 4. С. 151-162.
11. Емельянова Д. В., Юсова М. В., Кондратьева М. Н. Маркетинговые исследования эффективности рекламы // Горизонты экономики. 2020. № 2 (55). С. 64-71.
12. Родина А. А., Куликова Е. С. SMM как площадка для бизнеса // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2020. № 5. С. 27.
13. Бутырин В. В., Бутырина Ю. А., Черненко Е. В. Трансформация управления инновационными процессами в условиях перехода к цифровой агроэкономике // Экономика сельского хозяйства России. 2019. № 12. С. 43-47.
14.1Самиев П. А., Закирова В. Р., Швандар Д. В. Экосистемы и маркетплейсы: обзор рынка финансовых услуг // Финансовый журнал. 2020. № 5. С. 86-98.
15. Васильева Е. А. Как сделать рекламу эффективной? 25 беспроигрышных идей. Практическое пособие, 2-е изд. М. : Дашков и К, 2017. 160 с.
16. Иванова Т. Ю. Особенности маркетинга в социальных медиа в условиях цифровизации // Экономический журнал. 2018. № 3 (51). С. 67-76.
17. Уманская М. В. SMM как элемент стратегии развития предприятия // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 6. С. 104-106.
18. Макарова А. Е. Сложности использования SMM-маркетинга // Вестник науки. 2019. № 10 (19). С. 18-20.
19. Кузьмин В. В. Информационные риски в постиндустриальном обществе // Манускрипт. 2018. № 9 (95). С. 67-71.
20. Гурцкая Б. Т. Продвижение продуктов с помощью SMM // E-Scio. 2020. № 1 (40). С. 294-303.
Статья поступила в редакцию 16.08.2022; одобрена после рецензирования 12.09.2022;
принята к публикации 14.09.2022.
VWWWWW рргипнл пкнля и птрлгtifra я жпнпмнк'д VWWWWW
РЕ1 ИипАЛРПАЯ И УМГЛСЛЕВАП ЭКипиМИКА
Информация об авторах:
Г. Д. Баторшина - доцент Департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса, генеральный директор, Spin-код: 1224-6400;
И. Н. Молодцов - к.п.н., руководитель Департамента массовых коммуникаций и медиа бизнеса, Spin-код: 7756-1504.
Заявленный вклад авторов: Баторшина Г. Д. - сбор, обработка и анализ материала, подготовка текста. Молодцов И. Н. - анализ и дополнение текста статьи.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
REFERENCES
1. Marchenkov A. A. Marketpleysy kak glavnyy trend elektronnoy kommertsii [Marketplaces as the main trend of e-commerce], Nauchnyye stremleniya [Scientific aspirations], 2019. No. 26. pp. 65-67.
2. Makarova A. E. Preimushchestva ispol'zovaniya kompaniyami SMM-marketinga [Benefits of using SMM marketing by companies], Vestniknauki [Bulletin of Science], 2019. No. 9.
3. Ivanenko O. B., Stepanova A. O., Kovalev A. I. Tendentsii tsifrovizatsii ekonomiki Rossii [Trends in the digitalization of the Russian economy], Vestnik SIBITa [Bulletin of SIBIT], 2021, No. 2, pp. 60.
4. Batorshina G. D. Osobennosti razvitiya predpriyatiy malogo srednego predprinimatel'stva v period pandemii COVID-19 [Features of the development of small medium-sized enterprises during the COVID-19 pandemic], Ekonomika obrazovaniya [Economics of education], 2022, No 1, pp. 84-91.
5. Ustinova O. E. Sotsial'nyye media kak marketingovyy instrument v tsifrovoy ekosisteme [social media as a marketing tool in the digital ecosystem], Bol'shaya Yevraziya: razvitiye, bezopasnost', sotrudnichestvo [Big Eurasia: development, security, cooperation], 2020, No. 3-1.
6. Kulikova E. S. Kontent kak odin iz instrumentov tsifrovogo marketinga [Content as one of the digital marketing tools], Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal [Moscow Economic Journal], 2020, No. 7.
7. Ivanova V. N., Seregin S. N., Semin D. V. Sozdaniye sovremennoy infrastrukturnoy sistemy agroprodo-vol'stvennogo rynka - osnovnyye napravleniya razvitiya [Creation of a modern infrastructure system of the agro-food market - the main directions of development], Pishchevayapromyshlennost' [Food industry], 2015, No. 12.
8. Varachev I. N. Sotsial'nyy media-marketing kak vid sovremennoy biznes-kommunikatsii [Social media marketing as a type of modern business communication], Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki [Bulletin of the Amur State University. Series: Humanities], 2021, No. 94.
9. Vardanyan G. A. PR i reklama: vzaimosvyaz' i primeneniye pri prodvizhenii [ PR and advertising: relationship and application in promotion], Alleya nauki [Alley of Science], 2020, Vol. 1, No. 3 (42), pp. 730-735.
10. Batorshina G. D. Tsifrovyye tekhnologii v APK na primere elektronnoy platformy «Rossel'khozbanka» svoe-rodnoe.ru [Digital technologies in the agro-industrial complex on the example of the electronic platform of Ros-selkhozbank svoe-rodnoe.ru], Vestnik NGIEI [Bulletin NGIEI], 2022, No. 4, pp.151-162.
11. Emelyanova D. V., Yusova M. V., Kondrat'eva M. N. Marketingovyye issledovaniya effektivnosti reklamy [Marketing research on the effectiveness of advertising], Gorizonty ekonomiki [Horizons of the economy], 2020, No. 2 (55), pp. 64-71.
12. Rodina A. A., Kulikova E. S. SMM kak ploshchadka dlya biznesa [SMM as a platform for business], Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh nauk i tekhnologiy «Integral» [International Journal of Applied Sciences and Technologies «Integral»], 2020, №5.
13. Butyrin V. V., Butyrina Yu. A., Chernenko Ye. V. Transformatsiya upravleniya innovatsionnymi protses-sami v usloviyakh perekhoda k tsifrovoy agroekonomike [Transformation of the management of innovative processes in the context of the transition to a digital agro-economy], Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii [Agricultural Economics of Russia], 2019, No 12, pp. 43-47.
14. Samiev P. A., Zakirova V. R., Shvandar D. V. Ekosistemy i marketpleysy: obzor rynka finansovykh uslug [Ecosystems and marketplaces: an overview of the financial services market], Finansovyy zhurnal [Financial journal], 2020, No. 5.
Вестник НГИЭИ. 2022. N 11 (13S). C. 57-70. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2022. N 11 (13S). P. 57-70. ISSN 2227-9407 (Print)
^^WWW^^WW втпмл! л Ain сггтпвл! [глилшгс
REGlONAL AND JCLl ORAL ELonom1LJ_
15. Vasilyeva E. A. Kak sdelat' reklamu effektivnoy? 25 besproigryshnykh idey [How to make advertising effective? 25 Win-win Ideas], 2-nd ed., Moscow: Dashkov i K, 2017, 160 p.
16. Ivanova T. Yu. Osobennosti marketinga v sotsial'nykh media v usloviyakh tsifrovizatsii [Features of marketing in social media in the context of digitalization], Ekonomicheskiy zhurnal [Economic Journal], 2018, No. 3 (51).
17. Umanskaya M. V. SMM kak element strategii razvitiya predpriyatiya [SMM as an element of an enterprise development strategy], Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i yestestvennykh nauk [International Journal of the Humanities and Natural Sciences], 2018, No. 6.
18. Makarova A. E. Slozhnosti ispol'zovaniya SMM-marketinga [Difficulties in using SMM marketing], Vestnik nauki [Bulletin of Science], 2019, No. 10 (19).
19. Kuzmin V. V. Informatsionnyye riski v postindustrial'nom obshchestve [ Information risks in post-industrial society], Manuskript [Manuscript], 2018, No. 9 (95).
20. Gurtskaya B. T. Prodvizheniye produktov s pomoshch'yu smm [Promotion of products using smm], E-Scio [E-Scio], 2020, No. 1 (40).
The article was submitted 16.08.2022; approved after reviewing 12.09.2022; accepted for publication 14.09.2022.
Information about the authors: G. D. Batorshina - Associate Professor of the Department of Mass Communications and Media Business, General Director, Spin-code: 1224-6400;
I. N. Molodtsov - Ph. D. (Political), Head of the Department of Mass Communications and Media Business, Spin-code: 7756-1504.
Contribution of the authors: Batorshina G. D. - collection, analyzing and processing of materials, preparation of the text. Molodtsov I. N. - analysis and addition of the text of the article.
The authors declare no conflicts of interests.